В этой энергично разыгранной истории злоключений поэта-нонконформиста, кроме Шона Коннери, заняты такие звезды 60-х годов как Джоанн
Вудворд и Джин Сиберг («На последнем дыхании» Годара). Буйного и заносчивого поэта, перед чарами которого не может устоять ни одна женщина, хочет
лоботомировать ревнивый психиатр, заставший свою хорошенькую жену в объятиях поэта. Заскучав от праздной жизни, супруга психиатра захотела острых ощущений, которые и нашла в лице Самсона Шиллито (Шон Коннери).
Эта трагикомедия типична для 60-х годов, революционных
и «подрывающих основы». Шон Коннери своей ролью ломал расхожие стереотипы о поэтах. Его брутальный герой страдает от одиночества, но
при этом не желает расстаться с ролью невропата, причиняющего всем неприятности.
Доведенный до нервного срыва, поэт Самсон Шиллито никак
не может закончить свою поэму. Ему мешают постоянные неурядицы в личной жизни и многочисленные истории с женщинами, метания, непонимание окружающих, преследования обиженных мужей, кредиторов и судебных приставов, требующих с него алименты... в общем, за что бы он ни взялся, где бы ни появился, там наступает хаос и разрушение. На свое произведение, свой шедевр, поэт возлагает большие надежды. Но поэма не пишется, да и как же обрести вдохновение, когда в голове и в жизни царит полный бардак?
Супруга поэта, которую играет Джоанн Вудворд, верит в гениальность своего мужа. Она убеждает Самсона обратиться к психиатру, уверяя, что врач сможет ему помочь привести нервы и мысли в порядок. На лечение супруга она отдает все свои деньги, которые заработала в забегаловке, таская горы грязной посуды. В семье вкалывает в основном она, а поэт, который подрабатывает чистильщиком ковров, постоянно теряет свою работу, влипая во всевозможные истории с секретаршами и домохозяйками.
Попытка заработать 200 долларов, которые ему должны были заплатить за чтение поэзии в дамском кружке претенциозных и зажиточных леди, кончается скандалом, разгромом гостиной и избиением поэта чопорными дамами.
Самсон Шиллито уверяет, что для того, чтобы закончить поэму ему нужно уединение и спокойствие. Психиатр говорит, что все это он найдет в психиатрической клинике, где и сможет дописать свое произведение, а заодно подлечить нервы.
Но и в клинике неугомонный поэт находит чем заняться, заводя роман с массажисткой и устроив сексуальные игрища с женой психиатра в ванне, в кабинете водных процедур. Психиатр клянется отомстить...
Комедия Ирвина Кершнера «Прекрасное безумие» балансирует между Голливудом и независимым кино. Именно на границе этих территорий обжился мастер Кершнер.
|
Ирвин Кершнер (Irvin Kershner)
- американский режиссер кино и телевидения, актер, продюсер, оператор и
сценарист. Родился 29 апреля 1923 года в Филадельфии (Пенсильвания). Будущий режиссер нашел себя не сразу. Увлекался техникой,
окончил несколько учебных заведений. Учился в Дрексельском технологическом институте в Филадельфии. Затем в Кембридже. Потом
в Филадельфийском университете Темпл (изящных искусств).
Закончил Лос-Анджелесский университет (рисунок) и Южнокалифорнийский университет (кино). Свою карьеру Кершнер начал в Американской информационной службе на Среднем Востоке. Начал работу в
кино в 1950 году как режиссер и оператор документальных
лент. Работал иллюстратором. В художественном кино дебютировал в 1958 году с помощью Роджера Кормана.
Кершнер - автор достаточно ограниченного числа фильмов, всегда получавших
высокую оценку критиков и любителей кино. Своего рода предтеча фильмов «яппи» - его ленты, как
правило, посвящены проблеме американского среднего класса.
Среди лучших картин: «Прекрасное безумие» 1966 г., фильм, проникнутый тонкой иронией о жизни нью-йоркской
литературной богемы; «урбанистическая» комедия «Влюбленность» 1970 г.; исследование способности
ясновидения - «Глаза Лоры Марс» 1978 г. с Фей Данауэй.
Ирвин Кершнер проработал в Голливуде более 30 лет. Он начал с достаточно реалистичных, порой ироничных,
иногда драматичных, проникнутых экзистенциалистскими настроениями лент. Затем увлекся созданием любимых зрителем
приключенческих картин и боевиков. А в 90-х стал приверженцем компьютерных методов в создании кинозрелища. Мир техники,
который сегодня граничит с фантастикой, в его творчестве стал основным. На базе лент этого режиссера создано множество
компьютерных игр и различных электронных развлечений и мультсериалов.
Снял такие фильмы как: «Лицо под дождем» 1963; «Возвращение человека по имени Лошадь» 1976; «Удивительные
истории» 1985; «Морские поиски ДСВ» 1993.
Кроме того режиссер не отказывался и от актерской работы, появившись несколько раз на экране в ролях второго плана. Одной из последних работ Кершнера стала картина «Запретная планета», римейк классической ленты 50-х годов.
Подробнее о режиссере Ирвине Кершнере читайте на стр. 2
|
В фильме «Прекрасном безумии» 1966 года у Коннери главная роль непокорного и вольнолюбивого
поэта Самсона Шиллито, чье основное произведение - это энтропия, поражающая окружающий его мир секретарш, официанток и психоаналитиков.
Роль в этом фильме была очень близка Коннери. Съемки дали ему возможность окунуться
в мир искусства, в расслабляющую атмосферу Гринвич Виллидж. Связь с настоящим вместе с эхом
пережитого в прошлом одинаково сильно прозвучали в его игре. Шон играл бунтовщика, порой
грубого, но глубоко страдающего, поэзия души которого не была услышана людьми. Он играл
человека, ищущего свободы и мира. Эта роль дала Коннери возможность показать своим зрителям,
что его персонаж - совсем не Джеймс Бонд, решивший слегка передохнуть. Сценарий, написанный
Эллиотом Бейкером по его собственному роману дал Шону материал, который в других руках мог бы
превратиться в образ не внушающий никаких теплых чувств безнадежного неудачника.
Режиссером картины был Ирвин Кершнер, который впоследствии снял неканонический фильм «бондианы» «Никогда не говори «никогда»» 1983 г., где в роли Бонда воскресает Шон
Коннери.
Рассказывает Ирвин Кершнер, режиссер фильма: «Прекрасное безумие» было снято много-много лет назад. У нас был сценарий, основанный на книге, которая была очень популярна (роман Эллиота Бейкера «Прекрасное безумие» вышел в 1964 году).
Студия «Warner Brothers» сказала, что хочет снять фильм по этой книге при условии, что мы найдем звезд. Я подумал, что, наверное, это было
бы здорово для Шона Коннери. Я слышал, что Шон больше не собирается участвовать в «Бондиане». Он хотел показать всем, что он действительно
настоящий актер. Я встретился с ним. В течение 8 или 9 дней он приходил ко мне в гостиницу, мы говорили около часа каждый день, а потом он
уехал. Мы совсем не говорили о сценарии. Он его хорошо знал. Мы говорили о жизни, о том, кто я, что мне нравится или не нравится.
Он испытывал меня. И в конце концов он сказал: «Ну хорошо, я буду участвовать в съемках фильма». В этой картине он играет поэта. Он
так далек там по своим качествам от Джеймса Бонда, как это только можно себе представить.
Съемки фильма «Прекрасное безумие» начались в Нью-Йорке, в октябре 1965 года.
Участие в фильме Коннери стало возможным, после того, как рухнули планы о совместном фильме Шона с его женой, актрисой Дианой Силенто. Фильм должен был называться «Call Me When the Cross Turns Over».
В браке между двумя постоянно работающими актерами возникало напряжение, совместной такую жизнь трудно было назвать. Шон чувствовал, что общий проект поможет укрепить их пошатнувшиеся отношения.
Однако когда эти планы провалились, Диана подписала контракт на фильм «Hombre» с Полом Ньюманом, съемки которого проходили в Аризоне. В свободные от работы дни Шон ездил к Диане в Феникс, где они вместе проводили время.
(Занятное совпадение, когда жена Шона Коннери снималась в Аризоне с Полом Ньюманом, сам Коннери снимался в Нью-Йорке, в «Прекрасном безумии», с женой Ньюмана Джоанн Вудворд).
Кершнер снимал сатиру, и, по его словам, весь мир был в тот
момент против него:
- У нас все время шли бои между мной, продюсером и сценаристом. У продюсера абсолютно отсутствовало чувство юмора, и все, что казалось ему
забавным, на самом деле таковым не являлось. Так что эта картина была достаточно сложной в производстве; вот, например, сцены на Бруклинском
мосту изначально не было в сценарии, как и многих других эпизодов. Мне хотелось, чтобы в исполнении Шона Коннери звучали не столько определенные
монологи, а чтобы чувство свободы в его персонаже-поэте и актерская мощь самого Шона были подчеркнуты отсутствием каких бы то ни было слов,
особенно когда он выходит из сумасшедшего дома, а выражались исключительно визуально. И для этого мы вышли на мост и сняли эту сцену.
Выйдя из клиники, герой Шона Коннери идет по Нью-Йорку, проходя через Бруклинский мост. Вскочив на парапет моста, он проходит по нему, игнорируя удивленные взгляды зевак, которые смотрят на него из проезжающих по мосту автомобилей.
А, спрыгнув с парапета, Шон начинает танцевать, и вскоре замирает у перил, любуясь открывшемся ему потрясающим видом на огромный город небоскребов.
- Для доработки фильм был отправлен в Голливуд. И по исстари сложившейся традиции продюсеры смотрели фильм прежде меня, - рассказывает Ирвин Кершнер. - После чего
раздался телефонный звонок и мне было объявлено, что фильм снят не по сценарию и будет переделан. Я снимал сатирический фильм, и это
было время Фрейда, когда кушетка стала главным предметом мебели. Сегодня Фрейд мертв, и американцы не интересуются психоанализом,
но Голливуд жив. И его методы мало чем отличаются от прежних… Тогда, чтобы спасти фильм, мне пришлось обратиться к юристам, работавшим
с президентом Никсоном, а глава студии Джек Уорнер очень его поддерживал, и однажды в его кабинете раздался звонок. Я забрал материалы, и
мне пришлось проделать серьезную работу, чтобы вернуть «Прекрасное безумие» к жизни…
В чем-то можно провести параллели между фильмом «Прекрасное безумие» и знаменитой картиной Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» 1971 года.
В нем также смешаны фарс, и довольно проницательные комментарии о навязчивой идее общества обывателей заставлять людей соответствовать критериям и общепринятым рамкам. «Не высовывайся, будь как все».
Критики признали достижение Шона Коннери в превращении героя романа в интересный
и глубокий персонаж, в котором американская аудитория нашла много близкого, а именно -
способность опровергать авторитеты и претенциозность. В США появились положительные отклики
на фильм. Журнал «Филмс энд Филминг» сделал забавное наблюдение, касающееся голоса и акцента
Шона Коннери: «Акцент Коннери становится все более привлекательным с каждым новым фильмом.
Когда вы слушаете его, вы можете почувствовать историю всей его жизни... начиная с Шотландии,
шоубизнеса в Лондоне, гула Нью-Йорка... Не потеряв ничего из приобретенного в детстве, его
акцент становится богаче, выразительнее и приятнее с каждой новой ролью».
Картина была выпущена в мае 1966 года.
Фильм «Прекрасное безумие» не стал кассовым. Публика была не готова видеть Шона Коннери в такой необычной роли, которая так сильно отличалась от Джеймса Бонда. Зрители были все еще под впечатлением от «Шаровой молнии», и не желали воспринимать Коннери в иных ролях.
За свою роль в «Прекрасном безумии» Шон Коннери получил гонорар гораздо меньший, чем за фильмы о Джеймсе Бонде. Однако он сумел заставить студию «Warner Bros» выплатить ему проценты от
проката картины. После того, как съемки закончились, Коннери, не побоявшись гнева киномагната Джека Уорнера, вчинил иск студии, и добился дополнительных выплат в размере $ 50,000.
Коннери сыграл в «Прекрасном безумии» одну из своих лучших ролей.
Дальше о режиссере
|