Изначально планировалось, что первым фильмом о Джеймсе Бонде станет «Шаровая молния», однако
юридические дрязги с одним из соавторов сценария (Кевином Мак Клори) привели к тому, что первым был снят «Доктор Но». Еще одной причиной стало то, что действие всего фильма происходит в одном месте - на Ямайке, и по сценарию была всего одна большая сцена со спецэффектами. Это было удобно, так как бюджет фильма был небольшим.
Режиссер фильма Теренс Янг, кроме «Доктора Но», снял еще два фильма о Джеймсе Бонде с участием Шона Коннери:
«Из России с любовью» (1963) и «Шаровая молния» (1965).
Автор романов об агенте 007 Ян Флеминг очень хотел, чтобы доктора Но сыграл его кузен Кристофер
Ли, но увы. Лишь в 1974 году Ли досталась роль злодея Скарамангу в фильме о Бонде «Человек с
золотым пистолетом». Роль доктора Но также предлагалась Максу Фон Сюдову, но он отказался.
Кандидаты на роль доктора Но:
Кристофер Ли |
Ноэль Ковард |
Макс Фон Сюдов |
Флеминг лично предложил роль доктора Но сценаристу и актеру Ноэлю Коварду («Вокруг света за 80
дней», «Наш человек в Гаване»). Ковард ответил телеграммой: ««Dr.No»? No! No! No!» (««Доктор Нет»?
Нет! Нет! Нет!»).
Одной из причин, почему Ноэль Ковард отказался от роли доктора Но, стало то, что он должен был носить в фильме металлические ручные протезы.
Исполнитель роли доктора Но, Джозеф Вайзман был единственным из актеров, игравших злодеев в ранних фильмах о Джеймсе Бонде, чей голос не был дублирован в фильме.
Бюджет фильма составлял всего $ 1 млн., но когда было перерасходовано $ 100,000, студия «United
Artists» собралась закрыть проект, боясь, что эти затраты никогда не окупятся.
Ян Флеминг настаивал на Роджире Муре - как идеальной кандидатуре на роль Бонда, но Мур отказался,
поскольку начал сниматься в телесериале «Святой».
|
Кэри Грант в фильме Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад» |
|
Среди других актеров, рассматривавшихся на роль агента 007, были Кэри Грант («Шарада», «К северу
через северо-запад»), Дэвид Нивен («Розовая пантера»), Тревор Хоуард («Людвиг») и Рекс Харрисон
(«Моя прекрасная леди», «Клеопатра»).
Хотя Шон Коннери уже был утвержден на роль Джеймса Бонда, в целях рекламной кампании был проведен конкурс, чтобы найти совершенного исполнителя роли агента 007. Было отобрано шесть финалистов, кинопробы смотрели Альберт Брокколи, Гарри Зальтцман и Ян Флеминг.
Победителем стал 28-летий Питер Энтони. Он работал моделью, и имел подходящую для роли агента 007 внешность, но у него было полное отсутствие актерского таланта.
Из документов, найденных в 2006 году можно узнать, что роль Джеймса Бонда чуть было не сыграл другой британский актер - Ричард Бартон.
В 1959 году, за три года до съемок «Доктора Но», рассматривался вопрос об экранизации романов Яна Флеминга. Роль Бонда в этой постановке
должен был исполнить Ричард Бартон, а режиссером картины хотели видеть знаменитого мастера саспенса Альфреда Хичкока. Если бы данный проект
осуществился, то, возможно, это имело бы драматические последствия для истории кино. Бартон не сыграл бы Марка Антония в «Клеопатре», на
съемках которой он влюбился в Элизабет Тейлор. Вспыхнул один из самых ярких романов в истории кино. Хичкок, возможно, не поставил бы «Психо».
А Шон Коннери не сыграл бы одну из своих самых знаменитых ролей, и не известно, как бы стала развиваться его кинокарьера.
О желании автора романов о Джеймсе Бонде видеть в роли агента 007 Ричарда Бартона, можно узнать из ранее не публиковавшихся писем Яна Флеминга к
Ивару Брюсу, чья компания планировала поставить первый фильм о Бонде.
В своих письмах Флеминг пишет: «Я думаю, Ричард Бартон был бы великолепным Джеймсом Бондом!» Флеминг также решил привлечь Хичкока к экранизации
своих романов. Он позвонил их общему другу, сценаристу Эрику Эмблеру, и попросил того выяснить, заинтересует ли Хичкока перспектива стать режиссером
первого фильма о Джеймсе Бонде? Эти документы приведены в новой книге «Битва за Бонда - Возникновение самого великого кино-героя»
(The Battle For Bond - The Genesis Of Cinema's Greatest Hero). Как рассказывает автор книги Роберт Селлерс, этот фильм не был снят, так как Альфред
Хичкок предпочел поставить вместо этого крупнобюджетного проекта «Психо», свой скромный черно-белый фильм, навсегда изменивший историю кино.
Позже Флеминг продал права на экранизацию своих романов Гарри Зальтцману и Альберту Р. Брокколи, которые на роль Бонда выбрали тогда малоизвестного
актера Шона Коннери.
Надо заметить, что стилистика первых фильмов о Джеймсе Бонде во многом навеяна классическим фильмом Альфреда Хичкока 1959 года
«К северу через северо-запад» (North by Northwest), в котором главную роль сыграл Кэри Грант. Недаром, продюсеры Альберт Брокколи и Гарри Зальтцман сначала хотели пригласить на роль Бонда именно Гранта.
А, в свою очередь, Хичкок, увидев Шона Коннери в фильме «Доктор Но», сразу пригласил его играть главную роль в «Марни» - одном из своих самых любимых фильмов.
Вольф Манкович был одним из сценаристов «Доктора Но», но ему настолько не понравился окончательный
вариант сценария, что Манкович изъял свое имя из титров. Зато позже отомстил - написал сценарий
фильма-пародии на агента 007 «Казино «Рояль» (1967) в котором также снялась Урсула Андресс - первая
девушка Бонда.
Работники японского представительства студии «United Artists» неправильно поняли название фильма,
прочитав его как «Dr.? No!» Японцы напечатали постеры с иероглифами, обозначавшими «Нам не нужен
доктор!» Ошибку обнаружили в самый последний момент.
Шон Коннери был выбран на роль Джеймса Бонда после того, как жена продюсера «бондианы» Альберта
Р. Брокколи увидела молодого Коннери в фильме 1959 года «Дарби О'Гилл и маленький народец».
Альберту Брокколи также понравился Коннери в этом фильме, особенно его впечатлила драка Шона Коннери с деревенским хулиганом в кульминационной сцене фильма.
|
В сцене, когда Урсула Андресс принимает душ, на ней был купальник телесного цвета. |
|
В сцене, когда Урсула Андресс принимает душ, чтобы
смыть радиацию, по сюжету она должна быть обнажена, но на ней купальник телесного цвета. Это заметно.
Шон Коннери носит парик во всех фильмах Бондианы, начиная с «Доктора Но».
Из бюджета в 1,000,000 долларов, на декорации было потрачено 14,000 фунтов стерлингов. Художник фильма Кен Адам
добился, чтобы на декорации, которые теперь считаются образцовыми во всех отношениях, было выделено еще 6,000.
Одной из деталей интерьера логова доктора Но было окно-лупа, через которое можно было видеть морских рыб. В фильмотеке студии за день до съемок этой сцены быстро был найден фильм с подводными съемками. Но рыбы были сняты крупным планом и казались гораздо больше натуральной величины. Тогда
было придумано объяснение, доктор Но говорит, что стекло увеличивает все, подобно линзе.
Все женские голоса в картине, за исключением мисс Манипени, принадлежат одной и той же малоизвестной
английской актрисе - Диане Коппланд.
За две недели до начала съемок фильма «Доктор Но» исполнительница главной женской роли еще не была найдена. Продюсеры случайно увидели фотографию актера Джона Дерека с его женой Урсулой Андресс и тут же предложили ей роль, даже не встречаясь с актрисой лично.
В это время Андресс не была заинтересована в работе, но друг семьи актер Кирк Дуглас, прочитав сценарий, убедил Урсулу согласиться на роль Ханни Райдер.
Урсула Андресс получила $ 6000. Ее гонорар составлял $ 1000 в неделю, всего она снималась шесть недель.
|
В этой сцене тарантула от Шона Коннери отделяло стекло. |
|
Так как Коннери панически боялся пауков, сцена с пауком в постели Джеймса Бонда была снята с помощью
стеклянной перегородки, отделявшей актера от насекомого. Однако эпизод получился нереалистичным, и
поэтому было решено переснять сцену с дублером Коннери Бобом Симмонсом. Симмонс говорил, что сцена с тарантулом, ползущим по плечу Джеймса Бонда, была самым жутким трюком, который ему когда-либо приходилось делать.
Кстати, в фильме профессор Дент запускает в постель Джеймсу Бонду гигантского ядовитого паука, в книге ему подсовывают гигантскую
сколопендру и присылают посылку с фруктами, начиненными цианистым калием.
Ян Флеминг был так покорен красотой Урсулы Андресс,
что в своем романе «На секретной службе Ее Величества» (1963) он описал героиню Трейси Ди Виченцо
(в экранизации романа ее сыграла Дайана Ригг), как девушку, очень похожую на Андресс.
Также Флеминг упомянул ее имя в романе «На секретной службе Ее Величества» (См. главу 12: Джеймс Бонд видит Урсулу Андресс в ресторане на пике Глория).
«...А вот та красивая женщина с длинными волосами, та, что сидит за большим столом, - это Урсула Андерсс, кинозвезда. Какой у
нее великолепный загар!»
В основу романа «Доктора Но» лег сценарий к телефильму «Коммандер Ямайка»,
который Флеминг написал для ямайского телевидения. Главным героем там был тоже тайный агент, тоже по званию коммандер, который вступает в схватку
с неким архизлодеем, живущем на неком острове. Но дело заглохло, и Флеминг превратил сценарий телефильма в книгу о Бонде.
Маргарит Ле Варс, сыгравшая в фильме девушку-фотографа Анабеллу Чанг, работала стюардессой. Теренс Янг подошел к ней с банальным вопросом «Хочет ли она сняться в кино?».
Девушка хотела. Ее шурин Реджи Картер также снялся в фильме, сыграв роль шофера - подручного доктора Но, который вез Джеймса Бонда из аэропорта.
После выхода «Доктора Но» в Италии, Ватикан издал специальное коммюнике, в котором выразил свое
несогласие с моральными принципами, исповедуемыми в картине.
Копия картины с изображением герцога Веллингтонского, работы Франсиско Гойи, украденная в 1960 году
и до сих пор не найденная, находится в фильме в резиденции доктора Но.
На момент съемок фильма кража этой работы была величайшей загадкой, и о ней слышал каждый британец. Сценаристка Джоанна Харвуд предложила
«приписать» это преступление Доктору Но.
Портрет герцога Веллингтонского, работы Франсиско Гойи находится в фильме в резиденции доктора Но.
Справка: 1961 год. Безработный водитель Кемптон Бантон сознался в том, что проник в Национальную лондонскую галерею
через окно и вынес оттуда портрет герцога Веллингтонского кисти Франсиско Гойи.
На суде Бантон заявил, что хотел использовать доход от картины для того, чтобы купить бедным британцам телевизионную лицензию.
Похититель был приговорен к трем месяцам тюремного заключения. Однако в 1996 году галерея обнародовала некоторые документы, которые ставили под
сомнение виновность Бантона.
Портрет герцога Веллингтонского, Франсиско Гойя
Права на музыкальную тему фильма, ставшую в последствии визитной карточкой всей «бондианы», были
выкуплены у композитора Джона Барри за смехотворную сумму.
О создании знаменитой бондовской темы, что прозвучала в титрах первого фильма о Бонде, ходят легенды. Одно неоспоримо: ее написал композитор Монти Норман. Говорят, что эту мелодию он сочинил для мюзикла, который так и не был поставлен. Согласно другой версии, Норман
услышал запоминающуюся мелодию от уличных музыкантов на Ямайке. Но, как бы там ни было, продюсеры предложили эту мелодию доработать и пригласили Джона Бэрри, но по договору он должен был отказаться от всех авторских прав. Бэрри решил, что лучше синица (гонорар) в руках, нежели журавль (слава) в небе. Если бы он знал, что именно его аранжировка так полюбится публике.
Но «родной отец» Монти Норман сегодня не упускает случая заявить свои права на знаменитую мелодию. Стоит кому-нибудь назвать Бэрри автором бондовского мотива, Норман тут же подает на обидчика в суд за клевету.
// далее
|