1975 год, США / Columbia Pictures Слоган: Between the wind and the lion is the woman. For her, half the world may go to war.
Режиссер: Джон Милиус
Продюсер: Херб Джаффе
Сценарий: Джон Милиус
Оператор: Билли Вильямс
Музыка: Джерри Голдсмит
Художник: Антонио Патон
Костюмы: Ричард Ла Мотт
В ролях: Шон Коннери (Мулей Ахмед Моххамед Эль Райсули Великолепный), Кэндис Берген, Брайан Кит, Джон Хьюстон, Джеффри Льюис,
Стив Кэнэли, Владек Шейбал и др.
Время: 119 минут.
Бюджет: $ 4,000,000
Премьера в США: 22 мая 1975 года.
Премьера в Великобритании: 26 октября 1975 года.
Премьера в Швеции: 25 декабря 1975 года.
Премьера в Финляндии: 1 января 1976 года.
Премьера в Италии: ноябрь 2002 года (Туринский кинофестиваль).
Показ в Италии: 17 октября 2006 года (Римский кинофестиваль, в рамках ретроспективы фильмов с участием Шона Коннери).
«Ветер и лев» красочный исторический приключенческий фильм,
основанный на реальном случае, произошедшем в начале 20-го века. Американского бизнесмена
похитил воинственный араб Эль Райсули. Разразился дипломатический скандал, быстро
разрешившийся без кровопролития. В руках голливудских сценаристов незначительный
случай в пустыне превратился в огромное событие. Бизнесмен стал женщиной (Кэндис Берген),
похищенной вместе с ее двумя детьми шейхом берберского племени Эль Райсули (Шон Коннери).
Франция, Германия и США, давно стремящиеся подчинить себе этот регион, готовы вступить в вооруженный конфликт. Пока противники бряцают
оружием, пленница находит в Райсули прекрасного собеседника и обворожительного мужчину.
Эль Райсули оказывается очень милым и привлекательным харизматическим лидером, весьма
далеким от образа злодея. Это захватывающий фильм, но с определенным смыслом и
идеями, которые могут уловить внимательные зрители.
Джон Милиус (John Milius). Режиссер и сценарист.
Родился 11 апреля 1944 года в Сент-Луисе.
Джон Милиус, бесспорно, является одной из самых
одиозных фигур американского кино. Человек, сделавший немало фильмов, где сцены насилия и жестокости выходят на первый
план, он одновременно является серьезным профессионалом, талантливым сценаристом, с которым любят работать многие
ведущие режиссеры Голливуда. Он был автором сценариев таких известных фильмов, как: «Пистолет Магнум»
(1973 г.); «Иеремия Джонсон» (1972 г. С. Поллака с Робертом Редфордом); «Жизнь и
времена судьи Роя Бина» (1972 г. Д. Хьюстона с Полом Ньюменом); «Апокалипсис сегодня» (1979 г.); «Прямая и явная угроза» (1994 г.)
и других.
Милиус пришел в кино с университетской скамьи. Работал ассистентом у режиссера А. Гордона. Первая самостоятельная работа
«Марчелло, мне так скучно» (1967) прошла практически незамеченной, и Милиус даже подумывал о том, чтобы «переквалифицироваться»
в сценариста, ибо успех его сценарных опытов превзошел все ожидания. Друзья уговорили Джона вернуться в режиссуру, и картина
«Диллинджер» (1973 г.), история жизнеописания знаменитого гангстера 30-х годов, рассказанная в нарочито жесткой, порой
натуралистичной манере, пришлась зрителям по вкусу. А Милиус нашел свою «нишу» - более всего его интересовало поведение
героя в экстремальных условиях, будь то война, или гангстерская перестрелка, словом «пограничные ситуации», которые
обнажают суть человека, его жестокость, жажду выжить, страх перед смертью.
Режиссер Джон Милиус предложил Коннери сниматься в картине
«Ветер и лев» за самую высокую оплату со времен Джеймса Бонда. Удивительно было то,
что персонажем Коннери стал воинственный арабский вождь, молящийся Аллаху по несколько
раз в день.
Критики тут же заметили, что Аллах будет очень заинтригован - кто это в
центре пустыни, на английском языке с нежным шотландским акцентом обращается к нему
со словами молитвы. Коннери согласился сыграть этого персонажа с большим рвением и
энтузиазмом. Роль ему очень понравилась, но Шон признавался, что фактически ничего не знал об исламе, и ему пришлось заняться изучением вопроса.
Милиус прекрасно понимал, что все ожидают увидеть в этой роли более
мусульмански звучащего актера (например, Омара Шарифа), но он решил, рискнув снимать Коннери, что по крайней
мере, таким образом он даст критикам материал для их умозаключений - им будет за что
уцепиться, оценивая фильм.
Милиус написал сценарий об Эль Райсули семь лет назад, и все эти годы безуспешно пытался
продать его в Голливуде. За это время Милиус стал известным. В 1972 году он написал сценарий фильма «Джеремия Джонсон», в котором снялся Роберт Редфорд, а в 1973 году -
сценарий фильма «Жизнь и времена судьи Роя Бина», в котором в главной роли выступил Пол Ньюмен. Милиус дебютировал в качестве режиссера, ставящего фильм по своему сценарию, в 1973 году в фильме «Дилинджер», где Уоррен Отис сыграл главную роль.
Успех рождает успех,
и в один прекрасный день продюсер, с которым Милиус пообщался в течение некоторого
времени, предоставил ему грант суммой в четыре миллиона долларов на тринадцатинедельные
съемки в различных местах Испании. Несмотря на эту скромную по меркам Голливуда сумму, благодаря мастерству создателей картины фильм «Ветер и лев» выглядит так, будто стоит в несколько раз дороже. В фильме много ярких, запоминающихся сцен и потрясающие съемки в пустыне.
Батальные сцены фильма вполне могут конкурировать со сценами в «Лоуренсе Аравийском».
Чудесная музыка, написанная Джерри Голдсмитом,
получила номинацию Американской Киноакадемии «Оскар». Кэндис Берген, приглашенная сниматься вместо Фэй Данауэй, занятой в «Китайском квартале» Поланского вместе с Николсоном, была великолепна.
Съемки начались в августе 1974 года в Испании.
Натурные съемки были порой утомительны, так как съемочная группа была вынуждена переезжать с места
на место, из одного испанского города в другой, использую в качестве фона, на котором развиваются события, такие объекты, как
Мадридский Палас Отель, выполняющий роль Белого Дома, и Алкасар в Севилье, заменивший
арабский дворец. Несмотря на некоторую усталость, Берген получила большое удовольствие,
работая бок о бок с Шоном Коннери: «Он был джентльменом и другом. Для меня он навсегда останется
Великим Райсули и единственным шотландским бербером».
Как и следовало ожидать, критики не восприняли шотландского бербера, и Коннери стал
предметом многочисленных шуток, но в целом фильм был хорошо принят в Америке. Влиятельный
журнал «Time» отмечал, что Коннери стал выдающимся киноактером, а его исполнение роли
Райсули было и глубоко и интересно.
Роль Райсули в фильме «Ветер и лев» одна из любимых и лучших ролей Шона Коннери в его кинокарьере.
Очень тепло Шон отзывался и о своей работе с Джоном Милиусом, говоря о нем, как об умном и очень талантливом режиссере.
Помимо Коннери в фильме много и других замечательно сыгранных ролей. Образ Теодора Рузвельта, созданный Брайаном Китом был назван одним
из лучших изображений американского президента. Критики стонали, что у Коннери и Кита нет ни одной общей сцены в фильме. Но Милиус находил, что так будет более эффектно -
два выдающихся противника, два властителя, ведут свою схватку, крича друг другу проклятия через весь необъятный океан.
Публика в Великобритании восприняла и сам фильм,
и игру Коннери с меньшим энтузиазмом, так как он в то время эмигрировал, причем сделал
это по соображениям уклонения от налогов, что не прибавляло ему любви на родине.
В других странах Шон приобрел признание и укрепил свою пошатнувшуюся популярность. Это ярко продемонстрировала мировая премьера фильма «Ветер и лев», состоявшаяся в мае 1975 года в мюзик-холле нью-йоркского Радио Сити.
Несомненно, фильм принес определенный финансовый успех, что дало Шону средства для его следующего приключения - постановки фильма «Человек, который хотел быть королем», к которому он и Майкл Кейн готовились почти два года.
Фильм «Ветер и лев» имел хорошие кассовые сборы, но был побит вышедшим в прокат фильмом Стивена Спилберга «Челюсти». Также картина была выдвинута на соискание нескольких престижных кинонаград. Фильм был тепло встречен и в исламском мире.
«Ветер и лев» - фильм интересный, красочный, динамичный с чудесной музыкой, великолепной операторской работой и потрясающими натурными съемками.
Картина будет интересна всем любителям приключенческого и исторического кино.
Захватывающий, очень неточный взгляд на зарю Американского интервенционизма, «Ветер и Лев» представляет Брайана Кита в роли Тедди Рузвельта, решившего установить свое президентское лицо, став президентом после смерти Уильяма МакКинли. Когда повстанческий вождь арабов Мулэй эль Райсули (Шон Коннери), захватывает американку Иден Педекарис (Кэндис Берген) и ее детей, Рузвельт готовится послать морскую пехоту. Одновременно немцы высаживаются с войсками в Северной Африке, надеясь найти способ повернуть ситуацию в свою пользу. Вождь и Иден много говорят о философии, и арабский лидер начинает приобретать геройский имидж в глазах ее сына. В конце концов, под давлением Рузвельта Райзули передает заложников морским пехотинцам, а самого его немедленно арестовывают и сажают в тюрьму германцы. Морские пехотинцы не очень
счастливы такому повороту событий, так как Рузвельт обещал Райзули свободу, если он отпустит пленников, поэтому они занимают город (в сцене почти полностью украденной у Сэма Пекинпа из «Дикой банды»), подняв стрельбу вместе с немцами.
Конечно, фильм многое преувеличивает, а герои становятся почти мультипликационными персонажами, но благодаря великолепному исполнению своих ролей Китом и Коннери, картина срабатывает как мифотворчество.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери» / 1998
«The Films of Sean Connery», Lee Pfeiffer and Philip Lisa / 1997
«Режиссерская энциклопедия. Кино США» / 2002
«Актерская энциклопедия. Кино США» / 1996
«Звезды Голливуда» / Москва, ТЕРРА 1996
О фильме на IMDb