Сидней Люмет (Sidney Lumet) - американский режиссер, актер, сценарист.
Родился 25 июня 1924 года в Филадельфии (Пенсильвания). Окончил Колумбийский университет, учился в Актерской студии. Это один из наиболее
плодотворно работающих американских режиссеров второй половины 20-го века. Уже в детстве выступал на сцене. В 1942-46 гг.
служил в Вооруженных силах США. Преподавал актерское мастерство. С 1950 года ассистент режиссера, а затем ведущий режиссер
в «Си-Би-Эс». С 1951 года снимает для телевидения.
В 1957 году обращается к кинорежиссуре. Первый фильм «12 разгневанных мужчин» мгновенно
прославил Люмета, мастерски воссоздавшего на экране напряженную атмосферу совещания присяжных заседателей, от
вердикта которых завит человеческая жизнь. Действие фильма воспринимается как крайне динамичное, не смотря на то, что
разворачивается в замкнутом пространстве одной комнаты.
Подобный внутренний психологический накал характеризует все лучшие ленты Люмета, герои которого,
как правило, с трудом вписываются в общество, пребывают в конфликте с окружающей их средой, выделяясь
эксцентричностью, упрямством, постоянным отстаиванием достоинства не только личного, но и тех людей, за которых они
борются.
В 60-е годы Люмет снимает такие фильмы как: «Из породы беглецов» 1960 г. (по Теннеси Уильямсу);
«Долгое путешествие в ночь» 1962 г. (по Юджину О'Нилу); «Вид с моста» 1961 г. (по Артуру Миллеру); «Холм» 1965 г. с Шоном
Коннери.
|
«Убийство в Восточном экспрессе». |
|
В 70-е годы Сидней Люмет - один из ведущих американских кинорежиссеров. Лучшие работы этого
периода: «Серпико» 1973 г.; криминальная драма «Пленки Андерсона» 1972 г. с Шоном Коннери; «Должностное
преступление» 1972 г. с Шоном Коннери; «Телесеть» 1976 г.; «Убийство в Восточном экспрессе» 1974 г. (по Агате Кристи).
В 80-е годы продолжает активно работать в жанрах детективного триллера («Смертельная ловушка»
1982 г.; «На следующее утро» 1986 г.), политико-публицистической драмы («Даниэль» 1983 г.; «Власть» 1986 г.), судебного
фильма («Вердикт» 1982 г.).
Другие его фильмы: «Собачий полдень» 1975 г.; «Волшебник» 1978 г.; «Принц города» 1981 г.; «На
холостом ходу» 1989 г.; «Семейный бизнес» 1989 г. с Шоном Коннери.
В фильмах Люмета снимались такие звезды мирового экрана, как: Генри Фонда, Кэтрин Хепберн,
Марлон Брандо, Ал Пачино, Пол Ньюмен, Ингрид Бергман, Шон Коннери, Ванесса Редгрейв, Фэй Данауэй, Дастин Хофман
и др.
Фильмы Сиднея Люмета около 50 раз выдвигались на премию «Оскар» по разным категориям. Он четырежды
представлялся к этой награде как лучший режиссер («12 разгневанных мужчин» (1957); «Скверный день» (1975); «Телесеть» (1976);
«Вердикт» (1982) и один раз как автор лучшей экранизации - «Принц города» (1981). В 1984 г. получил приз фестиваля в
Карловых Варах за достижения в творчестве. Был четырежды женат.
|
|
«Убийство в Восточном экспрессе». |
|
В 1973 году Сидней Люмет предлагает Коннери снова работать с ним и сниматься в фильме
«Убийство в Восточном экспрессе» по одноименному роману Агаты Кристи. Сниматься в фильме также было предложено
целому ряду звезд - Люмет считал, что это необходимо, чтобы вызвать интерес у зрителей к довольно
статичной ситуации, ведь все действие фильма происходит в вагоне запорошенного снегом поезда, стоящего
недалеко от границы Югославии. В картине не могло быть каких-либо потрясающих зрелищных эффектов, поэтому
Люмет решил, что люди, актеры и изображаемые ими персонажи должны восполнить этот недостаток сценария.
Была собрана блистательная группа. Альберт Финни играл знаменитого бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.
Также в фильме участвовали: Ингрид Бергман, сэр Джон Гилгуд, Лорен Бэколл, Ванесса Редгрейв, Жаклин Биссет,
Энтони Перкинс, Венди Хиллер, Майкл Йорк, Ричард Уидмарк и др.
Коннери сразу согласился участвовать в работе над фильмом. Он сыграл в этом фильме одно из
самых традиционных и замечательных исполнений роли за всю свою карьеру - роль полковника Арбатнота,
подозревающегося, как и другие герои фильма, в убийстве.
Сидней Люмет рассказывает: «Прелестная сценка возникла при первой читке «Убийства в
Восточном экспрессе». Пять звезд английской сцены собрались одновременно в Уэст-Энде: Джон Гилгуд,
Венди Хиллер, Ванесса Редгрейв, Колин Блейкли и Рейчел Робертс. Напротив сидели шесть звезд кино:
Шон Коннери, Лорен Беколл, Ричард Уидмарк, Тони Перкинс, Жакли Биссет и Майкл Йорк. Ингрид Бергман и Альберт Финни
служили как бы мостиком между этими двумя мирами. Они начали читать. Я не услышал ни слова. Каждый бормотал
текст себе под нос, разобрать его было невозможно. Наконец до меня дошло происходящее. Кино- и театральные
звезды испытывали по отношению друг к другу благоговейный страх. Классический случай войны миров. Я остановил
читку, заявив, что не понимаю ни слова, и попросил их поговорить между собой, как будто они собрались
на приеме в доме Гилгуда. Джон сказал, что никогда не собирал столько знаменитостей у себя, и атмосфера
разрядилась».
Съемки этого зрелищного, ироничного, с напряженным сюжетом фильма проходили в Элстри в начале
весны 1974 года. В фильме «Убийство в Восточном экспрессе» была замечательная работа художника-постановщика и
художника по костюмам - Тони Уолтона. Рассказывает Сидней Люмет: «Лорен Бэколл появляется на экране в «Убийстве
в Восточном экспрессе» в костюме персикового цвета: юбка до полу и пиджак со шлицей, на голове - шляпка в тон,
украшенная пером цапли. А на Жаклин Биссет - голубое шелковое платье-макси, жакет с горностаевым воротником
и крошечная шляпка с перьями. Ну ясно же, что Тони Уолтон (создавший костюмы) прекрасно знал, что никто не
одевается в дорогу подобным образом. Но реальная одежда в данном случае не имела значения. Мы совершенно не
собирались имитировать настоящие дорожные костюмы. Нашей задачей было погрузить зрителя в мир, ему неведомый,
воссоздать блеск ушедшей эпохи...
|
Шон Коннери в фильме «Убийство в Восточном экспрессе». |
|
Тони Уилтон отправился в Бельгию посмотреть на настоящие вагоны «Вагон-Ли» (вагоны Восточного
экспресса), хранящиеся там. И обнаружил, что не в состоянии сделать ничего столь же роскошного, как эти вагоны.
Тогда он размонтировал несколько купе в Бельгии, снял деревянные панели и переправил их в Англию на корабле. Там их
укрепили на фанерные каркасы, и они превратились в подвижные задники, свободно перемещающиеся в зависимости
от освещения и потребности камеры». А «Восточный экспресс», настоящий, шестивагонный поезд, участвовавший
в съемках фильма, был собран из привезенных из Брюсселя старых вагонов компании «Вагон-Ли», очень красивых,
золото на синем фоне.
Сидней Люмет рассказывает: «Основным «блюдом» стало богатство. Стеклянные панели, настоящее
серебро на столах, бархатная обивка сидений. Мы не смогли найти подходящего ресторана, и Тони оформил мезонин
старого лондонского кинотеатра под вагон-ресторан. Значение придавалось каждой детали. Какой цвет мятного ликера
предпочтительней на серебряном подносе - белый или зеленый? Мы выбрали зеленый. Какие собачки больше подойдут
княгине Драгомировой - французские пудели или пикинезы? Пикинезы. Что лучше смотрится на тележке Стамбульского
вокзала - апельсины или капуста? Апельсины, потому что, рассыпавшись на фоне темно-серого пола, они выглядят
эффектнее...»
Первоначально Сидней Люмет думал дать Ингрид Бергман роль русской княгини Драгомировой.
Рассказывает Ингрид Бергман: «Он прислал мне сценарий, я прочитала его и обнаружила там роль шведской
миссионерши, которая мне очень понравилась. Я перезвонила Сидней Люмету.
- Я хочу играть роль маленькой шведской миссионерши, будто специально для меня написанную. Я постараюсь
изобразить чудный шведский акцент. Мне бы очень хотелось сыграть эту полусонную миссионершу...
Но Сидней Люмет считал, что роль шведской миссионерши для меня недостаточно хороша.
Я старалась переубедить его: «Весь фильм держит Альберт Финни, который играет Пуаро. Все остальные роли
приблизительно одного калибра - маленькие виньетки, и мне кажется, что я буду выглядеть весьма забавно в
этой небольшой партии». Режиссер согласился с Бергман. «Она сыграла замечательно, - вспоминал Люмет, -
хотя и не пыталась показать свою красоту или доказать величие».
Фильм был выдвинут на шесть номинаций Американской Киноакадемии, и в конце концов
Ингрид Бергман получила «Оскар» за роль второго плана.
Для постепенно угасающей британской кинематографии «Убийство в Восточном экспрессе» стало
событием. Это был хороший фильм. Несмотря на такое большое число снимавшихся в фильме звезд, Люмету
удалось закончить съемки вовремя и не выйти за рамки бюджета, составляющего 1,5 миллиона фунтов стерлингов -
ничтожная сумма по масштабам Голливуда. Но в Англии получить такие деньги было несомненной удачей, недаром
о фильме говорилось с употреблением таких определений, как «самый амбициозный» и «самый дорогой».
Прокат фильма принес 19 миллионов долларов, а Агата Кристи, в то время уже
восьмидесятичетырехлетняя старушка, получила королевскую премию. Одним из немногих выходов Агаты Кристи стала
премьера фильма «Убийство в Восточном экспрессе». Несмотря на то, что она считала эту книгу неподходящей для
кино, Агата поддалась на уговоры лорда Маунтбэттена и согласилась доверить свой роман его зятю - продюсеру
фильма Джону Брейборну.
Фильм ей понравился, а Эркюль Пуаро в исполнении Альберта Финни показался ей весьма
убедительным (за исключением жидких усиков), по крайней мере, фильм соответствовал книге.
Рецензии и любопытные факты
|