|
Шон Коннери в роли Дениела Дрэвота |
|
«Человек, который хотел быть
королем» был и остается пока самым лучшим фильмом в фильмографии Шона Коннери. Коннери пришел к нему, пройдя через
целый ряд неудач и счастливых совпадений. История началась еще в 1952 году, когда Джон Хьюстон, с детства обожавший
книги Киплинга, обсуждал возможность постановки фильма по коротким рассказам выдающегося писателя, написанным им, когда он
в качестве журналиста жил в Индии. В 1955 году, после окончания «Моби Дика», Хьюстон, получив поддержку инвесторов
отправился в Индию, чтобы закончить сценарий и выбрать места для натурных съемок.
В начале он предполагал, что в ролях, сыгранных позднее в фильме Кейном и Коннери, снимутся Хэмфри
Богарт и Кларк Гейбл. Первый вариант сценария был готов в 1957 году. Но в этом же году умирает Богарт, и Хьюстон
откладывает сценарий до лучших времен, приступив к работе над «Неприкаянными» («Misfits») с Гейблом, Монтгомери
Клифтом и Мэрилин Монро по сценарию тогдашнего мужа Монро, Артура Миллера. Режиссер планировал позднее вернуться к
историям Киплинга, так как Кларк Гейбл продолжал проявлять к сценарию огромный интерес. К сожалению, выдающегося
актера настигает обширный инфаркт, и вскоре после окончания съемок «Неприкаянных» он умирает. И опять Хьюстон
откладывает сценарий об Индии в далекий ящик своего стола.
Однажды он снова попадается ему на глаза, и Хьюстон пишет второй вариант сценария. В 1967 году
он пытается заинтересовать им Брандо, а затем Питера О'Тула и Ричарда Бартона, но снова проект не удается воплотить в жизнь.
В 1973 году, после окончания работы над «Человеком Макинтоша», неудачным шпионским триллером с участием Пола Ньюмена,
Хьюстон пересматривает киплинговскую историю, внося в нее множество своих собственных добавлений. Ньюмену очень
нравилась идея сняться в этом фильме вместе с Робертом Редфордом. Хьюстон вспоминает: «Я послал сценарий Полу,
так как после нашей общей неудачи с «Человеком Макинтоша» мы были полны желания сделать что-то особенно выдающееся».
Ньюмен прочитал сценарий и позвонил Хьюстону. «Мне кажется, это лучший из всех сценариев, которые
я когда-либо читал, - сказал он. - Но, честно говоря, я не думаю, что это для меня. Я полагаю, обе роли должны быть
сыграны английскими актерами. Бога ради, Джон, отдай их Коннери и Кейну».
Продюсер Джон Фореман, также работавший над сценарием вместе с Хьюстоном, немедленно отправляет
экземпляры сценария Коннери и Кейну. В течение недели друзья обсуждали сделанное им предложение и, в конце концов,
пришли к решению заключить контракт на определенных финансовых условиях. Бюджет будущего фильма должен был составлять 5 миллионов долларов.
Как отмечает Хьюстон в своей автобиографии, эти деньги было бы довольно легко достать в старые времена студийной системы. Он бы просто попросил финансировать фильм какую-либо студию и запустил бы его в производство.
Теперь же студии экономили на всем, а некоторые просто не имели никаких средств. Сбор денег из разных источников стал новым методом отыскания необходимых денег на кинопроизводство. Продюсеры, приготовив заранее сценарий и определив актерский состав и режиссеров, вынуждены были искать
группу инвесторов, которые, вложив определенный процент в бюджет фильма, получали затем соответствующую их вкладу прибыль. «Коламбия Пикчес» брала процент от прибыли за права показа фильмов в Европе. Другая компания, «Эллайд Артистс», не имевшая оборудования для кинопроизводства, в основном занималась распространением фильмов, повышая оплату за показ в Северной Америке, при этом принося треть всех средств. Хьюстон назвал эти скрытые от налогов деньги канадскими. Вот так тогда организовывалось финансирование кино.
Множество изменений в эту процедуру могли внести люди, контролирующие ключевые моменты процесса - бухгалтеры, эксперты по налогообложению, адвокаты и другие финансовые волшебники.
«Трудно назвать их творческими людьми, - замечает Хьюстон. - За редким исключением, большей частью они необразованны и ограничены. Однако считается, что раз они действительно способны иметь дело с деньгами, причем редко, когда со своими, у них есть право высказывать свое мнение, как истину в последней инстанции, и диктовать всем, как и что им делать».
Хьюстон произнес эти слова, оглядываясь в прошлое, когда он был страшно недоволен тем, как шел подготовительный период перед съемками фильма. Фореман уже путешествовал по миру в поиске мест, подходящих для натурных съемок, а Хьюстон работал над сценарием в Лондоне, когда к нему прибыли адвокат по имени Петер и администратор «Эллайд Артистс» мистер Вольф. Они представили Хьюстону список изменений, которые компания требовала внести в сценарий. Они также желали обсудить актеров, занятых в картине.
Хьюстон рассказывает, что он выслушал их очень внимательно, был чрезвычайно вежлив и терпелив, и гости отбыли в полной уверенности, что он сделает все, что от него требуется. Конечно, это было совсем не так.
Споры продолжались, создавая осложнения в получении разрешения правительств различных стран на съемки на подвластных им территориях. Конфликты разрешились лишь к началу 1975 года.
Коннери и Кейн были в курсе всего происходящего.
Они согласились на предложенный им в 1973 году гонорар в 250 000 долларов
и 5% от прибыли от проката картины.
Съемки фильма «Человек, который хотел быть королем» превратились в милое, теплое, почти семейное
предприятие, полное приятных случайностей и удовольствий, несмотря на то, что условия были довольно тяжелыми, а традиции
и обычаи окружающей среды казались странными и непонятными, и порой создавали трудности при переговорах с местным населением.
Когда снимали сцены в пустыне, вся съемочная группа жила в небольшом
городке неподалеку. Везде была жуткая грязища, а в воздухе постоянно
носился песок пополам с пылью от высохшего верблюжьего навоза.
У Майкла Кейна тут же воспалились глаза (у актера всегда были проблемы с глазами), а потом воспаление перешло на нос, горло и уши. Как он
рассказывал в своей автобиографии «чуть не помер», но, к счастью, обошлось.
Не смотря на все это, в съемочной группе царила хорошая рабочая обстановка.
Спокойный ход работы был нарушен лишь в начале, когда в газеты просочилась информация о том, что Коннери снова женился.
Коннери и Кейн давно хотели сниматься вместе. И теперь они проводили часы, репетируя свои роли, привнося
в них элементы комического, причем делая это весьма спонтанно. Они играли двух английских солдат, путешествующих по
далекой провинции Кафиристан с целью стать местными царями и, таким образом, завладеть несметными сокровищами.
Как рассказывал Коннери: «Фильм был снят по короткому рассказу Киплинга, в нем всего 22 страницы. Персонажи были
очень интересные. Мы поменяли некоторые события. Фильм снимался так, что рассказ велся от лица одного человека - Пичи. Его играл Майкл Кейн».
«То, что они делали, было похоже на водевиль, - вспоминает Хьюстон. - Все было готово - от меня требовалось только лишь
решить, как лучше всего снимать».
Фильм снимался в Испании и Марокко. Жены также присутствовали в съемочной группе, и весь процесс
очень напоминал нескончаемую вечеринку. Хьюстон, узнав, что Мишелин, жена Коннери, родилась в Марокко, предложил ей
организовать для продюсера Джона Форемана аудиенцию у короля Марокко. Только король мог своим персональным решением
приказать таможенникам не открывать коробки с не проявленной кинопленкой, которая ввозилась в страну. К этому моменту
уже несколько тысяч футов пленки были испорчены. Мишелин выполнила задание. Ювелир короля сопровождал продюсера на аудиенцию,
которая должна была состояться в месте, отдаленном от их лагеря на четыре сотни миль. По дороге продюсер спросил ювелира,
можно ли сделать три золотых медальона, похожих на тот, что висел на шее у Коннери и являлся частью его костюма.
Продюсер хотел преподнести медальоны Коннери, Кейну и Хьюстону на память.
Через четыре дня ювелир прибыл на съемочную площадку и, отдав только что сделанные медальоны продюсеру,
представил ему счет в 15 000 долларов, что было кругленькой суммой по марокканским масштабам. Продюсер извинился, но сказал,
что это для него слишком дорого. Тогда ювелир заметил, что отказ от подарка короля может вызвать дипломатический скандал.
Озадаченный продюсер спросил: «Если медальоны - подарок короля, почему я должен платить по счету в 15 000 долларов?»
На это последовал ответ, что 15 000 долларов - оплата его, ювелира, персональных услуг, и продюсер должен оплатить их.
Деньги для продюсера Джона Форемана всегда были больным местом, постоянным предметом беспокойства.
Платежи от финансирующей проект «Эллайд Артистс», как правило, опаздывали, и ему часто приходилось пользоваться своим собственным
счетом. Каждый день перед ним вставала задача выбора пяти или шести сотен местных жителей из двух тысяч для массовки,
причем никто из них не говорил по-английски, и почти ежедневно каждому нужно было предоставить чистый и свежий костюм.
Обитатели близлежащих селений с восторгом и изумлением наблюдали, как две сотни марокканцев и двенадцать англичан-техников,
построив на вершине горы недалеко от Марракеша древний дворец Сикандергул стоимостью в 500 000 фунтов, через тринадцать недель,
после окончания съемок, полностью его разрушили.
Во время съемок фильма случались казусы и забавные эпизоды. Об одном из них рассказывает Шон Коннери:
«Как-то вместе с моим давним другом Майклом Кейном мы снимались в картине «Человек, который хотел быть королем». Работа шла
в Марокко, в жуткой сахарской глубинке, где единственный очаг цивилизации представляла собой безобразная дискотека, куда вход женщинам в связи
с мусульманской моралью был строго-настрого заказан.
От нечего делать мы с Майклом тоже повадились ходить в эту дыру. Тоска смертная! Под какие-то варварские мелодии мужчины танцуют... с мужчинами!
И вот, сидя однажды у ободранной стойки бара, где подавали только кока-колу, я обратился к Кейну за разрешением потанцевать с его шофером. Майкл
опешил: «Ну ты даешь! А почему бы тебе со своим водителем не потанцевать?» «Знаешь, твой шофер помоложе, он мне нравится
больше» - ответил я. Мы так хохотали, что чуть не умерли от смеха. Я думал нас выведут на улицу».
Джона Хьюстона волновали его собственные проблемы. Актриса, взятая на роль Роксаны, будущей невесты
Дэни Дрэвота (Коннери), очаровательная, стройная девушка с прекрасными волосами, выглядела абсолютно чуждой на фоне
двух тысяч берберов, толпившихся у подножия Атласных гор и жаждавших сняться в массовке.
Однажды Хьюстон, ужиная с Коннери и Кейном и их женами, поделился своими сомнениями. «Она абсолютно
никуда не годится. Она не должна играть в фильме», - сказал Хьюстон. Вдруг его глаза остановились на жене Кейна Шакире.
Индианка, она как раз была той, кого искал режиссер. «О нет, Джон! - воскликнула Шакира, - Я не могу, я никогда в своей
жизни не играла».
Кейн тоже был несколько смущен и повторил то, что сказала его жена. Коннери также был слегка озадачен
возможностью появиться на экране в роли мужа женщины, которую будет играть жена его самого лучшего друга. Но Хьюстон
продолжал проводить свою линию. Он объяснил, что роль Роксаны не требует большого актерского мастерства, за исключением
финальной сцены. В ней Роксана кусает Дэни Дрэвота, у него идет кровь, и старейшины видят, что он не принадлежит к
сонму бессмертных. В конце концов Шакира согласилась. Съемки стали для нее таким же кинодебютом и одновременно последним
появлением на экране, как и для столетнего бербера с Атласных гор, сыгравшего верховного жреца Секандергула и никогда ранее
не видевшего не только камеру, но и какой-либо фильм.
На съемках фильма «Человек, который хотел быть королем». Мост над ущельем.
Для съемок картины, кроме декораций дворца, над ущельем был построен веревочный мост. Именно с этого моста в конце фильма герой Шона Коннери падает в пропасть.
Мост держался всего лишь на двух канатах, а остальные канаты, которые обрубают в фильме жрецы, были бутафорские. За день
до съемок этой сцены Майкл Кейн и Шон Коннери пришли посмотреть на мост. Майкл смог
сделать по нему только несколько шагов, а потом полез обратно на твердую
землю чуть ли не на четвереньках. Как он рассказывает в своей автобиографии, это сооружение
вихлялось под ногами от каждого шага и от каждого дуновения ветра и
создавало впечатление крайне ненадежного сооружения. Шон смог зайти чуть
подальше Майкла, но до середины тоже не дошел.
На следующий день должны были снимать сцену с мостом. Дэниел Дрэвот (Шон Коннери), доходит до середины моста, и в то время, когда рубят канаты, он поет песню, затем мост рушится и Денни падает в пропасть.
Перед съемками этой сцены Шон сказал Хьюстону, что вчера он видел этот самый мост, и тот
выглядел вполне нормально, а сегодня, вроде бы, как-то странно наклонился и
так хорошо уже не выглядит. На что Хьюстон ему ответил, что вся разница
между вчера и сегодня в том, что сегодня Шон ДОЛЖЕН на него войти. Как
пишет Майкл, в самой фразе Хьюстона и в его взгляде был явный вызов.
Шон принял вызов и дошел до самой середины веревочного моста.
|
Костюм Дэниела Дрэвота (Шон Коннери), эскиз Эдит Хэд (Фото можно увеличить) |
|
В своей книге Майкл рассказывает, что смотрел на все это и еле-еле себя сдерживал, чтобы не заорать, чтобы
съемки остановили... Но все сняли нормально – и проход Шона по мосту, и его
крупные планы на середине моста.
Затем снимали само падение героя Коннери. Шон падал с моста в специально натянутую над пропастью сеть, которая находилась ниже моста на 10-15 метров.
А сам трюк с падением выполнял каскадер Джо Пауэлл. На дне ущелья специально для его падения
навалили картонные коробки и маты. Как пишет Майкл, с высоты моста это
местечко, куда должен был упасть Джо, выглядело размером с почтовую марку.
По мнению Майкла, было просто невозможно свалиться с этого раскачивающегося
моста и попасть в такую маленькую цель. Пока Джо летел Майкл по его
собственным словам «чуть не окочурился со страху». Кругом все замерли, даже
на невозмутимом лице Хьстона было заметно волнение. В конце концов, Джо
благополучно приземлился на коробки и матрацы, и все облегченно вздохнули.
Фильм получился замечательным. Особенно хороша была режиссура Хьюстона. Появилось несколько очень
благожелательных рецензий. Никогда ранее игра Коннери не вызывала столь высоких оценок. «Все работает на успех фильма, -
писал Дайлис Поуэлл в «Санди Таймс». - Победа английских искателей приключений, их принятие местными жителями, постепенное
утверждение в статусе бога... Шон Коннери придает богу мощь, высокомерие... Хьюстону удалось уловить самое главное в
литературном первоисточнике, почувствовать стихию авантюризма и бравады, своеобразного куража, увиденного Киплингом в
Индии у английских солдат».
Королевская премьера фильма состоялась в декабре 1975 года в «Одеоне» на Лейсестер-сквер. Коннери на
ней не присутствовал. В Америке также фильм был воспринят вполне благосклонно. Критики утверждали, что Коннери сыграл в
нем свою лучшую роль. «Тайм» поставил «Человека, который хотел быть королем» и предыдущий фильм с участием Коннери -
«Ветер и лев» в число лучших фильмов 70-х годов.
Дальше: Любопытные факты / О рассказе Киплинга
|