Режиссер: Эдвард Дмитрык
Продюсер: Еон Ллойд
Сценарий: Дж. Гриффитс и Скотт Финч по одноименному роману Луиса Ламура.
Оператор: Тед Мур
В ролях: Брижит Бардо, Шон Коннери (Шалако), Стефан Бойд,
Герт Фробе, Эрик Сайкс, Джек Хокинс, Онор Блекман, Питер Ван Эйк,
Вуди Строуд и др.
Время: 113 минут
Бюджет: $ 5,000,000
Премьера в Западной Германии: 26 сентября 1968 года.
Премьера в США: 6 ноября 1968 года.
Премьера в Дании: 12 ноября 1968 года.
Премьера в Великобритании: 11 декабря 1968 года (Лондон).
Премьера в Швеции: 26 декабря 1968 года.
Премьера во Франции: декабрь 1968 года.
Премьера в Финляндии: 7 февраля 1969 года.
Премьера в Польше: ноябрь 1970 года.
1880 год. Группа аристократов из Европы приезжает поохотиться на Дикий Запад, не подозревая, что проводник,
«положивший глаз» на драгоценности гостей из Старого Света, завел их на территорию воинственного племени апачей. Случайно наткнувшийся
на лагерь охотников разведчик американской армии Шалако (Шон Коннери) спасает от индейцев прекрасную француженку Ирину (Бриджитт Бардо).
Но один из оставшихся в живых апачей сообщает об охотничьем караване своему племени. Краснокожие устремляются на бледнолицых, укрывшихся
в полуразрушенной крепости. Шалако, имеющий большой опыт выживания и ведения войны в этих краях, прилагает все свои знания и силы, чтобы
спасти горе-охотников от неминуемой гибели...
Эдвард Дмитрык (Edward Dmytryk) - американский режиссер, продюсер. Родился 4 сентября 1908 года
в г. Гранд Фокс (Канада) в семье украинских иммигрантов. Окончил Калифорнийский технологический институт.
Один из печально знаменитой «Голливудской десятки», чья творческая судьба была сломана тюремным заключением
«за неуважение к Конгрессу» во время «Суда над Голливудом», организованным Комиссией по расследованию антиамериканской
деятельности в период маккартизма в США.
Уже в 15 лет Дмитрык начал работать посыльным в Голливуде, потом ассистентом, на практике осваивая
различные стадии создания фильма. В 1935-м сам поставил «Ястреб», но внимание на себя обратил лишь восемь лет спустя
картиной «Дети Гитлера». Успех и слава пришли к режиссеру лишь в 1947-м, когда появился его фильм «Перекрестный огонь»,
который явно нес на себе следы влияния итальянского неореализма. В 1947 по доносу режиссера Сэма Вуда, Дмитрык был вызван
на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, ссылаясь на Пятую поправку к Конституции США,
отказался отвечать на заданные ему вопросы о коммунистических взглядах и принадлежности к компартии, после чего был посажен
в тюрьму за неуважение к Конгрессу. Освободившись, немедленно уехал в Англию, где поставил три картины, в том числе и
социальную - «Даждь нам днесь» (экранизация романа П.Ди.Донато «Христос и каменщик» - об итальянских иммигрантах в Нью-Йорке
периода кризиса 1929 года.) Положение изгнанника его не удовлетворяло. Да и перед глазами были примеры коллег, оказавшихся
не столь принципиальными, и продолжавшими процветать в Голливуде. И когда в 1951-м Дмитрыка вновь вызвали на заседания
все той же Комиссии, он не выдержал и дал показания против нескольких кинематографистов. Его тотчас вычеркнули из «черного
списка» и предоставили работу в американском кино. Но теперь сломался он сам. Этот высокий красивый человек с обаятельной
улыбкой перестал уважать себя и дело, которым занимался.
На съемочной площадке фильма «Шалако».
Уже первый же, поставленный после этого фильм - «Снайпер» (1952 г.) - особенно проигрывал по сравнению
с «Перекрестным огнем». Картина была полностью лишена не только малейшего социального подтекста, но и какого либо визуального
мастерства. А «Молодые львы» (по И. Шоу 1958 г.) вообще стали примером самых расхожих штампов массовой продукции. В вестерне
«Урлок» (1959) шериф, призванный защищать закон до самого последнего момента покрывает своего ближайшего друга, убившего
аж сорок пять человек! В картине «Куда ушла любовь» (1964) подробно смакуется история убийства дочерью известной кинозвезды
Ланы Тернер любовника матери - знаменитого гангстера. Все эти ленты, как и остальные им поставленные, пользовались неизменным
коммерческим успехом, но никогда больше не привлекали внимания критиков. С середины 70-х Дмитрык фильмов уже не ставил.
Написал автобиографическую книгу «Жизнь - это ад, но жить в общем-то не плохо» (1979), а также труды по кино: «О режиссуре» (1984),
«Кино: теория и практика». Выступил в качестве самого себя в монтажных лентах «Суд над Голливудом» (1976) и «50 лет в режиссуре»
(1986). Был женат на актрисе Джин Портер.
Дмитрык снял такие фильмы как: «Мятеж на «Каине» (1954 г.); «Солдат удачи» (1955) с Кларком Гейблом; «Конец
романа» (по Г. Грину 1955 г.); «Округ Рейнтри» (1957); «Прогулка по дикой
стороне» (1962); «Карпетбеггеры» (1964); «Мираж» (1965); «Шалако» (1968); «Синяя Борода» (1972 г.); «Человеческий фактор» (1975 г.)
и др.
Продюсер Еон Ллойд хотел сделать вестерн, который люди будут помнить
так же долго, как, например «Шейн» («Shane») 1953 года, один из любимых фильмов Коннери.
Шону был предложен гонорар в 1,2 миллиона долларов. Ллойд добился сильной финансовой
поддержке проекта со стороны британских компаний, и полный бюджет фильма составил 5
миллионов долларов. Это сделало возможным пригласить такую звезду, как Брижит Бардо.
Более того, режиссером фильма стал Эдвард Дмиртык, известный член Голливудской Десятки, что
многие расценивали как знак будущей удачи.
Фильм решили снимать в Испании, недалеко от Альмерии. Коннери прибыл на место за две
недели до начала работы, чтобы взять несколько уроков верховой езды у Боба Симмонса, своего бывшего тренера времен Бонда.
Он никогда не учился скакать верхом, а по роли он должен был половину времени проводить в седле. «К моменту
начала съемок Шон стал великолепным наездником. Он выглядел так, как будто провел в седле
всю свою жизнь», - вспоминал Сайкс, партнер Коннери по фильму «Шалако».
Брижит Бардо, в те времена уже ставшая настоящей звездой, прибыла на съемки в роскошном
туалете, ее белый «Роллс-Ройс», ехавший на полной скорости, поднял огромное облако пыли,
в котором оказались многочисленные фотографы и сопровождающие актрису лица. Она заняла
несколько комнат в самом лучшем и самом дорогом отеле, тогда как Шон вместе с женой
Дианой Силенто и детьми арендовал скромную виллу.
Репортеры принялись опять за свое обычное дело, расписывая в пресс-релизах потрясающих
Бардо и Коннери, играющих в самом удивительном фильме за всю карьеру французской звезды.
До этого Бардо предлагали роль в фильме про Джеймса Бонда «На секретной службе Ее Величества», но
Брижит отклонила это приглашение. В своей книге «Инициалы Б.Б.» Брижит Бардо так
рассказывает о работе над фильмом «Шалако»: «...Я получила сценарий на английском языке!
Я так и не прочитала его, это было слишком сложно, я ничего не понимала. Прошла примерка
костюмов, на которую мне было наплевать как на прошлогодний снег... Приехала команда
американцев, и те часами несли чушь о смысле моей роли, ее важности, о том, как мне повезло
сниматься вместе с Шоном Коннери в фильме великого Эдварда Дмитрыка!... Кроме «Шалако»,
неподалеку снимались еще два фильма, и все съемочные группы жили в том же отеле-цитадели.
Здесь был Роберт Оссейн и Мишель Мерсье, снимавшиеся в вестерне «Веревка и кольт». Я была
счастлива увидеть их, услышать французскую речь. Снимался также английский фильм с Майклом
Кейном... Короче говоря, я очутилась в толпе актеров, пресс-атташе, режиссеров, продюсеров.
Как будто ты в Голливуде!
Шон Коннери, Мишель Мерсье и Майкл Кейн.
Кроме «Шалако», неподалеку снимались еще два фильма, и все съемочные группы жили в том же отеле...
Я с трудом узнала Шона Коннери с нацепленными усами, с головой, лысой как коленка.
Позже я поняла, что искусно прилаженный парик придает ему во время съемок вид неотразимого
соблазнителя. Перед Эдвардом Дмирыком я робела. Он был жестким, холодным режиссером с
военными замашками. В нем не было никакого шарма! К моменту отъезда мы были на ножах.
...Мы вставали в 6 часов утра, было еще темно, я красилась и причесывалась, а в 8 часов мой «роллс» отвозил
меня на место съемок, что занимало иногда целый час, да еще по ужасным дорогам. В 9 часов, уже в костюме, я должна была быть готовой
к репетиции. Мы возвращались не раньше 20 часов, измотанные, грязные, в пыли, иссушенные ветром, одуревшие от напряженной работы.
Затем следовала хорошая ванна с душистым маслом, чтобы не сохла кожа. Хороший глоток шампанского (мои счета за шампанское
превысили все мои безумства, которые я когда либо оплачивала) и - вперед, жизнь продолжалась! Мы назвали мой салон «ночное заведение»,
орала самая модная музыка, мы приглашали по очереди всех известных и неизвестных актеров провести с нами вечер.
Шон Коннери и Брижит Бордо.
Остальные постояльцы жаловались на шум. Каждые пять минут к нам поднимался консьерж, умоляя приглушить звук
проигрывателя - я делала вид, будто ничего не понимаю, говорила: «Си, си». А вечер продолжался, иногда до двух часов ночи...
Однажды я не проснулась в шесть часов, как положено...
Когда я приехала, вся группа по стойке «смирно» ожидала меня. Эдвард Дмитрык с ледяным видом посмотрел
на часы - было 9 часов 30 минут! Я опоздала на полчаса, парализовав работу. Со стороны «звезды» это было недопустимо! Дмитрык никогда не
сталкивался в своей жизни с подобным поведением. Мне было стыдно, хотелось забиться в норку...
Через некоторое время мы снимали сцену, требующую очень долгой подготовки. Шон и я сидели на лошадях.
Внезапно нас должны были окружить индейцы. Чтобы актеры массовки, игравшие индейцев, появились одновременно, надо
было все организовать, как для настоящей атаки. С десяток ассистентов с радиотелефонами должны были по команде «Пошли» Эдварда Дмитрыка
скомандовать в свою очередь индейским всадникам, которых было не меньше сотни. Переснимать сцену было невозможно из-за
пыли, которую те поднимали, и из-за долгой и тщательной подготовки эпизода.
Шон и я много раз репетировали, чтобы безупречно подгадать и текст, и наше местоположение. Я и так трусила,
сидя на лошади, к тому же как амазонка!
Тем временем Робер Осейн снимал свой фильм в нескольких сотнях метров от нас, за невысоким холмом.
В работе он также пользовался радиотелефоном. В разгар одной из последних наших репетиций мы увидели, что появились орущие
индейцы, потрясая копьями и другим оружием. В ужасе моя лошадь встала на дыбы, и я едва удержалась на ней. Ни Шон, ни я, ни Эдвард Дмитрык
ничего не понимали. Всеобщая паника и ор.
Естественно сцену не сняли, ведь это была репетиция. Пока мы выясняли отношения, вцепившись друг другу в волосы,
Робер Осейн спокойно продолжал съемку, не подозревая, что, работая на той же частоте своего радиотелефона, что и Эдвард Дмитрык,
он дал команду «Пошли», к которой никто не был готов. После долгих переговоров причина была найдена, надо было все начинать с нуля и, главное, проверить частоту
волн передатчиков двух съемочных групп...»
Партнеры по фильму, Бардо и Коннери, понравились друг другу, и все надеялись на лучшее.
Был снят даже документальный фильм для показа по телевидению, называвшийся «Сафари Шалако»,
что показывает, насколько все были уверены в будущем успехе фильма.
«Это было действительно смелое предприятие, - говорил Эрик Сайкс, занятый в фильме
«Шалако», - Сделать вестерн с актерами из разных стран казалось хорошей идеей. В 1890-е
годы европейцы часто совершали экспедиции в те края, везя с собой фарфоровую посуду
и хрустальные бокалы. Это все было в действительности. Однако самым волнующим для меня
в связи с этим фильмом была возможность работать с Коннери, и я уверен, так чувствовали
все, кто понимал, насколько он замечательный актер».
Вскоре стало ясно, что Коннери влияет на ход съемок в гораздо большей степени, чем
может это делать актер, играющий главную роль. Бардо, прибывшая на съемки как звезда,
ожидала, что с ней будут обходиться соответственно. Однако с самого начала у Брижит
возникли ссоры с Дмирыком. В какой-то момент Бардо решила уйти из съемочной группы.
Это было вызвано и недостатками слегка напыщенного сценария, а также внесением в него
тех поправок, которые Коннери считал нужным сделать. Эрик Сайкс описывает эту способность
Коннери как «инстинктивное, почти интуитивное чувство».
«Светило яркое испанское солнце.
Мы сидели рядом и учили тексты ролей. Моя роль была гораздо меньше, чем у Коннери, но я
видел, как часто он вырывал полстраницы, а то и целую, из диалогов и бросал их на землю.
Таким образом, там образовалась целая куча листов. Я спросил, зачем он это делает.
Коннери ответил, что это все не нужно для фильма. Так одна из сцен с участием Шона и
Бардо, в которой они сидят у воды и герой Шона, по сценарию, должен объяснять, как он
удовлетворяет свои сексуальные желания в условиях дикой природы, а героиня Бардо вспоминает
о Европе, должна была длиться довольно долго, около 8 минут.
Редактирование Коннери,
сопровождающееся активным выдергиванием страниц из сценария, превратило ее в трех
минутный эпизод, при этом выразительность действия усилилась. С тех пор, да и до того,
я не видел никого, кто бы делал это с таким блеском. При этом он даже не консультировался
с весьма здравомыслящим режиссером Дмитрыком, который никогда не возражал против исправлений
Шона, зная, если тот внес свои поправки, значит, так должно быть, так лучше. Те, кто
работал с Коннери, тогда могли почувствовать его актерское мастерство, его профессионализм.
Все на съемках восхищались им, наблюдая, как он справлялся со своими задачами. По идее,
звездой была Брижит, но весь фильм вытянул на себе Шон. И она этого не отрицала. В конце
работы над фильмом она призналась, что это был его фильм, и хотя один критик сказал, что,
может быть, это не так уж и хорошо, это лишь его личное мнение. В любом случае без
Шона фильм был бы гораздо хуже».
Коннери вернулся из Испании раздраженным и недовольным. В фильме не все было сделано
хорошо, и он прекрасно чувствовал это. Последнее редактирование только усилило его
беспокойство. Несмотря на взрывоопасную актерскую смесь Коннери - Бардо, вестерн так и
не набирает обороты, за исключением нескольких кровавых сцен.
Неоднозначная реакция критиков на фильм не удивила Шона. Реклама картины выглядела
следующим образом: «ББ + 007 = TNT». Но критики были куда безжалостнее. Один из них
составил собственную формулу: «ББ + 007 = 0». Оценки же того, как Коннери сыграл свою
роль, были весьма положительными. «Шалако» была обеспечена массивная реклама с
премьерами в Мюнхене, Лондоне, Глазго и Нью-Йорке. Коннери привез свою семью на первый показ
фильма в Шотландии, состоявшейся в Глазго в кинотеатре «Колизей», и множество шотландцев приветствовали
своего знаменитого земляка. Бардо привлекла толпы поклонников
в Германии, а лондонская премьера сопровождалась посещением принцессы Маргарет.
Затем, постепенно, в сопровождении жестокой критики нескольких влиятельных американских
кинокритиков, фильм канул в забвение и лишь иногда вспоминается самыми преданными фанатами
кино.
Все возраставшая
неприязнь Шона Коннери к бондиане вылилась в сенсационный уход из сериала. Продюсеры прочили быстрое забвение популярному актёру, и потому
следующий свой проект Коннери выбирал с особым тщанием. Идея экранизировать приключенческий роман Луиса Л'Амура показалась ему достаточно
интересной. С самого начала подготовительного процесса, к картине было проявлено пристальнейшее внимание прессы: звёздный международный состав
фильма, большой бюджет ($5 млн. - по тем временам огромные деньги), небывалый гонорар самого Коннери - $1,2 млн. - всё говорило за то, что фильм
войдёт в историю кино... Однако этого не произошло - неудачный монтаж фильма и несколько напыщенный сценарий, вкупе с жёсткой критикой нескольких
влиятельных американских изданий привели к тому, что фильм канул в забвение и лишь иногда вспоминается самыми преданными поклонниками актёра.
Шалако, бывший офицер армии США подрабатывает проводником богатых аристократов, желающих поохотиться на землях апачи.
Остановившись на ночлег в небольшом форте, герои не могли знать, что им придётся выдержать жесточайшую осаду...
В этой картине Шон Коннери сумел
сняться только потому, что получил возможность отдохнуть от исполнения роли Джеймса Бонда. Так как актеру пришлось очень нелегко на съемках фильма
«Вы живете только дважды» (1967), продюсеры «бондианы» решили освободить его от обязательств, продиктованных контрактом. В противном случае ему
пришлось бы сниматься в очередной серии об агенте 007 «На секретной службе Ее Величества» (1969).
Брижит Бардо была выбрана на роль
Трейси, девушки Джеймса Бонда в картине «На секретной службе Ее Величества», однако она не смогла в ней сниматься, поскольку стала партнершей
Шона Коннери по фильму «Шалако».
Создатели фильма были настолько
уверены в его успехе, что даже сняли документальную картину
«Сафари Шалако» для показа по телевидению.
Снимавшаяся в
«Шалако» Онор Блэкман, уже играла в месте с Коннери в бондовском боевике «Голдфингер». Как и Герт Фробе, сыгравший в «Голдфингере» роль главного злодея Аурика Голдфингера.
Первым кандидатом на главную
роль был Генри Фонда («На золотом пруду»).
Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 20 октября 2013 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери» / 1998
Брижит Бардо «Инициалы ББ»
Джеффри Робинсон «Брижит Бардо»
«Режиссерская энциклопедия Кино США»
О фильме на IMDb