«Скала» - это боевик на все времена и на любую возрастную аудиторию. Актерский состав
подобрался просто великолепный - Шон Коннери, Николас Кейдж и Эд Харрис. Шон Коннери в качестве героя жанра «экшн»
уже 35 лет не нуждался ни в каких рекомендациях - в 1962 году он сыграл своего первого Бонда в «Докторе Но».
Николас Кейдж пришел на съемочную площадку «Скалы», уже доказав всем, что он актер с большой буквы. Он только
что получил премию «Оскар» за пронзительную драму «Покидая Лас-Вегас». А так играть благородных злодеев, как это
умеет Эд Харрис, в Голливуде вообще мало кому под силу. Вместе актеры разыграли потрясающий по драматизму
боевик, где британский шпион и молодой химик за считанные часы спасают Америку от террористов, захвативших
химическое оружие. Сейчас, когда весь мир лихорадит от аналогичной угрозы со стороны террористов всех мастей,
фильм особенно актуален. Но и в 1996 году «Скала» пользовалась небывалым успехом. Боевик собрал 134 млн. долларов
в США и еще почти 200 млн. в остальном мире.
Знаменитый продюсерский дуэт Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер, виновники торжества таких хитов, как «Полицейский из Беверли Хилз», «Top Gun» и
«Плохие парни», фильмов, занявших первые строчки в статистике кассовых сборов. Симпсон и Брукхаймер прочитали сценарий «Скалы» зимой 1995 года и
сразу включились в творческий процесс. Меньше чем через год в Сан-Франциско заработала камера.
Продюсеров в этой картине привлекли прежде всего персонажи. Дон Симпсон
отмечает: «В сущности, это фильм о героизме, чести и смелости, а также о том, что эти качества не поддаются однозначной оценке с точки зрения
добра и зла». Актеры так говорят о своих персонажах: «Мэйсон - заключенный без имени. У него есть только безличный номер. Он не доверяет
никому, но неожиданно получает шанс на избавление. Как только Мэйсон знакомится с молодым агентом, он сразу понимает, что может им
управлять» (Шон Коннери). «Стэнли не просто агент ФБР, которого так часто изображают в фильмах. Химия - его единственное увлечение. И
в ней он разбирается, как никто другой» (Николас Кейдж). «И Мэйсон, и Хаммел - воины. Они знают, что такое война, и что значит сражаться
за свои убеждения. И того, и другого однажды предали» (Эд Харрис).
Николас Кейдж в фильме «Скала»
Как рассказывал Николас Кейдж, он хотел создать на экране новый, «невротический» тип героя боевиков.
«Думаю, только два вида американских фильмов пользуются успехом во всем мире: боевики и комедии. Но жанр боевика в последнее
время явно загнивает на корню. Народ устал от стероидных героев с маленькими головами. Я же хотел предложить ему такого
героя, какого еще не было». Кейдж уверяет, что Гудспид сначала был очень бледно прописан в сценарии: «Он сидел в
лаборатории, ненавидел свою работу, ненавидел жизнь и мечтал вырваться на оперативный простор, - говорит актер. - Мне
было скучно играть такого человека. Но поскольку сценарий долго переделывался, мне удалось внести в него свою лепту».
Майкл Бэй, который вместе с несколькими шлифовщиками сценариев основательно переработал первоначальный вариант, дал
Кейджу полную свободу обращения с персонажем. Актеру очень помогло то, что в детстве он мечтал стать писателем,
подобно своему отцу Августу Копполе, который работал преподавателем литературы в колледже. В школьные годы Август Коппола
заставлял Ника и его братьев Кристофера и Марка, выбрав понравившуюся им книгу, присочинять к ней главу, которую по
непостижимой случайности, якобы пропустил автор.
«Мне это очень помогло при работе над сценарием «Скалы», - говорит сегодня Кейдж. - В первоначальном варианте сценария
Стэнли Гудспид был просто омерзителен. Мне же хотелось, чтобы он любил свою работу, был умным, но не крутым. А
главное - чтобы ему совершенно не хотелось никого убивать. В окончательной версии, которую мы снимали, Стэнли
совершенно не похож на тех крутых парней, которых обычно показывают в кино. Наверное, фэбээровцы такие же люди,
как и все мы, поэтому мне хотелось, чтобы герой был более человечным. Я придумал для него маленькие странности: он,
например, коллекционирует старые музыкальные пластинки, любит «Битлз» и Элтона Джона, умеет играть на гитаре. В фильм
все это не вошло, однако помогло мне ощутить некое дополнительное измерение моего персонажа. Я также постарался
вписать в сценарий историю о том, что Гудспид с семи лет увлекался химией. У него были мензурки с различными
препаратами, и однажды, когда он проводил какой-то опыт, все это взорвалось. С того дня никто больше не видел его
кошку, а самому Гуспиду обожгло брови. Вот так он стал специалистом по химическим отравляющим веществам».
Режиссер Майкл Бэй только смеется, слушая рассказы Кейджа. Бэй замечает, что Николас Кейдж всегда мечтал изобразить
киносупермена и надеялся, что, приняв участие в съемках «Скалы», в которой видел боевик, весьма схожий со «Скоростью»,
получит такую возможность. «А я говорил ему: Ник, это фильм о том, как люди становятся героями. Вначале Гудспид
присутствует на операции в качестве консультанта. Когда ему говорят, что он пойдет на штурм с группой захвата, он
убегает в туалет проблеваться от страха. Фильм становится настоящим боевиком только когда они отправляются на задание.
Кстати, в первоначальном варианте сценария ребята плыли на остров на надувном плоту, но мы накачали «экшн», и в
финальном варианте отряд сбрасывают с вертолета в море, они плывут под водой - на войне как на войне! Простой человек
в адских условиях - вот это Ник изображает великолепно! Перед нами парень, который вляпался в дерьмовую ситуацию -
это-то и замечательно. Это вам не Брюс Уиллис в «Крепком орешке» - настоящий жеребец, один против всех. Ник вовсе не
супермен, да и вообще наш фильм о другом».
Съемки проходили в самой тюрьме Алькатрас, расположенной на небольшом острове в заливе
Сан-Франциско. Десятки грузовиков со съемочным
оборудованием были переправлены на баржах через залив и подняты на Алькатрас 125 - тонным краном. Положение съемочной группы мало
чем отличалось от положения заключенных некогда неприступной тюрьмы. Каждый день с «большой земли» им привозили еду и воду.
Ежедневные экскурсии в Алькатрас, являющемся одной из основных туристических достопримечательностей
Калифорнии, не прекращались и во время съемок, что очень осложняло работу съемочной группы фильма «Скала».
Посетители по-прежнему продолжали любоваться достопримечательностями Алькатраса,
не подозревая, что прямо за стеной грохочет смертельная схватка, и двое энтузиастов пытаются спасти целый город от неминуемой гибели.
Это
стало возможным потому, что создатели фильма получили разрешение освободить служебные помещения и использовать их в качестве съемочной
площадки. Однако остров был райским уголком только для туристов, и никак не для творческого коллектива. Как замечает режиссер Майкл Бэй, «эти
съемки - настоящий кошмар. Хотя остров напичкан электрическими проводами и мы могли осветить все, что угодно, погода сыграла с нами злую
шутку. Иногда светит солнце, и буквально через пять минут откуда-то появляется туман. Подобное происходило три-четыре раза в час, невероятно!
Но Алькатрас - идеальное место, впечатляющее и таинственное».
Кейдж тоже говорит, что самым впечатляющим и страшным в фильме стала сама тюрьма, в которой
пришлось снимать многие ключевые сцены. «Мы работали там три недели, - с легким содроганием вспоминает актер.
- Жуткое, потрясающее место - настоящий дворец смерти. От стен исходит крик, из них до сих пор не выветрились ужас
и кровь. Отовсюду торчат ржавые гвозди, и у каждого из них наверняка есть своя история. Я все время боялся
заблудиться и остаться там навечно. Не понимаю, зачем в бывшей тюрьме устраивают экскурсии для туристов!? Я заходил
в камеру, говорил себе: «Здесь кто-то провел всю свою жизнь», - и меня прошибал холодный пот. Да, это, конечно,
памятник истории, но вместе с тем - одно из самых страшных мест на свете»...
Шон Коннери и Клэр Форлани в фильме «Скала»
Работа в «Скале» обернулась для Кейджа встречей с одним из его кумиров детства, ветераном боевиков Шоном Коннери.
Кстати сказать, на первом киноплакате, который влюбленный в кинематограф Ник повесил над кроватью в своей комнате,
был изображен именно Коннери в роли Джеймса Бонда. «Когда продюсеры сказали, что хотят «спарить» меня с Коннери,
я подумал, что они сошли с ума, что подобное просто невозможно, - вспоминает Кейдж. - Конечно, я не стал им этого
говорить. Я обалдел, когда меня, вечного актера независимого и альтернативного кино, вдруг позвали в такой блокбастер,
да еще на главную роль! А когда мы встретились с Шоном, он как-то незаметно стал моим наставником на съемках крутых
сцен. Он очень любит актеров, но не терпит нытья и закулисных интриг. Я все расспрашивал Шона о его личных актерских
секретах, о методах работы, о тайнах актерского магнетизма. Наверное, ему это надоело, и он сказал мне: «Слушай, у
тебя слишком много идет от головы. Не забивай себе башку всякой чепухой, а просто делай свое дело». Потрясающе, правда?
Этот парень сорок лет снимается в кино и ухитряется каждый новый свой фильм сделать событием».
В небольшой роли в «Скале» снялась тогда еще начинающая актриса Клэр Форлани. После довольно скандальной картины
«Крысы из супермаркета» (1995) режиссера Кевина Смита, Форлани заметили и стали приглашать на роли второго плана в студийные постановки.
Как она говорит, одной из самых запоминающихся для нее стала роль дочери Шона Коннери в фильме «Скала».
«О, я до сих пор помню свой монолог, - насмешливо говорит Форлани в интервью 2003 года. - Я
говорю Шону Коннери: «Не думаю, что нам стоит романтизировать то, что произошло между тобой и моей матерью в баре после концерта
Led Zeppelin, в результате чего на свет появилась я». Реплики в боевиках всегда звучат так глупо! Ты вгрызаешься в них
в тщетной надежде нащупать хоть что-нибудь человеческое, ищешь интонации и мимику, которые спасут тебя от превращения в
полную идиотку. Я столько времени провозилась с этим минимонологом! Я несколько недель над ним корпела!»
Тем не менее, у нее остались прекрасные воспоминания о работе над фильмом и встрече с Николасом Кейджем.
«Мы подавали Шону реплики из-за камеры, и нам почему-то стало смешно, рассказывает Форлани. - Мы никак не могли остановиться.
Я запаниковала, потому что испугалась, что Шон рассердится - и будет прав. Мы с Ником договорились, что не будем смотреть друг на друга:
он будет смотреть на мой лоб, а я на его галстук. Шон был невозмутим, как истинный профессионал. Он продолжал работать как ни в чем не бывало.
Он только спросил, в чем соль прикола. Нам было очень стыдно. Я уже не помню, из-за чего мы смеялись».
В одном интервью журналист Майкл Флеминг беседовал с режиссером М. Бэем о фильме «Скала»:
- На проекте «Скалы» Вы, молодой начинающий режиссер, работали с Николасом Кейджем, Шоном Коннери и Эдом
Харрисом. Вам было трудно с Коннери?
- Нет, потому что я снимал рекламные ролики со знаменитыми спортсменами и знал, как нужно вести себя со
знаменитостями. Некоторые режиссеры боятся показаться излишне требовательными. Я - нет.
- Однако были сообщения, что Коннери попортил Вам нервы...
- В последний день съемок он назвал меня «fuckhead». В тот день он должен был задержать дыхание под водой на
30 секунд, пока над его головой пролетит огненный шар. Они с Ником не могли вынырнуть раньше - тогда бы они обгорели.
Я полчаса уговаривал Ника сделать этот кадр без дублера. Он повторял: «Значит, если я вынырну раньше, то сгорю?» Я
говорил: «Да, раньше вынырнуть нельзя», - словно вопрос о том, что он нырнет, уж решен. В коне концов он согласился.
Шону эта идея и вовсе не понравилась. Он сказал: «Такую сцену нужно было заранее хорошо отрепетировать, fuckhead!»
Я в ответ: «Как мы можем отрепетировать в павильоне трюк с огненным шаром? Это же не монолог на сцене читать!»
Думаю Шон к тому времени устал. Он хотел домой.
По признанию Бэя, самым любимым моментом на съемках «Скалы» стала для него погоня на желтом «Феррари». Когда они
снимали сцену, в которой трамвай пролетает по воздуху более 20 метров, Бэй схватил за руку оператора Джона
Шварцмана и воскликнул: «Странно, правда? Нам платят за то, что мы бьем машины? Мы словно дети, которым дали
дорогие игрушки!».
На тест-просмотре «Скалы» продюсер Брукхаймер был доволен: зрители поставили фильму такие оценки, которые оказались
самыми высокими, за все время продюсерской карьеры Симпсона и Брукхаймера.
|