Интервью и публикации     
О фильме «Первый рыцарь»     
На главную     


  ЛЕГЕНДЫ О КОРОЛЕ АРТУРЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские

Предыдущая страница


 

АНТОНИО ПИЗАНО (ПИЗАНЕЛЛО)

Антонио Пизано (прибл. 1395-1455). Итальянский художник, более известен как Пизанелло.

К сожалению, до нашего времени сохранился лишь один ансамбль крупных настенных росписей эпохи раннего итальянского Возрождения, запечатлевших мотивы артуровских романов: это цикл фресок в Зале Пизанелло (Sala del Pisanello) герцогского дворца в Мантуе. Работа над незаконченными фресками, заказанными в конце 1440-х гг. правителем Мантуи маркизом Лодовико Гонзаго, была начата Пизанелло, одним из наиболее прославленных художников того времени. Рисунки по первому слою штукатурки были обнаружены на трех стенах зала (их размеры составляют 17,4 на 9,6 м). Однако лишь на одной из стен работа продвинулась до частичного заполнения контуров пигментом. На основании надписей на французском языке ученые сделали вывод, что речь идет об эпизодах из романа «Ланселот в прозе». Избранный заказчиком сюжет относится к истории посещения рыцарем Богортом (Борсом) замка короля Брангориса, участие Богорта в турнире и пире, его любовной интриги с дочерью короля и зачатие Элена Белого.


Пизанелло.
 

«АРТУРОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

675x1337 261kb

Фрески Уильяма Дайса (William Dyce). «Фрески королевской гардеробной».
(Картинку можно увеличить)

«Артуровское возрождение» - период в истории английского искусства XIX в.

Возобновление интереса к артуровской литературе в начале XIX века не оказывало сколько-нибудь заметного влияния на изобразительное искусство вплоть до середины века. Само «артуровское возрождение» в искусстве явилось феноменом викторианской эры. Оно выросло из идеалов и моральных установок предыдущего всплеска интереса к истории, так называемого готического возрождения, расцвет которого пришелся на середину XVIII в. История «артуровского возрождения» в общих чертах повторяет историю викторианской эпохи в Англии - от расцвета вскоре после коронации королевы Виктории и развития в последующие десятилетия до увядания к началу XX в. Можно сказать, что «артуровское возрождение» отражает взлет и упадок идеализма и романтики того времени.

После почти трех столетий забвения артуровские легенды появились среди тем английских художников - прежде всего в качестве патриотической аллегории. В 1848 г., по предложению принца Альберта, правительство заказало художнику Уильяму Дайсу фрески, которые проиллюстрировали бы легенду о короле Артуре. Эти фрески должны были украсить стены гардеробной королевы в новой королевской резиденции в Вестминстере. (Обычно этот проект называют для краткости «фресками королевской гардеробной»). Взяв за основу текст Мэлори, Дайс воплотил идеал британского героизма в персонажах легенды, а его морально-дидактический подход предопределил интерпретацию артуровского материала в «Королевских идиллиях» лорда Теннисона. Фрески Дайса стали неким идеальным прототипом - как в том, что касалось героической интерпретации легенды, так и в ее использовании в дидактических целях. Канон Дайса продержался на протяжении практически всего «артуровского возрождения».


Фрески Уильяма Дайса (William Dyce).
«Фрески королевской гардеробной».

Проект «фрески королевской гардеробной» пробудили широкий интерес к артуровской иконографии в 1850-х гг. Художники, участники движения прерафаэлитов, которых привлекла к артуровскому материалу поэзия Теннисона, попытались отыскать новый подход к этим темам, отличный от канона Дайса. Поэзия Теннисона приобретала все большее влияние, о чем свидетельствует хотя бы то, сколько художников пожелали принять участие в проекте «Моксон-Теннисон». Первое издание «Идиллий» в 1859 г. вознесло этот цикл до уровня романа Мэлори - как непревзойденного литературного источника мотивов и тем изобразительного искусства.

1066x1200 443kb

Уильям Дайс (William Dyce). «Mercy».
(Картинку можно увеличить)

Наиболее плодотворными годами «артуровского возрождения» стали 1860-е и 1870-е. Увлечение королем Артуром и рыцарями Круглого Стола охватило все сферы изобразительного искусства. Живописцы Королевской Академии искусств, включая Джеймса Арчера, Джозефа Ноэля Пейтона и Томаса Вулнера, следовали созданному Дайсом канону: на их полотнах преобладают монументальные фигуры рыцарей, запечатленных в момент совершения благородных подвигов. В противоположность им прерафаэлиты (в частности, Эдвард Берн-Джонс, Данте Габриэль Россетти и Артур Хьюз) отдали предпочтение пикантным амурным сценам. Излюбленными персонажами этих десятилетий стали Галахад и Элейна из Астолата, а наиболее популярными мотивами - приключения Ланселота и смерть Артура. В живописных полотнах, книжных иллюстрациях и настенных росписях повествование постепенно вытесняло аллегорию и аллегорические персонификации, но морализаторская дидактичность и монументальность изображаемых фигур в манере Дайса оставались неизменными. В этот период художники безоглядно смешивали мотивы, взятые из различных литературных источников (персонажи поэм Теннисона нередко соседствовали с рыцарями из романа Мэлори, а прекрасные дамы красовались в нарядах викторианской эпохи), возник и целый ряд оригинальных мотивов: удивительные пейзажи и таинственные ландшафты артуровского мира (с обязательными руинами на заднем плане), а также созданные под влиянием работ Россетти портреты легендарных femmes fatales. Огромной популярностью пользовались книжные иллюстрации, в особенности издания Теннисона с гравюрами Гюстава Доре и Джулии Маргарет Камерон. В эти десятилетия изобразительное искусство стремилось не отставать от литературных экспериментов.

1024x1283 369kb

Артур Хагес (Arthur Hughes) «Gareth helps Lyonors defeats Red Knight».
(Картинку можно увеличить)

В последние десятилетия XIX века наступает период упадка викторианского романтизма. Все чаще встречаются сюжеты и мотивы, которые свидетельствуют скорее о недостатке воображения, чем о богатой фантазии. Излюбленными темами - в особенности в кругу живописцев Королевской Академии - становятся смерть леди Шалотт и смерть короля Артура. Героические типажи уступают место изможденным, даже андрогинным формам, которые можно видеть в работах Эдварда Берн-Джонса и в особенности в иллюстрациях Обри Бердслея.

На рубеже столетий интерес к артуровским легендам практически иссяк. Их персонажи встречаются лишь в работах тех художников, которые стремятся подражать прерафаэлитам. Первая мировая война нанесла смертельный удар как по остаткам викторианского идеализма, так и по «артуровскому возрождению».

С изобразительным искусством Средневековья «артуровское возрождение» связывает лишь использование основных литературных сюжетов. С момента своего возникновения «артуровское возрождение» было ориентировано на аллегорию, сохранив на протяжении всего периода своего существования морально-этические установки и монархическую ориентацию. Эстетику «артуровского возрождения» лишь с натяжкой можно отнести к средневековой (а по мнению американского исследователя Роджера Лумиса - только в поверхностных деталях костюмов), в остальном она отражала викторианские вкусы современников. Изобразительный канон был основан на знании аудиторией литературных источников. В итоге даже темы произведений оказались современными, поскольку их брали, как правило, из переработок и адаптаций традиционного литературного материала, появившихся во второй половине XIX в.


Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse):

1048x1378 250kb 1009x1600 308kb 1046x703 163kb 1048x1418 312kb 1048x720 186kb 587x800 192kb 1048x1388 352kb 1048x1401 306kb 1046x1303 317kb 414x700 98kb 593x800 116kb 947x1600 274kb 1048x661 171kb 1048x805 237kb 1048x673 143kb 586x900 151kb Lady of Shalot 580x1000 265kb 532x800 87kb
 

ПРЕРАФАЭЛИТЫ

Члены объединения английских художников XIX в.

1039x1347 449kb

Уильям Холман Хант (William Holman Hunt) «Lady of Shalot».
(Картинку можно увеличить)

«Братство прерафаэлитов» было образовано в 1848 г. тремя молодыми художниками Уильямом Холманом Хантом (William Holman Hunt / 1827-1910), Джоном Милле (John Everett Millais / 1829-1896) и Данте Габриэлем Россетти (Dante Gabriel Rossetti / 1828-1882). Взбунтовавшиеся против застывших канонов Королевской Академии искусств, молодые художники стремились уничтожить штампы, в которые выродились достижения искусства эпохи Возрождения (прежде всего Рафаэль, отсюда и название).

Хант, Милле и Россетти пытались отыскать новые пути, исходя из более «наивного», непосредственного Треченто и Кватроченто, то есть искусства дорафаэлевской поры. Обращение именно к этой эпохе было связано еще и с интересом к средневековой и мистической культуре. Уже в 1849 г. (как это видно из незаконченного наброска «Смерть Артура» (Tate Gallery, London) Ф. С. Стивенса (1828-1907) «Братство» обратилось за подобными идеями к артуровской поэзии Альфреда Теннисона. В 1850 г. Уильям Хант воспользовался сюжетом «Леди Шалотт» (National Gallery of Victoria, Melbourne). Приблизительно в то же время он возобновил дружбу со своим бывшим преподавателем рисования Уильямом Дайсом, принял участие в проекте создания фресок для гардеробной королевы в королевской резиденции в Винчестере, а также привлек к нему Стивенса. Среди прочих художников прерафаэлитов, использовавших в своих работах артуровские темы, можно назвать Элизабет Сиддел (1831 (?)-1962).

1132x1638 848kb

Эдвард Берн-Джонс (Edward Burne-Jones) «The Merciful Knight».
(Картинку можно увеличить)

После того как в 1853 г. «Братство» было распущено, Данте Габриэль Россетти попытался претворить в жизнь проповедуемые прерафаэлитами идеалы живописи и в 1854 г. сам обратился к артуровской тематике, создав «Гробницу короля Артура» (частная коллекция), сюжет которой в литературных источниках отсутствует.

Артуровские сюжеты появлялись в живописи прерафаэлитов во время подготовки проекта, известного как «Моксон-Теннисон» (1857), а также проекта, задуманного (и не завершенного) исключительно «Братством» - фресками для здания Дискуссионного Общества Оксфордского университета (1857), который явился ответом Россетти на создание «фресок королевской гардеробной» в Винчестере. Россетти упрочил внутреннюю связь движения с артуровскими сюжетами, привлек к нему среди прочих художников Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Морриса. Одновременно изменилась ориентация движения - от Теннисона прерафаэлиты обратились к Мэлори. Увлечение Мэлори продержалось до самого конца «артуровского возрождения».

Артуровские сюжеты и мотивы стали общим местом, едва ли не символом принадлежности к движению в работах отдельных художников. Одновременно шла работа над групповыми проектами (например, витражные окна в музыкальном домике в Данлопе). В пику академической традиции излюбленным сюжетом стала запретная любовь. Художники, так или иначе связанные с движением, такие как Артур Хьюз, Фредерик Сэндис (1832-1904) и Фредерик Шилдс (1833-1911), разрабатывали или изобретали темы, лежащие вне литературы, сохраняя при этом эстетику прерафаэлитов с ее изящно удлиненными силуэтами, тщательной проработкой деталей и светящимися красками.

Пристрастие прерафаэлитов к литературным сюжетам и натуралистичность деталей стали едва ли не общим местом позднего «артуровского возрождения», повлияв на манеру даже художников круга Королевской Академии искусств, таких как Джеймс Арчер, Джон Листон Байм Шоу, Джордж Фредерик Уоттс и Джон Уильям Уотерхауз. Прерафаэлиты оставили отчетливый след в «артуровском возрождении», расширив как корпус материала, так и его иконографию и предложив альтернативную интерпретацию героических и этических сюжетов в противоположность официальному канону, пропагандировавшемуся правительством и Королевской Академией искусств.

Читать дальше


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские


 

Все о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола на нашем сайте:

О ФИЛЬМАХ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
Фильм «Первый рыцарь» 
Фильм «Меч отважного. Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» 

СТАТЬИ:
«Король Артур / Возвращение короля» 
«Легенды о короле Артуре в театре и кино» 
«Король Артур / Герои легенды» 
«Хронология событий, связанных с именем короля Артура» 
«Фильмы о короле Артуре / Фильмография» 
«Рыцари Круглого стола, история одной легенды» 
«Легенды о короле Артуре в изобразительном искусстве» 

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


Ernest Normand.
(Картинку можно увеличить)


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.