|
Шон Коннери в фильме «Лига выдающихся джентльменов»
|
|
Фильм про первую в мире команду супергероев, в которой персонажи викторианской жанровой литературы (Алан Куотермейн, Мина Харкер, доктор Джекилл / мистер Хайд и Человек-невидимка) объединяются для борьбы с преступностью, просто не мог не заработать всех денег мира. И когда Шону Коннери предложили - по слухам - $ 17 млн.
за съемки, он, вероятно, подумал, что речь идет о приятном летнем отдыхе в Праге, где нужно будет иногда расставаться с лужайками для гольфа ради команды «Мотор!». Но съемки «Лиги» оказались таким кошмаром, что после них Коннери не хочет возвращаться в кино даже ради «Инди-4» - его не смогли уговорить ни Лукас, ни Спилберг.
Режиссер «Лиги» Стивен Норрингтон по окончании съемок тоже объявил об уходе на пенсию. Но в отличие от Коннери ему было всего 40. И это был его четвертый фильм.
В анналах Голливуда немало историй о съемках-катастрофах, но в последние годы не случалось ничего в этом плане более выдающегося - и менее джентльменского.
А началось все нормально. Продюсер Дон Мерфи - патентованный умник, который потом сделал «Трансформеров» и «Пристрели их», - будучи фанатом комикса Алана Мура «Из ада», в котором лондонский коп идет по следу Джека Потрошителя, купил права на «Лигу».
«Это была блестящая идея Алана, - говорит Мерфи, - объединить в комиксе этих персонажей. То, что они у него живут в одном мире - это же как если бы Человек-паук встретился с Суперменом! И в правовом смысле они - общественное достояние, это просто гениально».
Мерфи начал работу над фильмом. Он потратил год на одного сценариста, «который ни во что не врубался», но потом вернулся к британским корням. «Я понял, что «Лига» - это «Библиотека приключений и фантастики», жанр, не существующий в США, - говорит он. - Подумал: чем более британским будет фильм, тем лучше».
Мерфи нанял английского автора комиксов Джеймса Дэйла Робинсона переписывать сценарий. На горизонте возник Стивен Норрингтон, бывший специалист по спецэффектам, который, судя по «Блэйду», был знаком и с жанром, и он загорелся идеей снять мальчишеское кино.
С готовым режиссером и понравившимся студии текстом Робинсона перспективы «Лиги» выглядели сияющими.
«Но тут началось, - признается Мерфи. - У нас отличный сценарий - там много равнозначных героев. Но я собирался сделать летний блокбастер. Чтобы все было правильно, мне нужны были $ 100 млн. А чтобы получить $ 100 млн. мне нужна была звезда».
Но кто - Джекилл и Хайд? Нет - мало кто из звезд согласиться играть вторую скрипку рядом с Хайдом. Капитан Немо? Мерфи настаивал, чтобы было как у Жюля Верна - то есть чтобы его играл индиец, а не какой-нибудь
«дурацкий Джеймс Мэйсон», Дориан Грей был слишком манерным для актера из А-листа. Невидимка по звездным меркам не вариант. А единственный американский член Лиги, двадцатилетний Том Сойер, был ролью для восходящей звезды.
Оставались лишь Алан Куотермейн и Мина Мюррей (переименованная для фильма в Харкер).
«Кто главный в комиксе? Мина, - утверждает Мерфи. - Под каких женщин можно сделать фильм? Мы могли взять Джулию (Робертс), но она снималась в этом куске дерьма про Мэри Райли. Вы же помните, у нас стомиллионный фильм - так что выбор весьма невелик. А что насчет Шона? Алан говорил мне, что Шон был прототипом его Куотермейна. Они встретились со Стивеном, и Шон сказал
«да»». «Когда я впервые прочел сценарий, он меня не привлек, - говорит Коннери, - показался слишком нарядным. Но мне до этого предлагали «Властелина колец» и «Матрицу», и я их тоже не понял!» Мучаясь из-за того, что отверг два мегахита, Коннери решил не повторять ошибку в третий раз.
Через полгода и Коннери и Норрингтон пожалеют, что эта встреча вообще имела место быть.
«Стивен - природная аномалия, - говорит Мерфи. - Он прекрасный режиссер, но он аномалия. Ему не нравится этот бизнес». Но от Норрингтона вы ничего об этом не услышите, он не дает интервью. EMPIRE просил Норрингтона по e-mail о встрече, пусть тайной и под мостом. Пришел ответ - короткий, не враждебный, но все же с отказом - с пожеланием
«удачного материала, с удовольствием почитаю».
За четыре с половиной года, прошедших после выхода «Лиги», Норрингтон работал на трех фильмах и на всех занимался спецэффектами. На «Экзорцисте: Начало», на «Блэйде: Троица» (вероятно, в качестве услуги Дэвиду Гойеру, сценаристу первого «Блэйда») и на фильме «Пир» в 2005 году.
Если бы не это, вполне можно было бы подумать, что он просто исчез с лица Земли или бросился под машину.
Зато Коннери с превеликим удовольствием делится впечатлениями о съемках. Когда его спросили на премьере
«Лиги» в Лас-Вегасе, где режиссер, он ответил: «А вы в местной психушке смотрели?» А в интервью Times добавил: «Это был кошмар. Ему нельзя было давать $ 185 млн. (источники указывают на бюджет в приблизительно $ 80 млн. - EMPIRE). В первый же день я понял, что он безумен».
По словам Дона Мерфи, впрочем, эти двое рассорились на 24 часа позже. «На второй день стало ясно, - говорит он, - что у нас есть парень, который снялся в 60 фильмах и точно знает, чего хочет, и парень с опытом работы на спецэффектах, типа Хичкока, такой: «Актеры - это геморрой». Было очевидно, что они никогда не сработаются».
12 августа 2002 года, когда до завершения съемок еще оставались недели, Прагу затопило самое страшное за последние 175 лет наводнение. Коннери пришлось срочно освобождать номер в Four Seasons. Вода достигла студии «Баррандов» и затопила декорации на несколько миллионов долларов: «Мы так любили показывать «Наутилус» гостям, - говорит Мерфи. - Это были огромные красивые декорации. А потом они утонули».
Съемки временно перенесли на Мальту. Пару недель потеряли, но дата премьеры - 11 июля 2003 года - осталась незыблемой, и давление на всех (в первую очередь на Норрингтона) усилилось. Решили снять по максимуму в Праге, а потом доделывать в Лос-Анджелесе.
Съемки возобновились с самой масштабной сцены фильма: злодей Фантом (который позже оказывается М, человеком, объединившим Лигу, а еще позже - профессором Мориарти) подрывает цепочку бомб под Венецией, и большая часть города тонет. Лига пытается его остановить.
Именно на съемках этой сцены тлеющая вражда между Норрингтоном и Коннери наконец вспыхнула. По глупости помощника макет ружья Куотермейна потерялся, и Коннери пришлось таскать на плече 20 килограммов настоящего железа. Коннери был недоволен, и все кончилось тем, что Норрингтон, как говорят, закричал: «Меня от всего этого тошнит! Давай! Врежь мне по лицу!» Коннери не стал бить мужчину на 34 года себя младше и просто ушел с площадки.
В интервью, посвященных «Лиге», все актеры держались общей линии касательно инцидента. Никто, кажется, ничего не видел. Но Коннери все отлично помнит: «Мы два месяца снимали в Праге зимой - когда начинает темнеть в полтретьего дня. Мы снимали в темноте, - говорить он. - Единственным, кого он боялся, был я. Он сказал «Хочешь меня ударить?» Я ответил: «Не искушай меня»».
«Этот опыт многому меня научил: он заставил меня задуматься о шоу-бизнесе, - продолжает Коннери. - Мне надоело иметь дело с идиотами. Пропасть между теми, кто понимает в кино, и теми, кто раздает бюджеты, расширяется. И в нее начинает течь дерьмо. Ты появляешься в фильме, а потом понимаешь, что режиссер все прос...ал».
«Лига» вышла на американские экраны 11 июля 2003 года. Несмотря на плохую прессу, это был далеко не провал, $ 179 млн. общих сборов. Допустим, милостыня по сравнению со сборами «Людей Икс - 2», «Пиратов Карибского моря» и «Возвращения короля» (все они вышли в том же году) и все же вовсе не катастрофа.
Но «Лига» испортила карьеры буквально всех ее участников. Возьмем Шейна Уэста. Том Сойер должен был превратить его в звезду, которая могла бы в случае отказа Коннери тащить на себе сиквел. Но с тех пор он снялся всего в трех фильмах, в последние пару лет застрял в «Скорой помощи» - и покинул ее после того, как его герой потерял обе ноги.
Пета Уилсон, которую привлекли в последний момент вместо Моники Белуччи играть Мину - опять же, звездная по замыслу роль, - в последний раз была замечена в эпизодах «Возвращения Супермена».
Стюарт Таунсенд по прежнему более всего известен как бойфренд Шарлиз Терон. Джейсон Флеминг иногда выскакивает в фильмах вроде
«Звездной пыли», но до признания ему далеко. Примерно то же самое с симпатичным шотландцем Тони Керраном, который странным образом - сыграв злодея в «Другом мире: Эволюция» и колоритные роли в «Полете Феникса» и
«Красной дороге» - является единственным членом Лиги, относительно преуспевшим в последние годы. Даже Мерфи пострадал от «Лиги», учитывая четырехлетнюю паузу перед недавним двойным ударом из «Трансформеров» и «Пристрели их» (последний, впрочем, тоже провалился).
Хотя, возможно, относительный успех Мерфи заразителен, и у печальной истории еще может быть хеппи-энд. В декабре появилась информация, что Норрингтон решил прервать свою пенсию/изгнание из режиссуры - и возьмется за ремейк «Битвы титанов» для Warner Bros., который запланирован на 2010 год.
Ходят также настойчивые слухи, что вежливый отказ Коннери сниматься в «Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа» был не более чем дымной завесой и Генри Джонс-старший все-таки появится в новом фильме, пусть и ненадолго. Надеемся, это правда. Было бы печально, если бы последней главой блистательной кинокарьеры оказалась такая вот «Лига выдающихся джентльменов».
О фильме «Лига выдающихся джентльменов»
Большое спасибо Leamas'у за этот материал!
Bondiana.ru - forum
Журнал «EMPIRE», № 3, март 2008 год.
|