Режиссер: Ричард Лестер
Продюсер: Деннис О'Делл, Ричард Шеферд
Исполнительный продюсер: Рей Старк
Сценарий: Джеймс Голдман
Оператор: Дэвид Воткинс
Композитор: Джон Бэрри
Художник: Майкл Стрингер
В ролях: Шон Коннери (Робин Гуд), Одри Хепберн (Мэриан), Роберт Шоу (шериф Ноттингема), Ричард Харрис (король Ричард Львиное Сердце),
Никол Вилльямсон, Кеннет Хей, Ронни Баркер, Денхолм Эллиот, Ян Холм и др.
Время: 106 минут
Бюджет: $ 5,000,000
Сборы в США: $ 4,000,000
Премьера в США: 11 марта 1976 года (Нью-Йорк), выход в прокат в апреле 1976 года.
Премьера в Великобритании: 27 мая 1976 года.
Премьера в Германии: 12 ноября 1976.
Премьера в Финляндии: 11 февраля 1977 года.
Премьера в Испании: 20 июля 1977.
Премьера во Франции: 26 октября 1977.
Фильм «Робин и Мэриан» шел в советском прокате под названием «Возвращение Робин Гуда».
Этот классический фильм-вариация на «робингудовскую» тематику, решительно непохож ни на какие другие версии
приключений легендарного разбойника. Но по духу фильм все же близок средневековым балладам о Робине Гуде и, может быть, поздним
шекспировским драмам.
История, рассказанная в нем, такова. Проведя двадцать лет в Крестовых походах и странствиях по Святой земле, постарели, утомились от ран и лишений Ричард Львиное
Сердце и Робин Гуд (Шон Коннери).
Они постоянно препираются между собой, монарх притворно и непритворно гневается на своего строптивого и самовольного спутника,
однако относится к нему и как к верному лучшему рыцарю, и - отчасти - как Лир к любимому шуту.
Когда король умирает у стен не взятого им французского замка, умудренный годами Робин, махнув рукой на неосуществленную мечту Ричарда,
в компании со старым спутником еще по Шервудскому лесу Маленьким Джоном, возвращается в родную Англию. Куда конкретно? Да все туда же, в лес,
где встречает нескольких своих прежних товарищей и, наведавшись в расположенный неподалеку монастырь, обнаруживает там Мэриан (Одри Хепберн),
когда-то беззаветно его любившую. Долгие годы не получая от Робина никаких вестей, она постриглась в монахини и со временем стала
настоятельницей женского монастыря, аббатисой Киркли. Между ними вспыхивает прежняя
страсть.
Шериф Ноттингема, будучи как-никак политиком и вассалом нового короля, должен искоренить всякие
воспоминания о зеленой вольнице былых времен. А вольница между тем, кажется, возвращается. К Робину, занятому восстановлением
амурных отношений с Мэриан, потихоньку стекаются недовольные. Лесные братья дают достойный отпор людям шерифа, однако когда
король Джон высылает против них регулярное войско, становятся перед дилеммой: бежать или погибнуть в открытом сражении. В последний
момент несчастных спасают Робин Гуд и... шериф. Последний ведь тоже постарел и задумался о душе.
Они бы, наверное, могли сделаться добрыми товарищами, Робин и шериф, по-стариковски сидеть с бокалами вина у камелька и вспоминать
былые подвиги. Но такова уж во все времена политика и такова социальная инерция: один не может как бы предать идеалов молодости,
другой - выступить с разумными предложениями против королевской гордыни, оба вместе не могут поступиться принципами, а потому оба
и погибают, заменив честным поединком кровопролитное сражение, в котором, несомненно, погибли бы все люди Робина и многие люди
шерифа. Они щадят друг друга в поединке, щадят так долго, покуда это возможно, но кто-то обязательно должен победить.
Побеждает смерть, нет, гибель ВО ИМЯ: шериф погибает на поле боя, Робин спустя несколько часов умирает от полученных ран и смертельного напитка, приготовленного Мэриан, чтобы облегчить страдания. Она сама также пьет из отравленного кубка.
Миф, обретя черты реальности, завершается, легенда же остается, даже, более того, становится еще прекраснее, ибо
ведь не только за братьев своих отдают жизни старые рыцари, но и за самих себя - тех, молодых и веселых, отважных и отчаянных,
ЛЕГЕНДАРНЫХ...
Прекрасная философско-поэтическая драма Ричарда Лестера по сценарию Джеймса Голдмана, как по нотам разыгранная великими
актерами в пору их жизненного и творческого расцвета. Фильм сам по себе - легенда.
Ричард Лестер (Richard Lester)
англо-американский режиссер родился 19 января 1932 года в Филадельфии. Сын учителя и медсестры, он очень рано проявил
свои способности, поступив в школу в трехлетнем возрасте, а в Пенсильванский университет - в 15 лет. В студенческие годы
Лестер сочинял легкою музыку, пел в вокальном ансамбле и работал на телестудии рабочим сцены. Окончив университет по
специальности «клиническая психология», он продолжил работу на телевидении и вскоре стал довольно успешным режиссером
на Си-Би-Эс. Тем не менее, через несколько лет он покидает Америку и разъезжает по Европе, зарабатывая на хлеб игрой на
рояле и гитаре в кафе. Обосновавшись в 1956 году в Лондоне после женитьбы на Дайдре Смит, балетной танцовщице и хореографе,
Лестер снова поступает на телевидение и уже через несколько лет возглавляет собственную программу «Шоу Дика Лестера».
Сотрудничество с известным комиком Питером Селлерсом привело к созданию телевизионного варианта «Идиотских шоу» (1958),
с которыми Селлерс и Спайк Маллиган уже несколько лет выступали на радио.
С Селлерсом же Лестер снимает свой первый короткометражный «Бегущий, скачущий и спокойно стоящий фильм»
(1960). Этот фильм определил эстетику дальнейших его работ: ослабленный сюжет, где каждый эпизод строится на трюке иле комической
репризе, необычные ракурсы, ускоренная или замедленная съемка, рваный стремительный монтаж, во многом обязанный телевизионному
методу съемки сразу несколькими камерами, сюрреалистический юмор, повышенная роль музыкальных номеров.
В творчестве Лестера в полной мере нашел отображение господствовавший в 60-е годы спонтанно-импульсивный «молодежный стиль жизни»,
отрицавший традиционные буржуазные ценности. Первый фильм, создавший Лестеру имя - «Вечер трудного дня» (1964) с участием квартета «Битлз».
В своем следующем фильме с участием «Битлз» «На помощь!» (1965), Лестер уже максимально приближается к форме видео клипа в рамках
полнометражной эксцентрической комедии с музыкальными номерами. Комедия на молодежную тему «Сноровка и как ее приобрести» 1965,
заслужила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Лестер снял антивоенные сатирические фильмы «Как я выиграл войну» 1967; «Жилая комната» 1969.
В более поздних работах Лестера начинают преобладать черты стилизаторства, они не столь эксцентричны,
хотя и сохраняют определенную долю юмора по отношению к персонажам: «Три мушкетера: Подвески королевы» (1974),
«Четыре мушкетера: Месть миледи» (1975), мелодрама с политическим фоном «Куба» (1979) с участием Шона Коннери, «Робин и Мэриан» (1976); «Супермен II и III»
(1980, 1983).
«Коламбиа пикчерс» предлагала режиссеру Ричарду Лестеру разные
проекты, но он выбрал, как он сам говорил, прекрасный, пахнущий медом сценарий Джона Голдмана,
дававший возможность совершенно по-новому взглянуть на старую историю о Робин Гуде. Недаром
рабочее название картины было «Смерть Робин Гуда», в последнюю минуту перед выпуском фильма
замененное под нажимом продюсеров на более коммерческое.
Сценарист фильма Джон Голдман мудро отказался соперничать с героическим изображением Робин Гуда,
созданным на экране Эрролом Флинном, предложив свое видение знаменитой легенды. Он показал уже постаревшего Робина, который разочарован, потерян и угнетен, пока роман с его давней любовью Мэриан не разгорается вновь.
Это придает его жизни новый смысл и стремления. Голдман предложил этот взгляд на легенду о Робин Гуде еще в середине 1960-х для театральной сцены. Однако проект так и не был осуществлен, пока кто-то не сказал, что идеи сценариста больше подойдут для кино.
Не смотря на то, что еще не было никакого сценария, Голдман получил предложение от студии «Коламбиа пикчерс» в 1971 году. Однако, финансовые беды, затронувшие студию, стали причиной того, что работа над проектом была отложена на несколько лет.
Позднее концепция была пересмотрена, и Голдман пробовал заинтересовать проектом режиссера Девида Лина (David Lean).
Так вышло, что они не нашли взаимопонимания, Голдману дали понять, что Лин отверг его предложение, хотя на самом деле режиссер даже не читал сценарий.
Картина «Робин и Мэриан» имела большое значение в связи с возвращением на экран, после 8-ми летнего
перерыва Одри Хепберн, актрисы, очень нравившейся Коннери. Уйдя из кинематографа в 1967 году после съемок в фильме
Стенли Донена «Двое в дороге», Одри Хепберн довольно долго и не помышляла о работе в кино, посвятив себя семье.
Режиссеры пытались вернуть актрису на съемочную площадку, предлагая ей роли в таких фильмах, как «Николай и Александра» (Nicholas and Alexandra / 1971),
«Сорок карат» (Forty Carats / 1973), «Семейный портрет в интерьере» (Gruppo di famiglia in un interno / 1974) реж. Лукино Висконти и «Слишком далекий мост» (A Bridge Too Far / 1977) с участием целой плеяды звезд, включая Шона Коннери.
Мысль о кино приходила к Одри только во время посещения кинотеатра. Как она говорила, новые фильмы отнюдь не пробуждали
в ней желания возвратиться в мир кино. Насилие на экране ужасало ее. Одри однажды заметила, что «Заводной апельсин» -
это «одна из самых жестоких и бессердечных вещей, которую мне пришлось высидеть с начала до конца». Ее развлекали
комические приключения Джеймса Бонда. Она обожала Шона Коннери, но ей не нравилось легкомысленное отношение Бонда
к смерти. «Он поступает с ними, как с бумажными носовыми платками», - говорила Одри о склонности Бонда разделываться
со своими врагами с легкой саркастической улыбкой на губах.
Шон Коннери и Одри Хепберн на съемках фильма «Робин и Мэриан».
В роли Мэриан сценарист видел только Одри Хепберн, но Голдман не стал посылать ей сценарий, так как считал это пустым занятием, он был уверен, что актриса откажется от съемок. Голдман знал, что Одри уже много лет не снимается в кино, отвергая все предложения.
По иронии судьбы, сценарий все-таки попал в руки Одри, и она ужасно хотела сыграть роль Мэриан, но чувствовала, что после стольких лет простоя ее никто не пригласит в эту картину. Многие месяцы были потрачены впустую, так как актриса и сценарист предполагали, что другая сторона не будет заинтересована.
Наконец контракт с Одри был подписан и Голдман приступил к поискам своего Робина из Локсли. Сначала Голдман предложил Шону Коннери роль Маленького Джона, но актер убедил создателей фильма, что ему больше подойдет роль Робин Гуда.
После этого Голдман предложил Ричарду Харрису сыграть роль Маленького Джона, а Николу Вилльямсону - роль короля Ричарда. Ни тот, ни другой не выказали интереса к предложенным ролям, но по совпадению, в один и тот же день они позвонили и сообщили, что хотят играть роль, предложенную другому актеру.
В итоге Ричард Харрис получил роль короля Ричарда, а Никол Вилльямсон - Маленького Джона.
Фильм «Робин и Мэриан» снимался жарким летом 1975 года в солнечной Испании, в окрестностях Памплоны, причем за очень короткий период
времени - всего шесть недель. Чтобы уменьшить бюджет фильма, решено было снимать фильм в Испании, где вероятность плохой погоды была небольшой, и не было никаких дорогих профсоюзов.
Местоположение съемок было весьма удобно, недалеко от Мадрида, где съемочная группа ежедневно просматривала отснятый материал.
Как рассказывал режиссер фильма Ричард Лестер, съемки специально наметили на лето, время школьных каникул, чтобы Одри не расставалась со своей семьей.
Это дало возможность Одри Хепберн взять с собой в Испанию сыновей Шона и Луку. Мальчишки с большим увлечением наблюдали за съемками, в особый восторг их приводило то, что их мама снимается вместе с самим Джеймсом Бондом - Шоном Коннери.
Шон Коннери на съемках фильма «Робин и Мэриан».
Главным фактором, почему Одри Хепберн согласилась на эту роль, стал оригинальный сценарий Джеймса Голдмана, рассказывающий историю любви уже немолодых людей, героиня Одри была одного с ней возраста (47 лет), не говоря уже о возможности работать вместе с Шоном Коннери.
«История любви зрелых людей» - так кратко Одри Хепберн определила суть фильма интервьюерам,
которым удалось прорваться на съемочную площадку. Одри нравилось, что в фильме показаны чувства, не подвластные
времени. Ей был близок образ немолодой женщины, которая хоть и не пытается скрыть свой возраст, все равно остается
желанной.
Шон Коннери искал возможность сняться в роли, подходящей для его возраста и
позволяющей проявить чувство юмора и душевную теплоту. Снискав похвалу критиков за приключенческие картины
«Человек, который хотел быть королем» и «Ветер и лев», Шон снова в фильме «Робин и Мэриан» обратился к историко-приключенческому жанру.
Коннери заявил журналистам: «Этот фильм - реалистичная история, но в ней есть юмор, который должен содержаться во всех хороших историях... Я заинтересовался этим фильмом не потому, что это очень интересная легенда, а потому, что это интересная интерпретация легенды».
Шон также рассыпался в похвалах своей партнерше по фильму: «В свое время я работал со многими актрисами, но Одри Хепберн - одна из немногих леди, с которыми я имел честь работать. И она - прекрасная, тонкая актриса, это счастье, работать с ней, она настоящий профессионал».
Одри отзывалась о Шоне с аналогичными похвалами, в результате их любовный дуэт на экране смотрелся очень убедительно. // далее
Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 8 марта 2012 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери» / 1998
«Режиссерская энциклопедия. Кино США»
Александр Уолкер «Одри»
Диана Мэйчик «Одри Хепберн»
Дональд Спото «Одри Хепберн»
«The Films of Sean Connery», Lee Pfeiffer and Philip Lisa / 1997
Jerry Vermilye «The Complete Films of Audrey Hepburn. Her Life and Her Career» / 1995
О фильме на IMDb