Режиссер: Сидней Люмет
Продюсер: Роберт Вайтман
Сценарий: Френк Пирсон по одноименному роману Лоренса Сандерса
Оператор: Артур Дж.Орнитц
Композитор: Куинси Джонс
Художник: Филип Розенберг
В ролях: Шон Коннери (Джон Андерсон 'Дюк'), Дайан Кэннон, Мартин Белзэм, Алан Кинг, Ралф Микер, Уол Эвери, впервые на экране
Кристофер Уокен (Малыш).
Время: 98 минуты
Премьера в США: 17 июня 1971 года.
Премьера в Дании: 13 сентября 1971 года.
Премьера в Финляндии: 17 сентября 1971 года.
Премьера в Норвегии: 27 сентября 1971 года.
Премьера в Швеции: 21 октября 1971 года.
Премьера в Венгрии: 29 ноября 1973 года.
Премьера в Польше: май 1974 года.
Сюжет фильма был основан на истории многомиллионной кражи.
Грабитель Джон Андрерсон по прозвищу 'Дюк' после десятилетней отсидки берется за старое. Подобрав команду, он собирается догола раздеть
один респектабельный дом, не подозревая, что его четкий, продуманный план пойдет насмарку...
Все его движения и
переговоры записываются на пленку. Однако весь этот супер контроль, вся эта слежка и нелегальные прослушивания телефонов,
организованные различными правительственными и неправительственными организациями направлены вовсе не на него, и Андерсон,
никем не замеченный совершает ограбление. Таким образом, совершенно случайно мощные устройства слежки способствуют
поимке героя Коннери.
Сидней Люмет (Sidney Lumet) - американский режиссер, актер, сценарист.
Родился 25 июня 1924 года в Филадельфии (Пенсильвания). Окончил Колумбийский университет, учился в Актерской студии. Это один из наиболее
плодотворно работающих американских режиссеров второй половины 20-го века. Уже в детстве выступал на сцене. В 1942-46 гг.
служил в Вооруженных силах США. Преподавал актерское мастерство. С 1950 года ассистент режиссера, а затем ведущий режиссер
в «Си-Би-Эс». С 1951 года снимает для телевидения.
В 1957 году обращается к кинорежиссуре. Первый фильм «12 разгневанных мужчин» мгновенно
прославил Люмета, мастерски воссоздавшего на экране напряженную атмосферу совещания присяжных заседателей, от
вердикта которых завит человеческая жизнь. Действие фильма воспринимается как крайне динамичное, не смотря на то, что
разворачивается в замкнутом пространстве одной комнаты.
Подобный внутренний психологический накал характеризует все лучшие ленты Люмета, герои которого,
как правило, с трудом вписываются в общество, пребывают в конфликте с окружающей их средой, выделяясь
эксцентричностью, упрямством, постоянным отстаиванием достоинства не только личного, но и тех людей, за которых они
борются.
В 60-е годы Люмет снимает такие фильмы как: «Из породы беглецов» 1960 г. (по Теннеси Уильямсу);
«Долгое путешествие в ночь» 1962 г. (по Юджину О'Нилу); «Вид с моста» 1961 г. (по Артуру Миллеру); «Холм» 1965 г. с Шоном
Коннери.
В 70-е годы Сидней Люмет - один из ведущих американских кинорежиссеров. Лучшие работы этого
периода: «Серпико» 1973 г.; криминальная драма «Пленки Андерсона» 1972 г. с Шоном Коннери; «Должностное
преступление» 1972 г. с Шоном Коннери; «Телесеть» 1976 г.; «Убийство в Восточном экспрессе» 1974 г. (по Агате Кристи).
«Пленки Андерсона»
В 80-е годы продолжает активно работать в жанрах детективного триллера («Смертельная ловушка»
1982 г.; «На следующее утро» 1986 г.), политико-публицистической драмы («Даниэль» 1983 г.; «Власть» 1986 г.), судебного
фильма («Вердикт» 1982 г.).
Другие его фильмы: «Собачий полдень» 1975 г.; «Волшебник» 1978 г.; «Принц города» 1981 г.; «На
холостом ходу» 1989 г.; «Семейный бизнес» 1989 г. с Шоном Коннери.
В фильмах Люмета снимались такие звезды мирового экрана, как: Генри Фонда, Кэтрин Хепберн,
Марлон Брандо, Аль Пачино, Пол Ньюмен, Ингрид Бергман, Шон Коннери, Ванесса Редгрейв, Фэй Данауэй, Дастин Хофман
и др.
Фильмы Сиднея Люмета около 50 раз выдвигались на премию «Оскар» по разным категориям. Он четырежды
представлялся к этой награде как лучший режиссер («12 разгневанных мужчин» (1957); «Скверный день» (1975); «Телесеть» (1976);
«Вердикт» (1982) и один раз как автор лучшей экранизации - «Принц города» (1981). В 1984 г. получил приз фестиваля в
Карловых Варах за достижения в творчестве. В феврале 2005 года Сиднею Люмету был вручен почетный «Оскар» за вклад в киноискусство. Был четырежды женат.
После провала его предыдущих фильмов репутация Коннери, как актера, участие которого в фильме приносит
большие деньги, сильно упала. Предполагалось, что роль, предложенная Коннери в «Пленках Андерсона», вернет его на
первое место в списке самых популярных звезд. Фильм снимался по роману американца Лоренса Сондерса, ставшему национальным
бестселлером и даже завоевавшему престижную премию Эдгара По в 1971 году в номинации «Дебютный роман».
Во многом сюжет этого фильма напоминал приключения Джеймса Бонда, хотя здесь
герой Коннери оказывался по другую сторону закона. Было еще одно существенное отличие - сценарий был слабоват, многие
таинственные события не находили своего объяснения. Идеей фильма должно было стать, как могли бы сказать критики, обвинение
современного буржуазного общества, становящегося похожим на общество, описанное в знаменитом романе Оруэлла и
осуществляющее суперконтроль над своими гражданами.
«Пленки Андерсона»
Все самые новейшие достижения в практике слежки и самые последние приборы - различные видеокамеры и
мощные магнитофоны - были показаны в фильме. Это был первые триллер, снятый в таком псевдодокументальном стиле. Однако
последние сцены фильма, в которых слишком сложные и серьезные проблемы решались легко и порой просто примитивно, превратили
фильм в фарс. Люмет слишком переборщил с юмором, и передел последних сцен, сделанный под нажимом дистрибьюторов, не смог
устранить недостатки фильма. Первоначально в конце фильма Коннери убегал из здания на микроавтобусе и ехал по направлению к
Туннелю Королевы, собираясь исчезнуть из Нью-Йорка. Его преследовала полицейская машина. Администрации «Коламбиа Пикчерс» такой финал не понравился. Они предложили сделать изменения, в результате которых должны были быть арестованы или убиты
главные злодеи фильма. Такое решение финала было необходимо для продажи фильма телевидению, для которого очень важным был
моральный аспект картины - зло всегда должно быть наказано. В другом случае фильму угрожало сокращение бюджета и укорочение
съемочного периода до 6 недель.
Во время съемок картины возникли неожиданные препятствия в лице настоящих гангстеров. Им, пристально
следившим за съемками, казалось, что их «коллеги» изображены в фильме неправдоподобно. Сидней Люмет рассказывал: «Мы снимали
похороны мафиози для «Пленок Андерсона» в Нью-Йорке в Маленькой Италии. Я буквально кожей чувствовал недоброе.
Эти громилы вдруг обиделись на то, как они выглядят на экране. (Думаю нет необходимости пояснять, что это было обыкновенное
вымогательство). Алан Кинг играл в фильме гангстера. Он очутился в центре группы из шести весьма нервных парней. Голоса
становились все громче. Наконец я услышал, что говорит один из них:
- Чой-то нас всех хамлом выпендривают! Шо, у нас художников не было?
Алан: - Это кто же?
Громила: - Микелянджело!
Алан: - Про него уже сняли.
Громила: - Да? Енто с кем же?
Алан: - С Чаклесом Хестоном. Полная фигня.
(Имеется в виду фильм «Агония и экстаз» Кэрола Рида 1965 года. Хестона зовут Чарлтон. Алан Кинг называет его Чаклесом
(chackles - болван, безголовый).
Положение было непростое. Помощник режиссера слышал, как кто-то из местной братии намекал насчет «заграбастывания
чертового негатива». Мафиозники в Нью-Йорке весьма изобретательны. Поэтому после каждого дубля мы передавали пленку
насмерть перепуганному администратору, который незаметно испаряясь со съемочной площадки, отвозил ее в лабораторию на
метро».
«Пленки Андерсона»
В конце концов фильм был показан публике. Он производил странное впечатление - все его герои куда-то спешили, куда-то
бежали, как бы стараясь поскорее выполнить свою задачу и добраться домой. Коннери почти половину фильма играл в маске.
Несколько постельных сцен с грубым сексом были бесцеремонно позаимствованы из приключений агента 007.
Шон очень надеялся, что «Пленки Андерсона» снова поднимут его статус после неудач последних лет,
но вряд ли можно было сказать, что его надежды оправдались.
В «Пленках Андерсона» у Коннери возникли трудности с ведением типичного американского диалога, в
котором он должен был произносить сленговые слова типа «dough» (бабки, деньги) и использовать различные американизмы, при
этом стараясь следить за собой и говорить правильно. В результате в какой-то момент он начал произносить слова так, как
будто во рту у него была каша. Оценки игры Коннери в прессе основывались на том, смог, или нет фильм стать убедительным и
ясным для критика. Для многих фильм остался непонятным. В то время как в США «Пленки Андерсона» получили хорошие
отзывы и фильм быстро занял 14 место в списке самых популярных фильмов года, британскую публику он не очень заинтересовал.
Возможно это объясняется тем, что сюжет фильма был основан на чисто американской действительности.
В экранизации традиционного криминального романа Лоуренса Сэндерса режиссер Сидней Люмет применяет свой любимый способ рассказа - суховатое,
лишенное ярких красок, тем не менее, по-своему выразительное повествование. А изменив на этот раз излюбленному, «телевизионному» хронометражу,
Люмет наконец-то избавился и от излишней затянутости некоторых работ. Занимающая в фильме больше четверти действия финальная сцена ограбления
снята предельно жестко, динамично, не без внутренней иронии, и лишена обычной для таких сцен мелодраматизации действия. Композиционно она
выстроена как своеобразное «полудокументальное» расследование - время от времени вкрапляются эпизоды с допросом пострадавших от налета
андерсоновских хлопцев.
Но, возможно, для другого постановщика фильм и остался бы простой криминальной историей, однако острого социального
аналитика Люмета сюжет привлекает отнюдь не своей «преступной» составляющей, а мотивом «пленок Андерсона». С самого начала каждый шаг,
каждая встреча и каждый поступок главного героя берутся на вооружение секретным правительственным ведомством. Для чего именно, в фильме
высказано столь неявно, что становится ясно - режиссера интересует отнюдь не подоплека конкретных событий, не частная ситуация тривиального
грабителя, а закономерная общность ситуации - любой гражданин способен почувствовать себя обнаженным под пристальным взглядом облеченных
властью наблюдателей; мотив вполне для параноидальной навязчивости будущего Оливера Стоуна. Причем, тотальную слежку со стороны властей
Люмет рифмует с пленкой, которую также записывает ревнивый любовник Ингрид, подруги Андерсона, и, таким образом, вечный надзор осуществляется
здесь на общем и частном уровнях.
Интересно, что Андерсона сдает мальчишка-паралитик - ему достаточно лишь запустить информацию о налете в радиоэфир. Информация заносится в
компьютер, который тут же устанавливает местоположение преступления. Вот и получается, что в затерявшемся в мегополисе доме уверенные в себе
люди методично и профессионально подчищают квартиры, даже не зная, что едва ли не весь мир в данный момент их прослушивает и просматривает.
Пленки, радио, компьютеры и прочие методы слежения - в этом мире секретов не осталось и уже быть не может. Даже как-то странно спустя тридцать лет
увидеть такой на редкость актуальный фильм.
Фильм снят по одноименному дебютному роману Л. Сандерса, получившему престижный приз им. Эдгара По.
Справка: Американец Лоренс Сандерс (годы жизни: 15 матра 1920 - 7 февраля 1998) во время второй мировой войны служил в морской пехоте, затем долго работал в разных газетах в США, а будучи уже отнюдь не молодым человеком, опубликовал в 1970 году свой первый криминальный роман «Пленки Андерсона». Успех романа превзошел самые смелые ожидания автора.
Сандерс получил отличную прессу и огромные тиражи. Роман был удостоен престижнейшей премии Эдгара Аллана По, был переведен на многие языки, включая русский, а также экранизирован, причем в главной роли снялся блистательный Шон Коннери.
Роман «Пленки Андерсона» необычен по форме. Это история одного преступления, воссозданная из фрагментов магнитофонных записей, сделанных самыми разными ведомствами и службами, занимавшимися электронным прослушиванием. Ирония обстоятельств, однако, заключается именно в том, что каждая из этих служб преследует лишь свой собственный интерес и за «деревьями»
узко конкретной цели не в состоянии различить «криминального леса». Обширнейшая, подробнейшая информация, добываемая путем электронного шпионажа, оказывается не искомым «целым», но лишь его частичкой. Целое же можно добыть только объединенными усилиями тех, кто и не думает объединяться. И в этом смысле роман Сандерса обретает едва ли не философское звучание, заставляя читателей
задуматься над тем, сколь многозначна и двусмысленна «абсолютно объективная» информация о мире, нас окружающем.
Кроме того, роман порадовал точными диагнозами, умелым изображением и мира организованной преступности, и того, как работает американская полиция. Капитан Эдвард Делани, мелькнувший в заключительных эпизодах «Пленок Андерсона», становится главным действующим лицом последующих криминальных романов Сандерса - «Первый смертный грех» (1973) и «Второй смертный грех»
(1977). В этих романах, также ставших бестселлерами, Сандерс умело сочетает несколько линий - полицейский роман, роман о преступлении и классический детектив-загадку. Читатель находит на страницах его романов и скрупулезное описание всей процедуры полицейского расследования, и очерк нравов, и напряженную интригу, содержащую немало неожиданных поворотов.