1999 год / США, Великобритания, Германия.
«20th Century Fox», «Fountainbridge Films», «Regency Enterprises», «Taurus Film»
Режиссер: Джон Эмиел
Продюсеры: Шон Коннери, Майкл Херцберг и Ронда Теллефсон
Исполнительные продюсеры: Рональд Басс, Арнон Милхан, Ян Смит
Сценарий: Рональд Басс, Майкл Херцберг и Уильям Бройлес мл.
Оператор: Фил Метью
Художник: Норман Гарвуд
Художник по костюмам: Пенни Рос
Композитор: Кристофер Янг
В ролях: Шон Коннери (Роберт Макдугал, Мак), Кэтрин Зета-Джонс (Вирджиния Бейкер, Джин), Винг Рэймс,
Уилл Пэттон, Мори Чэйкин, Кевин МакНелли и др.
Время: 112 минут
Производственный бюджет: $66 млн.
Сборы в США: $87,704,396. (Первый уикэнд - $20,145,595 США (2 мая 1999 года) на 2,815 экранах).
Сборы в других странах: 125,4 млн. долларов, в Великобритании - 5,669,676 фунтов стерлингов. (Первый уикэнд в Великобритании - 1,374,600 фунтов стерлингов (4 июля 1999 года) на 427 экранах).
Сумарные сборы: 213,1 млн. долларов.
Премьера в Малайзии: 29 апреля 1999 года.
Премьера в США: 30 апреля 1999 года.
Премьера в Швейцарии: 19 мая 1999 года.
Премьера в Нидерландах: 20 мая 1999 года.
Премьера в Португалии и Испании: 21 мая 1999 года.
Премьера в Аргентине и Германии: 27 мая 1999 года.
Премьера в Австрии, Норвегии, Швеции и Швейцарии: 28 мая 1999 года.
Премьера во Франции: 1 июня 1999 года.
Премьера в Бразилии и Гонконге: 3 июня 1999 года.
Премьера в Дании, Мексике и Исландии: 4 июня 1999 года.
Премьера в Польше и России: 18 июня 1999 года.
Премьера в Эстонии и Финляндии: 2 июля 1999 года.
Премьера в Великобритании: 2 июля 1999 года.
Премьера в Австралии: 8 июля 1999 года.
Премьера в Японии: 14 августа 1999 года.
Премьера в Италии: 3 сентября 1999 года.
Премьера в Кувейте: 22 января 2000 года.
Шон Коннери и Кэтрин Зета-Джонс в фильме «Западня»
Роберт «Мак» Мак-Дугал (Шон Коннери) пользуется
в определенных кругах
репутацией величайшего вора, специализирующегося на произведениях искусства. Поэтому,
когда в Нью-Йорке становится известно о краже бесценной картины Рембрандта, подозрение сразу
падает на Мака. Страховой дознаватель Вирджиния «Джин» Бейкер (Кэтрин Зета-Джонс) убеждает
своего босса, что именно она может заманить опытного вора в западню. На кон поставлены 24
миллиона долларов.
Волевая и находчивая Джин разрабатывает план поимки Мака, но противник оказывается
проворнее и сильнее, чем она ожидала. Их противоречивые отношения - между настороженностью
и симпатией - перерастают в необычное партнерство. Перебираясь с места на место - из Лондона
в Шотландию и затем в столицу Малайзии Куала-Лумпур, партнеры-враги разрабатывают дерзкий
план грандиозной кражи, приуроченной к вступлению человечества в новое тысячелетие.
Шон Коннери и Кэтрин Зета-Джонс в фильме «Западня»
Джон Эмиел (Jon Amiel) родился 20 мая 1948 года в Лондоне (Великобритания), изучал английскую литературу в Кембриджском университете,
был руководителем театральной труппы Oxford and Cambrige Company, которая часто
гастролировала в США, литературным менеджером и режиссером труппы Hamstead Theater
Company, перейдя затем в Royal Shakespeare Company.
В последующие годы Эмиел работал на Би-Би-Си литературным редактором, одновременно
изучая режиссерское мастерство. Он снял для телевидения документальный фильм
«Молчаливые близнецы», рассказывающий об удивительном мире девочек-близнецов,
придумавших свой собственный язык, чтобы отгородиться от окружающих. Фильм был
показан на международных фестивалях и до сих пор демонстрируется на телевидении.
Большим успехом стала также другая работа Эмиела - новаторский телесериал «Поющий детектив»
(The Singing Detective).
В 1989 г. первый кинофильм Эмиела «Дама червей» (Queen of Hearts) открывал Каннский
кинофестиваль. Он был признан также лучшим кинодебютом на Монреальском кинофестивале
и получил высшую премию на кинофестивале в Бермингеме. В США Эмиел дебютировал фильмом
«Настройся завтра» (Tune In Tomorrow), в котором сыграли Барбара Херши и Кину Ривз.
Фильм получил награду Prix Publique на фестивале в Дувилле.
Последние режиссерские работы Эмиела - комедия «Человек,
который слишком мало знал», триллер «Имитатор» (Copycat) и драма «Соммерсби».
Путь «Западни» на большой экран начался с семи строк наброска
сценария, с которыми Рон Басс (обладатель «Оскара», сценарист таких фильмов, как «Человек дождя», «Свадьба лучшего друга») познакомил Шона Коннери и Ронду Толлефсон, партнеров по
компании «Фаунтинбридж Фильмз». Коннери и Толлефсон сразу распознали потенциал, заложенный
в этом коротком описании неожиданного союза двух противоположностей - вора с мировым именем
и честолюбивой красавицы из страховой компании.
В процессе работы над сюжетом отношения между Маком и Джин получили большее развитие.
Толлефсон отмечает: «Мы хотели получить сюжет, построенный вокруг героев - чтобы зрители
следили, прежде всего, за их отношениями, а уже потом за приключениями».
По словам Шона Коннери, «Западня» это «отлично закрученная история с юмором и увлекательной
любовной линией, придающей фильму особую остроту. Как в Пекинской Опере - каждый герой оказывается
не тем, кем казался в начале».
Коннери мог объективно оценить возможности сценария не только как актер. Он был наряду с
Рондой Теллефсон
продюсером фильма и вместе с ней был вовлечен в непосредственную работу
над сценарием, а также занимался подбором актеров и подготовкой к съемкам.
Как только начались съемки, они разделили и уточнили свои обязанности. «Ронда занималась
повседневными делами, материальной стороной производства, - поясняет Коннори. - А я видел
свою задачу в том, чтобы поддерживать темп съемок и служить связующим звеном между режиссером,
съемочной группой и актерами - так, чтобы совместная работа приносила наибольшее
удовольствие».
Возвращаясь к теме фильма и своему герою, Коннери подчеркивает перемены, происходящие с
Маком. Вначале мотивы его поведения просты. «Он - одиночка, - комментирует Коннери, -
который ценит искусство и красоту. Он полностью подготовлен к любым неожиданностям.
Только к встрече с такой женщиной он не готов. На протяжении фильма она несколько раз
обезоруживает Мака его собственным оружием».
Коннери считает, что Кэтрин Зета-Джонс наилучшим образом справилась с ролью партнерши
Мака в преступлениях и любви. «Для Кэтрин нет невыполнимых заданий. Она очень профессиональна
и выкладывается для своей роли и фильма без остатка».
Когда Коннери и Толлефсон пригласили Зету-Джонс в Рим для переговоров, она как раз
закончила сниматься в фильме «Маска Зорро». Толлефсон была знакома с работами Зеты-Джонс
на британском телевидении, но не успела посмотреть «Маску Зорро».
Шон лично выбрал себе в
партнерши Кэтрин Зету-Джонс, хотя не все студийные чиновники были рады его выбору. Тем не менее, Коннери настоял
и даже специально выписал Зету-Джонс в Рим на встречу и кинопробу. «Меня привезли на чартерном самолете в Италию,
- вспоминает она. - Все говорили, что нужно провести собеседование, сделать фотопробы, но я случайно услышала,
как один из сопровождающих обронил словечко «смотрины». Впрочем, я и так догадывалась, что Шон хочет посмотреть
на меня в реальной жизни. Приехав в отель, я долго причесывалась и накладывала косметику и жутко волновалась.
Когда я встретилась с Шоном, он сказал, что несколько дней назад посмотрел «Маску Зорро» и с тех пор хочет со
мной работать. Он был совершенно честен - сказал, что до меня встречался со многими актрисами и что продюсеры
не очень во мне заинтересованы. Поэтому нам пришлось делать кинопробу - надо было показать им, что мы отлично
смотримся вместе в кадре». По словам Зеты-Джонс, она сразу же поняла, что они с Коннери найдут общий язык.
«Знаете, между нами сразу же пробежала искорка. До встречи с ним я ужасно волновалась. Мне очень хотелось
сниматься, я мечтала работать с Коннери, но не была уверена, что это хорошая идея. Я слышала много сплетен
о его характере. Но как только нас представили друг другу, я сразу же сказала себе: «О да, все будет прекрасно»».
Обаятельный Коннери оправдал ее лучшие ожидания.
«Он был настолько очарователен, что я покинула Рим с мыслью о том, что, даже не получив
роли, я не потратила бы время даром - ведь я провела целый день с Шоном...»
На роль Джин претендовало несколько других актрис, но Коннери и Толлефсон хотелось,
чтобы зрители переживали перипетии фильма вместе с не очень знакомой им актрисой. Зета-Джонс
отвечала этому требованию. Толлефсон отмечает и другие достоинства актрисы: «В распоряжении
Кэтрин была всего лишь короткая записка, но она прибыла в Рим, полностью подготовленная к
пробе. Она продемонстрировала прекрасное понимание своей роли, и мы сразу же поняли, что
они с Шоном станут на экране отличным дуэтом».
Зете-Джонс пришлись по душе сила и бесстрашие Джин и ее своеобразные отношения с Маком.
«Меня привлекли ее восхитительная тяга к приключениям и глубокое и противоречивое чувство,
постепенно связывающее Джин и Мака. Джин наслаждается пикировками с Маком. Я знала, что мы
с Шоном подходим на наши роли, а Джон Эмиел поможет нам глубже разработать характеры
героев».
На вопрос, каково иметь 67-летнего
актера в качестве партнера по романтическим сценам, Зета-Джонс пожимает плечами. «В истории кино было много
замечательных пар, в которых мужчина был старше женщины, - говорит она. - Хамфри Богарт снимался с Одри Хепберн,
с Лорен Бэколл. Кэри Грант играл с Грейс Келли. Важен не возраст, а характер. Мне кажется, у нас получился
замечательный дуэт. Его герой - настоящий сукин сын, и моя героиня - как раз под стать ему. Она - международная
воровка, привыкшая к одиночеству, недоверию и независимости. Очень крутая леди, очень любит деньги и совершенно
не любит мужчин. Ей выгодно заполучить в партнеры немолодого мужчину, потому что он много знает, а она хочет
узнать все о своем ремесле и стать воровкой номер один в мире. В начале фильма она использует все средства
обольщения, чтобы завлечь его в свои сети, но он сразу же сбивает ее с толку словами: «Дорогая, это пустая
трата времени». А под конец она уже дразнит его: «Слушай, я на 40 лет моложе тебя, а уже знаю все, что знаешь
ты. Тебе не обидно?»»
Режиссер Джон Эмиел присоединился к съемочной группе всего за пару месяцев до основных
съемок, но это не помешало ему добавить ряд существенных нюансов в сценарий и роли.
Рассказывает Толлефсон: «Джон работал вместе с нами над сценарием, чтобы сконцентрировать
действие вокруг отношений героев. Кроме того, он прекрасно понимает актеров. Он знает,
чего хочет, и работает с ними до тех пор, пока не получает желаемый результат. Чтобы фильм
получился, актеры должны были по-настоящему полюбить Мака и Джин, и Джон знал, как этого
добиться».
Эмиел считает сценарий фильма необычным для современного кинематографа: «Это
увлекательный приключенческий фильм, но в нем действуют реальные персонажи. Зритель
может им верить и переживает за них. Герои попадают в тяжелейшие, но, тем не менее,
правдоподобные ситуации. У меня была возможность сделать фильм, о котором я давно мечтал
- приключенческий фильм, умный (в первую очередь) и волнующий».
Работа с Шоном Коннери и Кэтрин Зетой-Джонс вдохновляла Эмиэла. «С Шоном было приятно
работать, - рассказывает Эмиел. - Он всегда точно знает, что от него требуется. Он
опытный актер, но его энтузиазм не угас. Наблюдать его перед камерой - настоящее
откровение. Он излучает такую энергию, что становится понятно, почему он не просто актер
или кинозвезда, а настоящая икона».
Также доволен остался Эмиел и работой с Зетой-Джонс. «Театральный и балетный опыт
научили Кэтрин дисциплине и скромности. В ней соединяются внешняя привлекательность с
отличным актерским мастерством и прекрасным чувством юмора. К тому же Кэтрин поет, как
жаворонок, и танцует, как фея. Такой переизбыток талантов в ком-нибудь другом мог бы
раздражать, но Кэтрин столь естественна, что ей можно все простить».
Режиссер в тесном взаимодействии с актерами работал над деталями сценария. Сначала
предполагалось, что грандиозная кража будет приурочена к переходу Гонконга под юрисдикцию
Китая. Затем Эмиел предложил перенести ее к началу нового тысячелетия. «Мы решили, -
объясняет режиссер, - что кража должна совершиться в переходный момент, которому сопутствуют
растерянность и смятение - что отражает душевное состояние самих героев».
Тем не менее, Эмиел подчеркивает, что начало нового тысячелетия - всего лишь сюжетный ход,
а не тема фильма: «Западня»- это фильм о двух людях и их влиянии друг на друга. Мы все
надеемся, что романтизм, юмор и приключения привлекут зрителя».
«Западня» снималась на знаменитой студии «Пайнвуд» в Англии, а также в Лондоне,
Шотландии и Малайзии.
На шотландском острове Малл проводились съемки тайного укрытия Мака. Его роль сыграл
замок Дуарт, наследственное владение клана Мак-Линов. Когда-то эта крепость вместе с
шестью другими была построена предводителями клана на западном побережье Шотландии. В
случае появления на море викингов или англичан на крепостях зажигались сигнальные костры,
предупреждая шотландцев об опасности.
Нынешний хозяин замка, сэр Лэклен Мак-Лин, 28-й предводитель клана, был рад приезду
гостей. Особенно сердечный прием достался Шону Коннери, мать которого была урожденной
Мак-Лин.
В Малайзии снимались заключительные сцены фильма. Основные съемки проводились в
старинном порту Мелака и в так называемых «Башнях-близнецах» в Куала-Лумпуре. Эти 88-и
этажные башни - самые высокие небоскребы в мире и видны за много миль. Они сделаны из
стали и стекла, и соединены между собой на 41-м этаже мостом.
По словам Эмиела, в «Западне» Малайзия впервые показала свою современную сторону.
«Башни послужили впечатляющим фоном для кульминационной сцены нашего фильма, - рассказывает
режиссер, - когда Мак и Джин спасаются от преследователей, раскачиваясь под небесным мостом
на высоте 750 футов над Куала-Лумпуром. После этой сцены, я думаю, башни станут новой
кинематографической достопримечательностью». // далее