Filmography Фильмография      

ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ

Rising Sun


 

СЮЖЕТ РЕЖИССЕР ФИЛЬМ НАГРАДЫ ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ КИНОЛЯПЫ
ССЫЛКИ А ПОЧИТАТЬ?



Страницы: 1 | 2 »


1993 год, США / Walrus & Associates «20 Century Fox»

Режиссер: Филип Кауфман
Продюсеры: Питер Кауфман
Исполнительный продюсер: Шон Коннери
Сценарий: Филип Кауфман, Майкл Крайтон, Майкл Бейкс по одноименному роману Майкла Крайтона
Оператор: Майкл Чепмен
Художник: Дин Тавуларис
Костюмы: Жаклин Уэст
Композитор: Тару Такемицу
В ролях: Шон Коннери (Джон Коннор), Уэсли Снайпс, Харви Кейтел, Кари-Хироюки Тагава, Кевин Андерсон, Тиа Каррере и др.
Время: 133 минуты
Жанр: Триллер, приключенческий фильм
Места съемок: Лос-Анджелес, Калифорния, США.

Кассовые сборы в США: $ 63,095,271 (за первый уикэнд в США фильм собрал $ 15,2 млн.)
Кассовые сборы в других странах: $ 44,019,267
Касса мирового проката: $ 107,198,790

Выход в прокат в США: 30 июля 1993 года.
Выход в прокат в Австралии: 28 октября 1993 года.
Выход в прокат в Испании: 29 октября 1993 года.
Выход в прокат во Франции: 10 ноября 1993 года.
Выход в прокат в Германии: 11 ноября 1993 года.
Выход в прокат в Швеции: 12 ноября 1993 года.
Выход в прокат в Финляндии: 19 ноября 1993 года.
Выход в прокат в Польше: 17 декабря 1993 года.
Выход в прокат в Дании: 25 декабря 1993 года.

 
 
НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

1994 год - Награда на «ASCAP Award» («ASCAP Film and Television Music Awards»), - Тару Такемицу (Top Box Office Films).
1994 год - Номинация на «PFS Award» («Political Film Society, USA»).

 
СЮЖЕТ

Фильм снят по бестселлеру Майкла Крайтона, действие которого разворачивается в современном Лос-Анджелесе. Японская суперкорпорация пытается доминировать на американском рынке. В ее офисе происходит убийство американской девушки. Свидетельства подтасованы при помощи новейших компьютерных технологий. Бывший полицейский Джон Коннор (Шон Коннери) и лейтенант Уэб Смит (Уэсли Снайпс), расследуя загадочное убийство, раскрывают махинации и факты беззакония, которое царит в высших сферах бизнеса.

 
РЕЖИССЕР

Филип Кауфман (Philip Kaufman) режиссер, сценарист родился 23 октября 1936 года в Чикаго. Окончил Чикагский университет в 1958 г. по курсу истории, после чего поступил в Гарвардскую юридическую школу. Сначала он только писал сценарии, но уже это занятие принесло ему приз Каннского фестиваля в 1965 году. В 1975-м он должен был сам снимать фильм по собственному сценарию, но в самый последний момент студия заменила его на Клинта Иствуда, так что до режиссерского дебюта Кауфману пришлось подождать еще два года. Первый фильм оказался удачным, это было памятное «Вторжение похитителей тел». А чтобы не расслабляться как писатель, номинировался на Оскара за сценарий к фильму «Невыносимая легкость бытия».

Страница о режиссере Филипе Кауфмане (стр. 2)

 
ФИЛЬМ

Уэсли Снайпс, Шон Коннери и Тиа Каррере

Уэсли Снайпс, Шон Коннери и Тиа Каррере в фильме «Восходящее солнце»

Филип Кауфман - режиссер своевольный. Из детектива Майкла Крайтона он взял то, что нужно, - собственно историю убийства и расследования. Ввел любовную линию, связанную с героиней-японкой мисс Асакума, которая помогает основным персонажам найти злодея, запечатленного видеокамерой. И изъял все, что тормозит действие, - философические рассуждения на тему «бизнес и национальная культура»; мотив, связанный с женой Уэба Смита - пропагандиста и повествователя; ослабил «воспитательную» линию, превратив старшего и младшего сыщиков преимущественно в партнеров. Лейтенант У. Смит стал в фильме черным. И главное радикально изменился финал: убийцей проститутки, найденной в суперсовременном японском офисе, оказывается не японец, а американец, - тем самым подчеркнута крайняя лояльность по отношению к пришельцам из страны «Восходящего солнца».

Роман Майкла Крайтона «Восходящее солнце» читается на одном дыхании. Автор не отделяет сюжета от проблемы. Проблема и есть сюжет. Разгадка преступления таится в анализе различий стиля поведения в бизнесе США и Японии. Книга Крайтона - мрачная, жесткая, уважительно-враждебная по отношению к японской технологической экспансии. Книга о том, как одна Америка воюет с другой.

Первая - охранительно-шовинистская, не желающая смириться с тем, что лидирующие позиции в бизнесе стремительно переходят к «желтым», - одергивает и оскорбляет нежелательных партнеров на глазах у всех. А тайно, за взятки, сдает позицию за позицией.

Вторая - современная по сути, и старомодно-рыцарственная по форме, не принимающая грызни под ковром, - и, в конечном счете, хотела бы ответить вызовом на вызов и убедить противника в обоюдной полезности не просто партнерства, но взаимного изучения и обмена тем лучшим, что могут дать культурные традиции каждой из сторон. И при этом - никакой сентиментальности: нельзя растворяться в другом, но надо защитить свой мир от ксенофобии, саморазрушительной ненависти к тем, с кем все-таки идет война, ибо бизнес есть бизнес.

Разница между романом и фильмом, однако, не только в задачах, которые ставили перед собой писатель и режиссер, тем более что Крайтон и сам экранизировал кое-какие из своих книг (в частности, «Большое ограбление поезда» с Коннери). Сверх задача книги, как и многих достойных произведений массовой литературы, - адаптировать ультрасовременные проблемы к сознанию современников, избавить их от страха перед будущим. Ибо значительная часть бестселлеров подобного рода давно уже занимается тем, что ориентирует обычного человека в «прекрасном новом мире» сверхскоростей, супертехнологий, последствий социокультурных мутаций окружающей среды и мирных бытовых революций, меняющих образ жизни каждые десять - пятнадцать лет.

Джон Коннор

Шон Коннери - Джон Коннор

Крайтон в своих фильмах развлекает, в книгах - не чуждается поучения.

Возвращаясь к режиссеру Кауфману и его ленте, заметим, что ее не отнесешь ни к развлечениям, ни к поучениям. Жесткой рукой отрубив все «лишнее», автор внезапно как бы вышел из непосредственного действия. Аттракционы есть, но постольку-поскольку. А главное - эстетический эффект, извлекаемый из противоречия мощной фактуры (художник - Дин Тавуларис, работавший с Копполой на «Крестном отце» и «Разговоре») и «скользящего» монтажа, будто герой - и взгляд камеры - призваны не столько обнаружить виновника преступления, сколько освоиться в мире стеклянных, проницаемых стен, пересекающихся автострад, офисов и прочей атрибутики бизнес-стиля, принятого в Лос-Анджелесе. Настоящая тайна там невозможна в принципе, маскируют не убийство, а неприятный инцидент. А страсти обнажены, и данное событие по отношению к ним - на обочине. Искомая истина, стало быть, не в факте, а в его визуальном воплощении. Этакий «Блоу-ап» навыворот, что откроется пытливому взору на увеличенном экране монитора, то и есть правда. Вопрошают не Бога, а компьютер.

В этом мире и предстоит героям картины совместить поиск правды (без чего детектив не живет) и следование ритуалу. И поэтому старший сыщик Джон Коннор не столько учит младшего (как в романе), сколько наблюдает за ним и одобряет его действия. Шон Коннери, играющий Коннора, - элегантен, учтив, артистичен и только в нужную минуту готов подстраховать своего импульсивного и настороженного коллегу. В самом деле, в этот мир нужно входить осторожно, как в зазеркалье, неровен час - ошибешься, и все обрушится. Оператор Майкл Чепмен, ас ретростиля (снял «Бешенного быка» Скорсезе), здесь максимально сглаживает цветовые контрасты. Ничего резкого, кричащего - налицо готовность заменить в любую минуту изображение «картинкой».

Все это странным образом тормозит действие, придавая повествованию почти наркотический вод. Напоследок режиссер приберегает, однако, иронию. Вполне освоившийся в японской субкультуре бизнеса герой Уэсли Снайпса надумал приударить за мисс Асакума, бывшей некогда подругой Джона Коннора. Голливуд есть Голливуд - все-таки мы видели погоню за выдавшем себя злодеем, драку, падение виновника в бадью с цементом. Самое время любить, японка, кажется, согласна. И в этот момент раздается лукавый, предостерегающий голос Коннора. Кажется уже в подсознании.  


 

  Эта картина может показаться двойником фильма «Фирма», и она тоже снята по бестселлеру, но принадлежащему другому автору — Майклу Крайтону. Можно вновь похвалить стратегов из Голливуда, которые предпочитают не рисковать и заручиться первоначальной поддержкой книжного рынка. Хотя кассовые сборы «Восходящего солнца» в прокате США ($63 млн.) в 2,5 раза меньше, чем у ленты Сидни Поллака, для Филипа Кауфмана, постановщика таких элитарных фильмов, как «Невыносимая легкость бытия» и «Генри и Джун», этот результат является личным рекордом. Как и в «Фирме», главный конфликт прямолинейно формулируется так: честные американцы, являющиеся настоящими янки (пусть полицейский Уэб Смит и стал чернокожим в киноверсии «Восходящего солнца»), способны противостоять продажности и беззаконию в фирмах и компаниях различного уровня. Но еще важнее смысловое сходство. Апофеоз возвеличивания истинных патриотов своего отечества получает в угоду «новым временам» соответствующую демократическую окраску. Герои не стесняются вскрывать подноготную общества, аморальность и корыстность представителей власти, всевозможных бизнесменов. А скандал по поводу «иноземного проникновения» во все сферы американской жизни (начиная, естественно, с экономики) оказывается на поверку дутым и лишенным какого-либо национального аспекта. В махинациях и убийствах, приписываемых нехорошим японцам из двух соперничающих в бизнесе кланов Сакамуры и Есиды, на самом деле повинен зарвавшийся янки Боб Ричмонд. Нечист на руку и грешен также сенатор Джон Мортон (забавно, что на эту роль приглашен Рей Уайз — как бы «фирменный американский негодяй», сыгравший порочного и одержимого злыми силами адвоката Лиленда Палмера в «Твин Пиксе»).

В «Восходящем солнце» вроде бы два истинных борца с преступностью — но недостаточно опытный Уэб Смит, к тому же не знающий досконально все ритуалы и мотивы поведения японцев, просто вынужден быть на подхвате у своеобразного «сансэя» (учителя) Джона Коннора, «старого полицейского волка», специалиста по японскому менталитету.

Закономерно, что роль мудрого партнера в расследовании загадочного убийства девушки-американки в офисе японской компании в США играет сам Шон Коннери, «некоронованный король» приключенческого кино, который и в свои 63 года признавался молодыми американками (если судить по опросу журнала «Плейбой») в качестве секс-символа.

Настоящий мужчина не потерял физическую форму, но приобрел житейскую умудренность. «Джеймс Бонд в отставке» может пуститься и в погоню, но все-таки выигрывает за счет интеллекта и неисчезнувшей интуиции, помогающей выпутаться из самых непредвиденных ситуаций. Персонаж Коннери не избавился в фильме Кауфмана и от доли иронии, здорового скепсиса, а порой даже и от «печального взгляда на новое поколение».

Тем не менее он, по беспроигрышной логике создания бестселлеров, обязан торжествовать в финале, попутно оказываясь недостижимым примером для напарника и в личной жизни (выясняется, что Джиндж, наполовину японка, специалистка по видео из полиции, является любящей женой капитана Коннора). Само созвучие фамилий героя и исполнителя работает надлежащим образом на чуть мифологизируемый характер. Янки шотландского происхождения, словно один из рыцарей Круглого стола (неудивительно, что через год Шон Коннери сыграл короля Артура), побеждает «азиатского дракона» — но к «продаже родины» больше причастны те, кто постоянно твердит об этом и подозревает всех других, в том числе лейтенант-националист Том Грэм, получавший взятки за потворство дельцам. «Фирменное» кино из США не может обойтись без непременного оптимизма положительных героев, которые не дают поколебаться чувству «национальной гордости великих американцев» по эту сторону экрана. К счастью, финал «Восходящего солнца» менее тенденциозен, чем в «Фирме», по-своему лукав, убеждая особо паникующих, что над Америкой еще не восходит желтое солнце.  

Сергей Кудрявцев KM.RU Энциклопедия кино

 
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  Майкл Крайтон, автор романа и соавтор сценария «Восходящее солнце» весьма многогранная личность - медик, писатель, сценарист, кинорежиссер. В 1978 году он снял фильм по своему собственному роману «Большое ограбление поезда» с участием Шона Коннери.

  Образ главного героя романа «Восходящее солнце» Джона Коннора, Майкл Крайтон написал со своего друга Шона Коннери.

  Красный автомобиль Эдди - Vector W8, суперавтомобиль американского производства.

  В книге отчетливо прослеживались антияпонские настроения, однако в картине их пришлось сильно приглушить, поскольку лента создавалась на голливудской студии, поддерживающей тесные корпоративные связи с Японией.

  Автор романа Майкл Крайтон и сценарист Майкл Бейкс покинули проект из-за разногласий с режиссером Филипом Кауфманом. Режиссер настаивал, чтобы роль лейтенанта Смита исполнял афро-американец. В книге детектив Смит белый.

 
КИНОЛЯПЫ

  Фактические ошибки: Сенатор Мортон получает цветной факс на модели факса, слишком простой, что бы распечатать фотографии подобного качества.

Дальше о режиссере

 


 

 
 

Время создания страницы: 16 июля 2001 года.
Последнее редактирование: 14 марта 2009 года.

При создании страницы были использованы следующие материалы:
«Война в Зазеркалье» Андрей Шемякин
«Искусство кино» 1994 г. № 8.
«Режиссерская энциклопедия Кино США».
Сергей Кудрявцев KM.RU Энциклопедия кино
О фильме на IMDb



Страницы: 1 | 2 »

 
 

 
 

СЮЖЕТ РЕЖИССЕР ФИЛЬМ НАГРАДЫ ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ КИНОЛЯПЫ
ССЫЛКИ А ПОЧИТАТЬ?

Постер к фильму


ФОТОГРАФИИ


Фотографии из фильма »

Постеры к фильму »

 
 
WALLPAPERS
 

1024x768 147KB
1024x768 | 1280x1024

1024x768 138KB
1024x768 | 1280x1024

1024x768 141KB
1024x768 | 1280x1024


 
 
А ПОЧИТАТЬ?


Майкл Крайтон
    «Восходящее солнце»
»

Майкл Крайтон романы »

Майкл Крайтон романы »

Майкл Крайтон романы »

 
 
ГДЕ ПРИОБРЕСТИ



Евгений Штейнер
    «Приближение к
    Фудзияме»
»


Ozon: Шон Коннери »

Ozon: Майкл Крайтон »

 
 
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


О фильме на IMDb »

Rottentomatoes.com »

Уэсли Снайпс »

Майкл Крайтон »


Видео:

Videodetective.com »

Trailerfan.com »

Rising Sun - zelluloid.de »

 
 

 
 
 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2015 © Irina Kabanova_Anna   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.