Интервью и публикации     
На главную     


  БОЕГОЛОВКА / ПОТЕРЯННЫЙ БОНД

Эта статья впервые была опубликована в журнале «Total Film», №8, 2007 год 


Текст Роберт Селлерс
Перевод Надежда Соболева журнал «Total Film», №8, 2007 год
Официальный сайт журнала «Total Film»

Сценарий фильма «Боеголовка», который нередко характеризуют как «подводные «Звездные войны»», - одна из самых знаменитых нереализованных киноидей, поскольку именно тогда была предпринята попытка уговорить Шона Коннери вернуться на экран в образе агента 007. TF похитил папку с материалами об этом несостоявшемся фильме...


Обложка книги «Battle For Bond»

Удивительную историю о Кевине Макклори и «Шаровой молнии» полностью можно прочитать в книге Роберта Селлерса «Battle For Bond».

Представьте себе фильм о Джеймсе Бонде с Бермудским треугольником, акулами-роботами, которые доставляют ядерные бомбы в канализацию Нью-Йорка, а также с вертолетной атакой на Статую Свободы. Представили? Ну так вот, на свете едва не появился фильм, в котором было бы все это плюс Шон Коннери, и назывался бы он «Боеголовка».

Однако его так и не поставили. Непонятно, как этот сценарий вообще был написан. Чтобы это понять, необходимо обратиться к истории.

В 1959 году независимый кинопродюсер ирландского происхождения Кевин Макклори объединился с писателем Яном Флемингом. С какой целью? Чтобы показать на экране секретного агента Джеймса Бонда.

Окончательный сценарий, написанный Джеком Уиттингемом, назывался «Шаровая молния». Была надежда, что снимать фильм будет Альфред Хичкок (однако он предложение отклонил и вместо этого снял «Психо»), а главную роль сыграет Ричард Бартон. Тем временем проект приказал долго жить, а на основе сценария Флеминг написал свой следующий роман о Джеймсе Бонде.

Однако разрешения у Макклори он спросить не подумал, и ирландец обвинил Флеминга в плагиате, обратившись в один из самых известных судов 60-х, которые специализировались на делах в области шоу-бизнеса. В результате ирландец выиграл дело, а Флеминг, к тому времени уже тяжело больной, несколько месяцев спустя скончался от сердечного приступа.

В 1965 году Макклори вместе с Альбертом «Кабби» Брокколи и Гарри Залцманом продюсировал «Шаровую молнию» как официальный фильм о Джеймсе Бонде. Они подписали соглашение, согласно которому Макклори обязался не использовать права на этот сюжет в течение следующих 10 лет. Почему Брокколи и Залцман подписали такой документ, непонятно. То ли они пропустили этот пункт, потому что он был напечатан мелким шрифтом, то ли сочли, что вряд ли десять лет спустя Бонд еще будет кому-нибудь интересен. Так или иначе, они совершили непростительную ошибку. На 10 лет Макклори исчез из шоу-бизнеса - ждал своего часа. А к 1975 году был готов нанести удар... Его первым шагом к намеченной цели было приглашение в команду талантливого писателя Лена Дейтона - автора триллеров, создателя Гарри Палмера, шпиона увековеченного на экране Майклом Кейном. Дейтон уступил назойливым уговорам Макклори, который соблазнил его тем, что собирается поставить традиционный шпионский триллер о холодной войне, но по-голливудски стилистически яркий.

То, что Макклори удалось уговорить Дейтона, было большой удачей. Однако у него имелись и более грандиозные планы: он хотел, чтобы агента 007 сыграл не кто-нибудь, а Шон Коннери.

Сначала он получил в ответ решительное «нет»: Коннери отказался пересматривать решение об уходе, принятое им в 1971 году после фильма «Бриллианты навсегда». В ответ на отказ Макклори предложил актеру принять участие в работе над сценарием. Предложение было интересным, и в конце концов Коннери согласился - не в последней степени из-за участия в проекте Лена Дейтона, талант которого Шон очень ценил.

Расчетливый бизнесмен, Макклори знал, что многие брошенные мимоходом замечания и шутки Коннери вошли в фильмы об агенте 007, и вообще его роль в написании сценариев была довольно заметной. И все же основным мотивом приглашения актера было желание украсить титры нового фильма о Джеймсе Бонде именем знаменитого шотландца.

«Шаровая молния»

Уловка с вовлечением Коннери в работу над сценарием выгорела, и мир шоу-бизнеса внимательно наблюдал за происходящим. А тем временем Макклори питал тайную надежду на то, что Коннери, включившись в работу над сценарием, опять проявит интерес к Бонду и, может быть, все-таки согласится на роль. В течение последующих нескольких месяцев они работали втроем. Результатом трудов стал сценарий «Джеймс Бонд на секретной службе». Однако практически немедленно компания ЕОN, владеющая правами на использование имени Бонда, стала возражать против такого названия, которое было слишком похоже на название уже существующего фильма «На секретной службе Ее Величества». Макклори пошел на уступки, и сценарий получил название «Боеголовка».

В «Боеголовке» Бонд борется против осуществления СПЕКТРом его самого диковинного плана по завоеванию мирового господства. Заманив русские и американские самолеты и корабли в район Бермудского треугольника, СПЕКТР похищает запасы ядерного оружия, захватывает Статую Свободы и использует ее в качестве базы, с которой производятся запуски рыб-роботов: это акулы-молоты, начиненные ядерными бомбами. Если это вам кажется еще недостаточно безумным, так вот, пожалуйста: рыб-роботов сопровождают тигровые акулы, самонаводящиеся на тепловое излучение; вся эта компания проникает в канализационную систему Нью-Йорка и, - БАБАХ! (В одной ужасной сцене с этими милыми рыбками встречается команда солдат спецназа, и Бонд может только беспомощно наблюдать, как среди обрывков туалетной бумаги и нечистот плавают изувеченные конечности). Ах да, еще там есть подводный штаб, который поднимается из глубин океана, а также чернокожий мускулистый бандит по имени Бомба, ставленник СПЕКТРа, о котором в сценарии говорится, что по сравнению с ним «Мухаммед Али - милый ребенок».

Макклори объявил, что съемки начнутся в феврале 1977 года, компания «Парамаунт» собиралась вложить в этот проект целых 22 миллиона долларов.

Кто же все-таки выступит в роли Джеймса Бонда? «Парамаунт», поставившая на карту миллионы, не соглашалась ни на кого, кроме Коннери. Поразительно, но после долгих размышлений актер согласился сыграть Бонда: «Мне было страшно интересно вернуться к этой роли теперь, после столь долгой разлуки».


БОНД О БОНДЕ

Нашлись и такие, кто не хотел возвращения Коннери: это была компания ЕОN. Их последний фильм о Бонде - «Человек с золотым пистолетом» с Роджером Муром в главной роли - практически провалился в прокате. И что еще хуже - продюсер Гарри Залцман покинул проект измотанный финансовыми проблемами, и оставил Брокколи одного у руля франчайза.

Шон Коннери в фильме «Шаровая молния»

Подготовка к съемкам фильма «Шпион, который любил меня» шла полным ходом, когда Брокколи узнал о проекте Макклори, и это привело его в ярость. Но его артериальное давление подскочило еще выше, когда он узнал о том, что ирландец добивается судебного запрета на съемки «Шпиона»: его сценарий слишком похож на сценарий «Боеголовки», - говорил Макклори, имея ввиду одержимого океаном мега-маньяка и организацию СПЕКТР, замышляющую мировой катаклизм и использующую для этого похищенное ядерное оружие. Брокколи попытался отбиться, заявив, что у Макклори нет прав на производство собственного фильма о Бонде. И тут Макклори извлек из рукава собственную козырную карту: согласно так предусмотрительно принятому им решению на судебном заседании 1963 года, он провозгласил себя обладателем прав на СПЕКТР, который, якобы, был придуман исключительно для использования в фильме «Шаровая молния» 1959 года, и только позже Флеминг ввел этот СПЕКТР в свой роман. Когда Брокколи и Залцман начали в 1962 году свою бондиану, они мудро избежали клише «эти русские бандиты», найдя альтернативу в виде СПЕКТРа - организации извлеченной из флеминговской картотеки негодяев и разрабатывающей совершенно фантастические преступные планы. «Следовательно, Брокколи не имел никакого права использовать СПЕКТР или Блофельда, - заявил Макклори, - хотя он уже сделал это. Шесть раз».

После этой истории СПЕКТР таинственным образом исчез из первых двух фильмов с Роджером Муром, однако в фильме «Шпион, который любил меня» Брокколи собирался вернуть на экран преступную группировку, обставив ее возвращение очень драматическим образом. Обновленный СПЕКТР не довольствуется шантажом и вымогательством, его занимает только проблема массового уничтожения людей. Однако, опасаясь долгой правовой борьбы, которая задержала бы производство фильма, Брокколи убирает из фильма все упоминания о СПЕКТРе, заменив негодяя Блофельда с его СПЕКТРом, на мерзавца Стромберга с его СПЕКТРоподобной личной армией (с тех пор ни разу ни СПЕКТР, ни Блофельд не появлялись ни в одном из фильмов бондианы выпущенной компанией EON).

Шон Коннери в фильме «Шаровая молния»

Возможно в этой битве Макклори и одержал победу, но Брокколи был намерен выиграть всю войну в целом. Он не собирался позволить сопернику лишить его честным трудом заработанной монополии на агента 007 и всеми правдами и неправдами вставлял палки в колеса производства «Боеголовки». «Они не могут остановить производство картины и знают об этом, - делился Макклори с общественностью своими соображениями о действиях Брокколи и компании. - Так что оставим все происходящее на их совести, если она у них есть».

Коннери проявлял меньший энтузиазм. Хотя он и сопровождал Макклори в поездках в Нью-Йорк, предпринятых с целью разведки мест будущих съемок, включая осмотр Статуи Свободы, актер, крайне осторожный в юридических вопросах, еще раз хорошенько задумался о минном поле, на которое собирался ступить Макклори. «Прежде чем ввязываться во что бы то ни было, я хотел удостовериться в том, что там нет никаких правовых проблем», - говорил актер в 1978 году. Тем временем «Парамаунт» струсила и отказалались участвовать в съемках. И это стало последней каплей: Коннери из проекта вышел, и «Боеголовка» умерла, сраженная надвигающимися правовыми препятствиями и набросившейся на нее армией юристов.

В конце концов в 1983 году Макклори удалось таки снять римейк «Шаровой молнии». Однако это уже была не «Боеголовка», а фильм «Никогда не говори «Никогда»». И это уже совсем другая история.


ПОСЛЕДНИЙ ВЫВЕРТ

Дело приняло совсем серьезный оборот, когда Макклори заявил, что его участие в проекте 1959 года обусловило и стиль и формат всех последующих фильмов о Бонде, и поэтому он хочет получить свою долю прибыли от всей серии, которую можно оценить примерно в 3 миллиарда долларов. Затаив дыхание Голливуд следил за этой битвой титанов, в которой решалось будущее Джеймса Бонда.

В конце концов корпорация «Сони» пошла на незначительные уступки и Макклори распрощался со своей 40-летней навязчивой идеей. Когда-то заработав благодаря «Шаровой молнии» миллионы, он умер в прошлом году - в сущности, банкротом.

Был и еще один причудливый поворот судьбы. Частью соглашения между корпорациями МГМ и Сони стал пункт о том, что МГМ обязуется заплатить Сони 10 миллионов долларов за обладание правами на «Казино «Рояль»», которыми последняя владела в течение многих лет. Это послужило началом диспута о правах на производство римейка «Шаровой молнии», который закончился тем, что компания ЕОN выиграла права на один из романов Флеминга о Джеймсе Бонде, который никогда не был под ее контролем.

Фильм «Казино «Рояль»» вышел на экраны в 2006 году, в роли Бонда впервые снялся Дэниэл Крэйг, и его исполнение роли было таким неожиданным и в то же время настолько традиционным, что ему удалось вдохнуть новую жизнь в старый франчайз. И это еще одно из многочисленных проявлений иронии судьбы в истории о Кевине Макклори и «Шаровой молнии».


P.S. ПОТЕРЯННЫЙ ФИНАЛ

Во время съемок фильма «Шаровая молния»

В сценарии «Боеголовки» была предусмотрена невероятно зажигательная кульминация. В туннеле нью-йоркской канализации Бонд преследует акул роботов, однако оказавшийся тут же ставленник СПЕКТРа по имени Бомба сбрасывает его в воду. Бонду удается ухватиться за плавник одной из акул, и она уносит его вглубь канализационных сетей. При помощи отвертки Бонд демонтирует контрольную панель и вырывает из внутренностей робота провода. Глаза акулы вспыхивают и гаснут. Бонд карабкается по стене туннеля. Бомба атакует снова. Начинается отчаянная схватка, в результате которой Бомба срывается вниз, и акулы разрывают его на мелкие кусочки. Бонд хватает акулу и при помощи все той же отвертки обезвреживает бомбу.

Агент СПЕКТРа Ларго, который следит за происходящим, сидя у огромного экрана, реактивирует бомбу. Слова «Боеголовка активирована» возникают на контрольной панели робота. Охваченный паникой Бонд пытается обезвредить бомбу. В тот момент, когда кажется, что все кончено, он нашаривает рукой тумблер и поворачивает его.

Военный вертолет пикирует на Статую Свободы. Бонд на водных лыжах скользит за акулами, при помощи воздушного шара взмывает в воздух и приземляется на верхушку статуи. Там он встречается лицом к лицу с Ларго, и начинается кулачный бой. Ларго убегает, соскользнув по руке статуи; морпехи, взрывами проделав дыры в глазах статуи, устремляются наружу. Однако прежде, чем убежать, Ларго удается нанести нескольким из них удары стилетом.

Из морских глубин поднимается база СПЕКТРа - Аркос. Ларго по веревке соскальзывает на его палубу. Из внутреннего бассейна выплывает Бонд, сталкивается с Ларго и пистолетным выстрелом разносит вдребезги стеклянную панель. Морская вода начинает заливаться внутрь. Потеряв управление, Аркос налетает на подводную скалу, и Домино швыряет на контрольную панель. Вокруг Ларго вырастает стеклянный футляр и его выбрасывает за борт. Мы видим, как он падает в темноте, царапая ногтями стекло. Разрушенный Аркос тонет, а Бонд и Домино спасаются на одной из Ларговских мини-субмарин.  

Большое спасибо zvr2000 и Злодей Злодеичу за этот материал!

Текст Роберт Селлерс
Перевод Надежда Соболева
Журнал «TOTAL FILM», №8, 2007 год
Официальный сайт журнала «TOTAL FILM»

 

:: Эта статья в отсканированном варианте ::
1100x1661 401KB 1100x1594 385KB 1100x1540 459KB 1100x1531 481KB
  .......
 

 

Все о Джеймсе Бонде на нашем сайте:

О ФИЛЬМАХ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
Фильм «Доктор Но» (Dr. No) 
Фильм «Из России с любовью» (From Russia with Love) 
Фильм «Голдфингер» (Goldfinger) 
Фильм «Шаровая молния» (Thunderball) 
Фильм «Вы живете только дважды» (You Only Live Twice) 
Фильм «Бриллианты вечны» (Diamonds Are Forever) 
Фильм «Никогда не говори 'никогда'» (Never Say Never Again) 
Видиоигра « James Bond 007: From Russia with Love» 

СТАТЬИ:
Как создавали «Доктора Ноу» 
«Если нельзя доверять швейцарскому банкиру, куда катится мир?», 2012 
«Бонд, Джеймс Бонд. Бессмертная элегантность, достойная подражания», 2012 
«Встряхнуть, но не смешивать», журнал «Итоги» 2012 
«Иэн Флеминг. Живешь только дважды», 2010 
«И целого мира мало. Иэн Флеминг и все книги о Джеймсе Бонде», 2010 
Умберто Эко «Повествовательные структуры в произведениях Иэна Флеминга» 
«Кинозвезды. Плата за успех», (отрывок из книги) 2009 
«Агент 007» 2003 
«Как стреляет 007?» 1999 
«Оружие мистера Бонда» 1999 
«Джеймс Бонд / По местам боевой славы. Замок Химэдзи» 2011 

 


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.