1965 год, Великобритания /
Производство киностудий «Seven Arts» и «МGМ».
Режиссер: Сидней Люмет
Продюсер: Кеннет Хайман
Сценарий: Рей Ригби по пьесе Рея Ригби и Р.С. Аллена «Точка разрыва»
Оператор: Освальд Моррис
Музыка: Арт Нойл, Дон Пелози
Художник: Герберт Смит
В ролях: Шон Коннери (Джой Робертс), Гарри Эндрюс, Йен Хенди, Йен Бэннен, Джек Уотсон, Майкл
Редгрейв, Альфред Линч, Осси Дэвис и др.
Время: 122 минуты
Черно - белый
Премьера в Швеции: 2 августа 1965 года.
Премьера в США: 3 октября 1965 года.
Премьера в Западной Германии: 7 октября 1965 года.
Премьера в Финляндии: 26 ноября 1965 года.
Действие фильма «Холм» происходит во время Второй Мировой войны в военной британской тюрьме,
расположенной в Северной Африке. Сюда ссылают британских военнослужащих за дисциплинарные и прочие провинности.
Это жестокий мир, здесь царят садистские нравы, а наказания разного рода нацелены на то, чтобы сломать волю каждого
несчастного, оказавшегося тут. Между группой заключенных, среди которых находится Джой Робертс (Шон Коннери), и
тюремщиками разворачивается жесточайшая борьба за человеческое достоинство и справедливость, против произвола и
унижения.
Сидней Люмет (Sidney Lumet) - американский режиссер, актер, сценарист.
Родился 25 июня 1924 года в Филадельфии (Пенсильвания). Окончил Колумбийский университет, учился в Актерской студии. Это один из наиболее
плодотворно работающих американских режиссеров второй половины 20-го века. Уже в детстве выступал на сцене. В 1942-46 гг.
служил в Вооруженных силах США. Преподавал актерское мастерство. С 1950 года ассистент режиссера, а затем ведущий режиссер
в «Си-Би-Эс». С 1951 года снимает для телевидения.
В 1957 году обращается к кинорежиссуре. Первый фильм «12 разгневанных мужчин» мгновенно
прославил Люмета, мастерски воссоздавшего на экране напряженную атмосферу совещания присяжных заседателей, от
вердикта которых завит человеческая жизнь. Действие фильма воспринимается как крайне динамичное, не смотря на то, что
разворачивается в замкнутом пространстве одной комнаты.
Подобный внутренний психологический накал характеризует все лучшие ленты Люмета, герои которого,
как правило, с трудом вписываются в общество, пребывают в конфликте с окружающей их средой, выделяясь
эксцентричностью, упрямством, постоянным отстаиванием достоинства не только личного, но и тех людей, за которых они
борются.
В 60-е годы Люмет снимает такие фильмы как: «Из породы беглецов» 1960 г. (по Теннеси Уильямсу);
«Долгое путешествие в ночь» 1962 г. (по Юджину О'Нилу); «Вид с моста» 1961 г. (по Артуру Миллеру); «Холм» 1965 г. с Шоном
Коннери.
В 70-е годы Сидней Люмет - один из ведущих американских кинорежиссеров. Лучшие работы этого
периода: «Серпико» 1973 г.; криминальная драма «Пленки Андерсона» 1972 г. с Шоном Коннери; «Должностное
преступление» 1972 г. с Шоном Коннери; «Телесеть» 1976 г.; «Убийство в Восточном экспрессе» 1974 г. (по Агате Кристи).
В 80-е годы продолжает активно работать в жанрах детективного триллера («Смертельная ловушка»
1982 г.; «На следующее утро» 1986 г.), политико-публицистической драмы («Даниэль» 1983 г.; «Власть» 1986 г.), судебного
фильма («Вердикт» 1982 г.).
Другие его фильмы: «Собачий полдень» 1975 г.; «Волшебник» 1978 г.; «Принц города» 1981 г.; «На
холостом ходу» 1989 г.; «Семейный бизнес» 1989 г. с Шоном Коннери.
В фильмах Люмета снимались такие звезды мирового экрана, как: Генри Фонда, Кэтрин Хепберн,
Марлон Брандо, Аль Пачино, Пол Ньюмен, Ингрид Бергман, Шон Коннери, Ванесса Редгрейв, Фэй Данауэй, Дастин Хофман
и др.
Фильмы Сиднея Люмета около 50 раз выдвигались на премию «Оскар» по разным категориям. Он четырежды
представлялся к этой награде как лучший режиссер («12 разгневанных мужчин» (1957); «Скверный день» (1975); «Телесеть» (1976);
«Вердикт» (1982) и один раз как автор лучшей экранизации - «Принц города» (1981). В 1984 г. получил приз фестиваля в
Карловых Варах за достижения в творчестве. Был четырежды женат.
История, рассказанная в фильме «Холм» основывалась на
реальных событиях. Продюсер Кеннет
Хайман купил права на этот сценарий несколько лет назад, но никак не мог найти студию, которая бы согласилась
финансировать постановку фильма. Кровь, пот и жестокость, которыми была насыщена пьеса, делали ее неприемлемой для
кино. Сюжет пьесы сильно отличался от сюжетов английских фильмов о войне, в которых обычно славились
возвращающиеся с поля битвы герои, и в которых все было хорошо и оптимистично.
Заключенные, персонажи пьесы, тоже были героями, но героями, обреченными сидеть в тюрьме и
подчиняться идиотским порядкам, установленным несколькими сумасшедшими офицерами. Моральный дух арестантов
должен был быть сломлен до того, как они снова смогут продолжить свою службу. Центром этой духовной и физической
пытки стал огромный песчаный холм, по которому заключенных заставляли маршировать вверх и вниз, причем в полном
обмундировании, на палящем солнце, таща на себе тяжелые мешки с песком.
Сценарий попал в руки Коннери в очень подходящий момент, именно тогда, когда он так устал играть Бонда.
Согласие Коннери сниматься в фильме придало продюсеру уверенности, но перед ним стояла
финансовая проблема - оплата работы Шона. Коннери должны были заплатить 400 тыс. долларов, что примерно
соответствовало общей сумме вознаграждений всех занятых в фильме замечательных английских актеров, включая Майкла Редгрейва, Гарри Эндрюса, Йена Бэннена, Йена Хенди, Джека Уотсона и Альфреда Линча, который три года назад был звездой последнего перед Бондом фильма Коннери «Мошенники».
За тот фильм Шон не получил ничего сверх его недельного жалования в соответствии с контрактом со студией «20-й век Фокс». То, что теперь Коннери должны были платить такие деньги, соответствующие суммам, получаемым ведущими актерами мира, говорило о возросшем международном статусе Коннери.
Вначале Коннери хотел сыграть роль жестокого и душевнобольного офицера, которого в фильме в конечном итоге сыграл Гарри
Эндрюс, только что снявшийся с женой Коннери Дианой Силенто в «Агонии и экстазе». Шон же снялся в роли Джоя Робертса, одного из инициаторов восстания.
В этой роли было все, что он искал, все, что должно было ему помочь уйти от стандартов восприятия его продюсерами как актера, способного только лишь на роли типа Бонда. Все здесь было совершенно иным - это был образ реального, земного человека, живущего в суровом и жестоком мире, так отличающимся от блестящей атмосферы вокруг Джеймса Бонда.
Первый раз Шон снимался без парика.
Ставить фильм Хайман предложил Сидни Люмету, известнейшему американскому режиссеру, получившему «Оскара» в 1957 году за фильм «Двенадцать разгневанных мужчин» с генри Фонда и Ли Дж. Кобб.
Фильм «Холм» был выдержан в натуралистическом ключе. Подтекст повествования: никому из героев
не выйти из заключения и не уйти от самих себя. Фильм снимался в испанской пустыне. Условия были очень тяжелые.
Половина съемочной группы страдала от дизентерии. Сидней Люмет рассказывал о съемках фильма: «Натуру мы снимали в
пустыне, солнце светило нещадно, жара была такая, что к концу дня все были полностью обезвожены. Через несколько
дней я поинтересовался у Шона Коннери, как у него обстоит с мочеиспусканием. «Только по утрам» - сказал он».
Все действие фильма разворачивается в стенах тюрьмы. «Это был напряженный мужской мир, -
рассказывает Люмет. - Кинокамера ни разу не покидала тюрьмы, не считая двух коротких сцен. Это был мой самый жесткий
фильм. К завершению его я был измотан окончательно». Правда Люмету пришлось столкнуться не только с трудностями
съемок в пустыне, но и с человеческой глупостью. Люмет рассказывал: «Прошло время, картина была снята, и я зашел
в контору прокатчика посмотреть рекламные плакаты. На одном было огромное изображение Шона Коннери с открытым ртом,
словно гневно кричащего что-то. Прямо над его головой размещалось изображение танцовщицы, как будто сошедшей со страниц
комикса. Может, он рассердился на танцовщицу? Но это еще не все. Поперек плаката крупными буквами написали:
«Съешь ее, мистер!» Я глазам своим не поверил. Мало того, что в фильме даже близко нет ничего подобного, в самом
плакате не было никакого смысла. Чистое безумие.
Вечером за ужином я расплакался. Жена спросила, в чем дело. Я сказал, что устал бороться. Я
сражался за сценарий, за исполнителей, выстоял в борьбе с пустыней, превозмогал усталость и британские законы относительно
статистов. А теперь мне предстоит борьба и с идиотской рекламой. Но производство фильмов это и есть борьба».
Фильм получил блестящие оценки. Игра Шона Коннери была исполнена глубочайшего драматизма и
достигала в некоторых сценах трагических высот. Замечания Шона в прессе были полны удовлетворения, так как
наконец-то он был высоко оценен критиками за действительно настоящую серьезную работу: «Лысый, агонизирующий и
гордый... поражающий в самое сердце... психологически верно сыгранная роль...» - писали в газетах.
Несмотря на некоторую противоречивость идейного содержания фильма, вызвавшего критические отклики за принижение доброго имени британской армии, фильм «Холм» был выбран для представления английской кинематографии на Каннском кинофестивале
1965 года, где он получил приз за лучший сценарий. Несомненно, в фильме были лучшие актерские работы британского кино
последнего времени. Но в фильме было то, что должно было обязательно раздражать американскую публику. Качество звука,
из-за стремления Люмета к реалистичности изображаемого, было низким, и это стало очень существенным недостатком для
восприятия фильма американскими зрителями, и так испытывающими трудности в понимании английского акцента,
шотландского диалекта и солдатского сленга.
Американская версия фильма была дополнена субтитрами, так как продюсер Кеннет Хайман не
позволил студии «MGM» продублировать весь фильм с помощью американских актеров. И даже после этого фильм не стал кассовым в
Америке. «MGM» считала причиной этого отказ режиссера от дубляжа. Студия занесла «Холм» в список своих финансовых неудач.
А дома, в Великобритании, фильм был выдвинут на приз Британской Академии по шести номинациям, но получил
только одну награду - за операторское мастерство Освальда Морриса.
Проснувшийся
знаменитым после премьеры первого бондовского фильма Шон Коннери, с каждой новой серией о приключениях тайного агента пытался уйти
от оков амплуа супергероя. Пьеса «Точка разрыва» оказалась именно тем материалом, который так искал Коннери - сильные образы этого жестокого
и сурового произведения завладели актером.
Посреди безлюдной пустыни расположена тюрьма для военных преступников. Здесь царит страх и беззаконие, а безраздельную власть имеет лишь
жестокий комендант, изматывающий заключенных бессмысленной работой. Жестокий, душевнобольной человек, он считает своим долгом сломить
моральных дух арестантов до того, как они снова смогут продолжить свою службу. Попавший в тюрьму полковник Джо Робертс решает поставить
зазнавшегося самодура на место.
«Холмом» Коннери раз и навсегда доказал всему миру, что он не смазливый красавчик со страниц «Плэйбоя», а большой драматический актер.
Фильм получил очень хорошую критику, но не был принят зрителями, желавшими видеть в Коннери лишь Джеймса Бонда.
Киноману на заметку: «Холм» - первый фильм, в котором рано начавший лысеть актер, снялся без парика, но с усами. Столь кардинальное
изменение во внешности было необходимо, чтобы уйти он надоедливого образа Бонда. Первоначально Коннери собирался играть коменданта Берта Уилсона.
Время создания страницы: 25 апреля 2001 года.
Последнее редактирование: 12 января 2007 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери» / 1998 год.
Сидни Люмет «Как делается кино» / «Искусство кино» № 10 - 11, 1998 год.
О фильме на IMDb