Filmography Фильмография      

НАЙТИ ФОРРЕСТЕРА

Finding Forrester


 

СЮЖЕТ ФИЛЬМ НАГРАДЫ РЕЖИССЕР РЕЦЕНЗИИ ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ



Страницы: 1 | 2 | 3 »

 
РЕЖИССЕР



О фильме Любопытные факты


Гас Ван Сэнт

Гас Ван Сэнт

Гас Ван Сэнт (Van Sant, Gus), режиссер, продюсер, сценарист, писатель, музыкант, художник, фотограф, он является классическим примером трудоголика.

Ван Сэнт родился 24 июля 1952 года в Луисвилле (штат Кентукки) в состоятельной семье «высшего» класса. Его отец был президентом фирмы White Snag, производящей спортивную одежду. Семья Гаса, исколесив несколько городов и штатов Америки, осела в Портланде, где он живет до сих пор, оставаясь в стороне от великосветских тусовок и вне досягаемости скандальных репортеров и фотографов-паппараци (что поддерживает, во-первых, его independent-статус, а во-вторых, ореол загадочности).

Уже в 12 лет, вооружившись дешевой любительской камерой, Гас Ван Сэнт начал снимать свои первые фильмы. После окончания школы дизайна в Род-Айланде, Гас сделал несколько трехминутных фильмов, бюджет каждого из которых не превышал $50. В одном из них - «Мой новый друг» (1984) Ван Сэнт с фингалом под глазом показывает фотографию голого парня и рассказывает, при каких обстоятельствах он получил фингал. Другие его фильмы того времени «Швейцария» (1986); «Кен выходит из тюрьмы» (1987). Уже в этих любительских примитивных опытах можно заметить режиссерский стиль и эстетику Ван Сэнта, а также его излюбленные темы: молодые сексуальные преступники, панки и тусовщики, уличные подростки-проститутки, наркоманы и прочие маргинальные персонажи, криминальная жизнь вне закона и «без границ», без дома и денег. «Мои фильмы посвящены тем областям жизни, которые никогда не затрагивались в кино - только в газетных статьях и документальных фильмах, - говорит он, - Меня всегда привлекали подростки-убийцы. Я постоянно читаю о них в криминальной хронике. Прошлой зимой на первой полосе New-York Times была статья о парнишке из моего родного города. Он убил своих родителей и сделал из них шашлыки, которые поджаривал во дворе дома как раз в тот момент, когда его сестра пришла из школы. Я думаю, таким образом он пытался избавиться от тел...»

Ван Сэнта можно назвать одним из самых ярких преемников идей битников, и не удивительно, что одна из его первых короткометражек - «The Discipline of DE» - была сделана под вдохновением от философско-поведенческого концепта Ульяма Берроуза «Do Easy» (Не надрывайся). Берроуз один из «духовных отцов» американской альтернативной культуры и самого Ван Сэнта, позднее появился в его фильме «Аптечный ковбой» в роли «наркоавторитета» Боба. В 1985 году Гас записал с Берроузом альбом, где они читают по ролям отрывки из берроузовских книг под аккомпанемент вансэнтовской гитары.

После окончания колледжа Ван Сэнт попал в Голливуд, где работал звукооператором. В то же время он делал рекламные телеролики. В 1985 году он снял свой первый «большой» 78-минутный фильм «Mala Noche» («ужасная ночь» в переводе с испанского), ставший началом его знаменитой «Уличной трилогии».

Герой фильма, снятого по роману Уолта Куртиса, Уолт (Тим Стритер) - циничный парень, мелкий портлендский буржуа, проводящий большую часть жизни, торгуя дешевым крепким вином в собственной продуктовой лавке на окраине Портланда. Уолт, который «неровно дышит» на латиноамериканцев, влюбляется в 16-летнего нелегального эмигранта-мексиканца Джонни. Эта коллизия осложняется не столько тем, что Джонни не имеет никакого социального статуса и никаких гражданских прав, сколько тем, что он - «натурал». Он играет с Уолтом в жестокую игру, то оскорбляя его и отказывая ему в каком бы то ни было внимании, то заигрывая с ним и провоцируя на близость, отвергая ее в последний момент. Разочарованный Уолт начинает роман с другим «нелегалом» - Роберто, симпатичным другом Джонни.

Гас Ван Сэнт, Роб Браун и Шон Коннери на съемках фильма «Найти Форрестера»

Гас Ван Сэнт, Роб Браун и Шон Коннери на съемках фильма «Найти Форрестера»

Этот черно-белый фильм утонченное, эстетское и лирическое зрелище, несмотря на то, что он посвящен более чем прозаической обыденной жизни обитателей «дна», в которой Ван Сэнт как раз и находит вдохновение, романтику и поэтику. Фильм «Mala Noche», продюсером и дистрибьютером которого был сам Ван Сэнт, так никогда и не увидел большого экрана и видеопроката, но стал хитом среди артистической элитной молодежи и сделал Ван Сэнта одним из героев альтернативной культуры. Фильм имел успех на нескольких гей-фестивалях и стал классикой экспериментального кинематографа.

«Mala Noche» послужил Ван Сэнту визитной карточкой, с которой он был радушно принят в приличных домах и организациях. «Фабрика грез» не могла пропустить такого самородка, и Гас Ван Сэнт был приглашен в Голливуд в качестве режиссера. Ему пришлось пойти на компромисс: в контракте особо оговаривалось, что будущий фильм будет посвящен НЕгомосексуальной тематике. Гас предложил взамен не менее скандальную и предосудительную тему: наркотики, излюбленный предмет книг Берроуза и многих американских интеллектуалов 60-х - 70-х годов.

В 1989 году Ван Сэнт снимает фильм «Аптечный ковбой», основанный на сюжете неопубликованной автобиографической книги Джеймса Фогла, наркомана, отбывающего 22-летний тюремный срок за преступления, связанные с употреблением наркотиков. Это динамичный и остросюжетный, почти детективный рассказ о банде молодых наркоманов, кочующих по разным городам и штатам северо-запада Америки и совершающих дерзкие налеты на аптеки. Персонажи Мэтта Диллона, Келли Линч, Джеймса Ли Гроса и Хетер Грэм повязаны не только преступными, но и сексуальными узами. Играя в смертельно опасную игру с полицией, они живут по неписаным наркоманским законам, подчиняясь своей особой этике и своему «моральному кодексу». Мэтт Диллон блестяще сыграл предводителя банды Боба, воровской азарт и безоглядная смелость которого сочетаются с чрезвычайной мнительностью и слишком серьезным отношением к «плохим приметам». В его жизни существует несколько табу, к примеру, нельзя упоминать наркотики и класть шляпу на кровать и девушка, нарушившая оба этих запрета, безусловно, заслуживает смерти. Ведь она положила на кровать не просто шляпу, а красную шляпу. А цвет Боба - голубой, и картина изобилует всевозможными вариациями на тему голубого цвета. Так нарушительница установленных Бобом запретов отправляется в свой последний путь в голубом мешке, уложенном в голубой пикап.

«Аптечный ковбой» - не первый фильм о наркоманах и наркотиках, но первый фильм такого качества, не содержащий никаких нравоучений и моралите. Ван Сэнт находит романтику в наркоманской «свободе», в то же время предельно натуралистично показывая, с какими психологическими и житейскими «прелестями» эта «свобода» связана. В фильме нельзя отыскать примитивных агитаций в пользу пресловутого американского «здорового образа жизни» типа антинаркотического лозунга Нэнси Рейган «Just Say No!» Фильм был восторженно встречен «большой» прессой, наградившей Ван Сэнта всеми мыслимыми эпитетами превосходной степени и провозгласившей его лидером нового режиссерского поколения Америки.

Не смотря на интернациональный успех «Аптечного ковбоя», этот фильм вряд ли можно назвать коммерческим (насколько коммерческим может быть хорошее, настоящее кино?). Он снят в абсолютно оригинальной режиссерской и операторской манере, с «фирменными» ван сэнтовскими приемами, помогающими зрителю войти в состояние наркотических медитаций, фантазий и галлюцинаций. Дорога, уходящая за горизонт, расплывающиеся очертания неба, стремительно летящие облака, дом, парящий в воздухе, а потом падающий на землю и разваливающийся на куски, какие-то предметы, выплывающие из ниоткуда и исчезающие в никуда, выхваченные камерой обрывки реальности, вызывающие ощущение некого транса, - подобные имиджи будут присутствовать и в следующих его фильмах.

Ван Сэнт признается, что на формирование его эстетики и режиссерского стиля повлиял фотограф Ларри Кларк, чье творчество посвящено подросткам-наркоманам, преступникам, проституткам и самоубийцам. Кларк прославился в артистических кругах в 1971 году, после выхода его первого альбома «Тулза» (Tulsa). Его имя было известно только узкому кругу интеллектуалов, так как практически все его альбомы были запрещены к продаже в США по причине их «порнографичности».

«В 1988 году, во время съемок «Аптечного ковбоя», я встретил Брюса Вебера, - вспоминает Ван Сэнт. - И он мне сказал: «О! Тебе нужно обязательно посмотреть работы Ларри Кларка!» И он мне прислал в подарок «Тулзу» и «Отроческую похоть» (Teenage Lust - второй альбом Кларка 1983 года). Они оказали на меня сильное впечатление. В «Аптечном ковбое» можно найти образы, перекликающиеся с теми, что я нашел у Кларка, например - интерьер комнаты, где живут герои фильма. Позднее, когда я говорил с Мартином Скорсезе, он признался, что использовал «Тулзуй» во время съемок фильма «Таксист» (1976), так же, как и Френсис Форд Коппола в фильме «Бойцовая рыбка» (1983), который, в свою очередь, оказал на меня большое визуальное воздействие, когда я делал «Mala Noche». И тогда я подумал: «Ничего себе! Одна книга этого парня оказала такое воздействие на все эти фильмы!»»

В 1991 году Ван Сэнт снял фильм «Мой личный штат Айдахо», ставший классикой 90-х годов и по сей день остающийся самой известной и лучшей его картиной, безупречной по эстетике, режиссерской и операторской работе и, конечно же, актерской игре Ривера Феникса и Кеану Ривза, которые благодаря этому фильму стали настоящими звездами. Два главных героя - Майк и Скотт - занимаются проституцией. Майк, как у нас принято говорить, «ребенок из неблагополучной семьи», с детства зарабатывает так на жизнь. Скотт - сын мэра, выбрал этот путь, желая отомстить слишком упорядоченной и предсказуемой жизни, которую вел с рождения.

Фильм для Ван Сэнта, известного также как философ и художник, начинается со зрительного образа. Для «Аптечного ковбоя» таковым стала одна из фотографий Ларри Кларка. «Мой личный штат Айдахо» начинается с книжной обложки. В случае «Умереть во имя» (1995) это был образ извращенного, почти искусственного совершенства. Нечто подобное можно увидеть в кулинарных журналах - идеально подобранное сочетание цветов скатерти и еды на столе. Героина фильма «Умереть во имя» вполне могла бы быть домохозяйкой, которую больше волнует общее впечатление, нежели собственно еда.

Символика имеет большое значение в фильмах Ван Сэнта, например, символика места. Так, Портленд у него обычно означает повседневную жизнь, Айдахо - земля утраченной (или еще не обретенной) мечты. В Портленде происходит действие «Аптечного ковбоя». В Портленде живет и страдает герой «Mala Noche», но за возлюбленным он отправляется в Айдахо. Отец Скотта из фильма «Мой личный штат Айдахо» - мэр Портленда, а его горячо любимый «психоделический отец» возвращается из путешествия по Айдахо.

Успех фильма «Мой личный штат Айдахо» породил невероятное количество слухов и сплетен. До сих пор говорится и пишется о том, что якобы Ван Сэнт сексуально эксплуатировал актеров, что Кеану Ривз и Ривер Феникс были его любовниками. После трагической гибели Ривера Феникса от передозировки наркотиков в октябре 1993 года, Ван Сэнта обвиняли в том, что он был непосредственным виновником его гибели. Если даже они не состояли в сексуальных отношениях, Гас был для Ривера безусловным авторитетом, своеобразным «духовным отцом» типа Боба из «Айдахо». Гас не мог не знать о проблемах Феникса с наркотиками и вряд ли предпринимал что-нибудь для того, чтобы этих проблем не было. Скорее наоборот - составлял ему «компанию».

Несмотря на то, что Ван Сэнт меньше всего подходит на роль «хорошего мальчика» или положительного героя, его попытки оправдаться от всех обвинений кажутся более чем обоснованными и понятными - уж слишком серьезны обвинения в его адрес.

«Ни на одной из съемок моих фильмов не было наркотиков, - заявил Ван Сэнт в интервью журналу OUT. - Я не знаю, как можно делать кино, находясь «под кайфом». Это слишком сложный процесс - съемки фильма. На съемках «Айдахо» были элементы настоящей уличной жизни, настоящие подростки, которым негде было жить, и кинозвезды, которые жили в особняке... Было несколько расследований относительно того, что происходило на съемках «Айдахо». Особенно после смерти Ривера, когда всплыли многие обстоятельства его жизни. Так что для меня это не было неожиданностью. Находясь там, я не заметил ничего такого, чтобы воспринималось как наркота. Об этом свидетельствуют обнародованные результаты расследования...»

Гас Ван Сэнт

Гас Ван Сэнт

После «Айдахо» в творчестве Ван Сэнта наступил некий перелом, который многие критики поспешили объявить кризисом. Он начал работать над экранизацией книги Рэнди Шилца «Мэр Кастро Стрит» о сан-францисском гей-активисте Харви Милке, который вскоре после избрания помощником мэра в 1978 году был убит бывшим офицером полиции Дэном Уайтом. Продюсером фильма был акула американского кинобизнеса Оливер Стоун. В результате творческих разногласий с ним (вполне объяснимых между такими разними режиссерами) Ван Сэнт бросил проект, и этот фильм так никогда и не был закончен. Продюсерская сторона обвиняла Гаса в том, что он, вопреки сценарию, собирался сделать фильм типа «Харви Милк встречает «Мой собственный штат Айдахо»». На что Ван Сэнт возражал, что он хотел показать Харви Милка - человека, а не святого и мученика.

Гас выдержал двухлетнюю паузу перед тем, как приступить к съемкам очередного фильма. За это время он сделал рекламу для фирмы GAP, использовав в ней, кроме прочих персонажей, питерских художников Владика Мамышева-Монро и Африку, которого Гас охарактеризовал как «самого клевого русского, когда либо встреченного им».

В 1993 году в Twin Palms вышел альбом фотографий Ван Сэнта «108 портретов». Гас занимался живописью, играл на гитаре (у него дома их не меньше десятка) и записывал СD «Потерянный мир».

Смерть Ривера произвела на него шокирующее впечатление. Его памяти он посвятил фильм «Даже девушки-ковбои иногда грустят» (1994) с Умой Турман и Киану Ривзом, ставший полным режиссерским провалом. Картина была основана на одноименном романе Тома Роббинса (1976), культовом среди американских хиппи и лесбиянок.

В 1995 году Гас Ван Сэнт стал продюсером малобюджетного фильма «Детки» режиссера Лэрри Кларка. Снял картину «Умереть во имя...» (по роману Джойс Мэйнард) с Николь Кидман в главной роли. Ван Сэнт впервые попробовал себя в жанре черной комедии, и результат получился превосходным. В «Умереть во имя...», поставленном по мотивам реальной истории учительницы, осужденной за то, что наняла троих учеников убить своего мужа, Ван Сэнт дает сатирическое изображение неудержимого стремления американцев к известности, славе, успеху. Эта тема не оригинальна, но режиссер вдыхает в нее новую жизнь. Героиня фильма Сюзанна - женщина одержимая желанием добиться успеха в средствах массовой информации, и ради этого готовая на что угодно. Ее мозг питается исключительно сведениями, почерпнутыми из телевидения и желтой прессы. Композиционно фильм обрамляет видеозапись, над которой работает Сюзанна. В ней она откровенно рассказывает обо всем, «чему научилась». Мы узнаем не только реальную историю смерти ее мужа, но и суть ее философии. «В Америке вы никто, если вас не показывают по телевизору. Какой смысл делать что-либо стоящее, если никто не смотрит?»

Следующий его фильм «Умница Уилл Хантинг» (1997) собрал в американском прокате $ 138,3 млн., а сыгравшие в этом фильме Мэтт Дэймон и Бен Аффлек стали настоящими звездами. «Умница Уилл Хантинг» выдвигался на премию «Оскар» по девяти номинациям (в том числе в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер») и получил две награды Киноакадемии - за лучший сценарий (написанный Мэттом Деймоном и Беном Аффлеком) и лучшую мужскую роль второго плана (сыгранную Робином Уильямсом).

Следующий фильм режиссера - созданный в 1998 году ремейк классического триллера Хичкока «Психоз» - не понравился ни зрителям, ни критикам. В 2000 году выходит фильм «Найти Форрестера» с Шоном Коннери. Без особого шума прошла по американским экранам вызывающе не коммерческая лента Ван Сэнта «Джерри» (2002), главные роли в которой сыграли Мэтт Деймон и Кейси Аффлек.

Однако 2003 год оказался для незаурядного кинематографиста необычайно удачным. Новый фильм Ван Сэнта, «Слон», рассказывающий о жестоких школьных нравах, завоевал «Золотую пальмовую ветвь» и приз за лучшую режиссуру на 56-м Каннском кинофестивале.

С 1984 года Ван Сэнт каждый год снимает по одной автобиографической короткометражной картине, намереваясь со временем создать из них кинематографический дневник.  

По материалу:
«Режиссерская энциклопедия. Кино США» / Гас Ван Сэнт, М. Теракопян
Журнал «ОМ», январь-февраль 1996 года;
Ярослав Могутин «Гас Ван Сэнт человек-оркестр».


Гас Ван Сэнт (Gus Van Sant) / Избранная фильмография

2015 «Море деревьев» / The Sea of Trees
2012 «Земля обетованная» / Promised Land
2011 «Не сдавайся» / Restless
2008 «Харви Милк» / Milk
2008 «8»
2007 «Параноид парк» / Paranoid Park
2007 «У каждого свое кино»
2006 «Париж, я люблю тебя» / Paris, je t'aime
2005 «Последние дни» / Last Days
2003 «Слон» / Elephant
2002 «Джерри» / Gerry
2000 «В поисках Форрестера» / Finding Forrester
1998 «Психоз» / Psycho
1997 «Умница Уилл Хантинг» / Good Will Hunting
1996 «Баллада о скелетах» / Ballad of the Skeleton
1995 «Умереть во имя» / To Die For
1993 «Даже девушки-ковбои иногда грустят» / Even Cowgirls Get the Blues
1991 «Мой личный штат Айдахо» / My Own Private Idaho
1989 «Аптечный ковбой» / Drugstore Cowboy
1985 «Плохая ночь» / Mala Noche

Гас Ван Сент: первый популист гей-культуры
Гас Ван Сент - сайт о режиссере


 
 


 

 
 

Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 17 июня 2016 года.

При создании страницы были использованы следующие материалы:
«Режиссерская энциклопедия. Кино США»
Журнал «ОМ», январь-февраль 1996 года;
О фильме на IMDb
www.rutv.ru



Страницы: 1 | 2 | 3 »

 
 

Гас Ван Сэнт, Шон Коннери и Роб Браун на премьере фильма «Найти Форрестера»

Гас Ван Сэнт, Шон Коннери и Роб Браун на
премьере фильма «Найти Форрестера», Нью-Йорк, 2000 год

 
 

СЮЖЕТ ФИЛЬМ НАГРАДЫ РЕЖИССЕР РЕЦЕНЗИИ ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ

Постер к фильму


ФОТОГРАФИИ


Фотографии из фильма »

На съемочной площадке »

Скриншоты »

Премьера фильма »

Постеры к фильму »

 
 
ПРЕССА


Черно-белое кино »

Интервью Studio LA »

 
 
WALLPAPERS


Обои для рабочего стола »

 


 
 
САУНДТРЕК


Саундтрек »

 
 
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


О фильме на IMDb »

Rottentomatoes.com »

StarPulse.com »


Рецензии:

От Виктора Распопина »

От Игоря Галкина »

От Семья.ру »


Видео:

Trailers www.cinema.com »


Актеры:

Анна Пакуин »


Гас Ван Сэнт -
    сайт о режиссере
»

 
 

 
 
 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2016 © Irina_Anna   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.