Интервью и публикации     
На главную     


  КАК СТРЕЛЯЕТ 007 ?

ОРУЖИЕ В КИНО

Журнал «Оружие» №2, 1999 год.
Феликс Леонидов, инженер-конструктор.
Автор благодарит А.В. Лобеева за предоставленные материалы по истории «агента 007».


«Голдфингер»

Джеймс Бонд, агент 007. «Голдфингер»

После прихода в СССР массового видео мы наконец воочию и в подробностях познакомились с порождением фантазии Йена Флемминга - британским «агентом 007» Джеймсом Бондом, до того известным большинству только по песне Высоцкого да по ругательным упоминаниям в прессе. «Бондиана», включающая ныне 18 фильмов (на момент написания статьи, теперь уже 20 фильмов) - плюс два «незаконнорожденных» и одна пародия - приобрела у нас немало поклонников. И теперь уже общеизвестно (хотя «Литературная газета» раскрыла этот «секрет» еще в конце 70-х), что два ноля в личном номере позволяют Бонду применять оружие по собственному усмотрению. Что он регулярно и делает.

О том, «из чего стреляет 007», сказано и написано немало. За 35 лет существования «официальной бондианы» бывший моряк-подводник (и, может быть, поэтому абсолютно непотопляемый) Бонд успел пострелять из самого разнообразного оружия. Любимый же им «Вальтер» РРК калибра 7,65 мм стал настолько знаменит, что к 35-летию «бондианы» фирма «Вальтер» даже выпустила под девизом «На секретной службе Ее Величества» сувенирную серию из 500 пистолетов РРК с золотой отделкой рамки и затвора и перламутровыми щечками рукоятки.

Мы же рассмотрим другой вопрос - «Как стреляет 007 ?». В самом деле, Бонд в исполнении различных актеров демонстрирует разнообразные техники владения оружием. Разумеется, было бы верхом наивности воспринимать действия «лучшего секретного агента всех времен и народов» как отражение реальной подготовки, получаемой сотрудниками британской разведки MI-6 или других спецслужб - ведь «бондиана» это даже не миф, а, скорее, пародия на мифы о работе спецслужб. Тем более, что стрельба для секретного агента - дело обычно последнее. Однако эффектная «киношная стрельба» при всей своей трюкаческой природе неминуемо воспринимает что-то и из реальности. Поэтому было бы интересно - во всяком случае, занятно - проследить как менялась техника стрельбы Джеймса Бонда от года к году и от исполнителя к исполнителю, и оценить, насколько эти изменения отражали реальные, практикуемые в жизни техники и приемы стрельбы из личного и индивидуального оружия. Поскольку чаще всего Бонд пользовался личным оружием, ему мы и уделим больше внимания. И совсем не будем касаться штучек типа стреляющих сигарет (хотя, возможно, и для них есть свои приемы...), а также участия 007 в подводных («Шаровая молния», 1965г.) или космических («Мунрэйкер», 1979г.) баталиях. Заранее просим прощения у читателей, если некоторые аналогии между киношными и реальными техниками стрельбы покажутся им слишком смелыми. Итак, приступим.

Шон Коннери в фильме «Доктор Но»

«Доктор Но»

Лучший и классический Джеймс Бонд - шотландец ШОН КОННЕРИ - обращается с пистолетом достаточно вольно - пожалуй поддерживая тем самым общий иронический настрой эпопеи. Чего стоит хотя бы выстрел с подпрыгиванием, разворотом вправо и заносом руки с пистолетом - заставка фильмов «Из России с любовью» (1963г.) и «Голдфингер» (1964г.). Однако можно заметить, что Коннери имеет свои привычки.

С первых же кадров «Доктора Но» (1962г.) его Бонд демонстрирует явное предпочтение стрельбе с одной руки навскидку, стараясь при этом поднимать руку с оружием на уровень плеча или глаз. В принципе - вполне традиционная техника, применимая в основном на дальностях до 7-9 м и известная под разными именами, одно из которых - «вертикальный подъем». Стрелок фокусирует взгляд на точке прицеливания и начинает подъем руки с оружием вверх. Примерно на половине подъема или в последней его четверти рука полностью выпрямляется и фиксируется в запястье и локтевом суставе так, что ствол пистолета становится продолжением линии руки. Палец кладется на спусковой крючок. Выпрямленная рука поднимается на уровень глаз, но взгляд стрелка не переносится на мушку (в отличие от широко рекламируемого метода «флэш сайт») - он смотрит на точку прицеливания поверх оружия, при этом оба глаза открыты. Это естественно - в стрессовой ситуации ближнего боя внимание сосредотачивается на источнике опасности, а не на прицельных приспособлениях. Сразу же после принятия такого положения производится спуск. Нередко Бонд-Коннери старается пригнуться или быстро опуститься на колено - тоже вполне естественное при перестрелке движение «к земле». Эту технику можно явно разглядеть в фильме «Шаровая молния» - заставка и сцена на вилле Эмилио Ларго. Впрочем, стреляя в упор, Бонд не затруднял себя излишними движениями и выпрямлением руки. Тут он палил, что называется, «от бедра», а точнее - с согнутой в локте руки (выстрел в оппонента в упор в «Докторе Но» или перестрелка в цыганском таборе в фильме «Из России с любовью»).

Шон Коннери В пятом своем фильме «Ты живешь только дважды» (1967г.) Коннери, видимо, достаточно попрактиковавшись, уже редко поднимает оружие на уровень глаз. Он и здесь предпочитает «низкие» позиции с быстрым подъемом оружия. Получается нечто похожее на технику «стрельбы в точку», разработанную офицером шанхайской полиции Ф.Файрбэйрном в 20-30-е годы и развитую американским лейтенантом Р.Эпплгэйтом. И тут создатели «бондианы» не слишком далеко ушли от действительности - в годы второй мировой Эпплгэйт обучал этой технике британских «коммандос». Хотя коммандер (т.е. капитан третьего ранга) королевских ВМС Бонд в «коммандос» никогда не служил.

Можно заметить, что нося пистолет обычно в подмышечной кобуре, Бонд редко устраивает игры с быстрым выхватыванием оружия - в опасной ситуации он предпочитает держать его наготове. Еще одна деталь - любимый «Вальтер» PPK явно маловат для кисти Коннери, поэтому ему приходится глубже просовывать указательный палец в спусковую скобу и нажимать на спусковой крючок второй фалангой пальца вместо первой.

При стрельбе на большие дальности и при наличии времени на подготовку Бонд-Коннери занимал более удобную и устойчивую позицию - например, с колена, с удержанием пистолета двумя руками (стрельба по машине-«дракону» в «Докторе Но»). Изготовка при этом напоминала стрельбу из карабина - левая рука упирается локтем в колено и поддерживает вытянутую правую руку с пистолетом подобно тому, как держится цевье. Такая поддержка основана на старой аналогии между выпрямленной рукой с оружием и ложей карабина. В перестрелке близ резиденции Голдфингера («Голдфингер») Бонд использует бронированную дверь автомобиля в качестве щита и опоры: левой рукой он опирается о дверь для сохранения равновесия, а правую (стреляющую) опирает на дверь локтем. Перед каждым выстрелом он прицеливается - агент-интеллигент явно ценит меткость выше, чем «поливание огнем».

Использует Бонд-Коннери и подручные средства - в фильме «Из России с любовью» он на удивление метко бьет из сигнального пистолета по бочке с бензином, прицелившись по стволу и оперевшись свободной рукой о борт катера. А в «Шаровой молнии», лежа на пляже, навскидку кладет противника из гарпунного ружья.

«Шаровая молния»

В фильме «Никогда не говори «никогда»» 1983г. (не зачисленном, правда, в «официальную бондиану») Коннери демонстрирует технику стрельбы навскидку (сцена в тире), в принципе продолжающую то, что он делал раньше. Стрелок стоит к мишеням лицом, рука с оружием опущена, ноги - на ширине плеч. С появлением мишени он приседает, одновременно наклоняя корпус вперед и начиная подъем руки с пистолетом. Такое положение тела не только уменьшает видимый силуэт стрелка, но и отчасти компенсирует действие отдачи за счет выноса вперед центра тяжести системы «стрелок-оружие». Прицеливание осуществляется так, как будто стрелок указывает на цель пальцем. Как только рука с оружием будет «указывать» на выбранную точку прицеливания, расплывчатый силуэт прицела совмещается с целью, и производится спуск. Таким образом, взгляд и здесь не отрывается от цели.

Австралиец ДЖОРДЖ ЛАЗЕНБИ, сыгравший Бонда всего один раз («На секретной службе Ее Величества», 1969г.) и больше напоминающий героя американских комиксов, нежели потомственного британского офицера, практически ничем не обогатил интересующую нас тему. Справедливости ради заметим, что авторы и не дали ему попользоваться пистолетом, если не считать «бобслея со стрельбой». Единственное замечание к Бонду-Лазенби - слишком сильный рывок спускового крючка при обработке спуска. Явно виден «клевок» ствола вниз. После такого «пренебрежения» выбор девиза «На секретной службе Ее Величества» для вышеупомянутых подарочных «Вальтер» PPK кажется странноватым.

Роджер Мур

Роджер Мур

Самый «массовый» Бонд - англичанин РОДЖЕР МУР (7 фильмов с 1973 по 1985г.) - сделал манеру стрельбы из личного оружия таким же постоянным атрибутом 007, как смокинг, карточная игра или коктейль «водка с мартини, взболтать, не перемешивая». Что бы ни было в руках - карманный «Вальтер» или тяжелый «Смит энд Вессон» - Бонд-Мур предпочитает стрелять с вытянутой правой руки, подхватывая ее левой под локоть. В зависимости от обстановки, он поднимает такую «конструкцию» на уровень груди («Шпион, который меня любил», 1977г.) или на линию прицеливания (при этом целясь долго и тщательно, как в фильме «Живи и дай умереть», 1973г.). Даже в традиционной заставке он стреляет навскидку указанным приемом - вообще довольно популярном в фильмах тех лет. Правда, в «Человеке с золотым пистолетом» (1974г.) или в «Осьминожке» (1983г.) он все же практикует стрельбу с одной руки. При этом всегда навскидку, почти от пояса и скорее вынужденно, чем по желанию - левая рука обычно просто чем-нибудь занята.

ТИМОТИ ДАЛТОН, герой британских мелодрам, отыграл два фильма в конце 80-х - «The living daylights» (вариант перевода - «До потемнения в глазах») 1987г. и «Лицензия на убийство» 1989г. В нескольких эпизодах он уже демонстрирует хват двумя руками в так называемой «равнобедренной» стойке (например, в начальном эпизоде фильма «Лицензия на убийство»). Здесь линия плеч стрелка перпендикулярна направлению стрельбы, обе руки вытянуты вперед и одинаково зафиксированы в суставах, кисть поддерживающей руки плотно обхватывает стреляющую спереди-снизу, голова наклонена вперед, ось канала ствола находится на линии, проходящей через переносицу стрелка. Для компенсации опрокидывающего действия отдачи стрелок сгибает ноги в коленях, слегка наклоняя корпус вперед. Выпрямленные руки обеспечивают устойчивость оружия в горизонтальной плоскости, а наклон корпуса - в плоскости стрельбы. Впрочем, в скоротечных схватках Бонд-Далтон стреляет и навскидку, а иногда просто играется с пистолетом. Исполняя в заставке «Лицензии на убийство» «вертикальный подъем» с разворотом вправо, Далтон принимает эффектную - а потому уж слишком неправдоподобную - позу с пистолетом в вытянутой руке на уровне плеча, по-танцевальному расставленными ногами и лихо отнесенной в сторону левой рукой.

Ирландец ПИРС БРОСНАН в 90-е окончательно «американизировал» британца Бонда. Сыграв до этого немало ролей в стиле action, он «научил» Бонда более привычной для современного американского кино - как и современного американского стрелка - «новой технике», основанной на стойке и хвате Вивера. Бонд-Броснан держит свой «Вальтер» по стандартной схеме Вивера уже в первых эпизодах «Золотого глаза» (1995г.) - в сценах на мифическом «заводе хим.оружия под Архангельском» и на яхте «Мантикоре».

Разработанная бывшим шерифом Дж. Вивером в 50-е годы, эта схема давно успела войти в программу стрелковой подготовки офицеров полиции и агентов ФБР США, обойдя по популярности описанную выше «равнобедренную». Недаром в упомянутом фильме ее использует и главный враг Бонда...

В хвате по схеме Вивера роли двух рук можно охарактеризовать так - стреляющая обеспечивает устойчивость в продольной плоскости, а поддерживающая - в боковом направлении. Правая (стреляющая) рука держит оружие, левая обхватывает ее обычно спереди-снизу, большой палец левой руки помещается вплотную впереди большого пальца правой или накладывается на него. Правая рука выпрямлена в локте либо локоть отклоняется во внешнюю сторону. Левый локоть опущен, служа некоторой защитой верхней части тела. Усилие поддерживающей руки постоянно направлено назад, стреляющей - вперед. Такая пара встречных сил обеспечивает устойчивость оружия, уменьшение подскока ствола под действием отдачи и быстрое возвращение оружия на линию прицеливания.

Пирс Броснан

Пирс Броснан

Правда, подобная стойка оказывается довольно статичной. Ее «конструкция» уже вызывает аналогии не с ложей карабина, а скорее с амортизированным станком. Дж.Куппер положил схему Вивера в основу своей «новой техники» владения пистолетом, не первый год активно пропагандирующейся в США. Так или иначе, «новая техника» осталась у Броснана и в фильме «Завтра не умрет никогда» (1997).

Стреляя с одной руки, Бонд-Броснан также не уходит от стандартов. В сцене на свалке памятников он эффектно принимает спортивную стойку: разворот на цель боком, постановка стоп - примерно на ширине плеч, вес тела равномерно распределяется на обе стопы, правая часть плечевого пояса незначительно приподнята вверх и приведена кпереди, полностью выпрямленная стреляющая рука является продолжением линии плеч. Напомним, что именно такая стойка когда-то именовалась у наших стрелков «американской».

Голливудская школа дает себя знать постоянно - из любимого (Бондом) карманного «Вальтер» РРК или компактного Р99 Броснан стреляет с двух рук, а вот в последних эпизодах на корабле-«стелс», не смущаясь, палит с одной руки из пистолета-пулемета МР5 «Хеклер унд Кох». Коннери в свое время все-таки подхватывал пистолет-пулемет второй рукой за цевье - вспомним перестрелку в пещере в фильме «Никогда не говори «никогда»».

Вообще следует заметить, что при стрельбе из индивидуального оружия Бонд постоянно пренебрегает прикладкой, распугивая супостатов непрерывным огнем от живота. Будь у него в руках «Стерлинг» (Лазенби, «На секретной службе Ее Величества» и Мур, «Шпион, который меня любил»), АКМ (Далтон, «The living daylights»), АКС-74У (Броснан, «Золотой глаз»), стреляет он только с рук, навскидку, часто из самых неудобных положений и - чисто «по-киношному» - не меняя магазины. Вспомним хотя бы штурм «Института Блофельда» в горах Швейцарии, когда Бонд-Лазенби ведет огонь очередями в процессе скольжения животом по льду.

Впрочем, когда дело доходит до «снайперской» стрельбы - что крайне редко - 007 становится аккуратнее. Во всяком случае, в фильме «Из России с любовью» Коннери демонстрирует тщательную прикладку: плотно прижатый к плечу приклад, плотный охват шейки, щека - на гребне приклада, правильная постановка головы относительно прицела. Хотя, к сожалению, проявить свое снайперское искусство Бонду-Коннери не позволяли - то он передавал выстрел напарнику, то кто-то опережал его. Приходилось довольствоваться стрельбой по вертолету, но без оптического прицела - в той же ленте «Из России с любовью». Остается вопросом, можно ли было вообще в предложенных условиях столь метко поразить цель из карабина AR-7 (оружия вовсе не «снайперского»), но ведь «бондиана» отрабатывает определенный киностандарт - герой, оставаясь неуязвимым, кладет противника наповал с первого выстрела, независимо от дальности, освещенности, вида оружия или навыка. Правда, четверть века спустя, в фильме «The living daylights» Бонду-Далтону повезло больше - он получил уже полноценную снайперскую WA-2000 «Вальтер» и смог выбить выстрелом оружие из рук оппонента. Однако дело в том, что снайперское искусство - вещь для кино довольно скучная. Видимо, поэтому Бонд им и не увлекается, а вполне обоснованно предпочитает ближнюю, желательно рукопашную, схватку - оно куда эффектнее и мужественнее. Тем более, что основную часть киноаудитории всегда составляли подростки и одинокие женщины...  


 

СОКРОВИЩЕ КОРОНЫ

«Вальтера PPK»

Коллекционная модель любимого оружия лучшего секретного агента всех времен и народов - «Вальтера PPK». Длина ствола 82,6 мм; общая длина 159 мм; масса 610 гр.; патроны (6+1) - 9 mm Kurz/.380. Ручная гравировка, позолота (24 карата), слоновая кость, глубокая резьба.

Прилагаются: сертификат подлинности, настоящая шпионская кобура «Флай Хольстер» с удивительным секретом, плакат, изображающий Шона Коннери в фильме «Голдфингер» с верным PPK в руке и видеокассета с самим фильмом.

«Вальтер PPK» стал фирменным знаком Джеймса Бонда почти изначально. Впервые Йен Флеминг, создатель знаменитой эпопеи, вложил это оружие в мужественные руки героя в романе «Доктов Но» (1962). Действительно, во многих странах мира офицеры разведки ценят PPK: благодаря миниатюрности и обтекаемой форме его очень удобно прятать. А благодаря Джеймсу Бонду он приобрел уже и всемирную известность. Вполне естественно, что появившийся недавно первый коллекционный «Вальтер» в особом исполнении посвящен памяти «агента 007», украшен символикой «Интеллинджент сервис» и носит гордое название «Сокровище Короны от Секретной службы Ее Величества».

И надо сказать, такого сокровища не имел сам Джеймс Бонд.

Пистолет выпущен в количестве всего 500 экземпляров. С обеих сторон его украшает полностью ручная гравировка с традиционным мотивом желудей и дубовых листьев. Золотая отделка соответствует высочайшим ювелирным стандартам. На рукояти, выполненной целиком из слоновой кости, - резьба с глубоким рельефом. На спусковом крючке выгравированы порядковый номер экземпляра и надпись «MI-6». Прилагаемый сертификат подлинности удостоверяет номер, ручное исполнение и чистоту 24-каратного золотого покрытия.

Но это еще не все.
В дополнение к «Вальтеру» американское историческое общество с не меньшей гордостью предлагает кобуру «Флай Хольстер», которая продается только вместе с эксклюзивным оружием и столь же эксклюзивна, как оно само. Дело в том, что система ее крепления позволяет прятать пистолет (а его, как сказано выше, очень удобно прятать) в... ну, в таком месте, откуда его можно достать, расстегнув... ну, в общем, ширинку брюк. Понятно, к общей растерянности врага. И ничего смешного! Этим изделием на практике пользовались реальные разведчики, так что до сих пор MI-6 хранил его в тайне. Короче, теперь у вас в руках - один из подлинных шпионских секретов. Кстати, Флеминг - как известно, служивший в Британской морской разведке и связанный с MI-6 - вполне мог его знать. И тогда, видимо, только подписка о неразглашении не позволила ему снабдить своего героя столь эффектной принадлежностью.

Но теперь - с каким же шиком можно продемонстрировать «Сокровище Короны» друзьям и коллегам-коллекционерам ( и да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумал)!

По материалам журнала Guns and Ammo
подготовил А.Понкратов

За предоставленный материал большое спасибо BoBacTbIu !

Журнал «Оружие» №2, 1999 год.
Феликс Леонидов, инженер-конструктор.
Автор благодарит А.В. Лобеева за предоставленные материалы по истории «агента 007».


Все о Джеймсе Бонде на нашем сайте:

О ФИЛЬМАХ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
Фильм «Доктор Но» (Dr. No) 
Фильм «Из России с любовью» (From Russia with Love) 
Фильм «Голдфингер» (Goldfinger) 
Фильм «Шаровая молния» (Thunderball) 
Фильм «Вы живете только дважды» (You Only Live Twice) 
Фильм «Бриллианты вечны» (Diamonds Are Forever) 
Фильм «Никогда не говори 'никогда'» (Never Say Never Again) 
Видиоигра « James Bond 007: From Russia with Love» 

СТАТЬИ:
Как создавали «Доктора Ноу» 
«Если нельзя доверять швейцарскому банкиру, куда катится мир?», 2012 
«Бонд, Джеймс Бонд. Бессмертная элегантность, достойная подражания», 2012 
«Встряхнуть, но не смешивать», журнал «Итоги» 2012 
«Иэн Флеминг. Живешь только дважды», 2010 
«И целого мира мало. Иэн Флеминг и все книги о Джеймсе Бонде», 2010 
Умберто Эко «Повествовательные структуры в произведениях Иэна Флеминга» 
«Кинозвезды. Плата за успех», (отрывок из книги) 2009 
«Боеголовка / Потерянный Бонд» 2007 
«Агент 007» 2003 
«Оружие мистера Бонда» 1999 
«Джеймс Бонд / По местам боевой славы. Замок Химэдзи» 2011 


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.