«Джеймс Бонд, - говорил один из близких Янгу людей, - был смесью идеалов
высшего класса, к которому принадлежал Флеминг, любви к красивой жизни, присущей Янгу, и
суровости, непокорности и огромной сексуальности Коннери. Последнее было, конечно, самым
важным вкладом в образ Бонда».
Теренс Янг, несомненно, оказал влияние на то, как Коннери играл Бонда.
Он брал Шона к своим портным, шившим ему костюмы и рубашки, и к своему сапожнику, чтобы
заказать одежду, которую мог бы носить Бонд. Шону также был нужен парикмахер. С годами
волос у него становилось меньше, и для роли ему требовался парик. Коннери мало обращал
внимание на такие мелочи, и, в отличие от своих современников, носивших и в пожилом возрасте
парик, избавился от него, как только это оказалось возможным.
Коннери все глубже погружается в роль. Он подробно анализирует ее, прислушивается к
советам Янга. В конце концов, он приходит к решению произносить текст роли, жестко прижимая язык к щекам,
говоря как бы сквозь зубы, с неким саркастическим юмором и высокомерием, демонстрируя преимущества всего
английского. «Это был сильный ход, - говорит один из друзей Коннери того времени. - Он им здорово нагадил. Если
вы посмотрите фильм сегодня, думая об этом, вы сразу все поймете. Сами романы были написаны без тени такого рода
юмора. Юмор романов Флеминга, если он и присутствовал в тексте, скорее был черным юмором. Такой забавный способ
выражения высокомерия и презрения мог быть выбран только человеком, стоящим вне английского истэблишмента. Это
было на 100 % успешно. И это было дело Коннери».
Было бы смешно думать о Станиславском, снимаясь в фильме о Бонде. Но Коннери уже умел внимательно анализировать сценарий, разбирать роль, добавлять изображаемому персонажу новые грани, используя свои собственные мысли и чувства, таким образом создавая внутри своей собственной
личности совершенно новый характер. Долгие репетиции, а позднее, когда он уже приобрел известность, его способность подгонять и приспосабливать сценарий для себя, стали ключевыми моментами в его творчестве.
Очень немногие в съемочной группе «Доктора Но» понимали, что они делают
что-то особенное. Фильм снимался на Ямайке. Коннери и те, кто был необходим на съемках, прибыли
на место в туристском классе. Конечно, у них не было никаких оснований полагать, что это будет больше, чем обычный триллер.
Урсула Андресс, швейцарская актриса, игравшая главную женскую
роль, присоединилась к группе позднее. Она прилетела в Кингстон в конце января вместе со своим
мужем Джоном Дереком и встретила Коннери, как она вспоминает, под манговым деревом. «Мы стали хорошими
друзьями, он и сейчас мой друг, - говорила она в 1992 году - Он один из очень немногих
известных мне людей, на которых успех совсем не повлиял».
Коннери равнодушно посмотрел на Урсулу, когда впервые увидел ее в бикини для репетиции сцены, в
которой она появляется на пляже и собирает ракушки. Он думал, что у нее должны быть развитые сильные плечи и бедра,
как у женщин, занимающихся бодибилдингом. Она же оказалась совсем не мускулистой и выглядела очень женственно.
Урсула и Шон составляли прекрасную пару во всех отношениях. Момент, когда
Андресс, как русалка, в белом бикини возникает из морских волн, стал одной из классических
сцен, благодаря которым фильмы о Бонде так ценятся и не стареют уже много лет.
Крис Блэквелл, глава фирмы «Айлэнд Рекордс», молодой друг Флеминга, также занятый на съемках, вспоминал: «Эта сцена была просто потрясающая, и когда все было отснято, все, стоявшие позади камер, зааплодировали».
Герой книги Флеминга был не особенно приятным человеком с заметными
садистско-сексуальными наклонностями. Коннери немного притушил садизм, играя в такого рода
сценах как бы несерьезно. Он придал Бонду стиль, щегольство и героизм, обрисованный с хорошей
долей юмора. Все это привлекало симпатии зрителей. Герой Шона всегда демонстрировал мужской шовинизм, бывая весьма непочтительным к девушкам при каждом удобном случае; он усеивал землю многочисленными трупами без малейшего намека на жалость. Бонд-Коннери был пародией на двухмерный образ,
созданный Флемингом, при этом Шон добавил своему герою еще одно измерение. Так, например, сцена, в которой он следит за демоническим профессором Дентом, разряжающим свой пистолет в подушку на постели Бонда, будучи полностью уверенным, что он его убил, задуманная как чисто агрессивная, была сыграна совершенно мастерски.
Бонд одерживает верх над Дентом, всем своим видом почти извиняясь за это. Бонд-Коннери говорить: «Это «смит-вессон», и вы уже потратили свои шесть зарядов», - и всаживает в сердце Дента две отличные пули.
И его знаменитая полуулыбка. Это было замечательно!
Коннери говорил своим зрителям, что совсем не обязательно свято верить в то,
что он делает на экране, они лишь должны наслаждаться фантазией авторов фильма и миром
иллюзий, который в нем создан. Он нашел способ так увлечь свою аудиторию, что его зрители
приходили в восторг и полностью подпадали под его воздействие. Именно Коннери с помощью
режиссера стал создателем Бонда, ставшего на экране значительнее, сильнее, чем его книжный
двойник. Позднее Флемин говорил, что если бы ему пришлось снова писать романы о Бонде, он
руководствовался бы образом, созданным Коннери.
Урсула Андресс и Шон Коннери на сьемках фильма «Доктор Но». Ямайка, 1962 год.
Янг должен был все время следить за Коннери, чтобы предотвратить его огрехи
в манерах Бонда. Он - таки сделал одну или две ошибки такого рода. Некоторые, например,
заметили, что Бонд застегивает свой пиджак не так, как это бы сделал английский джентльмен.
Шона очень удивило, на что люди обращают внимание. Но у Янга были и более серьезные проблемы.
Так, например, акцент Андресс оказался таким сильным, что ее пришлось дублировать.
Когда фильм был готов, «Юнайтед Артистс» послала своих представителей
в Лондон посмотреть на результат их финансовых инвестиций и понять, какого рода рекламную
кампанию надо организовать. Просмотр фильма состоялся в небольшом частном кинотеатре. Было решено, что вначале фильм будет показан в Америке, стране, где находился главный кинорынок. Если не удастся продать фильм так, как хотелось бы, по максимуму, денег, оставшихся после съемки, будет недостаточно для следующей серии фильма, и судьба всего бондовского сериала окажется под вопросом.
Первая реакция на фильм была не блестящей. Коннери привнес в
него неожиданный юмор, граничащий с иронией, который американцы не воспринимали. Покидая
кинозалы, они критиковали фильм и высказывали сожаление - этот фильм не будет иметь успех
в Америке. Американцы вообще были бы очень удивлены, если бы он где-то был воспринят на «ура». К счастью, они вложили в него только один миллион долларов, потери будут не велики.
Более того, они рекомендовали «Юнайтед Артистс» ничего не вкладывать в раскрутку фильма в
Штатах. Надо пустить его в каких-то дорожных кинотеатрах, в маленьких городках, в глухих местечках - там, где обычно показывают дешевые и ничем не выдающиеся фильмы, а затем дать ему беспрепятственно уйти в прошлое. Единственным американским активом в этой картине была Урсула Андресс, но это была недостаточная приманка для удачной продажи фильма.
Брокколи, Зальтцман и, конечно, Коннери не согласились с такой оценкой
экспертов. Летние месяцы до премьеры, которая должна была состояться в октябре, тянулись невыносимо долго. Продюсеры начали рекламную кампанию, а Коннери предоставлял себя для интервью,
хотя желающих пообщаться с ним было пока немного.
|
Урсула Андресс (Ханни Райдер) |
|
Первый признак успеха забрезжил перед ними на лондонской премьере в
«Павильоне» 6 октября 1962 года. «Доктор Но» был встречен с одобрением. Конечно, были и
два или три исключения, такие, как Ян Кэмерон в «Спектейтор», описывающий Коннери, как немолодого актера в ранге начинающей звезды, изо всех сил пытающегося быть сексуальным, и критиковавший небрежность его портного.
Позднее Коннери удалось вбить в его голову несколько мыслей.
Однако отрицательных рецензий было совсем немного и, конечно, недостаточно
чтобы остановить потрясающий всплеск восторгов, обычно вызываемый большими дорогими
фильмами, сделанными в городе грез, в блестящем Голливуде. Очень влиятельная газета
«Филмс энд Филминг» писала: «Доктор Но» представляет собой невиданную для английского
кино смесь секса и садизма. Здесь все сконцентрировано... Это один из самых невероятных
фильмов... Потрясающая сексуальная фантазия... Такого фильма, как «Доктор Но», в Великобритании
еще не видели... Такого фильма, как «Доктор Но», не было еще в мире...».
Фильм содержал в себе новации и в чисто техническом плане - эффекты его
были достигнуты за очень маленькие деньги (менее 14,000 фунтов стоила сцена Д в «Пайнвуде»).
Зрители в огромном количестве повалили смотреть «Доктора Но», и скоро прибыли от его просмотров сравнялись с прибылями от дорогого, с участием целого созвездия актеров, фильма Дэррила Занука
«Самый длинный день», в котором Коннери играл маленькую роль и который появился на экранах лондонских кинотеатров в это же время.
За 4 месяца фильм собрал более миллиона фунтов стерлингов, и к моменту начала показа картины в Америке
менеджерам «Юнайтед Артистс» пришлось пересмотреть свои первоначальные планы по демонстрации
фильма в Штатах.
Наконец, состоялась премьера «Доктора Но» в Нью-Йорке.
Такие выдающиеся критики, как Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс», оказались в довольно затруднительном положении - им нужно было посмотреть и оценить этот маленький английский фильм, полный секса и насилия, который, по их мнению, совсем не представлял собой произведение искусства.
Однако, в конце просмотра, Кроутер нашел, что фильм заслуживает рецензии и написал несколько снобистских, но приятных фраз.
Журнал «Тайм»,
известный своей элитарностью, решил, что появление Бонда на экране заслуживает ключевой статьи
номера: «Агент Бонд... несомненно, слегка шокирует и возбуждает общество, но вполне имеет
право существовать на киноэкране. Сыгранный шотландцем Шоном Коннери, он двигается с гибкой
грацией, намекающей на глубоко спрятанную в этом герое способность к насилию...».
«Доктор Но» был первой вехой, первым этапом на пути, ведущем к огромному
успеху. Брокколи и Зальтцман стали фантастически богатыми людьми. А Шон Коннери стал
настоящей кинозвездой. Этот первый фильм бондовского сериала только в Америке заработал
6 миллионов долларов, что было тогда невероятной суммой для английского кино.
|