ХХ век начинается. На пороге кровавейшего из столетий некто Призрак, используя последние технические достижения, устраивает серию крупномасштабных
провокаций с целью стравить Британию с Германией и начать мировую войну. В Лондоне спешно организуется Лига выдающихся джентльменов, состоящая
из колоритных литературных персонажей того времени: путешественника и авантюриста Аллана Квотермэйна (герой романов Генри Райдера Хаггарда), Мины
Харкер (барышня из «Дракулы»), капитана Немо, Человека-невидимки, Дориана Грея, доктора Джекила и примкнувшего к ним Тома Сойера, который
почему-то работает в американских органах. У каждого из героев, как в компьютерной игре, есть набор специальных умений: из Джекила в случае
необходимости вылезает мощный Хайд, Дориан Грей, натурально, бессмертен, Мина Харкер дружит с летучими мышами, кусается (режиссер «Лиги»
Стивен Норрингтон, кстати, — автор незабвенного «Блэйда») и, в целом, тоже бессмертна; капитан Немо владеет транспортом и ловко дерется ногами,
Человек-невидимка, чуть что, стремительно раздевается, Квотермэйн метко стреляет и импозантно выглядит (вот у Шона Коннери точно где-то припрятан портрет);
наконец, Том Сойер… Том Сойер, откровенно говоря, ничего не умеет, просто бравый парень с Миссисипи, — ну был бы человек хороший.
Завязка роскошная. Фильм, в общем, — на три с плюсом. Все вроде бы правильно: в меру безумный сюжет, много виртуозно
поставленного экшена, старательный художник по костюмам, хлесткие диалоги. Есть забавные детали: скажем, Квотермэйна - Коннери в Лигу принимает
человек по имени М — интеллигентная отсылка к бондовскому прошлому актера.
|
«Лига выдающихся джентльменов» |
|
Но — не работает. Пожалуй, Норрингтон попал в собственную ловушку: Лига выдающихся джентльменов (и склонной к кровавым перверсиям леди)
в итоге выступает против него самого.
Каждый член клуба — законченный и яркий персонаж. Вырванные из культурного контекста, лишенные собственной истории,
собранные вместе, они — компания комических фриков. Джекил-Хайд — неудачное подобие Халка, причем черный юмор Хайда делает его гораздо
симпатичнее нервного Джекила; капитан Немо с его окладистой индийской бородой, непонятно откуда взявшимся кунг-фу и целой армией каких-то
ибрагимов более всего напоминает бен Ладена; Грей — манерный пошляк; Харкер (почему, кстати, не Ван Хелзинк?) — неприятная истеричка;
Невидимка — ограниченный вуайерист; Том Сойер — просто болван. Квотермэйн, при всем своем обаянии, — бодрый пенсионер, к облику которого
просятся плед, камин и хорошая книга.
Хорошая книга, каких больше не пишут, — вот что стоит за каждым из выдающихся джентльменов. Зачем из семи хороших
книг делать один средний комикс?
Собственно, главный конфликт фильма — как раз в противостоянии эпох: технократической, которую представляет Призрак
с его автоматчиками, и викторианской, из которой происходят все положительные герои. Дни старой доброй Англии сочтены: Шерлок Холмс в этой
ситуации честно отошел от дел (его отсутствие в Лиге прискорбно, аналитического ума там явно не хватает) — индивидуальные доблести пасуют
перед фабричной выделкой. Джентльменский спецназ стилистически — из нового времени, с которым он вроде бы воюет. Эта Лига и не могла
сработаться: волк свинье не товарищ. Пространство комикса создано для других героев — джентльменам в нем не место.
А англосаксонская бульварная литература все же велика. Попробуй кто набрать такую сборную из русских, закончилось
бы все позором: сплошь мятущиеся интеллигенты, туберкулезники с топорами под мышкой. Подошел бы разве майор Ковалев, доживи он до конца
века, но и то непонятно, какая от его удивительных особенностей может быть практическая польза.
О фильме «Лига выдающихся джентльменов»
Станислав Зельвенский, «Афиша», №18 (113) 29 сентября - 12 октября 2003 год.
«Лига выдающихся джентльменов»
|