Теренс Янг (Terence Young)
родился 20 июня 1915 года в Шанхае (Китай) в семье полицейского
комиссара. Получил образование в Хэрроу, а затем учился в Швейцарии и Кембридже. В 21 год он начал работать в кино как сценарист, отдавая предпочтение комедии.
Во время Второй Мировой войны Янг служил офицером в британской армии, был парашютистом и иногда работал в министерстве военного
кино. Во время боев за голландский город Арнем Янг был ранен; в госпитале он познакомился с медсестрой Одри Хеемстра Хепберн-Растон, которая со временем
прославится под именем Одри Хепберн. В 1945 году вышел документальный фильм «Люди Арнема», сорежиссером которого был Янг. И хотя сообщалось,
что Теренса Янга намечал Лоуренс Оливье в качестве постановщика «Генриха V», лишь в 1948 году он получил возможность дебютировать как режиссер
игрового фильма, сняв свой первый фильм «Коридор зеркал». Янг довольно быстро приобрел репутацию мастера триллеров, хотя время от времени он
работал и в других жанрах. В 1957 году снял фильм «Рискованная акция» с Шоном Коннери.
Широкую известность Теренсу Янгу принес вышедший в 1962 году фильм «Доктор Но» - первый фильм из «бондианы», успех которого повторила лента
«Из России с любовью» (1963). Из-за разногласий с продюсерами, отказавшими режиссеру в доле от прокатной прибыли следующего фильма о
Джеймсе Бонде, Янг не принимал участие в постановке «Голдфингера», однако следующий фильм, «Шаровая молния» (1965), ставший одним
из самых кассовых английских кинопроектов тех лет, вновь снимал он.
Через два года хитом стала картина «Подожди до темноты» (1967), в которой главную роль сыграла Одри Хепберн (также Янг снял еще один фильм с Хепберн - «Кровная связь» 1979).
С этого времени карьера Теренса Янга мало-помалу пошла на спад, ряд его фильмов не имел зрительского успеха, хотя среди поставленных им
лент были «Красное солнце» (1972) с А. Делоном, «Мейерлинг» (1968) с Катрин Денев и Омаром Шарифом, «Бумаги Валачи» («Коза Ностра», 1972), «Человек-загадка» (1984) с
Майклом Кейном. В последние годы жизни режиссер работал над шестичасовым документальным фильмом «Муаммар Каддафи» по заказу
ливийского лидера, однако за пределами Ливии эта картина не демонстрировалась. Умер Теренс Янг в Каннах, на Лазурном берегу, 7 сентября 1994 года от сердечного приступа.
Другие фильмы Теренса Янга: «Одна ночь с тобой» (1948), «Женоненавистник» (1949), «Они были неразлучны» (1950), «Долина орлов» (1951),
«Парашютист» (1953), «Эта леди» (1955), «Шторм на Ниле» (1955), «Зарак» (1956), «Сафари» (1956), «Танковый корпус»
(др. название - «Нет времени умирать», 1958), «Серьезное обвинение» (1959), «Слишком горячо, чтобы прикоснуться» (1959), «Черное трико»
(1960), «Дуэль чемпионов» (1961), «Любовные приключения Молль Флендерс» (1965), «Война секретов» (1965), «Бродяга» (1967), «Тройной крест»
(1967), «Холодный пот» (1970), «Амазонки» (1974), «Человек клана» (1974) с Ричардом Бартоном, «Инчон» (1981).
Теренс Янг / страница о режиссере (в разделе о фильме «Доктор Но»)
Шон Коннери и Клодин Оже во время работы над фильмом «Шаровая молния».
|
Все началось еще в 1958 году, когда Ивар Брайс, близкий
друг Яна Флеминга с детских лет, познакомил его с ирландским режиссером Кевином Мак Клори, только что закончившим свой
первый фильм «Мальчик и мост» («The Boy and the Bridge»). Мак Клори, под впечатлением от романов Флеминга, решает снимать
фильм по его сценарию. Флеминг соглашается на это, о чем позднее будет очень жалеть. Таким образом, было решено: Брайс
будет продюсером, Мак Клори - режиссером, а Флеминг - сценаристом. Фильм будет сниматься в том же стиле, что и «Мальчик
и мост», у которого, несомненно, будет грандиозный успех.
Однако все случилось совсем иначе - фильм Мак Клори был совершенно разруган критиками, и агент Флеминга,
Лоуренс Эванс, посоветовал ему как можно скорее избавиться от Мак Клори и найти более опытного режиссера.
Но до того как это смогло произойти, Брайс, Мак Клори и Флеминг обговорили сюжет будущего фильма и
основные моменты в сценарии. Позднее Мак Клори пригласил киносценариста Джека Уайттингема отшлифовать сценарий Флеминга,
предварительно названный «Долгота 78 Запад» («Longtitude 78 West»), сюжет которого был положен в основу следующего
романа Флеминга «Шаровая молния». Мак Клори не удалось снять фильм, но зато Флеминг смог опубликовать новый роман.
Тогда Мак Клори возбудил судебное дело против Флеминга, требуя часть авторского гонорара за эту книгу. Между адвокатами
двух сторон разыгралось настоящее сражение, в результате чего Флеминг проиграл в суде и заработал сердечный приступ.
Сюжет романа «Шаровая молния» был признан основанным на сценарии фильма, и таким образом Мак Клори
приобрел права на экранизацию романа, а также на все персонажи, фигурирующие в романе. Это оказалось очень важно
позднее, при съемках следующих фильмов по романам Флеминга, и позволило Коннери вернуться к Джеймсу Бонду в 1983 году
- спустя десять лет после того, как он заявил, что больше никогда не будет играть Бонда - в фильме «Никогда не говори
«никогда»».
Когда Брокколи и Зальтцман решили экранизировать романы Яна Флеминга, первым должен был
стать фильм «Шаровая молния», но из-за правовых тяжб они отказались от этой идеи. В итоге первым фильмом «бондианы»
стал «Доктор Но», а «Шаровая молния» увидела свет лишь в 1965 году. Надо сказать, что судебная тяжба по поводу
авторских прав на сюжет «Шаровой молнии» тянулась аж до 2000 года! (Всей этой истории даже была посвящена книга Роберта Селлерса «Battle For Bond» (Сражение за Бонда), вышедшая в 2008 году).
В апреле 1965 года Шон Коннери вместе с еще 102 актерами и техниками, а также с двенадцатью с половиной
тоннами груза для работы на натуре, ожидал посадки на самолет в лондонском аэропорту, чтобы лететь в Нассау на съемки
нового фильма о Бонде «Шаровая молния». Он совсем не был уверен в том, что ему хочется сниматься в этом фильме. В то
время он очень переживал из-за того, что происходило в его личной жизни. Его раздражало и то, как об этом писали газеты.
Огромные заголовки провозглашали: «Агент 007 расстается с Дианой Силенто».
За неделю до его отъезда в Нассау вездесущие репортеры уже попытались проникнуть на студию «Пайнвуд»,
где проходили павильонные съемки «Шаровой молнии». Те, кому удалось пробиться сквозь кольцо охраны, были выпровожены
со студии. Коннери категорически отказался давать какие-либо интервью, что лишь подхлестнуло желание журналистов
узнать пикантные подробности его семейных неурядиц.
В Нассау же работа шла полным ходом. Бюджет фильма был удвоен, и его величина достигла теперь 5,5
миллионов долларов. Планировалось огромное количество технических трюков, включая небольшой флот подводных лодок и
огромный корабль на подводных крыльях, закамуфлированный под шикарную яхту. Тигровые акулы были пойманы и помещены в бассейн
олимпийских размеров на близлежащей вилле, снятой на время съемок. Уходили метры пленки, а весь пляж из белого песка
был заполнен различными проводами и звуковыми устройствами. Когда они репетировали потрясающие трюковые сцены, воды
Карибского моря расступались, и появлялись мужчины в масках в оранжевых и черных костюмах для подводного плавания,
вооруженные ружьями; двадцать пять моряков американского флота открывали огонь по двадцати мерзким водолазам SPECTRE,
в то время как на берегу пресс-агенты в их шикарных костюмах, молодые актрисы в бикини, актеры, дублеры, костюмеры и
сценографы, техники и электрики, операторы и все остальные члены съемочной группы готовились к тому моменту, когда
режиссер Теренс Янг, снова вернувшийся к продюсерам Брокколи и Зальтцману, закричит: «Мотор!».
Интенсивность съемок возросла после некоторого осложнения, связанного с тем, что Мак Клори, ранее
подтвердивший свои права на сценарий, стал сопродюсером фильма.
К тому времени, когда Коннери прибыл в Нассау, события, происходившие на съемочной площадке, как
говорил главный редактор журнала «Look» Циммерман, приобрели «исторический» характер. Репортеры и фотографы приезжали
со всего света, и почти каждое уважаемое издание США, Европы, Канады, Австралии и Японии присылало сюда своих журналистов.
Конечно, здесь присутствовали и тележурналисты ведущих телекомпаний мира - BBC, ITV, ABC, NBC, а также просто любопытные
туристы.
Среди журналистов присутствовали, по крайней мере, 14 главных редакторов и писателей крупнейших в мире
журналов, жаждущих рассказать своим читателям последние новости самого крупного приключения Джеймса Бонда, приправленные
волнующими подробностями осложнений в семейной жизни Коннери. Все это открывало потрясающие перспективы для «промоушен»
фильма. И теперь, конечно, речь шла о гораздо большем, чем просто «промоушен» фильма. Набирала высоту массовая маркетинговая
компания товаров, таких как туфли, майки, открытки, плакаты, духи и косметика, отмеченных именем Джеймса Бонда.
Джей Эммет, председатель Лицензионной Корпорации США, контролировавшей выпуск товаров, связанных с именем Бонда,
предсказывал объемы продаж на 40 миллионов долларов. Однако действительность оказалась еще более поразительной.
Только в США было продано лицензионных предметов на сумму более 60 миллионов долларов.
Несмотря ни на что, Коннери по-прежнему предпочитал не общаться с прессой. Известные журналисты приходили
к нему и уходили без единого слова, произнесенного главной звездой фильма. Тогда они шли к Теренсу Янгу, сообщавшему им
уже давно известные факты. Коннери дал лишь одно длинное интервью команде репортеров из «Плейбоя», ходившим за ним
по пятам целый месяц.
Интервьюеры из последнего бастиона мужского шовинизма осторожно начали задавать Коннери свои
тщательно заготовленные и обычно предлагавшиеся ему вопросы с целью выяснить его точку зрения на широкий спектр проблем,
включая его мнения о женщинах, чтобы затем сравнить его с отношением к женщинам Бонда. (Они, конечно же, были предупреждены,
что он не захочет говорить о Бонде.)
Был ли он умелым в отношениях с женщинами?
Коннери ответил, что, несомненно, у него есть некоторый опыт в этой сфере. Но он никогда не был
специалистом по женщинам, как называет своего героя Флеминг. «Конечно, - добавил Шон, - ни один мужчина не теряет
аппетит или восприятие хорошенькой девушки, даже если и не признается в этом. Я и сейчас люблю бывать в женской компании,
но я люблю проводить время и среди мужчин. Я нахожу в этом разные удовольствия».
Затем журналисты из «Плейбоя» заметили, что некоторые критики, рассуждая о причине невероятной
привлекательности Бонда, говорили, что ее причина лежит исключительно в его сексуальности, садизме и снобизме,
тогда как его защитники считали, что Бонд обладает такими замечательными чертами, как твердость, упорство и лояльность.
Как сам Коннери оценивает своего героя?
Коннери: «Он - смесь всего того, что о нем говорят как его защитники, так и его критики. Когда я
говорил с Яном Флемингом о Бонде, он сказал, что при создании этого персонажа он виделся писателю только лишь как
простой инструмент полицейских сил, функционер, который выполняет свой долг, свою работу. Но затем в нем появились
такие черты, которые были названы снобизмом, а также и те качества, которые отмечали его защитники - лояльность, честь.
Так, Бонд никогда не атакует замужних женщин. Оцениваемый с таких позиций, он выглядит совсем не плохо».
Журналисты продолжали: думает ли Коннери, что Бонд отличается садизмом?
Коннери: «Бонд имеет дело с довольно садистскими противниками, которые вынашивают дикие планы,
как бы поскорее его убить или страшно искалечить. Он должен отвечать им тем же, иначе как победить в этом поединке?»
И, наконец, решающий момент. Как Коннери относится к жестокости по отношению к женщине, которая порой наблюдается у Бонда?
В последствии он будет жалеть о своем ответе, четко зафиксированном и появившемся во многих
газетах, причем не потому, что он произнес эти слова, а потому, что они были определенным образом истолкованы и позднее,
спустя много лет, приводились вне соответствующего контекста. Шон сказал: «Я не думаю, что в этом есть что-то особенно
не правильное, хотя и не рекомендую бить женщину так же, как вы били бы мужчину. Удар иногда весьма уместен, если другие
возможные средства не эффективны, в ударе может быть выражено предупреждение о возможных последствиях. Если женщина - ведьма,
негодяйка, истеричка или злодейка, мечтающая о потоках крови, я считаю, что вполне можно применить к ней силу. Мне
кажется, мужчина должен быть всегда слегка впереди женщины, в силу того, что он так устроен. Но я бы не назвал такое
поведение садистским. Я думаю, что Бонд так привлекателен для женщин, потому что он решителен, а иногда даже жесток.
По своей природе женщины не решительны: «Одеть мне это, а может, лучше то?» - и вот появляется мужчина, абсолютно уверенный
в себе и в том, что он делает. Он становится в глазах женщины посланцем небес. И, конечно, Бонд никогда не влюблен,
что очень помогает. Он всегда делает, что хочет, и женщинам это нравится. Вот почему так много женщин обожают мужчин,
которые не легко попадают им в руки».
Как всегда, линия между актером и персонажем становится неясной. Коннери говорит о своих собственных
взглядах на жизнь и на Бонда - образ, который он создает на киноэкране. Но все в конечном итоге обращается против него.
В отрыве от общего контекста дискуссии берется одна фраза о том, что он бы не отказался ударить женщину, и эта новость
облетает весь мир. В течение многих лет эти слова повторяются и цитируются.
Когда журналисты «Плейбоя» напечатали это интервью, другие журналисты поняли, что им вряд ли удастся
в ближайшее время пообщаться с всемирно известной кинозвездой. Шон сказал «нет» всем остальным, включая и команду,
работавшую над телевизионным, специально посвященным Джеймсу Бонду, часовым фильмом, названным «Потрясающий мир Джеймса Бонда».
Коннери работал, и ничто не могло ему помешать. Он был спокоен и одинок, несмотря на огромные толпы
почитателей, увеличившиеся за счет новоприбывших американских студентов, наводнивших окрестности съемочной площадки.
И когда группа молодых людей подплыла к его лодке и закричала: «Ты наш вождь. Поговори с нами!», Шон смог лишь изобразить
на лице милую улыбку.
Один из членов съемочной группы говорил, что чувствовалось, что в глубине души Коннери очень расстроен
всем тем, что происходило в его семье, но внешне это никак не проявлялось. Он ежедневно звонил Диане, и после двух недель
его пребывания в Нассау она прилетела к нему вместе со своей дочерью и их общим сыном Джейсоном. Похоже, в их отношениях
снова наступило просветление. Коннери невольно добавил огня в раскручивание саги их любви, приобретя укромный
домик в местечке, называемом довольно нестандартно - Пляж Любви в Райском Саду, что, конечно же, было обыграно репортерами
в заголовках их репортажей о Коннери.
|
Шон Коннери со своей женой Дианой Силенто во время съемок «Шаровой молнии» |
|
Коннери и весь Нассау становятся предметом нескончаемых сплетен, разговоров и различного рода слухов.
Все задаются вопросами, касающимися интимной жизни знаменитой пары. В конце апреля на Багамах интересовались лишь тем, живут
ли они вместе на Пляже Любви и спят ли в одной постели. Говорили о том, что Диана, которая была более знаменитой в этой паре,
когда она выходила замуж за Коннери, теперь не могла вынести второй роли при Джеймсе Бонде.
«Шаровая молния» должна была появиться на экранах в конце года, а в мае были сняты основные натурные
сцены. Это был четвертый фильм Коннери о Джеймсе Бонде, и по контракту он должен был сняться еще в двух. И вот Коннери
уже начинает подумывать о том, как бы этот контракт расторгнуть.
Подобно королю, отказавшемуся присутствовать на собственной коронации, Шон Коннери предпочел провести
вечер двойной премьеры фильма «Шаровая молния» в Лондоне (в лондонском «Павильоне» и в Риалто) дома, вместе со своей семьей. Альберта Брокколи также не было на премьере фильма, он находился в Нью-Йорке. Его мать умерла двумя днями ранее.
Все восторги публики пришлось принимать Клодин Оже, сыгравшей в фильме главную женскую роль.
Фильм «Шаровая молния» только за одну неделю проката в Нью-Йорке принес прибыль в 1,130,000 долларов.
За один год проката фильма только в США, «Шаровая молния» собрала 28 миллионов долларов и не меньшие деньги в других странах.
Дальше - любопытные факты
|