ПРОДЮСЕРЫ БОНДИАНЫ
По книге «Знак 007. На секретной службе Ее Величества» Н.Голицина, А.Шарый / 2007 год.
|
Альберт Брокколи (Albert R. Broccoli). |
|
Идея превратить в героя киноэкрана книжного персонажа, приключениями которого зачитывался и американский президент, принадлежит продюсерам Альберту «Кабби» Брокколи и Гарри Зальтцману.
Весной 1961 года они решили начать совместную экранизацию романов Флеминга, положившись, помимо прочего, на вкус Джона Кеннеди.
Первым с предложением купить права не экранизацию романов бондианы к Флемингу обратился Зальтцман. Писатель заломил несуразно высокую по тем временам цену - по сто тысяч долларов за роман. К его удивлению, Зальтцман согласился. Однако продюсер блефовал, денег-то у него не хватало.
Зальтцману срочно нужен был состоятельный спонсор. Помог коллега Альберт Брокколи, который, прослышав, что Зальтцман не в состоянии оплатить права на экранизацию романов Флеминга, тут же предложил финансовое и творческое содействие. В течение суток равноправное партнерство юридически оформили в виде совместной компании Danjaq, названной по именам жен владельцев, Даны Брокколи и Жаклин Зальтцман.
Так возник самый успешный коммерческий проект в истории кино, который принес за 40 лет более трех миллиардов долларов прибыли. Примерно четверть этой суммы досталась семейству Брокколи. Специально для продюсирования фильмов о Бонде Зальтцман и Брокколи создали фирму Eon Productions. В июле 1961 года партнеры провели переговоры с кинокомпанией United Artists, которая в результате получила права на производство и прокат фильмов о Бонде, а
Eon Productions - субсидию в миллион долларов на съемки первого фильма. «Доктора Но» и сняли на эти мизерные по голливудским меркам деньги. Для сравнения: в девяностые годы бюджет фильмов бондианы составлял от 50 до 120 миллионов долларов, а прибыль от каждой серии в три, а то и семь раз («Золотой глаз») превышала затраты на ее создание.
Сотрудничество Брокколи и Зальтцмана оказалось плодотворным. К 1975 году они выпустили девять фильмов о приключениях британского супершпиона. Однако два удачливых продюсера были очень разными людьми. Если Брокколи целиком посвятил себя бондиане, то Зальтцман оказался человеком более авантюрного склада. Несмотря на огромные доходы, Зальтцман терзался разного рода финансовыми амбициями. Кроме продюсирования фильмов на стороне, он занимался скупкой крупных компаний.
Чтобы получить кредит на эти приобретения, Зальтцману пришлось передать швейцарскому банку в качестве залога свой пакет акций Danjaq, оцененный в девять миллионов долларов. Выплатить кредит в срок он не смог, и возник вопрос о продаже залога. По уставу Danjaq Зальтцман не мог продать свою долю без санкций Брокколи. Пути партнеров разошлись, но они смогли найти компромисс: Зальтцман уступил акции компании United Artists, а Брокколи остался единоличным продюсером кинобондианы при невмешательстве в его работу UA.
|
Во время съемок фильма «Доктор Но». Альберт Брокколи слева, справа Гарри Зальтцман. |
|
Путь Альберта Брокколи в кино был непростым. Он родился в 1909 году в Нью-Йорке в семье итальянских иммигрантов, детство и юность провел на ферме родителей, занимавшихся овощеводством. Брокколи утверждал, что его фамилия происходит от названия овоща, семена которого завез в США из Италии в 70-е годы XIX века его дядя. Кличку Кабби Альберту дал кузен - это искаженное имя юмористического персонажа газетных комиксов
Кабиббла. В Голливуд Брокколи попал, когда наведался в Лос-Анджелес, чтобы повидать своего двоюродного брата Пэта, владельца агентства для киноактеров. Тот-то и познакомил юношу с киноиндустрией.
Прежде чем сосредоточится на продюсерстве, Брокколи перепробовал не менее дюжины профессий: работал фермером, бухгалтером в компании по изготовлению гробов, коммивояжером по продаже ювелирных изделий и косметики, продавал рождественские елки в Калифорнии, открыл актерское агентство в Голливуде. В 40-е годы Брокколи по протекции все того же кузена Пэта устроился ассистентом режиссера в компанию XX Century Fox. Успех пришел к нему, когда в 1951 году он совместно с режиссером Ирвингом Алленом основал киностудию Warwick Films,
базировавшуюся в Лондоне (не отсюда ли привычка Брокколи формировать съемочные группы из англичан?). Первые три фильма, которые Брокколи и Аллен выпустили совместными усилиями, имели международный успех. Именно на картинах
«Десантник», «Черный рыцарь» и «Преисподняя ниже нуля», фильмах в стиле экшн, опробована та формула успеха, которую Брокколи впоследствии применил к производству фильмов о Бонде: экзотическое место действия, динамичные приключения, мужественные мужчины, прекрасные женщины. Кстати, все это совпадало и с собственными вкусами Брокколи: он любил путешествия, приключения, голливудский гламур. Однако в 1960 году, после коммерческой неудачи фильма «Суд над Оскаром Уайльдом», в производство которого оба владельца Warwick Films вложили собственные деньги, Брокколи покинул компанию. Испытывая серьезные финансовые трудности, он тем не менее не оставил профессию продюсера, хотя почти год занимался поисками нового проекта.
Заметное влияние на решение Брокколи обратиться к романам Флеминга оказали два фильма, которые он посчитал образцами такого кино, которое хотел бы снимать. Первый фильм - шедевр саспенса, картина Альфреда Хичкока 1959 года «К северу через северо-запад» с Кэри Грантом в главной роли: элегантно одетые герои оказывались замешанными в шпионаже, убийствах и сексуальных приключениях. Вторая лента - снятый в 1961 году режиссером Ли Томпсоном фильм «Пушки острова Наварон», в котором был занят Грегори Пек. Действие этого фильма, экранизации романа Алистера Маклина, происходило в экзотическом районе Греции во время немецкой оккупации; рассказывала картина о приключениях отряда британских коммандос в тылу врага. Вот из какой почвы вскоре начало расти развесистое дерево бондианы.
К голливудскому истеблишменту Альберта Брокколи окончательно причислили уже признанным мастером, в 1982 году, когда его удостоили одной из самых престижных американских кинонаград - премии Тальберга. Этой премией Американская академия киноискусства награждает продюсеров за выдающийся вклад в развитие киноиндустрии. Премия носит имя голливудской легенды 30-х годов, директора производства компании Metro-Goldwyn-Mayer Ирвинга Тальберга. Ирония судьбы заключалась в том, что Брокколи был знаком с Тальбергом. В годы Великой депрессии, работая коммивояжером по продаже ювелирных изделий, он пытался сбыть свой товар на студии MGM, предлагая его Тальбергу. На церемонии присуждения премии создателю эпоса о супершпионе 007 присутствовали многие актеры, снимавшиеся в кинобондиане, а самого Брокколи голливудскому бомонду представлял Роджер Мур. В ответной речи 72-летний продюсер подчеркнул, что фильмы о Бонде оказали влияние на продюсеров и режиссеров во всем мире. И это трудно назвать преувеличением.
|
Во время съемок фильма «Доктор Но». |
|
В 1985 году компанию UA, испытывавшую финансовые трудности, приобрела компания MGM, и права на фильмы о Бонде перешли к ней. Все последующие серии кинобондианы Брокколи до самой своей смерти в июне 1996 года в возрасте 87 лет создавал уже с помощью MGM. Годом позже фильм
«Завтра не умрет никогда» вышел с посвящением Альберту Брокколи, выпустившему первые 17 фильмов серии. Компания Eon Productions теперь носит имя своего создателя, а на тротуаре голливудской Аллеи славы появилась звезда с именем отца кинобондианы.
В семействе фильмов о Джеймсе Бонде насчитывается вовсе не 20 фильмов, как об этом объявлялось в 2002 году во время юбилейных торжеств по случаю 40-летия кинобондианы (теперь это число возросло еще на 2 фильма). Помимо «официальной серии» сняты еще две ленты, к появлению на свет которых Брокколи и Зальтцман не имели отношения. В 1954 году Ян Флеминг продал права на экранизацию своего первого романа «Казино Рояль». Через десятилетие они оказались у голливудского продюсера Чарльза Фельдмана, который поначалу хотел экранизировать книгу совместно с Брокколи и Зальтцманом. Однако, как пишет Брокколи в автобиографии «Когда тает снег», договор не состоялся и снятая кинокомпанией Columbia Pictures комедийная лента вышла на экраны без участия Кабби. Появлению на свет другого «незаконнорожденного» фильма о Бонде
предшествовало несколько судебных процессов. Флеминг, которому не терпелось увидеть киновоплощение своего героя, пригласил к сотрудничеству режиссера Кевина Макклори и вскоре передал ему права на экранизацию только что написанного романа «Шаровая молния». Примерно тогда же писатель провел с Брокколи и Зальтцманом успешные переговоры об экранизации всех книг о Бонде, кроме «Казино Рояль».
Продюсеры вознамерились сперва экранизировать роман «Шаровая молния», изначально написанный как сценарная основа для кинофильма. Реализации этого плана помешала тяжба с Макклори. Брокколи и Зальтцману, чтобы приступить к работе над «Шаровой молнией» (фильм в качестве четвертого эпизода эпопеи вышел на экраны в 1965 году), пришлось заплатить Макклори большие отступные и вступить с ним в пай. В титрах Макклори указан как продюсер фильма, а Брокколи и Зальтцман лишь «представляют» картину.
«Шаровая молния» принесла большой кассовый успех, и, может быть, поэтому Макклори не унимался. В 1976 году он заявил, что срок соглашения с Брокколи десятилетней давности закончился, и что он решил снять фильм о Бонде на основе переданных ему Флемингом прав. В 1983 году ремейк
«Шаровой молнии» под названием «Никогда не говори 'никогда'» с соблазненным пятимиллионным гонораром и долей в доходах от проката Шоном Коннери в главной роли, увидел свет. Брокколи и Зальтцман в это время работали над «Осьминожкой» с Роджером Муром. Фильмы вышли на экраны почти одновременно, что побудило журнал Time out поместить на обложку фотографии двух агентов 007 с пистолетами. Заголовок гласил: «Битва Бондов».
Но и на этом история с Макклори не закончилась: он еще долго таскал Брокколи по судам, доказывая свое право снимать фильмы о Бонде. В 1994 году суд постановил, что права на бренд принадлежат двум компаниям, Danjaq и MGM, а затем отмел за давностью все притязания Макклори.
Киноконцерн MGM к тому времени приобрел у фирмы Sony (поглотившей Columbia Pictures) права на «Казино Рояль», а потом купил и права на прокат «Никогда не говори 'никогда'», добившись таким образом монополии на похождения Джеймса Бонда. А в 2004 году и кинокомпания MGM была приобретена корпорацией Sony.
|
Во время съемок фильма «Доктор Но». |
|
В последнее десятилетие жизни Альберт Брокколи начал привлекать к продюсированию пасынка Майкла Уилсона и дочь Барбару. С 1972 года Уилсон служил юрисконсультом в Eon Productions, а с середины восьмидесятых годов, с фильма «Вид на убийство», стал сопродюсером Брокколи, участвуя также в написании сценариев. Брокколи-младшей было всего два года, когда Джеймс Бонд дебютировал на экране в фильме «Доктор Но». Она выросла на фильмах отца, получила киноведческое образование и после смерти Альберта вместе со своим братом стала продюсером кинобондианы. Судьбу фильмов о Бонде и сейчас определяет этот тандем, в котором слово Барбары, как утверждают, играет решающую роль. О ней отзываются как о талантливом менеджере, достойной преемнице отца.
Характерный штрих к портрету Барбары Брокколи добавляет немецкий актер Отто Гетц. Когда он, наголо постриженный после съемок на телевидении, пришел в офис Брокколи, чтобы попытаться получить роль, Барбара говорила по телефону. «О'кей, - обратилась она к Отто, оторвавшись от трубки, - у вас двадцать секунд, чтобы представиться». Отто не растерялся: «Я большой, я отвратительный, я лысый, и я немец. Итого - пять секунд». В фильме «Завтра никогда не умрет» он сыграл хладнокровного убийцу Стэмпера.
Даже авторы освященного семейством Брокколи (Майкл Уильямс собственноручно написал благожелательное предисловие к этой книге) энциклопедического исследования «Главное о Бонде» Ли Пфайффер и Дейв Уоррэл признают, что «проект 007» не раз оказывался в кризисе. Впервые это случилось на переломе шестидесятых и семидесятых годов, когда в трех сериях подряд зрители увидели Бонда в исполнении трех разных актеров. Самым неудачным эпизодом киноэпопеи принято считать девятый фильм серии «Человек с золотым пистолетом» (1974 год) - его съемки пришлись на время конфликта владельцев Eon Productions. Непросто пришлось Джеймсу бонду в эпоху советской перестройки. Политические перемены в мире, требовавшие внесения серьезных изменений и в концепцию существования 007, совпали с болезнью патриарха бондианы Альберта Брокколи, поиском нового актера на главную роль и бесконечными юридическими согласованиями развития проекта между Eon Productions и MGM/UA.
Однако редкая творческая и коммерческая прозорливость Брокколи и его наследников, их способность менять жанр и стилистику фильмов с учетом запросов времени и публики не дали умереть ни агенту 007, ни его славе. «Джеймс Бонд сумел победить даже своего главного и самого опасного врага - равнодушие публики», - справедливо замечают Пфайффер и Уоррел.
Похоже, отличительные качества агента 007 - жесткость, расчетливость, остроумие, мгновенная реакция, готовность к немедленному действию и жажда получить все - в немалой степени присущи многим из тех, кто работает над воплощением его бессмертного образа. Чтобы снимать фильмы о Джеймсе Бонде, чтобы участвовать в них, чтобы извлекать из них прибыль, нужно уметь, как шаровая молния, бить без промаха. Не зря знаменитый певец Том Джонс, вытянув самую высокую ноту при записи композиции к четвертой серии эпопеи, упал в обморок...
Он бежит, когда другие идут,
Он действует, когда другие болтают,
Он знает, что такое успех.
Он - победитель, который получает все,
Он бьет, как шаровая молния.
|