Премьера нового фильма Шона Коннери «Западня» практически совпала с выборами в шотландский парламент - и Шон Коннери
успел на оба мероприятия. На пороге 70-летия он по-прежнему бодр, энергичен и готов к новым приключениям - как на
экране, так и в жизни. Приехав в Эдинбург на премьеру «Западни» Коннери за два дня успел дать более 60 интервью, в
которых успешно «продавал» как свой новый фильм, так и идею независимости Шотландии от английского владычества.
Выросший в Шотландии Коннери считается «лицом» Шотландской национальной партии, которая стремится получить
большинство мест в парламенте для проведения голосования по всей Шотландии относительно отделения от Великобритании.
Результаты выборов оказались не в пользу националистов: они сильно уступили лейбористской партии. Но аналитики
утверждают, что без поддержки Шона Коннери у ШНП не было бы и половины собранных голосов.
В политической программе Коннери - возрождение шотландского кино. Ни больше, ни меньше. В 90-е годы кинопроцесс в
Эдинбурге оживился, и самым знаменитым шотландским режиссером сегодня стал Денни Бойл, снявший «Неглубокую могилу»
и «На игле». Однако - внимание! - когда в 1997 году шотландец Бойл обратился к шотландцу Коннери с предложением
сыграть Господа Бога в эксцентричной комедии «Жизнь короче обычной», его легендарный соотечественник отказался.
Сегодня Коннери говорит, что ему не хотелось играть Бога как мультяшно-комедийный персонаж, и просит никоим образом
не расценивать его отказ как нежелание помогать своим соотечественникам. Коннери говорит, что намерен построить в
Эдинбурге киностудию Hollywood Highlands стоимостью 50 миллионов долларов, на которой молодые кинематографисты могли
бы снимать недорогие фильмы. Часть денег предоставляет кинокомпания Sony, которая видит в Hollywood Highlands
перспективный питомник молодых талантов; часть - Коннери намерен выделить из собственного кармана. «Разумеется,
для процветания студии нужно правительство, которое представляло бы интересы Шотландии», - подчеркивает актер,
который ни на минуту не забывает о своих политических задачах. В духе политкорректности Коннери добавляет, что его
студия обязательно будет сотрудничать с двумя английскими мейджорами - Pinewood и Shepperton. «Сотрудничать и
по-дружески конкурировать», - уточняет он. Ну как тут не вспомнить поговорку «70 лет - возраст расцвета для политика»?
|
Шон Коннери и Кэтрин Зета-Джонс |
|
Но несмотря на благие намерения Коннери, у него много недоброжелателей - и в Англии, и в самой Шотландии. Здесь его
часто называют «представителем ШНП на Багамах» - ведь с 1974 года Коннери живет за пределами Великобритании, чтобы
не платить налогов. Он владеет виллами на Багамах и в Испании; имеет роскошную квартиру в Лос-Анджелесе; а когда
приезжает в Шотландию, живет в самых дорогих отелях, где всегда снимает королевские номера-люкс. Вот и в этот приезд,
как злорадно отметила местная пресса, борец за права простых шотландцев переночевал в номере, где суточное проживание
стоит 7 тысяч долларов, а наутро надел шотландскую юбочку и поехал на лимузине голосовать в обшарпанный избирательный
участок. «Я не понимаю, почему шотландские журналисты в последнее время так сильно меня критикуют, - жалуется Коннери.
- Доходит до полного идиотизма - они, например, сомневаются, можно ли считать меня шотландцем, если я «всего лишь»
здесь родился!» Если соотечественники Коннери нападают на него из-за чрезмерной любви к роскоши, то американская
пресса перед выходом «Западни» отпускала шуточки по поводу разницы в возрасте между Коннери и его партнершей -
29-летней валлийской красавицей Кэтрин Зетой-Джонс.
В «Западне» Коннери играет самого знаменитого в мире похитителя произведений искусства, который вынужден взять в
партнерши отчаянную девицу (Зета-Джонс), жаждущую постичь азы и тонкости этой опасной профессии. Их первым «большим»
делом становится похищение бесценной китайской маски, а затем ставки в игре повышаются. Сообщники решают провернуть
самое крупное в истории мошенничество с банковскими счетами через компьютеры и отправляются в Малайзию, где их ждут
новые приключения и неожиданная развязка. Несмотря на взаимные симпатии героев, их отношения осложнены тем фактом,
что напарница стареющего вора работает в крупной страховой фирме, и не исключено, что она всего лишь подставляет
своего ментора. Хотя герой Коннери работает по ту сторону закона, при просмотре «Западни» невольно вспоминаются
подвиги агента 007: фильм получился бондовским по размаху, эффектности и географии натурных съемок: «Западня»
снималась в Малайзии, Лондоне и шотландском замке, принадлежащем старейшему клану Маклинов, члены которого были
рады видеть у себя в гостях съемочную группу - тем более что Коннери несколько раз намекал на возможное родство
с ними, поскольку девичья фамилия его матери была Маклин. Поначалу ставить «Западню» предложили Саймону Уэсту, но
тот отказался. Его заменил Антуан Фукуа, прославившийся боевиком «Убийцы на замену», однако перед самым началом
съемок Коннери (который, помимо исполнения главной роли, выступил на проекте продюсером) уволил Фукуа и заменил его
на Джона Эмиела.
|
Шон Коннери и Кэтрин Зета-Джонс в фильме «Западня» |
|
Причина проста: Фукуа видел будущий фильм как стопроцентный боевик в бондовском ключе - с кучей погонь, перестрелок,
технологических новинок. Коннери же хотел сделать романтическо-приключенческий фильм, в котором на первое место вышли
бы взаимоотношения героев. «У Фукуа одно ограбление шло за другим, и в каждом случае нужно было вникать в технические
тонкости, - говорит актер. - Мне показалось, что это будет утомительно и скучно. В таких фильмах женщины становятся
частью реквизита». Джон Эмиел сумел найти точный баланс между приключениями и любовными взаимоотношениями героев;
более того, разница в возрасте была органично вписана в сюжет. Но поскольку начатая в прошлом сезоне тема разницы в
возрасте партнеров еще не заглохла, Коннери в связи с этим пришлось пережить немало уколов. «Если бы я счел, что
мне поздно ухаживать за Кэтрин Зетой-Джонс, я не стал бы сниматься в этом фильме - так парирует он издевательские
насмешки. - Я не понимаю, почему люди так любят судачить о возрасте! Я первым пойму, когда мне пора прекратить играть
в любовных историях!»
Отвергает он и сплетни о романтических отношениях с Зетой-Джонс, хотя не отрицает, что сам выбрал ее в партнерши.
Он встречался с несколькими десятками актрис, прежде чем посмотрел «Маску Зорро» и решил познакомиться с
исполнительницей главной женской роли в этом фильме. Зета-Джонс прилетела к Коннери в Рим, где они долго беседовали
и импровизировали сцены из будущего фильма. На следующий день Зета-Джонс подписала контракт. «Когда я летела в Рим,
у меня были некоторые опасения, - признается Зета-Джонс. - Я читала сценарий и знала, что в нем все строится на
алхимии между героями. Но как только я встретилась с Шоном, мои сомнения тотчас развеялись. Я сразу же почувствовала
к нему огромную симпатию и решила, что это чувство будет нетрудно перенести на экран».
В первоначальной версии сценария герои влюблялись с первого взгляда. По настоянию Коннери сценарист Уильям Бройлс
переделал сценарий Рона Басса, и теперь симпатии героев проявляются далеко не сразу. Режиссер Джон Эмиел говорит,
что с самого начала Коннери внушал ему, что фильм должен быть о сексуальности, а не о сексе. «Шон хотел сделать
фильм о любви, смятении и желании, - говорит Эмиел. - Шон видел в «Западне» сходство с «Моей прекрасной леди».
Стержнем этой ленты была также мощная эмоциональная динамика между опытным мужчиной и неопытной женщиной, которая
становится его протеже. Шон говорил, что доверяет своей интуиции, и я старался действовать в унисон с ним».
Интуиция не подвела Коннери. В премьерный уик-энд «Западня» штурмом взяла кинотеатры, принеся более 20 миллионов
долларов уже за первые три дня показа. Но огромный успех фильма не означает, что отныне Коннери держит курс
только на крупнобюджетные боевики с участием молодых красавиц. Полгода назад на экраны Америки вышла малобюджетная
артхаусная драма «Играя сердцем» (Playing by Heart), в которой Коннери стал партнером 64-летней Джины Роулендс.
Они играют супружескую пару, прожившую вместе более 40 лет. Внешне семейная жизнь героев кажется счастливой и
благополучной. Однако стоит им начать говорить друг другу правду - и оказывается, что их брак дышит на ладан.
Ветеран артхаусного кино Джина Роулендс говорит, что Коннери очаровал ее с первой секунды знакомства. «Думаю,
Шон не виноват в том, что его партнершами часто оказываются молодые актрисы, - говорит Роулендс. - Он совершенно
лишен мужского эгоизма. Виновата его внешность. Шон настолько сексуальный мужчина, что любая женщина тает в его
присутствии. Он сумел состариться удивительно красиво. Шон сексуален, потому что он настоящий мужчина, в нем нет
ничего фальшивого, а женщинам это нравится». Сценарист и режиссер ленты «Играя сердцем» Уиллард Кэрролл говорит,
что был очень удивлен, когда знаменитый актер согласился у него сниматься. «Весь бюджет нашего фильма составляет
6 миллионов, - говорит Кэрролл. - На студийном фильме Шон может потребовать гонорар вдвое больше этого. Но у нас
все получали по низшим профсоюзным ставкам. Я был потрясен, когда Шон позвонил мне - сам! - и сказал, что ему нравится
идея показать непростые взаимоотношения людей на закате жизни». Правда, снимаясь в малобюджетном фильме, Коннери
поставил свои условия: все сцены с его участием, разбросанные по фильму, должны быть сняты в короткие сроки - не
более двух недель. И еще - он не хотел бы делать больше двух-трех дублей каждой сцены. Кэрролл согласился. Коннери
и Джина Роулендс заранее отрепетировали свои сцены, и съемки этих сцен заняли всего восемь дней. «В присутствии
Шона работа идет быстрее, - говорит Деннис Куэйд. - Он потрясающий профессионал. Стоит ему выйти на площадку - и
все вокруг электризуется».
|
Джон Эмиел, Кэтрин Зета-Джонс и Шон Коннери |
|
Кэрролл говорит, что больше всего потрясло его в Коннери... отсутствие каких-либо внешних признаков звездного статуса.
Актер сам, без шофера, приезжал на съемку, парковал машину, шел в гримерную. Изредка он вызывал на съемки своего
ассистента, который помогал ему на репетициях. Партнеры Коннери - Джей Мор, Райан Филлипп, Мадлен Стоу, Джиллиан
Андерсон - наперебой поют Коннери дифирамбы в прессе. «Продюсеры привели его знакомиться, он улыбался, пожал всем
нам руки, - вспоминает Филлипп. - Нам поначалу было немного страшновато, но потом мы начали с ним заговаривать. Он
редко начинал разговор первым, но охотно откликался на предложение поговорить и рассказывал удивительные истории,
приключавшиеся с ним на съемках. Через месяц после съемок он позвонил мне и оставил на автоответчике послание: ему,
мол, понравилось, как я работаю, и он хотел бы снова со мной сниматься. Разумеется, я сохранил эту запись и прокрутил
ее всем своим знакомым!» Снимавшаяся в «Делах сердечных» Мадлен Стоу признается, что поначалу она немного побаивалась
встречи с Коннери. Пять лет назад она пробовалась в фильм «Знахарь» с его участием - и была отвергнута. «На пробах к
«Знахарю» читки прошли удачно, - вспоминает она. - А потом Шон попросил меня потанцевать с ним - в фильме была сцена,
где герои танцуют. О Боже! Я знала, что мне конец, потому что у меня очень плохо с координацией. В школе учитель
танца говорил, что у меня две левые ноги! Разумеется, я оттоптала Шону все ноги, и меня не взяли».
Когда Стоу встретилась с Коннери на съемках «Играя сердцем», она надеялась, что он забыл об их первой злополучной
встрече, и сделала вид, что они не знакомы. Но Коннери сразу же узнал ее и... предложил научить танцевать в перерывах
между съемками. «Самое удивительное, что с ним я действительно научилась танцевать! - говорит Стоу. - Конечно, на
конкурс бальных танцев меня не пошлешь, но я хотя бы перестала наступать на носки партнерам. Думаю, Шон может все.
Он гений». Джиллиан Андерсон при упоминании имени Коннери тоже улыбается. «В жизни Шон такой же энергичный, как на
сцене. Это не просто сексуальность. Стоит ему войти в комнату - и в ней уже другая атмосфера, другая энергетика.
Даже моя четырехлетняя дочка, оказавшись на съемочной площадке, первым делом подошла к нему и села на колени».
Коннери говорит, что намерен и дальше чередовать крупнобюджетные и малобюджетные фильмы. Более того, в прошлом году
он выступил театральным продюсером, и чрезвычайно удачно: спродюсированная им на Бродвее пьеса Ясмины Реза «Искусство»
получила премию «Тони» как лучшая пьеса сезона. Принимая награду, Коннери говорил, что намерен «перевезти» постановку
через океан и возобновить пьесу в одном из театров Уэст-Энда, но пока эта идея не осуществилась. Возможно, причиной
тому стали все возрастающие трения между Коннери и британской артистической тусовкой.
В Голливуде удивляются, почему Коннери до сих пор не возвели в рыцарский сан, подобно его коллегам Энтони Хопкинсу и
Айану Маккеллену. А в Англии удивляются, как подобный вопрос вообще может подниматься. Ведь Коннери открыто
противопоставляет себя остальным английским кинематографистам. Не на словах, разумеется, - но своим стилем жизни он
снова и снова показывает, что не намерен стесняться ни своего богатства, ни власти. А если принять во внимание,
что в британском киносообществе преобладают социалистические и либеральные настроения, нет ничего удивительного,
что Коннери стал на родине персоной non grata.
А ведь Шон Коннери поднялся на самый верх из низов. Его отец был шофером, мать - домохозяйкой. Шон Коннери
родился в Эдинбурге 25 августа 1930 года. Шону было 9 лет, когда началась война. «В 1940 году уже никто не ходил в
школу, - вспоминал он позже. - Школьные журналы не велись, никто не следил за посещаемостью. Думаю, все наше поколение
осталось без образования». В 9 лет Шон начал подрабатывать - развозил молоко по домам. В 14 - окончательно бросил школу и
пошел работать на молокозавод. Денег платили мало, продукты выдавали по карточкам, и все мечтания Шона-подростка
сводились тогда к одному - наесться. В 16 лет эта мечта осуществилась: он завербовался на флот, где кормили досыта.
Но здесь нужно было подчиняться приказам, а подчиняться он не привык. Через четыре года его списали на берег.
Официальная причина: по слабости здоровья. Вернувшись на гражданку, слабый здоровьем Коннери начал работать
грузчиком в порту. Одновременно «качал железо» - занимался тяжелой атлетикой - и подхалтуривал натурщиком в
Эдинбургском колледже искусств, где с него писали и ваяли греческих богов.
За несколько лет он сменил много профессий - был полировщиком мебели, телохранителем, сторожем, наборщиком в
газете. В 1953 году Коннери отливал матрицу страницы, на которой было объявление о том, что в Лондон приглашаются
участники конкурса красоты, и решил: а чем черт не шутит? Он принял участие в конкурсе как представитель Шотландии
в категории самых высоких мужчин и выиграл Гран-при. После этого пошел с друзьями на пробы в кордебалет музыкальной
постановки. «Мне дали партнершу и попросили ее поднять, - вспоминает он. - Я поднял ее вверх на вытянутых руках, как
соломенную куклу. Они засмеялись и велели ее подбросить. Я подбросил. И даже поймал. Наверное, я подбросил слишком
высоко - они все ахнули. Но меня взяли». В театре платили больше, чем в типографии, поэтому Коннери перебрался в
Лондон и стал выступать в кордебалете. Три месяца спектакль шел на Друри-Лейн, а затем отправился на гастроли по
стране.
В Манчестере 22-летнему Коннери сделали неожиданное предложение: пригласили в местную футбольную команду и предложили
неплохие по тем временам деньги. Коннери решил посоветоваться с одним из актеров труппы, Робертом Хендерсоном. «Я до
сих пор помню тот день, - рассказывает он. - Хендерсон выслушал меня и удивился: «Как, неужели ты не хочешь быть
актером?!» Я в ответ: «Да какой из меня актер?» Понимаете, я не считал, что поднимать партнерш на сцене - это
актерство. Мне казалось, что это почти то же самое, что и поднимать штангу. Хендерсон подумал и сказал: «Если с
тобой позаниматься, из тебя может получиться очень интересный актер». Позже я узнал, что он также работал режиссером
и что у него была школа драмы в Лондоне. Но тогда в Манчестере я сказал ему: «Знаешь, я лучше стану футболистом». Он
начал меня уговаривать: «Подумай. Тебе 22 года. Чтобы стать настоящим спортсменом-профессионалом, тебе потребуется
несколько лет, а потом сам не заметишь, как тебе стукнет сорок. Какая у спортсмена карьера после сорока? А актер может
играть до самой смерти». Я подумал и решил, что он прав».
Коннери подписал контракт с музыкальным театром еще на один год. По настоянию Хендерсона он начал читать. Первой
книгой, которую ему дал Хендерсон, была «Жизнь в искусстве» Станиславского. За ней последовали шекспировские пьесы,
книги Томаса Вулфа, Ромена Роллана, Марселя Пруста, Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, Джеймса Джойса, Генрика Ибсена. Во
время турне по разным городам Коннери по совету Хендерсона ходил на местные спектакли, посещал музеи, общался с
актерами. «Они неизменно производили на меня большое впечатление своими манерами и разговорами, - вспоминает он. -
Они столько знали! Мне пришлось купить словарь и учить новые слова. Постепенно я начал понимать, что они значат. У
меня сложился определенный цикл: сначала я слушал разговоры о какой-то пьесе в театральных кругах, затем читал ее,
а потом шел смотреть постановку». Когда Хендерсона пригласили ставить пьесы в театрах Ричмонда, он решил использовать
в них Коннери. Получив первые роли со словами, тот сразу же понял, что нужно заниматься дикцией. «Я купил магнитофон,
- вспоминает Коннери. - В те годы это было событием! Я приволок домой огромный ящик, купил несколько катушек с
пленками и начал слушать записи с правильным произношением. Выйдя через пару недель на сцену я уже мог говорить как
драматический актер».
В карьере Коннери был период увлечения экспериментальным театром; потом он попал на Уэст-Энд. Но актеру с его
внешностью нужен был крупный план; а потому первый успех Коннери принес телеспектакль «Реквием для тяжеловеса»
(1956), где он очень убедительно сыграл отчаявшегося боксера. В том же году Коннери снялся в своем первом кинофильме
«Ни шагу назад». История приглашения Коннери на роль Джеймса Бонда описывалась много раз и стала легендой. До 1962
года Коннери был просто одним из многих актеров, чередующих работу в театре и в кино. Никто не увидел в нем будущую
звезду - никто, кроме зрителей. Именно они проголосовали за Коннери, когда продюсеры Зальцман и Брокколи, опубликовав
в журнале множество фотографий актеров, предложили зрителям письменно проголосовать - кому из них быть агентом 007?
Писатель Ян Флеминг был шокирован, узнав, что Бондом станет малоизвестный актер, однако, познакомившись с Коннери,
быстро согласился с мнением народа. Коннери стал первым (и по мнению многих - лучшим) агентом 007 - сексапильным,
неотразимым и чрезвычайно ироничным по отношению к собственной персоне. Пять лет он щеголял в наглухо застегнутом
смокинге под палящим солнцем, а потом заявил, что ему это надоело и отказался подписывать новый контракт.
Поговаривали, что дело в деньгах. За первый фильм «Доктор Но» ему заплатили всего 6 тысяч фунтов (16 тысяч долларов).
Последующие оплачивались лучше, но гонорары Коннери не шли ни в какое сравнение с деньгами, которые Зальцман и
Брокколи выручали от мирового проката. Сын шофера и домохозяйки решил, что пришло время разбогатеть. Он потребовал,
чтобы ему платили проценты с проката. Продюсеры отказались идти на уступки и взяли вместо него другого Бонда -
австралийца Джорджа Лазенби. Фильм с Лазенби «На секретной службе ее величества» с треском провалился в прокате,
и продюсеры пришли умолять Коннери сменить гнев на милость. В 1971 году за фильм «Бриллианты навсегда» он получил
рекордный по тем временам гонорар - $1.25 млн. Все эти деньги он отдал Шотландскому международному образовательному
фонду - благотворительной организации, которая финансирует высшее образование одаренных детей из бедных семей.
Коннери много раз принимал участие в благотворительных акциях, причем не только в Шотландии, но и в Англии.
В 1986 году, снимаясь в Италии в фильме «Имя розы», он узнал, что из-за нехватки средств на содержание в
Лондоне должны закрыть Национальный молодежный театр. Коннери немедленно позвонил в Лондон руководителю труппы
и предложил помощь, а на следующий день перечислил на счет театра 50 тысяч фунтов стерлингов. «Самое ужасное,
что через несколько дней директор театра умер, - рассказывает Коннери. - Он столько лет боролся за спасение
театра, что в конце концов его сердце не выдержало. Конечно, на смену ему пришли другие люди. Сегодня я вижу
там удивительное разнообразие лиц - азиатских, афро-американских, саксонских. Нас с женой часто приглашают в
этот театр на премьеры».
Жена Коннери - художница Мишлин Рокбрюн, француженка марокканского происхождения. Первый брак Коннери
с актрисой Дианой Силенто распался в 1973 году, но он сохранил хорошие отношения с ней и сыном Джейсоном
(который, как и отец, стал актером). С Мишлин Коннери познакомился в Марокко на турнире по гольфу. Оба были
участниками, и оба выиграли: он - среди мужчин, она - среди женщин. «Главное - мы выиграли друг друга!» -
смеется Коннери, который уверяет, что красавица Мишлин стала самой замечательной победой в его жизни. По
словам актера, Мишлин обладает легким характером, всегда готова прийти ему на помощь в трудную минуту, никогда
не ревнует его к кинопартнершам и с пониманием относится к съемкам сцен с поцелуями и интимными ласками.
В последнее верится с трудом. Неужели можно не ревновать такого сексапильного мужчину?!
Сьюзен Хоуард 1999 г.
«Фильм»
Шон Коннери в фильме «Мстители»
|