Действие этой исторической ленты, основанной на реальных фактах, разворачивается в Пенсильвании в конце 19 столетия. «Молли Магуайрс» -
так называлось тайное общество ирландских эмигрантов, созданное для борьбы с теми, кто предоставлял им работу, но взамен считал возможным издеваться,
унижать, а иногда и ... убивать.
Враги «Молли Магуайрс» - беспощадные владельцы угольных шахт, нанимают детектива (Харрис), чтобы тот тайно
«внедрился» в ряды бунтовщиков и «сдал» впоследствии всех ключевых лидеров. Шон Коннери исполняет роль жесткого и
подозрительного главаря «Молли», устраивающего новичку бесконечные «проверки на верность». Однако, после некоторого времени
«работы под прикрытием» герой Харриса задается вопросом - на чьей он стороне?!...
|
|
Шон Коннери в фильме «Молли Магуайрс» |
|
Мартин Ритт (Martin Ritt), режиссер, актер, продюсер.
Родился 2 марта 1920 года в Нью-Йорке, умер 8 декабря 1990 года. Изучал право в нью-йоркском университете Джонса.
Начал как актер на бродвейской сцене с 17 лет. Во время
Второй мировой войны служил в авиации. Работал как театральный режиссер. Сыграл в 150 и осуществил 100 телепостановок,
преподавал в «Актерской студии» Ли Страсберга. В период маккартизма (1951 год) попал в «черный список» за левые убеждения в
юности (подростком состоял в компартии).
С 1957 года Мартин Ритт кинорежиссер. Его первый фильм «На окраине города» 1957 г. Экранизировал «Долгое
жаркое лето» 1958 г. и «Шум и ярость» 1959 г. Фолкнера. Большинство его фильмов связано с острыми проблемами общества, часто с
расовыми конфликтами или ограничениями: «Саундер» 1972 г.; «Конрак» 1974 г. Высоко оценены его фильмы «Хад» 1963 г. с П.Ньюменом и
«Подставное лицо» 1976 г. с Вуди Алленом, где воскрешается атмосфера маккартистской «охоты на ведьм», затронувшей некогда
самого Ритта. После «Нормы Рей» 1979 г. - фильма об организации рабочего профсоюза в провинциальном городке, Ритт отходит от
чисто социальной тематики. Последние ленты: «Роман Мэрфи» 1985 г. и «Чокнутая» 1987 г. с Барбарой Стрейзанд, посвящены сложным психологическим
отношениям любовных пар.
За тридцать с лишним лет работы в кино Ритт поставил 25 фильмов и лишь один раз выдвигался на
«Оскара» за лучшую режиссуру. Он был хорошим профессионалом, умел выбирать актуальные темы и заставлял актеров не
банально воплощать их на экране. Собственное актерское прошлое помогло ему лучше понимать исполнителей и добиваться от них
предельно выразительной и ансамблевой игры. Все это обеспечило ему прочное место в истории американского кино второй
половины 20-го века.
Мартин Ритт также снял фильмы: «Шпион, пришедший с холода» 1965 г.; «Омбре» 1967 г.; «Братство» 1968 г.;
«Пит и Тилли» 1973 г.; «Тень Кейси» 1977 г.; «Проселочные дороги» 1981 г.; «Юнион Стрит» 1988 г.; «Стенли и Айрис» 1989 г. и др.
|
«Молли Магуайрс» - так звали группу суровых ирландских шахтеров, эмигрировавших в Америку и осевших в
Пенсильвании, образовав в 1870-х годах секретный союз для борьбы с жестокой эксплуатацией угольщиков пенсильванцами -
собственниками шахт.
Сценарист фильма «Молли Магуайрс», Бернстайн увидел в истории ирландских шахтеров начало рабочего
движения в Америке, увидел прообраз того, что происходило в общественной жизни в 60-х годах 20-го века, когда борьба за
гражданские права стала одной из основных социальных проблем в обществе. Сценарий был хорошо сделан, в фильме снимались
хорошие актеры, все находилось в крепких руках Мартина Ритта. «Парамаунт» финансировал съемки, предоставив 11 миллионов
долларов - огромную сумму для такого фильма.
В мае 1968 года Коннери уезжает в Америку на четыре месяца сниматься в этом фильме, очень надеясь
восстановить уверенность в себе после неудачи в предыдущем фильме «Шалако» и получить творческое удовлетворение.
За «Молли Магуайрс» Шон должен был получить гонорар около миллиона долларов и проценты от прокатной
прибыли картины. Необходимо отметить, что бондовское прошлое Коннери по прежнему придавало вес будущему фильму.
Сюжет «Молли Магуайрс» был интересен Шону. Он заставлял его вспоминать свой собственный рабочий опыт.
Коннери сравнивал борьбу шахтеров за социальную справедливость с тем, что пришлось ему самому пережить в юные годы. Эти
соображения, конечно же, всегда попадали в его интервью. «До тех пор, пока вы держите людей в полуголодном состоянии, вы
всегда должны быть готовы к ответным действиям, возможно, к терроризму. Я знаю, о чем говорю. Члены моей семьи работали
в шахтах».
Фильм «Молли Магуайрс» снимался в богом забытом городке Экли в Пенсильвании с населением в 87 человек,
который всего лишь через несколько лет превратится в город призраков. Угольные шахты, на которых держался город, были
давно закрыты, и те немногие жители этого местечка, которые еще здесь оставались, были в основном пенсионеры, старики. Но
Экли принадлежал американской истории, и именно здесь происходили события, о которых рассказывалось в фильме.
У режиссера и сценариста возникла идея снимать весь фильм в черно-белом цвете, подчеркивая таким образом
документальный характер картины. Однако люди с «Парамаунт» не согласились с ними. Действительно, зачем делать фильм
черно-белым, когда существуют такие прекрасные возможности передать на экране яркие и красивые краски? Тогда Ритт покрыл все
здания на съемочной площадке угольной пылью, чтобы они выглядели серыми и унылыми, и стилистика фильма стала черно-белой.
Мистер Ритт вложил в фильм много своего, личного, и в результате фильм получился совсем неплохим. Однако
представители «Парамаунт» не пришли от него в восторг. Окончательное редактирование шло с большими трудностями, и Ритт
говорил, что фильм в окончательной урезанной версии много потерял. Тогда «Парамаунт» решили положить его на полку на 18
месяцев. Фильм вышел на экраны только летом 1970 года и вызвал неоднозначные оценки. Критики одобрили то, как сыграли
свои роли Коннери и Харрис, но сам Шон признавал, что в фильме не было огня, страсти. Зрители, по-видимому, думали также и
отнюдь не толпились у билетных касс. Картина «Молли Магуайрс» стала финансовым провалом, пополнив собой десять самых
крупных инвестиционных катастроф десятилетия. Фильм стоил 11 миллионов долларов, а собрал всего лишь 2 миллиона.
Соцреализм по-американски
Словно предвидя смену кинематографических настроений в восьмом десятилетии, Мартин Ритт предвосхищает эпоху бума
остросоциальных постановок неоднозначной, мрачной и, несомненно, этапной лентой. Предоставив Коннери двойной шанс – реабилитации после
провального вестерна «Шалако» и ухода от образа агента 007, – Ритт заставляет актера играть на полной самоотдаче, широкими мазками обозначая
сложный внутренний мир героя. В нем больше нет лоска суперагента или шика секс-символа – Коннери аутентично погружается в среду угольщиков,
словно пробуждая в себе память поколений, так же трудившихся в шахтах.
К сожалению, не все свои находки режиссер сумел воплотить на экране: располагая огромным, для ленты такого плана бюджетом
- $11 млн. – он автоматически попал под жесткий студийный контроль, не позволивший ему применить ряд интересных идей. Так, Paramount выступили
с возражением против решения ленты в черно-белой гамме, символизирующей документализм постановки. И хотя Ритт обходными путями все-таки
добился своего: покрыв все декорации угольной пылью он получил блекло-черную картинку, публика еще была не готова к столь резкому уходу от
царившей на экранах гламурности в пессимистичный реализм, и не поддержала картину.
В итоге, собрав в прокате немногим более одного миллиона долларов, «Молли Магуайерс» стала одним из самых крупных
провалов той поры.
Денис Данилов, Россия / Москва.
|
Фильм «Молли Магуайрс» снимался в городке Экли в Песильвании, население которого составляло всего 87 человек.
Компания «Paramount» спасла город от уничтожения. Угольные шахты, кормившие город были давно закрыты и городок должны были разрушить. Но после съемок фильма эти земли были пожертвованы
Историческому обществу штата Пенсильвания, и теперь город стал музеем. Некоторые декорации, построенные для этого фильма, до сих пор находятся в Экли.
Хотя главный герой появляется в самом начале картины, Джек Кехо (Шон Коннери) не произносит ни одного слова до сороковой минуты фильма.
Фильм провалился в прокате, принеся убытки своим создателям. Бюджет фильма составлял $ 11,000,000, огромная сумма по тем временам (приблизительно $55,4 миллионов на период 2005 года).
Назад удалось вернуть немногим более 10% от бюджета картины.
Провал фильма укрепил репутацию Коннери, как яда для кассовых сборов вне фильмов о Джеймсе Бонде. Его карьера катилась под уклон, и он лишился статуса «суперзвезды», также как и Ричард Харрис, который тоже снялся в этом фильме.
В 80-х Коннери снова ждал успех, и его карьера снова была на взлете. Он восстановил свой статус «суперзвезды». А Харрис так и не смог вернуть себе титул «звезды», но закончил сою карьеру востребованным актером, играя характерные роли. Последней его работой в кино стала роль Дамблдора в
фильме «Гарри Поттер и тайная комната». Он умер от рака 25 октября 2002 года.
|