Джеймсу Бонду-Шону Коннери исполнилось 70 лет. В это трудно поверить, поскольку и в эти годы Коннери остается одним
из самых востребованных актеров Голливуда, одним из самых сильных англо-американских актеров, одним из самых красивых
героев мирового экрана.
Томас Шон Коннери родился 25 августа 1930 года в Эдинбурге, в Шотландии. Бросил школу в 13 лет, проходил военную
подготовку на курсах Британского легиона. В юности освоил профессии краснодеревщика, модели, охранника, гробовщика,
молочника и многие другие. Служил в Королевских Военно-морских силах Великобритании. Участвовал в международном
конкурсе Мистер Вселенная по бодибилдингу. В 1956 году дебютировал в кино («Обратной дороги нет»). В 1962 году
впервые сыграл Джеймса Бонда в фильме «Доктор Но». В 1983 году сыграл его в последний раз («Никогда не говори «никогда»»).
Из наиболее известных фильмов Коннери – семь фильмов бондианы, в том числе, «Из России с любовью», «Голдфингер»,
«Живешь только дважды», из небондианских – «Холм», «Имя розы», «Неприкасаемые», «Индиана Джонс и последний
крестовый поход», «Убийство в Восточном экспрессе», «Восходящее солнце», «Скала» и многие другие.
– В чем, по-вашему разница, между экшн-героями времен Джеймса Бонда и нынешними?
– Я недавно видел «Гладиатора», и мне он очень понравился. Мы были с женой, которая смотрела фильм со мной во
второй раз. Первый раз он ей не слишком понравился, но теперь она изменила свое мнение. Есть и другие фильмы,
которые для меня не очень сильно отличаются, например, от фильма «Из России с любовью», который мне нравится
больше других фильмов о Джемсе Бонде.
Этот неутомимый, сексапильный, энергичный шотландец успешно избежал опасности остаться на всю жизнь Джеймсом
Бондом, хотя он был и остается лучшим Бондом мирового экрана, и превратился в одну из наиболее крупных и
уважаемых звезд Голливуда. Появление в роли Джеймса Бонда сделало его идолом поколения 60-х. Во многом это
произошло потому, что он совершенно точно понял суть и происхождение характера, сыграв его с изяществом и
юмором. Успех в небондовских фильмах ему принесли работы в лентах Сидни Люмета «Холм» (1965), «Убийство в
Восточном экспрессе» (1974) и «Семейный бизнес» (1989). Но, несмотря на все его усилия и множество серьезных
ролей между ранними и поздним Бондами, публика зашлась от восторга, вновь увидев постаревшего Джеймса Бонда-Шона
Коннери в 1983 году в «Никогда не говори «никогда»».
– Какой из ваших фильмов вам больше всего нравится?
– Вряд ли я могу назвать один. Наибольшее удовольствие на съемках я получил от «Индианы Джонса».
– Всю жизнь вы были актером. Если бы вы им не стали, кем бы вы были?
– Во-первых, это неправда, что всю жизнь я был только актером. Я им стал фактически только после того, как
демобилизовался из Военно-морских сил, а было мне уже под тридцать. Возможно, я стал бы футболистом, я был в
профессиональной команде в Шотландии. Но, в общем, я не могу себе представить ничего другого.
– Вы довольны тем, как сложилась ваша жизнь, ваша карьера?
|
«Вы живете только дважды» |
|
– Даже если нет, что можно сделать? Как сложилось так и сложилось. Ты не можешь ничего изменить, надеюсь,
что хоть чему-то в жизни я научился.
Вновь Шон Коннери сломал свой бондовский имидж в фильме Жан-Жака Анно «Имя розы», а затем в «Неприкасаемых»
Брайана де Пальмы, получив за исполнение роли полицейского премию «Оскар» в категории «роль второго плана».
Одна из его лучших работ – папа Индианы Джонса в «Индиане Джонс и последнем крестовом походе». Немалый вклад
Шон Коннери внес и в тему «русские по-американски», снявшись в фильмах «Из России с любовью», «Охота за Красным
Октябрем» и «Русский дом». В числе недавних работ Коннери – «Первый рыцарь», «Мстители», «Западня». Его
актерскую работу в фильме «Найти Форрестера», европейская премьера которого состоится на Берлинском
кинофестивале, называют в числе главных претендентов на премию «Оскар». Критики утверждают, что это его лучшая
роль за всю карьеру.
– В фильме «Найти Форрестера» вы играете известного писателя. Вы давно уже являетесь мировой знаменитостью
сами, и все же, когда вы старались утвердить свою карьеру в стороне от Джеймса Бонда, легко ли вам было это сделать?
– Трудно проанализировать это в ретроспективе, но я помню прекрасно, что я просто не хотел больше оставаться
только Джеймсом Бондом, ведь это длилось и длилось до бесконечности, мне вносили изменения в расписание съемок,
чтобы освободить время для Бонда, и в конце концов я понял, что надо остановиться. Просто пришло время принять
какие-то решения, и я их принял. Я мог стать миллиардером, просто продолжая оставаться в образе агента 007, но
мне это было неинтересно. Я снялся тогда в «Холме» у Люмета и в ряде других фильмов, и повернул свою карьеру. Я
не собирался перевернуть весь мир кинобизнеса, просто я сделал свой выбор.
– Есть ли что-то общее между вами и Форрестером?
– Не думаю. Наиболее интересными в фильме для меня были отношения между прославленным писателем и простым
чернокожим мальчишкой из Бронкса, у которого те же задатки, что и у знаменитости. Ему было всего пятнадцать,
когда он впервые вышел на съемочную площадку, и я заботился о его роли больше, чем о своей. Он играл так, как
будто у него за плечами как минимум десятилетний опыт работы в кино. Он учился у меня, а я учился у него.
– Сейчас, перешагнув 70-летний порог и сыграв такое великое множество ролей, вы являетесь чем-то вроде ментора
для молодых актеров. А кто был вашим ментором?
– Есть актеры, которых я всегда любил, особенно английских – Ралф Ричардсон, Лоренс Оливье. Среди американцев –
это Спенсер Трейси и Марлон Брандо.
– Они были вашими учителями в жизни и в искусстве?
– О, нет. Единственные отношения такого рода возникли у меня с американским режиссером и актером Робертом
Хендерсоном и его женой Эстеллой Уинвуд. Они были для меня настоящими учителями, их обоих, к сожалению,
сейчас нет в живых.
– Вы снимались у Хичкока в фильме «Марни». Что вы можете рассказать о работе с ним?
– Он прямая противоположность тому, как его представляют, говорят, будто он не любил актеров. Ничего подобного,
он всегда был очень внимательным, обладал изрядным чувством юмора. Он все время по-детски шутил, быстро-быстро
говорил. И вообще он классный, потрясающий.
– Чему вы учили своего сына, чему вы учите своего внука?
– Я хочу только сказать, что воспитывать внука гораздо легче, чем воспитывать сына. Когда вы молоды, делаете
карьеру и у вас дети, все это непросто сочетать. Когда вы в возрасте дедушки, вы знаете, как это сочетать,
даже если вы продолжаете делать карьеру. Опыта в жизни у вас предостаточно.
– После тридцати лет совместной жизни, вы счастливы с вашей женой, много ли времени вы проводите вместе?
– Тридцать лет – это тридцать лет. Сейчас, когда она признана как художница, я восхищаюсь ей еще больше.
Я езжу с ней на выставки, я горжусь ей. Мы больше времени сейчас проводим вместе, чем раньше. Когда мы
дома, она наверху рисует, я внизу читаю или работаю – но все равно чувствовать ее присутствие для меня
очень важно. И отношения наши так же хороши, как они были тридцать лет назад.
Из крупнейших актеров Англии Шон Коннери оставался до последнего времени единственным, кому не было присвоено
рыцарское звание. Причиной была его твердая позиция по поводу самостоятельности и независимости его родной
Шотландии. И все же, в канун 70-летия великого актера, королева Елизавета сломалась – она просто не могла
не признать заслуги Шона Коннери перед культурой Великобритании и всего мира. Так Шон Коннери стал сэром Шоном.
– Вам нравится быть сэром Шоном?
– Да, меня это до сих пор удивляет, но, честно говоря, рыцарский титул мало что изменил в моей жизни. Я не думаю,
что мне придется им когда-либо воспользоваться.
– А сама церемония впечатляет?
– Ну, все вокруг суетились, волновались. Я не нервничал, но, в принципе, все это очень впечатляет.
– Как в Шотландии отмечают Рождество?
– В Шотландии больше отмечают Новый год, чем Рождество, все двери в домах в ночь под Новый год открыты,
все ходят друг другу в гости, это очень веселый и радостный праздник.
|
Шон Коннери на турнире по гольфу. 1998 год. |
|
– Какие напитки вы предпочитаете?
– Виски. Водку. Вино. Белое с рыбой, красное с мясом. Мартини.
– Вы любите одиночество или вам необходимо окружение?
– Я не очень контактен. Я провожу много времени в одиночестве. Долго готовлюсь к съемкам, но о каком
одиночестве может идти речь, когда я постоянно на съемках в окружении десятков людей? Я люблю обедать
с друзьями, но мне не нравится, когда за столом больше восьми человек. Если больше, я не могу по-настоящему
общаться.
– Раньше гольф для вас значил почти то же, что актерство. А как сейчас?
– Я немного отошел от гольфа, играю в теннис, нет, гольф не значит для меня сейчас так много, как раньше.
– Вы снимаетесь тут и там. Раньше у вас был дом в Испании, где вы проводили много времени. А где сейчас?
– Я много времени провожу на Багамах.
– Это правда, что вы потеряли девственность в восемь лет?
– Я всегда был шустрым мальчонкой. Но в восемь? Это слишком. Не знаю, откуда вы это взяли. По крайней мере,
мне было тринадцать.
– Правда ли, что вы собираетесь строить студию в Шотландии?
– У нас есть земля, «Сони» вовлечена в это, у нас есть все, кроме разрешения властей, и мы все еще ждем его.
Мне хочется построить студию, которая будет делать арт-хаусное кино, неподалеку от Эдинбурга, около аэропорта.
Магрита Сушкевич, Джек Тьюксбери «Видео Гид» 2000 г.
«Из России с любовью»
|