Интервью и публикации     
На главную     


  ШОН О'КОННЕРИ: СМЕРТЬ ДЖЕЙМСА БОНДА


На съемках фильма «Красная палатка»

На съемках фильма «Красная палатка»

Знаменитый исполнитель роли Джеймса Бонда английский актер Шон О'Коннери разговаривал со мной в павильоне «Мосфильма» в костюме и гриме Роальда Амундсена, в декорации его кабинета, построенного для съемок фильма «Красная палатка».

Накануне вместе с М. Калатозовым я встречал его на Шереметьевском аэродроме. «Только не спрашивайте его о Джеймсе Бонде, - предупредил Михаил Константинович, - позавчера на пресс-конференции в Риме он заявил, что об этом персонаже больше не скажет ни слова».

А еще через десять минут я увидел высокого сухощавого англичанина; высветленные для съемок волосы и брови делали его намного старше своих лет. Коннери - тридцать девять, а Амундсену в последний год его жизни было пятьдесят шесть, и сильный грим необходим.

Пока оформляли документы, я искал в Шоне О'Коннери то, что заставило продюсеров и режиссеров признать в нем Джеймса Бонда, каким он описан в тринадцати романах и восьми рассказах Яна Флеминга: «Смуглый, с резко очерченными чертами лица, с трехдюймовым беловатым шрамом. Глаза большие, посаженные горизонтально, под прямыми, длинными, черными бровями. Несколько удлиненный нос опускается к короткой верхней губе, под которой большой, тонко очерченный, но жестокий рот. Весь облик дышит решимостью, властностью, безжалостностью». Пожалуй, что-то есть: смуглый, тонкие губы, длинный нос. Но - открытое лицо, простота манер, серьезность. Нет, не то. Невозможно поверить, что это он каждые пять минут экранного времени убивал людей, о которых «жалеть было бы непрофессионально».

Впрочем, нужно ли так внимательно приглядываться к нему? Конечно, он самый знаменитый актер Запада. Но ведь его Бонд фигура малопривлекательная. Агент контрразведки под номером 007 - это значит, что ему разрешено убийство «в целях защиты закона и справедливости». Соответствие цели определит он сам. И стоит ли говорить о таком отвратительном тапе? Приходится. Слишком долго эта фигура развлекала воображение западного зрителя. С помощью Джеймса Бонда несколько лет назад можно было продать любой товар: пистолет «Джеймс Бонд», чемодан «Джеймс Бонд», водка «007», пижама «007», а детская пижама - «003,5». Л. Трауберг в связи с Джеймсом Бондом привел верный пример. О «Парижских тайнах» бульварного романа Эжена Сю писали и Маркс, и Энгельс, и Белинский. Писали не потому, конечно, что книга им нравилась (они отзывались о ней сурово), а по причине невиданного ее успеха у читателей. Тираж романов Флеминга приближается к 20 миллионам экземпляров. Фильмы о Джеймсе Бонде не имели конкуренции на западном кинорынке и обогатили продюсеров. Образ этого героя или, по выражению М. Туровской, эрзац-героя создал актер Шон О'Коннери.

...Пока устанавливали свет, камеру и делали множество других вещей, обычно предшествующих съемкам, я попросил артиста рассказать свою биографию. Он начал с события совсем недавнего:

- Я снял в Шотландии сорокаминутный документальный фильм «Цилиндр и кепка» - о судьбе рабочих-докеров. На реке Клайд в Шотландии за послевоенное время закрылась уже девятая верфь и еще сотни людей остались без работы. Администрация находится в Лондоне, и ее это мало волнует, а для Шотландии это проблема №1. Фильм рассказывает о борьбе профсоюзов за права докеров. Эта картина - ее показали по телевидению - понравилась не всем. Но те, кого она заинтересовала, стали моими друзьями. Горжусь тем, что ее хвалили Калатозов и другие советские коллеги.

Для меня эта картина особенно дорога, потому что я вырос в семье бедного ирландского эмигранта в Шотландии и с десяти лет начал работать. В тринадцать вынужден был бросить школу и вступить в профсоюз - на молокозаводе, где работал уже полный день. Затем перешел на другой завод - шла война, и мальчишки выполняли мужскую работу. В шестнадцать лет на целых четыре года я стал матросом королевских военно-морских сил и остался бы там еще, если бы не открылся туберкулез. Я сменил множество профессий - был полировщиком мебели, натурщиком в Эдинбургском колледже, рабочим в газете. Там-то, в машинном зале типографии, в 1953 году я увидел объявление о наборе хористов для гастрольной поездки. И хотя до этого я никогда не пел и не танцевал, меня приняли - полтора года я пробыл в турне и решил стать актером. За это время я скопил достаточно денег, чтобы отправиться в Лондон, и позволил себе роскошь полгода искать работу в театре. Меня приняли в театр городка Кью под Лондоном, где я играл в пьесах Жана Ануйя, Агаты Кристи, а потом осел в театре лондонского Уэст-Энда, где играл героя пьесы Мелвилля Билли Бадда. Это было в 1956 году. Критики похвалили меня за роль Олоферна в пьесе Жана Жироду «Юдифь». Один сезон я работал в оксфордском «Плейхаузе», где меня заметил телевизионный продюсер и поручил роль в спектакле «Реквием для тяжеловеса».

Шон О'Коннери и Михаил Калатозов.  Фотография из журнала «Экран» сборник за 1969-70 год.

Шон О'Коннери и Михаил Калатозов.
Фотография из журнала «Экран»
сборник за 1969-70 год.

На английском телевидении я сыграл также Вронского в «Анне Карениной», а на канадском - Макбета. Мне стали предлагать сниматься в кино. Наступило время поисков роли и... отказов от ролей. Я отказался сниматься в голливудском фильме «Школа шарма», потому что в нем неуважительно говорилось о шотландцах, а также от главной роли в знаменитом постановочном фильме «Эль Сид», хотя там была очень высокая оплата... Мой дебют состоялся в 1957 году в картине «Ни шагу назад».

...Название этой картины символично для того периода, который начался для актера, когда продюсеры подписали с ним контракт на исполнение роли агента секретной службы Джеймса Бонда по книгам Яна Флеминга. Между 1961 и 1967 годами он снялся в пяти картинах - «Доктор Но», «Из России с любовью», «Голдфингер», «Шаровая молния», «Только вы живете дважды». Я все-таки решился спросить Шона О'Коннери о его нашумевшем герое. Он начал говорить о нем - сначала нехотя, потом увлекшись, то скороговоркой, то пространно, то с озлоблением, то с горечью. Если подвести итог, то его отношение к Бонду сводится к четырем тезисам:
    «Бонд - типичный англичанин.
    Бонда нельзя воспринимать всерьез.
    Я многим обязан Бонду.
    Он надоел мне».

- Последние шесть лет, работая все время в Англии, - сказал Коннери, - я играл любых персонажей, кроме современных англичан. Играл в пьесах Шекспира, Пиранделло, играл Александра Македонского и греков.

Второй тезис был объяснен Шоном О'Коннери так:

- В книгах Флеминга все было серьезно, и это недостаток. В первом же фильме о Бонде я окрасил этот персонаж юмором. Тогда я не ожидал, что этот клубок будет разматываться так долго, и думаю, что дело как раз в том, что я внес в фильмы иронию. Я не согласен с критиками, которые относятся к фильмам о Бонде слишком серьезно. В них буффонадные реквизиты, множество чисто комедийных условностей, да и сами сюжеты до нелепости смешны. Бонд - гротеск.

Третий тезис Коннери защищает очень определенно и по-своему логично:

- Согласитесь: я многим обязан Бонду. С моей стороны было бы непорядочно забыть об этом. Он принес мне славу и деньги. Если бы не Бонд, разве я получил бы приглашение в антивоенный фильм «Холм»? Одного моего имени оказалось достаточно, чтобы американский режиссер Сидней Люмет получил щедрый кредит от английских продюсеров. А до этого они отмахивались от сценария - ведь для них главное прибыль.

...Действие фильма «Холм» происходит в одном из английских дисциплинарных лагерей, расположенных а Африке. Заключенные в нем подвергаются физическому и нравственному подавлению и даже уничтожению - почти как при нацистах. Между группой заключенных, во главе которой стоит герой Шона О'Коннери и тюремщиками - солдафонами и садистами, идет постоянная борьба за человеческое достоинство, против произвола и унижения. Игра Коннери исполнена драматизма и в некоторых эпизодах достигает трагических высот.

Что вы делали после Бонда, что собираетесь делать?

- Снимался с Брижит Бардо в английском вестерне «Шалако». В Голливуде только что закончил съемки в фильме Мартина Ритта «Молли Магвайр». Это история о том, как ирландские шахтеры в XIX веке боролись с пенсильванскими предпринимателями за лучшие условия труда. Последнее время я стал театральным импресарио - осуществил в Лондоне постановку «Записок сумасшедшего» Гоголя.

Теперь снимаюсь в «Красной палатке». Это самая значительная и важная роль во всей моей актерской карьере. Амундсена называли рыцарем XX века. Его характер трудно понять в отрыве от времени, когда он действовал. Это была эпоха открытий и подвигов. Нансен, Амундсен, Левингстон, Кук, Нобиле, Самойловичь, Папанин... Они утверждали власть человека над природой. Из наших современников по силе духа с ними можно сравнить Юрия Гагарина. Но между ними огромная разница. Большинство из тех - одиночки, действовавшие на свой страх и риск. Эпоха таких одиночек, пробиравшихся в дебри Африки и добиравшихся до Северного полюса, кончена. Теперь наступила эра открытий в космосе.

Характер этих одиночек воспитывали обстоятельства: человек наедине с природой. Таков и Амундсен - романтик, герой, открывший Южный полюс и первым полетевший через Северный. В жизни он был одиноким, немного эгоцентричным, но всегда справедливым и человечным. Эти его черты привлекают меня как актера. А когда я узнал, что фильм ставит Михаил Калатозов, известный всему миру по картине «Летят журавли», когда мне показали отснятый материал, когда, наконец, я узнал, что благодаря этому поеду в Советский Союз, я отказался от всех других дел и предложений. И не разочаровался.

- А методы съемок - отличаются они от того, к чему вы привыкли?

- У вас другой темп. Калатозов не торопит, он спокоен и точен. Каждый человек знает, сколько времени ему потребуется, и знает, что это время он получит. У нас время давит, время - деньги. Я не говорю о том, какой способ лучше, - хорошие результаты может дать и тот и другой, но для актерского самочувствия, конечно, лучше ваш.

Я много читал Станиславского, интересовался его постановками в Художественном театре, и мне казалось, что у него было много времени - столько, сколько нужно, чтобы считать спектакль завершенным. И я всегда завидовал ему, потому что в Англии, где репертуар меняется ежедневно, это невозможно. Теперь я вижу, что такой же метод и в вашем кино: у нас даже контрактов на такое долгое время не бывает. «Красная палатка» снимается полтора года - Москва, Рим, Милан, Талин, Балтийское море, русская деревня, Арктика...

Может быть, это связано с национальным характером - в ваших людях спокойный ритм жизни, добродушие, склонность к шутке, стремление к простору. Говорят, что у шотландцев много черт, общих со славянами. И мне у вас дышится хорошо.

- Что вы будете делать после «Красной палатки»?

- Начну осуществлять самую свою заветную мечту - поставлю в кино «Макбета» и сыграю в нем главную роль. Я буду играть только настоящие роли в настоящих фильмах - надеюсь перед ними померкнет фантастический Джеймс Бонд.  

О фильме «Красная палатка» 

Орфография статьи соответствует оригиналу.

«Экран» сборник за 1969-70 год.
За предоставленный материал большое спасибо Александру
Мир фильмов Серджио Леоне 

Шон О'Коннери на съемках фильма «Красная палатка»
Шон О'Коннери на съемках фильма «Красная палатка»
Фотография из журнала «Экран» сборник за 1969-70 год.


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.