2000 год, США
/ Columbia Pictures, Fountanbridge Films
Слоган: «In an ordinary place, he found the one person to make his life extraordinary».
Режиссер: Гас Ван Сэнт
Продюсеры: Лоуренс Марк, Шон Коннери и Ронда Теллефсон
Исполнительные продюсеры: Джонатан Кинг и Дени Вулф
Сценарий: Майк Рич
Оператор: Харрис Савидес
Музыка: Билл Фриселл
Художники: Роберт Гуэрра и Даррел К. Кистер
Костюмы: Энн Рот
В ролях: Шон Коннери (Уильям Форрестер), Ф. Мюррей Абрахам, Анна Пакуин, Баста Раймз и Роб Браун в роли
Джамала Уоллеса, Эприл Грейс и др.
Время: 136 минут
Премьера в США: 6 декабря 2000 года.
Выход в прокат в США: 19 декабря 2000 года.
Премьера в Германии: 15 февраля 2001 года (Берлинский международный кинофестиваль), в широком прокате с 1 марта 2001 года.
Премьера в Великобритании: 23 февраля 2001 года.
Премьера в Японии: 10 марта 2001 года.
Премьера в Италии: 23 марта 2001 года.
Премьера в Испании: 6 апреля 2001 года.
Премьера во Франции: 18 апреля 2001 года.
Премьера в России: 3 октября 2001 года (DVD премьера).
Бюджет фильма: $ 43,000,000.
Сборы в США: $ 51,804,714.
Зарубежные кассовые сборы: $ 28,245,050
Мировые кассовые сборы: $ 80,049,764
Первый weekend в США: $ 701,207 (25 декабря 2000 года) (200 копий).
Первый weekend в Великобритании: 381,822 фунтов стерлингов (25 февраля 2001 года / 258 копий).
2001 год - Шон Коннери: номинация на «Golden Satellite Award» за главную мужскую роль в фильме «Найти Форрестера», в категории драма.
2001 год - Берлинский международный кинофестиваль - Гас Ван Сэнт: «Prize of the Guild of German Art House Cinemas» (Приз от немецкой гильдии арт-хаусного кино).
2001 год - Берлинский международный кинофестиваль - номинация на «Золотого медведя» («Golden Berlin Bear») -
Гас Ван Сэнт.
2001 год - номинация на «Black Reel Theatrical Award» - Роб Браун.
2001 год - номинация на лучший кастинг для игрового фильма, драма «Casting Society of America, USA» - Франсини Майзлер, Бернард Телзей.
2001 год - Гас Ван Сэнт - награда Хартлэндского кинофестиваля «Heartland Award of Excellence».
2000 год - Награда Общества кинокритиков Лас-Вегаса «Sierra Award» за лучший кинодебют, мужская роль - Роб Браун.
2001 год - Роб Браун «Young Artist Award» лучшая роль в художественном фильме (молодой актер).
2001 год - номинация на «Young Artist Award» за лучший игровой фильм, драма.
Писатель Уильям Форрестер долгие годы прожил в добровольном затворничестве от мира. Последний
раз о нем слышали сорок лет назад, когда он выпустил в свет превосходный роман, завоевавший
Пулитцеровскую премию. Но с тех пор никому не удалось переступить за порог дома этого
отшельника. Однако 16-летнему парнишке по имени Джамал Уоллес удается проникнуть в жилище живой
легенды и разговорить нелюдимого старца. И эта случайная встреча оказывается судьбоносной.
Благодаря ей, ушедший в себя Форрестер, снова обретает вкус к жизни за пределами своей «башни
из слоновой кости». А Джамал, талантливый баскетболист, которому светит блестящая спортивная
карьера, открывает, что его истинное призвание - литературное творчество...
Гас Ван Сэнт (Van Sant, Gus), режиссер, продюсер, сценарист, родился 24 июля 1952 года в Луисвилле
(штат Кентукки) в состоятельной семье «высшего» класса. Семья Гаса, исколесив несколько городов
и штатов Америки, осела в Портланде, где он живет до сих пор. Уже в 12 лет, вооружившись
любительской камерой, Гас Ван Сэнт начал снимать свои первые фильмы.
Как режиссер и сценарист Гас Ван Сэнт дебютировал в 1986 году фильмом «Mala Noche», ставшим событием независимого американского кино.
Следующие его фильмы, «Аптечный ковбой», «Мой личный штат Айдахо», хотя и вызвали бурный восторг критики, были приняты с одобрением и
публикой. Однако после триумфа ленты «Умереть во имя...» в Канне уже ни у кого не осталось сомнений, что Ван Сэнт прочно утвердился в Голливуде.
Успех же «Умницы Уилла Хантинга» лишь подтвердил его незаурядное режиссерское дарование.
Сорок лет назад он решил, что больше не нужен миру. Сорок лет назад он написал Книгу. Сорок лет назад он получил самую престижную литературную
премию. Именно тогда к нему пришла уверенность, что ничего лучше обессмертившего его романа он не сочинит. Писатель Уильям Форрестер стал
затворником настолько, насколько это вообще возможно, живя в Нью-Йорке. Он заперся в доме подальше от центра и никогда не покидал свое укрытие.
Много лет подряд Уильям вел отшельническое существование, погруженный в мир литературы и размышлений. Единственный, кто попадал в одинокое
обиталище, - человек, приносящий продукты. Форрестер имел лишь одну слабость: время от времени он наблюдал в бинокль за чернокожими подростками,
играющими на площадке в баскетбол.
Продуманное уединение Уильяма прерывается самым беспардонным образом. Внешний мир врывается в его квартиру в виде 16-летнего паренька,
поспорившего со своими друзьями, что обокрасть квартиру отшельника можно вопреки всем предосторожностям, им предпринятым.
Вырвавшись из рук хозяина дома, юный Джамал Уоллес оставляет в квартире старика свой рюкзак. В нем-то Уильям и находит исписанные листы.
Отточенный ум писателя мгновенно распознает в набросках юноши истинный талант. И тогда он решает покончить с одиночеством и помочь
начинающему литератору.
Джамал, в какой-то мере и сам изгой, только не добровольный, как Форрестер, а вынужденный, с удовольствием начинает общаться с мудрым
наставником. Уильям, единственный, кому Уоллес показывает плоды своего творчества, становится проводником чернокожего парнишки в мире
большой литературы...
Мысль рассказать историю о том, как наставник в годах помогает молодому человеку воплотить мечты в
жизнь, пришла к сценаристу Майку Ричу. Для Рича фильм «Найти Форрестера» - дебют. До этого он работал
новостным режиссером на телевидении и радио. Там он и познакомился с человеком, который составлял
интереснейшие досье на великих американских авторов, таких как Дж. Д. Сэлинджер и Томас Пинчон. От
него Рич и узнал, что почти все они были эксцентричными и неожиданными людьми. Так будущий сценарист
и задумал попробовать показать в своей истории какого-нибудь великого писателя, который делает рывок
из одиночества и изоляции, чтобы представить публике новый захватывающий роман. А помогает ему в этом
кто-то совсем юный и к тому же сам талантливый человек.
Обложка DVD
Майк Рич верил в огромный положительный
заряд своего уже готового сценария «Найти Форрестера» и представил его на престижный конкурс Дона
и Джи Николла, который ежегодно проводится при поддержке Академии киноискусства и наук. Главное
условие этого соревнования - автор не должен никогда до этого продать ни одного своего сценария.
Кроме Рича, в 1998 году на главный приз претендовало 4500 таких же как он дебютантов. В конце концов
Рич стал одним из пяти финалистов, получивших также и денежное вознаграждение в размере $25,000.
Все в Голливуде были заинтригованы, и каждый хотел прочитать сценарий «Найти Форрестера». Президент по
кинопроизводству компании «Laurence Mark Productions» Джонатан Кинг получил копию сценария поздно
вечером в пятницу. Он был так очарован драмой между двумя главными персонажами, что не удержался и
прочел сценарий еще раз. А уже рано утром в субботу показал работу Рича своему непосредственному
шефу Лоренцу Марку, который также, буквально с первых строчек влюбился в сценарий. Марк купил права
на экранизацию для своей компании, которая базируется на студии «Columbia Pictures».
Вскоре сценарий передали Шону Коннери. Да, о таком успехе своего дебюта Майк Рич мог только мечтать.
Компания Коннери в тот момент как раз подыскивала достойный материал для продюсирования, а может и для
роли шефа. Рич вспоминал, что на первый взгляд Коннери вроде как и не имеет ничего общего с его героем,
но если вдуматься, взвесить все «за» и «против», то актер как раз и есть идеал для этой роли.
Шон Коннери очень любит литературу, и мысль сыграть писателя, лауреата Пулитцеровской премии сразу же
захватила его. Кроме того, Коннери сказал, что он так давно не играл в фильмах о дружбе, а именно 25 лет
со времен «Человека, который хотел быть королем», поэтому он тут же согласился и играть, и продюсировать
ленту. А сценарист Майк Рич стал познавать кинопромышленность. Теперь он со смехом вспоминает, как узнал,
что его сценарий-призер был лишь началом большой работы.
Сценарий еще долго переделывался, подгонялся,
обрастал деталями и т.д., и т.п. Вскоре появился и претендент на режиссерское кресло «Найти Форрестера».
Все продюсеры сошлись на имени Гаса Ван Сэнта. В тот момент режиссер путешествовал по Индии, но партнеру
Коннери по продюсерской компании, Ронде Теллефсон удалось найти его. Через несколько часов Ван Сэнт
получил сценарий по факсу (это заняло каких-то 5 часов) и приступил к его чтению. На следующий день
режиссер позвонил в Штаты и сказал: «Я буду снимать этот фильм!» Еще через три дня Гас Ван Сэнт вернулся
в США и подписал контракт. Следующий задачей для создателей фильма стал подбор актера на роль Джамала
- талантливого 16-летнего чернокожего подростка, увлекающегося баскетболом и литературой. Как найти
афро-американского юношу, который выглядел бы интеллигентно и при этом играл в баскетбол, а еще мог бы
стать достойным партнером самому Шону Коннери? Ван Сэнт говорил, что не знает ни одного такого актера,
но знает кого ищет. Он видел таких парнишек в Бронксе, куда ездил подбирать планы для картины.
Были разосланы приглашения на кинопробы. Получил его и Роб Браун. Идти или не идти решил быстро.
Роб задолжал матери за сотовый телефон $300 и рассчитывал подзаработать на киностудии. Ни о чем
большем не помышлял. Но на съемочной площадке выяснилось, что пробы проводятся на одну из двух главных
ролей. Искали напарника легендарному Шону Коннери. Как только новичок появился на съемочной площадке
и его увидел Ван Сэнт, он сразу понял - Джамал найден! Режиссер попросил Роба прийти на следующий
день для читки сценария вместе с Коннери. Все были заинтригованы, как же это пройдет. Каково было их
удивление, когда негритенок нисколько не стушевался перед актером-легендой, а даже выдержал уровень
любимого актера. Даже не верилось, что прежде Роб Браун никогда даже не стоял около камеры или
на сцене. Ван Сэнт сказал о нем: «Он может запомнить страницу
менее, чем за половину минуты». Режиссер был также доволен самообладанием Брауна в течение съемок сцен с лауреатами премии
«Оскар», Коннери и Ф. Мюррэй Абрахамом.
«Форрестер учит Джамала интеллигентности, а Джамал возвращает Форрестера к жизни, - говорит Роб Браун. - Они
нужны друг другу в пути, о котором они раньше никогда и не задумывались. Эта встреча - большое событие для Джамала. До Форрестера никто никогда так критически не читал его
работ. Это везение подобно сну - иметь рядом уважаемого человека, который серьезно воспринимает тебя как писателя».
Сцены в фильме «Найти Форрестера», где сталкиваются учитель и ученик, сложны психологически и
удивительно, как Робу Брауну удается их пройти. На расспросы о том, как реагировала мировая кинозвезда
на своего непрофессионального партнера, Роб Браун лишь небрежно бросает: «Шон - неплохой парень».
Возможно, это буддийское спокойствие и невозмутимость, и позволили Робу Брауну отлично справиться
с первой в своей жизни ролью.
В фильме «Найти Форрестера» в небольшой роли «камео» появился Мэтт Дэймон. Ван Сэнт говорил: «Я сделал это интуитивно».
Дэймон играет адвоката, вручающего завещание Форрестера герою Роба Брауна.
Фильм посмотрело и старшее поколение зрителей, он также заинтересовал и молодежь. Но, все же, ни Шон Коннери в роли писателя, ни драматизм в сочетании с психоанализом и
политкорректностью не принесли Ван Сэнту успеха «Умницы Уилла Хантинга».
«Найти Форрестера» - фильм настолько правильный, что во время просмотра можно поймать себя на
желании сказать что-нибудь неполиткорректное. Но с другой стороны, если такой бунтарь, как Гас Ван Сэнт снимает
политкорректное кино, значит стране под названием Америка, это нужно. Нужно, чтобы герои сеяли ни страх и отчаяние,
а вызывали симпатии. В американском кино умеют просчитывать общественные интересы.
Картина «Найти Форрестера» была представлена в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля
2001 года. Берлинское жюри осталось равнодушным к блестящей работе Шона Коннери, хотя зрители после просмотра фильма
аплодировали чуть ли не десять минут.
Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 14 ноября 2008 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
«Режиссерская энциклопедия. Кино США»
Журнал «ОМ», январь-февраль 1996 года.
О фильме на IMDb Rutv.ru