Теренс Янг, режиссер предыдущих фильмов о Джеймсе Бонде «Доктор Но»
и «Из России с любовью» уже начав подготовительную работу для фильма «Голдфингер», расстался
с компанией и продюсерами после обсуждения его гонорара. После успехов первых фильмов «Бондианы»
Янг считал, что он вправе требовать (и его можно понять) увеличение оплаты своего труда.
Место режиссера сериала занял Гай Гамильтон. Был приглашен и новый сценарист - Пауль Ден.
С переходом таких двух ключевых функций в новые руки было очевидно, что образ Бонда должен
претерпеть определенные изменения. Постепенно они уходили от некоторого реализма первых
двух фильмов о Бонде, приближаясь к миру космических фантазий.
Продюсерам очень импонировала идея увеличить число технических игрушек Джеймса Бонда. Таким
образом, полагали они, истории Флеминга, дополненные последними достижениями в военной технике,
авиации и других областях, могли обрести более современное звучание. Кабби Брокколи требовал
наличия в фильме множества очаровательных, капризных и полураздетых женщин, быстрых машин,
экзотической натуры.
Гамильтон кардинально изменил представление о женщинах Бонда. Он, восприняв идеи Дена, Янга и
сценариста Мейбаума, объединил их и разработал то, что стало обязательным для всех будущих
фильмов о Бонде. Сексуальность, присутствовавшая в предыдущих фильмах, осталась и играла
огромную роль почти во всех эпизодах фильма, проходя красной нитью по всему сценарию в
пределах, удовлетворяющих самую широкую публику. Сексуального насилия же над женщиной в
фильме быть не должно, в то время как обратное стало вполне допустимо. В первый раз было
показано, какая бездна чувственности и сексуального интереса может быть обнаружена в
женщине - противнике, способной не стать жертвой мужских посягательств, способной бороться
с мужчиной. Этот новый образ соответствовал типу свободных самостоятельных женщин, которые
появились в начале 60-х годов. Всем этим и был обусловлен приход в съемочную группу
«Голдфингера» Онор Блэкман, сыгравшей Пусси Гэлор. Она тогда только что очень удачно снялась
в очень популярном телевизионном сериале «Мстители». Блэкман стала телевизионным вождем
женщин, начавших борьбу за свои права. Именно она разрушила бондовскую харизму, сказав:
«Вы можете потушить ваше обаяние, мистер Бонд. У меня есть иммунитет к нему».
Онор сыграла сексуальную противницу Бонда, привнеся в роль весомость и силу, и этот образ
стал самым привлекательным и занятным женским персонажем из всех фильмов сериала. Коннери
эта новая ситуация очень понравилась. Стандартные постельные сцены с грузными дамами,
повторявшиеся вновь и вновь, давно перестали быть для него интересными, поэтому изменение
трактовки роли главной героини придавало им, по крайней мере, некую свежесть и остроту.
Когда Онор Блэкман приехала на студию «Пайнвуд», чтобы начать работать над «Голдфингером»,
она была потрясена профессионализмом и энтузиазмом членов съемочной группы, особенно
Коннери. Он смирился со всем неприятным, что эта роль вносила в его жизнь. «Шон никогда не
опаздывал, всегда приходил вовремя, сосредоточенный и настроенный на тщательную работу. Он
мне казался удивительно интеллектуальным актером, который, как казалось, всегда контролирует
все, что он делает» - вспоминает Блэкман. «Он был необыкновенно хорош, мужественен и сексуален.
Шон был именно тем героем, о котором рассказывалось в сценарии, - говорила Онор Блэкман -
Я думаю, мы оба оценили высокое качество сценария. Шон очень помог мне играть, превращая сложные
вещи в простые. Лично я всегда думала, что его выбор на эту роль был удивительно точным, и что
как актер, он стоит на одном уровне с Кэри Грантом и Спенсером Трейси. Они все принадлежали к
одной актерской школе, они были актерами, обладающими замечательной способностью быть
великолепными в профессиональном плане и при этом оставаться самими собой. Таким был и Шон».
Во время съемок фильма «Голдфингер».
Побочным эффектом, конечно, продолжало оставаться разрушение Шона Коннери как личности и как
серьезного актера. «Я прекрасно знаю, что он был тогда прекрасным актером и мог бы легко
справиться с ролями классического репертуара. Он уже сыграл множество замечательных театральных
ролей, - замечает Блэкман. - И на съемках «Голдфингера» я могла совершенно ясно видеть другого
Коннери, пытающегося обнаружить свое присутствие, но Шон никогда не позволял ему этого».
Такое слияние Коннери с выдуманным персонажем, как отмечали не только Блэкман, но и многие
другие, несло дополнительную опасность того, что весь мир будет видеть в нем только одного
Бонда. Шон был готов к такой ситуации с самого начала, но он никогда не представлял себе,
что все это может зайти так далеко. Режиссер Гамильтон понимал то, что так тревожило Коннери,
и уважал его стремление играть роли, совсем не похожие на роль Бонда. Это становилось не так
просто, так как с ростом бондовской киноиндустрии фильмы становились длиннее и требовали
больше времени для съемок, и продюсеры по условиям контракта, действительно, не могли освободить
его для работы в других фильмах, особенно теперь, когда они платили Коннери огромные деньги.
Гонорар Шона Коннери за «Голдфингер» был увеличен до 50 000 фунтов плюс проценты от прибыли.
Однако в отношениях между Шоном и продюсерами оставались трения.
Требования к физическому состоянию актера на съемках «Голдфингера» очень возросли. Коннери
нравилось самому выполнять как можно больше трюков. Большинство сцен с дзюдо были сняты
непосредственно при участии Онор Блэкман и Шона, что сэкономило время съемок и, конечно,
усилило художественный эффект эпизодов.
Герт Фробе, известный немецкий актер, сыгравший Аурика Голдфингера, стал еще одним выдающимся
партнером, с которым Коннери было приятно работать. Его внешность добродушного немецкого
бюргера, казалось бы, совершенно не соответствует его персонажу. Фробе и Блэкман будут
участвовать позднее в менее удачном фильме Коннери «Шалако». Но именно по роли Голдфингера Фробе
и поныне знает весь мир. А сам фильм безошибочно узнают по кадру распластанного на постели
обнаженного женского тела, выкрашенного золотой краской.
Однажды некая французская журналистка, приехав на место съемок, начала спрашивать Коннери о
фильме. Шон страшно разозлился, когда рассказывая, что Голдфингера играет Фробе, услышал
вопрос: «А кто эта актриса?» Шон вскипел, ушел и не возвращался до тех пор, пока журналистка
не уехала. Позднее его ругали за то, что он был груб. Этот инцидент, похожий на многие
другие, останавливал людей, ответственных в съемочной группе за работу с прессой, от приглашения
фотографов и журналистов на съемки, что входило в те времена в обычную процедуру предварительной
рекламы фильма.
После завершения съемок «Голдфингера» Шон Коннери уезжает в Рим, где в то время находилась его
семья, чтобы провести там свой первый за два года отпуск, смертельно уставший и злой, бормоча
нечто вроде «больше никогда».
Премьера «Голдфингера» 17 сентября 1964 года собрала пять тысяч человек -
самое большое скопление лондонских любителей кино. В это время Коннери был занят на съемках
своего нового фильма «Холм» в Испании. Поклонники были явно разочарованы тем, что их обожаемого
Бонда не будет в кинотеатре, но горячо приветствовали Онор Блэкман в таком стиле: «Онор Блэкман?
Кто это? Мы здесь, чтобы увидеть Пусси Гэлор!». Такой прием показался Онор очень волнующим,
хотя слегка и пугающим. Фанаты орали и вопили, толкались и тянули друг друга вперед до тех пор,
пока не выбили огромную входную стеклянную дверь «Одеона». Полиция была вынуждена орудовать
дубинками, чтобы предотвратить возможное смертоубийство среди восторженных поклонников.
Единственное, что огорчило всех, было то, что Ян Флеминг, создатель Бонда,
умер за месяц до этого волнующего дня.
Во время съемок фильма «Голдфингер».
По всей стране появились восторженные отклики. «Ничего подобного не было
в кино со времен «Унесенных ветром», - писали газеты. И действительно, трудно было с чем-либо
сравнить успех этого фильма, по крайней мере, ни один английский фильм не производил такого
фурора во всем мире. Более того, ни один английский фильм не имел такого резонанса в Америке.
Наконец менеджеры «Юнайтед Артистс» поняли, что фильмы о Бонде пользуются бешеной популярностью
у публики, и организовали мощную рекламную кампанию перед премьерой фильма в Штатах в декабре
1964 года.
По всей Америке, по всей Европе и на Дальнем Востоке шло триумфальное шествие
«Голдфингера». По мере распространения фильма по всему миру напряжение возрастало. Так, в
Париже на премьере «Голдфингера» произошло такое, что старожилы не помнили еще со времен
приезда в 1960 году во Францию Мэрилин Монро. На пресс-конференции и во время просмотра фильма
женщины рыдали навзрыд, а толпа поклонников сметала все на своем пути - люди получали синяки и
ушибы, кресла переворачивались, фотокамеры разбивались. «Это было просто страшно, - вспоминал
один из полицейских - И все из-за какого-то выдуманного английского детектива. Они никогда
не сходили так с ума от Мегрэ».
Прибыль от проката фильма в Северной Америке и Канаде только лишь за первые
14 недель составила 10,374,807 долларов. Прибыль все росла: 20, 21, 22, 23 миллиона долларов...
Напомним, что в фильм было вложено всего 2,8 миллиона долларов. Коннери по условиям контракта
должен был получить 5% от прибыли.
Журнал «Лайф» поместил на обложке портрет золотой девушки Ширли Итон,
«Плебой» назвал Джеймса Бонда своим героем, а Коннери - человеком десятилетия. «Ньюсуик»
говорил о фрейдистских началах в поведении героев фильма, «Сэтэдей ревю» писала, что Коннери
сыграл свою роль блестяще. В это же время альбом Джона Бэрри с музыкой к фильму потеснил
«Beatles» с первого места хит-парадов, а профессора колледжей приступили к написанию диссертаций
о Бонде, и студенты в кампусах до ночи спорили о значении образа Бонда в современной культуре.
Дальше - любопытные факты
|