|
Шон Коннери в фильме «Найти Форрестера»
|
|
На видео вышел фильм «Найти Форрестера» Гаса Ван Санта. Идол американского независимого кино переключился с Rhapsody in blue
на Black and tan fantasy.
В черном-черном Бронксе на черной-черной улице жил был черный-пречерный тинейджер Джамал Уоллес (Роб Браун VI). Он учился в очень черной школе,
скрывал силу своего интеллекта, водился только с черными парнями и играл в самый черный в мире баскетбол. А за его игрой с высоты последнего этажа
невыносимо черного дома следил загадочный белоснежный старик (Шон Коннери). Солнце великой литературы взошло над темным горизонтом судьбы
афро-американского юноши из бедного квартала.
Так в начале фильма «Найти Форрестера» (Finding Forrester) интригует публику ясноокий Гас Ван Сент, большой любитель гениев и проникновенной
мужской дружбы с едва уловимым оттенком интимности. Помилуй, Господи, «Найти Форрестра» не гейское кино. Забудьте про «Мой личный штат Айдахо»,
это не тот Ван Сент. Ни в коем случае не ищите двусмысленности. Разве Робин Уильямс соблазнял Мэтта Дэймона в «Умнице Уилле Хантинге»? Они
лишь доверительно беседовали, обменивались духовным опытом, развивали друг друга и т.д. Умудренный муж вывел морально неокрепшего вундеркинда
из депрессии, излечил социопатию, но и сам получил изрядную психологическую пользу.
Тема настолько близка режиссеру, что, отвлекшись на киноведческий перепев хичкоковского «Психоза», в следующей картине он опять погрузился в нее
уже с новым материалом и новыми силами. Уилл Хантинг загорел, на голову получил мелкий курчавый волос, забыл математику и взялся за перо. Теперь
он нуждается не в социальной адаптации, а в толковом наставнике, которого в трущобах Бронкса не сыскать. Адаптация же необходима Уильяму
Форрестеру, гениальному писателю, сочинившему одну, но самую великую книгу века и уединившемуся (поклон Пинчону и Сэлинджеру) в Бронксе.
|
Шон Коннери в фильме «Найти Форрестера»
|
|
На два часа шестнадцать минут невыносимо тривиального повествования, с которым все ясно уже на шестнадцатой минуте, пришлось два занимательных
момента. Во-первых, хороши титры в духе уличных фильмов Спайка Ли и раннего Ван Сента. Афро-американский Нью-Йорк, данный нарезкой колоритных
кадров, мог бы заворожить надолго, но, к сожалению, начинается сюжетная рутина. Вторая приятность – Коннери на велосипеде. Вроде полная ерунда –
ну едет себе по улице. Но если вырвать картинку из ненавистного контекста, то она кажется очень обаятельной.
Третий момент, увы, в последнюю секунду режиссер у зрителей отнял. Надежде, что в картине так и не появится любимый человек Ван Сента Мэтт Дэймон,
не суждено сбыться. Предыдущий умница все же сыграл крошечную роль адвоката, явившегося сообщить о смерти Форрестера.
Остальное время Джамал уныло бредет навстречу славе. Его переводят из обычной государственной школы в лучшую частную, его ждут баскетбольные
победы и поражения, встреча с белой подружкой, стычки с избалованным юным мажором и с учителем литературы – в прошлом бездарным писателем, а
ныне требовательным критиком. Черному гению поставят небольшие расовые и карьерные барьеры, через которые он неторопливо перелезет. А когда на
одном из них парень застрял, великий и ужасный классик американской литературы спустился со своей башни из слоновой кости и величественно передал
ему лиру, а заодно, сходя в гроб, благословил.
|
Роб Браун в фильме «Найти Форрестера»
|
|
Кстати о Гаврииле Романовиче Державине… Гас Ван Сент дерзко опровергает неизвестного ему русского классика, считавшего, что «в одну телегу впрячь
не можно коня и трепетную лань». Сопряжение Роба Брауна VI (пять поколений Браунов коптили нечистое небо Нью-Йорка, чтобы шестой выбился в люди)
и Шона Коннери тому порукой. Именно глазами трепетной лани наградила природа шестого Роба Брауна. Старым мерином фыркает на весь мир гривастый
Коннери. Расовый контраст подчеркнут режиссером с неприличной визуальной остротой. И нужно это не шалости ради, а чтобы выпятить духовную близость
героев и впрячь их в тяжелую подводу служения слову.
Да и сам Ван Сент прямо-таки трепещет от желания слиться с кем-нибудь темнокожим, хоть с тем же Спайком Ли
Подхалимство белого режиссера, сорвавшегося на пошлое иносказание (белая культура передает черной эстафетную палочку, она же пальма первенства),
выглядит весьма забавно. Не зря же первый кадр фильма – рэпер, непринужденно начитывающий черную поэзию перед камерой.
О фильме «Найти Форрестера»
Текст: Александр Стрелков,
Газета.ru / Парк культуры
Шон Коннери и Роб Браун в фильме «Найти Форрестера»
|