|
Комиксы «Лига выдающихся джентльменов»
|
|
Цитата на цитате
Вопреки распространенному в России представлению, комиксы как род искусства уже давно не только «детское чтение». На Западе (да и на Востоке) выходит немало графических романов, ориентированных на самую
искушенную публику. Другое дело, что искушенность тут требуется особая - нужны обширные познания в детективах, суперменских комиксах, классической фантастике, жанре «нуар» и так далее и тому подобное. Выйти за пределы трэш-культуры комиксам удается не так уж часто, и обычно это нехудожественные произведения.
Например, в Японии популярны рисованные учебники истории и экономики (весьма сложные и серьезные!), созданные одним из крупнейших комиксистов страны Сетаро Исиномори.
Впрочем, серьезно заниматься трэшем в мире уже давно не считается неприличным. Не стесняется этого и британец Алан Мур - начав как сценарист в мейнстримных изданиях, он существенно поднял уровень американских супергероических комиксов (его сериал «Стражи» получил почетную награду «Хьюго» за достижения в области научной фантастики), но в конце 1980-х переключился на независимое книгоиздание, где его не связывали продюсерские и редакторские ограничения.
Продемонстрировав в сериале «Из ада» отличные познания в культуре викторианской Англии, в своем следующем проекте Мур решил реконструировать предысторию мифа о суперменах и найти для этого жанра литературную основу в приключенческой классике. Так родился сериал «Лига выдающихся джентльменов» - произведение с оригинальным сюжетом, но активно заимствующее персонажей, цитаты и атмосферу из книг конца XIX - начала XX веков.
|
Комиксы «Лига выдающихся джентльменов»
|
|
По своему обыкновению Мур не стал собирать команду из тех розовощеких и белозубых героев, которые населяли классические комиксы. Британская империя конца XIX века - страна бесчисленных тайн и явных пороков, а потому ее супермены - плоть от плоти своей родины. Аллан Куотермейн - «великий белый охотник», раздвинувший границы Империи, и одновременно - курильщик опиума, пытающийся в клубах наркотического дыма найти свое место в жизни. Капитан Немо - гениальный изобретатель, замечательный моряк - и грозный пират. Хоули Гриффин, или Человек-невидимка, - блестящий ученый и жестокий убийца, помешавшийся на почве своей невидимости и обожающий насиловать девочек из школ-интернатов. Последним в команду Мура вошел доктор Джекил, временами превращающийся в полоумного, но могучего Хайда.
Та еще получилась «бригада»! «Джентльмены»-преступники сотрудничали с Короной, чтобы получить прощение своих многочисленных грехов.
Возглавляла этот доблестный спецназ Вильгельмина «Мина» Мюррей (в замужестве Харкер), пережившая малоприятное столкновение с Дракулой и после этого проникшаяся идеями суфражисток (так на рубеже веков называли феминисток). Куратором Мюррей в британской разведке был мистер Кэмпион Бонд (очевидно, предок Джеймса Бонда), а начальником - таинственный «М». В первых выпусках комикса им оказался профессор Мориарти, а после его разоблачения это место занял Майкрофт Холмс - брат знаменитого сыщика.
Обработка напильником
Получив от студии комиксы «Лиги» для превращения их в сценарий, Джеймс Робинсон (создатель «Негодяев из комиксов»), сам не новичок в мире книжек с картинками, мог только развести руками. Очевидно было, что «как есть» творение Мура и О'Нила в дело пойти не может. Обилие литературных цитат, понятных не каждому знатоку приключенческого жанра, автоматически исключало из числа зрителей большую часть «попкорновой» аудитории. Мрачная же атмосфера книги и идея противостояния двух зол - меньшего (преступники из «Лиги») и большего (Мориарти, доктор Фу Манчу, марсиане) - никак не подходили к эстетике летнего блокбастера. Продюсеры требовали иного - войны Добра со Злом.
|
Шон Коннери в фильме «Лига выдающихся джентльменов»
|
|
Поскольку договор уже был подписан и деньги закапали, Робинсону и режиссеру фильма Стивену Норрингтону оставалось лишь вздохнуть, засучить рукава и начать перекраивать «Лигу» в соответствии с требованиями жанра. В основном изменения сводились к раздуванию пафоса и замене цитат спецэффектами. Раз уж на фильм выделили 80 миллионов долларов, то хотелось отработать их по полной.
Поскольку лучший способ привлечь к картине внимание - это занять в ней большую звезду, то продюсеры настояли на приглашении Шона Коннери на роль Куотермейна. 17 миллионов его гонорара автоматически исключили участие еще кого-нибудь из знаменитостей подобного калибра. В такой ситуации оставлять во главе отряда Мину Мюррей не имело смысла - телезвездочка Пета Уилсон никак не могла «командовать» одним из самых харизматичных актеров нашего времени (изначально, кстати, на эту роль пробовали Монику Белуччи). В итоге Куотермейн избавился от привычки к опиуму и плавно переместился в лидеры группы.
Впрочем, сама Мюррей претерпела еще большие изменения. Раз ее «командирская» ценность была потеряна, то девушку омолодили, сняли с нее очки и сделали вампиршей - чего не было у Мура, хотя и находилось в русле логики его творения. Прочие члены Лиги избавились от части своих малоприятных наклонностей, а Человек-невидимка и вовсе сменил имя.
Чтобы объяснить, почему это произошло, надо вспомнить, что Мур спокойно мог использовать в своем комиксе известных литературных персонажей, поскольку авторские права на соответствующие книги уже истекли. Однако в качестве киногероя Человек-невидимка по фамилии Гриффин был в полновластном владении студии Universal, и та не собиралась им делиться. Поэтому данного персонажа переименовали в Родни Скиннера и придумали ему подходящую вводную историю.
Кэмпиона Бонда зарезервировали для возможных сиквелов, а в команду Лиги дополнительно ввели Дориана Грея и повзрослевшего Тома Сойера. Кроме сюжетных соображений, его присутствие объяснялось более прозаическими причинами. Студия не могла позволить себе выпустить на экран предположительно молодежную картину, в которой не было бы ни одного молодого американца. К тому же если английских литературных героев в США знают, мягко говоря, не блестяще, то книги Марка Твена худо-бедно читают даже по школьной программе.
Ад следовал за ними
Когда сценарий был с грехом пополам написан (и сразу же раскритикован фэнами оригинала), актеры подобраны, а съемки назначены, можно было ненадолго расслабиться. Но на самом деле неприятности «Лиги» только начались.
|
Шон Коннери в фильме «Лига выдающихся джентльменов»
|
|
Казалось, что против ленты восстала даже природа. Во время создания «Из ада» викторианскую Англию снимали в Праге, и продюсеры «Лиги» не видели поводов менять эту традицию, тем более она художественно обоснованна. Ведь в столице Чехии так много красивых и мрачных зданий XIX века...
К несчастью, в августе 2002 года частые дожди - сами по себе большая неприятность для натурных съемок - вызвали колоссальное, почти библейское наводнение, затопившее пол-Европы и не пощадившее Злату Прагу. Пока власти и горожане спасали столицу, создатели «Лиги» считали убытки. Кроме времени, съеденного восстановлением декораций и возвращением в нормальный рабочий режим, продюсеры недосчитались 7 миллионов долларов - почти десятой части общего бюджета картины.
Отнюдь не вдохновленной этой катастрофой и вообще впервые в жизни работавший над таким масштабным проектом («Блэйд» обошелся в 45 миллионов и снимался более «камерно», Норрингтон часто выходил из себя и кричал на свою команду. Понятно, что это никому не нравилось и не ускоряло работу. И еще более понятно, что «патриарх» Коннери не намеревался сносить «наезды» режиссера, который годился ему в сыновья.
Напряжение на съемочной площадке достигло апогея, когда Норрингтон однажды подбежал к звезде и в истерическом припадке закричал, чтобы Коннери «врезал ему по морде». Актер, естественно, не стал драться, но ситуация была показательной и совершенно не типичной для такого по определению хорошо организованного процесса, как создание высокобюджетного боевика.
|
Шон Коннери в фильме «Лига выдающихся джентльменов»
|
|
Вообще говоря, Голливуд не любит выносить сор из избы. Если семейные склоки звезд нередко являются лишь частью организованного вокруг них пиара, то в рассказах о работе на съемочной площадке все стараются говорить только хорошее. Ведь киноработник в первую очередь профессионал. А если ты не умеешь работать в команде и справляться с трудностями, то кому ты нужен - даже талантливый, красивый и известный?
Но в данном случае положение было настолько отчаянным, что Коннери не постеснялся предать все публичной огласке. Он с самого начала был не согласен с рядом решений Норрингтона, почти не разговаривал с режиссером, а когда съемки завершились, воспользовался своим положением продюсера и отстранил Норрингтона от процесса финального монтажа! Случай в истории Голливуда далеко не уникальный (вспомним хотя бы Эйзенштейна или то, как Кончаловскому не дали закончить «Танго и Кэш»), но в последнее время это бывает достаточно редко.
Естественно, режиссеру не оставалось ничего другого, кроме как бойкотировать премьеру и сообщить, что больше в Голливуде он работать не собирается. Кстати, начинал Норрингтон в Британии, и он вполне может туда вернуться, если его устроят тамошние гонорары.
Порочное зачатие
Немудрено, что подобное дитя расчета и раздора не стало по-настоящему хорошим фильмом. Картина с трудом набрала в Америке 66 миллионов, зато удачно выступила за пределами страны. Испания дала 10 миллионов евро, Италия - 6, Франция - 4, Англия - 7 миллионов фунтов... Всего с миру по нитке «Лига» собрала более 110 миллионов долларов - самые начитанные зрители, как ни странно, оказались в Австралии, где лента пользовалась бешенным успехом.
Тем не менее, вряд ли в ближайшее время нас ждет сиквел. Сценарного материала в комиксе достаточно как минимум еще на пару картин, но маловероятно, что нелицеприятные рецензии и неубедительные сборы подвигнут продюсеров второй раз раскошелиться на подобную «аферу».
С другой стороны, ходят слухи, что, например, Шейн Уэст и Пета Уилсон согласны играть в продолжении, и студия Fox может попробовать поставить менее затратный сиквел с актерами третьей руки. Посмотрим. Но, честно говоря, нет ничего хорошего в том, чтобы взять хорошую книгу и всю ее «перепахать», дабы получить в итоге бездумное зрелище. Если у тебя полно своих идей - зачем мучить чужие? А если идей нет, то неужели нельзя найти чтиво, более подходящее для попсового боевика?
ЛИГА ВЫДАЮЩИХСЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ / Гемини фильм
|
«Лига выдающихся джентльменов»
|
|
Конец XIX века. Некто «М» собирает команду выдающихся супергероев, в которую входят снайпер Аллан Куотермейн, капитан Немо, вампир Мина Харкер, бессмертный Дориан Грей, Человек-невидимка, доктор Джекил (он же могучий мистер Хайд) и спецназовец том Сойер. Этот доблестный отрад должен спасти мир от коварного, жестокого и изобретательного Фантома, а заодно и выявить предателя в собственных рядах...
Конечно, у «Лиги» немало художественных проблем - прежде всего в области логики и сюжета - но надо иметь в виду, что по-иному экранизировать эстетский английский комикс в условиях Голливуда было бы невозможно. Никто не позволил бы Норрингтону показать характерную для произведения Алана Мура и Кевина О'Нила двойственность персонажей (не говоря уже о том, что необходимое для этого экранное время начисто «убило» бы драйв - тут нужен как минимум сериал). Поэтому режиссер сделал, что мог - на скорую руку слепил сценарную линию, добавил понятных американцам шуток и отсылок, накачал в фильм лошадиную дозу адреналина, собрал эффектных актеров и залил получившуюся массу толстым слоем спецэффектов. То, что получилось -
это ни в коем случае не шедевр, но, бесспорно, экстравагантный и яркий аттракцион, упустить который не имеет права ни один поклонник паропанка, Шона Коннери и Петы Уилсон. Отдельное спасибо за капитана Немо - на Западе часто забывают, что он индус, а не европеец. И пусть с инженерной точки зрения «Наутилус» выглядит абсурдно. В детстве мы представляли его именно таким - стальной громадиной с удивительно изящными очертаниями.
О фильме «Лига выдающихся джентльменов»
Большое спасибо Виктории за этот материал!
Сайт о Кристофере Ламберте
Текст Борис Иванов
Журнал «TOTAL DVD», март 2004 год
Официальный сайт журнала «TOTAL DVD»
|