Прославившийся фильмом «Умница Уилл Хантинг», в новой своей
картине Гас ван Сэнт продолжил работу на стыке двух жанров - драмы и мелодрамы. Лента «Найти Форрестера» вновь рассказывает о молодом человеке,
ищущем свой путь в жизни, только на этот раз главный герой - 16-летний негр из Бронкса, одаренный одновременно способностями к литературе и баскетболу.
Юноше необычайно повезло: он встретил на своем пути гениального старика-писателя, полвека назад издавшего роман, который до сих пор изучается
в американской высшей школе. Собственно диалог двух писателей - старого и начинающего - и составляет основное содержание фильма. Перенесший
много трагических испытаний, не опубликовавший в течение 50 лет ни одной книги, замкнувшийся в себе и в своей нью-йоркской квартире, старик (Ш. Коннери),
открывая талантливому пареньку тайны писательского ремесла, в прямом смысле учит его жить. Но и юноша, в свою очередь, способствует возвращению
отшельника в мир живых. Благодаря собственному дару и урокам старого романиста, мальчик из Бронкса получает приглашение в лучшую частную школу
Восточного побережья, где он встречает новых друзей и новых врагов, главный из которых - профессор словесности и литератор-неудачник (М. Абрахам).
Противостояние юноши и профессора - другой эмоциональный центр картины, где теория, преподанная писателем, проверяется на практике.
Финал фильма двойствен: главного героя ожидает моральная победа и по-голливудски сладковатый хэппи-энд, старика-писателя - окончательный выход в
мир и смерть. Так реальность воздает по заслугам всем, кто с ней соприкасается. Или, говоря словами булгаковского героя: «Каждому дается по вере его».
Название же - «Найти Форрестера» - означает, по-видимому: и «вернуть миру писателя Форрестера», и «самому писателю Форрестеру обрести себя в мире».
Новый фильм Г. ван Сэнта, несомненно, имеет множество предшественников. По мере развития сюжета в памяти зрителя отзываются и тот же «Умница Уилл
Хантинг», и «Общество мертвых поэтов», и особенно «Запах женщины», тематически, пожалуй, самый близкий этой картине.
Не обвиняя постановщика во вторичности, отметим все же тотальную зависимость даже лучших голливудских кинопроизводителей от давно опробованных,
а лучше сказать - избитых мотивов и сюжетных конструкций, большей частью придуманных и впервые предложенных зрителю их европейскими
предшественниками. Так, например, названная мелодрама «Запах женщины» с Аль Пачино в главной роли - ремейк одноименного итальянского
фильма с Витторио Гасманом, поставленного в конце 70-х очень талантливым, хоть и не ровным режиссером Дино Ризи.
В целом же, несмотря на некоторую слащавость и вторичность, новая лента Гаса ван Сэнта весьма удачна и способна подарить зрителям всех
возрастных категорий два часа приятного и небесполезного времяпрепровождения.
Гас Ван Сэнт неистово хочет «Оскара». Устав от проблематичного,
странного, неоднозначного авторского кино, он снимает кино ясное, прямое, положительное - мейнстримовое. Новая его работа выглядит как продолжение
«Умницы Уилла Хантинга». Снова трудного подростка наставляет на путь старший товарищ, держатель истины. Основные отличия в том, что в
«Найти Форрестера» подросток чернокож, а наставления взаимны.
Чернокожий паренек, увлечен не только баскетболом, но и книгами. Жизнь в Бронксе не позволяет ему щеголять эрудированностью среди
чернокожих дружбанов. Самоутверждаться приходится на баскетбольной площадке. За площадкой и остальным миром из дома-башни в бинокль
наблюдает одинокий белый старик – писатель-затворник. Когда-то он написал гениальную книгу, а потом в силу психологических причин исчез из
литературной жизни (Большой привет Сэллинджеру). И вот два одиночества встречаются – талантливый чернокожий писатель-баскетболист и
знаменитый белокожий писатель-затворник. И начинают дружить. И избавляют друг друга от комплексов.
В фильме «Найти Форрестера» Мэтт Дэймон исполнил небольшую роль, «камео». Он появляется в роли адвоката в конце фильма и сообщает Джамалу о смерти писателя и о его завещании. Ранее Дэймон сыграл в фильме Гаса Ван Сэнта «Умница Уилл Хантинг» 1997 года главную роль, которая принесла ему большой успех.
По сюжету фильма Уильям Форрестер (Шон Коннери) должен был хорошо печатать на пишущей машинке. Но у Коннери с этим возникли проблемы. Руки, набирающие текст, которые мы видим в фильме, принадлежат не Коннери.
Режиссер фильма Гас Ван Сэнт появляется в картине в эпизоде, «камео». Он играет помощника библиотекаря в сцене, когда Джамал пытается взять в библиотеке книгу Форрестера «Приземление Авалона».
Шестнадцатилетний Роберт Браун, играющий в паре с Шоном Коннери, раньше никогда не снимался в кино, и даже не играл в школьных пьесах. Но он впечатлил на открытом кастинге Ван Сэнта, который сказал: «Он может запомнить
страницу менее, чем за половину минуты».
Образ Уильяма Форрестера частично списан со знаменитого американского писателя-затворника Дж. Д. Сэлинджера, автора романа «Над пропастью во ржи».
Сцены фильма, которые происходят в школе Mailor-Callow School, были сняты в Regis High School в Манхэттане.
Образ Роберта Кроуфорда списан с реального человека - Роберта Кроуфорда, который преподает историю в Phillips Academy Andover, недалеко от Бостона.
Когда Уильям Форрестер приходит в школу, чтобы защитить Джамала, на заднем плане присутствует Чарльз Бернстейн (доктор Саймон). Доктор Бернстейн - настоящий поэт и профессор поэтики в Государственном университете Нью-Йорка в Буффало.
В сцене, когда человек приносит Форрестеру покупки из магазина, Коннери говорит ему: «Of course you are». Ту же самую фразу Коннери произносит и в фильмах «Скала» 1996 г.; «Бриллианты вечны» 1971 г.;
«Восходящее солнце» 1993 г.
Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 14 ноября 2008 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
«Режиссерская энциклопедия. Кино США»
Журнал «ОМ», январь-февраль 1996 года.
О фильме на IMDb Rutv.ru