|
Джон Хьюстон (John Huston) |
|
Джон Хьюстон (John Huston) -
американский режиссер, актер, сценарист. Родился 5 августа 1906 года, в Неваде (штат Монтана), умер 28 августа 1987 года
в Мидлтоне (штат Висконсин).
Жизнь Джона Хьюстона напоминает авантюрный роман. Сын известного актера Уолтера Хьюстона, он с
трех лет выступал с отцом в водевилях. Хьюстон окончил школу искусств в Лос-Анджелесе и перепробовал множество профессий: был художником, репортером, боксером и
даже лейтенантом мексиканской кавалерии. Изучал живопись в Париже. В Голливуд вернулся в конце 30-х и сразу же обратил на себя внимание
как сценарист. На его счету «Иезавель»; «Хуарес»; «Сержант Йорк»; «Высокая Сьерра» и другие значительные произведения американского кино.
Однако подлинную славу принес Хьюстону режиссерский дебют - фильм «Мальтийский сокол» (1941 год) с Хэмфри Богартом в главной роли.
На вопрос о том, почему он занялся режиссурой, Хьюстон отвечал: «Я стал режиссером, потому что не мог
больше смотреть, как издеваются над моими текстами». «Мальтийский сокол» был поставлен по роману Д.Хэммета. Дэшил Хэммет
вместе с Реймондом Чандлером - одним из величайших американских писателей, который совершил переворот в детективном жанре,
создали так называемую школу «крутого» (hard boiled school) романа, предложив Америке нового героя: частного сыщика - одиночку-индивидуалиста,
«своего среди чужих, чужого среди своих» в большом городе 20-х годов, где идет война гангстерских кланов, а жизнь обесценивается,
как доллар той поры, когда самой твердой валютой в США было виски.
|
Джон Хьюстон (John Huston) |
|
Аналогом нового детектива на экране стал жанр «черного фильма» (noir film) - привлекательная смесь из
детектива и триллера Америки 40-х. Открытие режиссера Джона Хьюстона. Моральная двусмысленность, противоречивость реальных
человеческих характеров переданы в фильме «Мальтийский сокол» нетрадиционными для того времени изобразительными средствами.
Использовались широкофокусные объективы, дающие глубину кадра, но намеренно искажающие лица на крупных планах. Резкий контраст
света и тени как бы олицетворял нравственный хаос, царящий в этом мире. Неестественность интерьеров с нависающими потолками
и сдвинутыми пропорциями подчеркивали необычность происходящего. Съемка ночных сцен именно ночью, при слабом освещении, давала
эффект приближения к реальности. В центре сюжета «Мальтийского сокола» драгоценная безделушка, выполненная в виде сокола; все
подряд предают и убивают друг друга за это сокровище - чтобы убедиться в конце, что он и не драгоценный и не подлинный;
всего лишь свинцовая имитация, подделка, обман. Такова тема - и развязка - большинства хьюстоновских фильмов.
Успех «Мальтийского сокола» породил целую волну подобных картин. Не меньший резонанс имел и фильм Хьюстона
«Сокровище Сьера-Мадре» (1948) пр. «Оскар». На материале судьбы трех бедняков-золотоискателей, решивших стать богачами, он
проследил эволюцию человеческих характеров, показав, что делает с людьми алчность. Его следующий фильм «Кей Ларго» (1948) с
Хэмфри Богартом и Лорен Беколл - одна из самых потрясающих черных историй. Событием в американском кино стали и «Асфальтовые
джунгли» (1950) - история преступления и судеб его участников. Здесь в небольшой роли снялась Мэрилин Монро. Необычное
художественное решение, странные ракурсы, умелая композиция кадров сделали фильм примером разумного перенесения ряда
приемов итальянского неореализма на американский экран.
В 50-х годах Джон Хьюстон снимает фильмы: «Африканская каролева» (1951) с Богартом (пр. «Оскар») и Кэтрин Хепберн;
«Бейте дьявола» (1954) пародию на жанр «черного» фильма, где в главной роли опять выступил Хэмфри Богарт.
Все герои Хьюстона всегда «гуляли сами по себе», будь то богоборец с гарпуном Ахав из «Моби Дика» (1956 г.)
или художник Анри Тулуз-Лотрек из «Мулен-Руж» (1952 г.). Режиссер помещал своих героев в самые безвыходные ситуации. Заставлял
блуждать их там, куда нога человека не ступала и даже не желала ступать: будь то блеклые, с примесью коварного золота,
пески мексиканских пустошей в «Сокровище Сьерра-Мадре» или безликие горные перевалы с жуткими туземцами и ядовитыми
испарениями - тайные тропы Тибета в «Человеке, который хотел быть королем».
|
Шон Коннери и Майкл Кейн в фильме «Человек, который хотел быть королем» |
|
С начала 60-х Джон Хьюстон выступает и как актер. Впервые это произошло в «Кардинале» Отто Примиджера (1963 г.),
а десять с лишним лет спустя Джон поразил всех зловещей фигурой Ноя Гросса в детективном фильме Романа Поланского
«Китайский квартал». Хьюстон снялся в эпизодах многих своих картин, в том числе и в «Казино Рояль», и появился как актер еще в 21 фильме других
режиссеров.
В 1985 году огромной популярностью пользовался фильм Джона Хьюстона «Честь семьи Приции» с участием Джека Николсона - картина
об организованной преступности, снятая в модной манере «черного юмора». «Оскар» за исполнение роли второго плана
получила там дочь мастера Анжелика Хьюстон.
Джон Хьюстон режиссер таких фильмов как: «Корни рая» 1958; «Непрощенная» 1960 с Одри Хепберн;
«Неприкаянные» 1960 по сценарию Артура Миллера с Мэрилин Монро и Кларком Гейблом в главных ролях; «Фрейд» 1962; «Ночь
игуаны» 1964 с Ричардом Бартоном и Авой Гарднер; «Библия» 1966; «Отражение в золотом глазу» 1967 с Элизабэт Тэйлор и
Марлонам Брандо; «Жизнь и времена судьи Роя Бина» 1972; «Человек Макинтоша» 1973; «Под вулканом» 1984 и других.
Последним фильмом режиссера стала экранизация романа Джеймса Джойса «Мертвецы» 1987.
И в человеческом и в творческом плане Хьюстон был колоритной фигурой, по праву занявшей одно из
ведущих мест в истории американского кино.
По материалу:
Е.Карцева, «Режиссерская энциклопедия. Кино США»
Журнал «Видео-АСС» №29, 1995 год.
Фильмы Джона Хьюстона:
«Мальтийский сокол»
|
«Асфальтовые джунгли»
|
«Неприкаянные»
|
«Африканская королева»
|
«Непрощенная»
|
«Моби Дик»
|
Джон Хьюстон / Сканы статей из прессы:
Статьи отсканированы мною для сайта seanconneryfan.ru (старый адрес: sean-connery.narod.ru)
Журнал «Видео-АСС» №29, 1995 год.
Журнал «Видео-АСС» №33, 1996 год.
Джон Хьюстон (John Huston) / Избранная фильмография режиссер:
1987 «Мертвые» / The Dead
1985 «Честь семьи Прицци» / Prizzi's Honor
1984 «Под вулканом» / Under the Volcano
1982 «Энни» / Annie
1981 «Побег к победе» / Victory
1980 «Фобия» / Phobia
1979 «Мудрая кровь» / Wise Blood
1975 «Человек, который хотел быть королем» / The Man Who Would Be King
1973 «Человек макинтоша» / The MacKintosh Man
1972 «Жизнь и времена судьи Роя Бина» / The Life and Times of Judge Roy Bean
1972 «Сытый город» / Fat City
1970 «Кремлевское письмо» / The Kremlin Letter
1969 «Прогулка с любовью и смертью» / A Walk with Love and Death
1967 «Отражение в золотом глазу» / Reflections in a Golden Eye
1967 «Казино Ройяль» / Casino Royale
1966 «Библия» / The Bible: In the Beginning...
1964 «Ночь Игуаны» / The Night of the Iguana
1963 «Список Эдриана Мессенджера» / The List of Adrian Messenger
1962 «Фрейд: Тайная страсть» / Freud ... aka Freud: The Secret Passion
1961 «Неприкаянные» / The Misfits
1960 «Непрощенная» / The Unforgiven
1958 «Варвар и гейша» / The Barbarian and the Geisha
1958 «Корни рая» / The Roots of Heaven
1957 «Бог знает, мистер Аллисон» / Heaven Knows, Mr. Allison
1956 «Моби Дик» / Moby Dick
1953 «Бейте дьявола» / Beat the Devil
1952 «Мулен Руж» / Moulin Rouge
1951 «Африканская королева» / The African Queen
1951 «Алый знак доблести» / The Red Badge of Courage
1950 «Асфальтовые джунгли» / The Asphalt Jungle
1949 «Мы были чужими» / We Were Strangers
1948 «Кей Ларго» / Key Largo
1948 «Сокровища Сьерра Мадре» / The Treasure of the Sierra Madre
1945 «Битва под Сан-Пьетро» (документальный фильм) / San Pietro
1943 «Отчет с Алеутских островов» (документальный фильм) / Report from the Aleutians
1942 «В этом наша жизнь» / In This Our Life
1941 «Мальтийский сокол» / The Maltese Falcon
|