Экранизация одного из лучших детективов Агаты Кристи откладывалась много раз. Сама Леди детективов была категорически против перенесения этого сюжета на киноэкран - ей казалось невозможным изложить подобную историю в таком формате. Я, давний поклонник Агаты Кристи, именно с фильма «Восточный экспресс» начал свое знакомство с сюжетами этой удивительной женщины. Фильм показался мне настолько классным, что я специально достал роман «Восточный экспресс», по которому он поставлен. Черт меня побери, если мне роман показался хуже! И дважды побери меня черт, если после этого я стал меньше любить фильм. Тут мы имеем дело с абсолютно равноценной экранизацией.
Я уж не говорю о том блистательном актерском составе, который умудрился собрать Сидни Люмет. Само по себе наблюдение за игрой великолепных исполнителей, большинство из которых - живые классики мирового кино, способно доставить эстетическое удовольствие.
Убийство расследует Эркюль Пуаро - один из двух «штатных» детективов Агаты Кристи. Преступление совершено в Восточном экспрессе - шикарном поезде, ходившем от Стамбула до Лондона. Сюжет развивается в 30-е годы, в соответствующих интерьерах, с соответствующими костюмами. Жертва - некто мистер Рэтчетт, американец, путешествующий в сопровождении секретаря с безвольным ртом. Убит он в прескверном стиле - на его теле множество ран, причем самой разной глубины и, так сказать, наполнения. Внешние обстоятельства таковы, что совершенно непонятно, как убийца мог проникнуть в купе мистера Рэтчетта. Есть, правда, форма проводника, неизвестно кому принадлежащая, и потому можно предположить, что злодей воспользовался ею, а потом сбросил и был таков. Наверное, на этой версии и остановилось бы правосудие, если бы в Восточном экспрессе не ехал Пуаро, который, безусловно, восстановит истинную картину происшествия.
Исполнение Пуаро Альбертом Финни - центральный вопрос фильма, поскольку речь идет о единственной главной роли в этой своеобразной постановке. Я видел разных Пуаро, и эталонным считаю Дэвида Суше из телесериала по разным романам Агаты Кристи. Альберт Финни предлагает совсем иную трактовку. Его Пуаро - не просто эксцентричен, он абсолютно, стопроцентно нетипичен, это в любом случае человек, подобного которому вы еще не видели. Его жестикуляцию невозможно предсказать, странное, застывшее выражение лица резко контрастирует с порывистой, энергичной манерой речи. Это какой-то инопланетянин в изысканном костюме, «чужой» с прилизанной прической и тоненькими усиками. Как ни странно, Агата Кристи одобрила такого Пуаро. Единственное неодобрение ее вызвали только усы персонажа...
Впоследствии Сидни Люмет пояснял, почему он пригласил такое немыслимое количество звезд на роли, по существу, второго плана. Действие романа весьма статично, рассуждал Люмет, поэтому собственно сюжетом увлечь зрителя будет сложновато. Значит, надо поразить его россыпью имен, заставить следить за знакомыми лицами. К тому же, звезды - по большей части, профессионалы, и прекрасно понимают любую задачу, которая перед ними стоит. Другое дело - как режиссеру удалось уговорить каждого из них сниматься за мизерный по звездным меркам гонорар (общий бюджет фильма составил 1,5 миллионов фунтов стерлингов). Вероятно, знаменитых и популярных актеров подкупила эксклюзивность съемки - «большая» экранизация Агаты Кристи для начала 70-х была серьезным культурным событием. Я бы не сказал, что из этой актерской россыпи кто-то выделяется - даже Ингрид Бергман, отмеченная за свою роль в «Восточном экспрессе» «Оскаром». Все звезды честно и не без удовольствия делают свою
работу - в итоге, мы получаем какую-то особенную атмосферу, какой-то особенный эффект, когда солнечный свет не слепит глаза, а приятно обволакивает.
Возможно, этот эффект достигается за счет великолепно переданного (как все говорят) стиля 30-х и почти буквально воспроизведенного роскошного интерьера Восточного экспресса? Звезды, привыкшие к роскоши, получают привычную среду. Здесь они абсолютно раскованы и естественны. Им приятно, да и зрителю удовольствие. И еще какое, доложу вам, удовольствие!
Один из наиболее классических случаев преступления
в поезде, которое расследуется по ходу движения, представлен в экранизации знаменитого детектива Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»,
осуществлённой американским режиссёром Сидни Люметом. Он привлёк для участия в этой английской картине 1974 года поистине звёздный ансамбль
исполнителей - от британца Альберта Финни в качестве частного сыщика Эркюля Пуаро до американской шведки Ингрид Бергман, которая, между прочим,
удостоилась и премии БАФТА, и «Оскара» за роль одной из пассажирок - Греты Ольссон, выдающей себя за миссионерку из Африки. И наряду с
элегантностью постановки, в которой Люмет старался соблюсти ретро-среду 30-х годов, следует отметить понимание им подспудных закономерностей в
отношениях человеческого сообщества, оказавшегося на время в замкнутой обстановке.
Некогда (а точнее - в 1957 году, в самом начале своей карьеры в кино) этот режиссёр поразил тем, как настойчиво и упорно выясняли истину
присяжные заседатели в ленте «12 разгневанных мужчин», где действие происходило практически в одной комнате. Вот и в «Убийстве в Восточном
экспрессе» причастными к преступлению (замечателен слоган фильма: «Кто есть кто среди тех, кто сделал это») могут быть именно двенадцать
человек. И неожиданная остановка в пути из-за снежного заноса оказалась помехой для них, надеявшихся, что полиция из ближайшего городка примет
ранее заготовленную версию насчёт таинственного убийцы, который якобы сошёл с поезда. Тут же всем приходится доказывать своё алиби въедливому
Пуаро, уповая только на то, что железнодорожный состав успеют вызволить из «ловушки» к моменту прибытия полицейских.
Даже возникает своеобразный «мотив от противного», переиначивающий хорошо известный новаторский приём Дэвида Уорка Гриффита, который
первым применил в современных эпизодах своего немого шедевра «Нетерпимость» (1916) чрезвычайно кинематографичный принцип параллельного
монтажа. На стремительно несущемся поезде должны успеть доставить официальную бумагу, подписанную губернатором для помилования того, кого
уже ведут на казнь - и над несколькими верёвочками, одна из которых как раз и запустит механизм осуществления смертельного приговора, занесены
ножи, чуть подрагивающие в руках исполнителей. Ну, чем не потрясающий образ - «жизнь, висящая на волоске»! А Сидни Люмет, наоборот, в экранизации
произведения Агаты Кристи переводит этот внешне выраженный (при помощи быстро перемежающихся кадров) конфликт, который можно определить так:
«наперегонки со временем», уже во внутренний, скрытый «саспенс», и он содержится в запутанных перипетиях того, что на самом деле произошло в
спальном вагоне Восточного экспресса.
«Убийство в Восточном экспрессе» Обложка видеоигры
Для съемок фильма были использованы настоящие вагоны Восточного экспресса.
Настоящий, шестивагонный поезд, участвовавший в съемках фильма, был собран из привезенных из Брюсселя старых вагонов компании «Вэгон-Лит», очень красивых, золото на синем фоне.
Посмотреть фотографии можно в статье «УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ; Роман Агаты Кристи (1933) и фильм Сидни Люмета (1974)».
Фильм «Убийство в Восточном экспрессе» был единственной экранизацией произведений писательницы, которой Агата Кристи была полностью удовлетворена. В частности, она
сказала, что исполнение Альбертом Финни роли Эркюля Пуаро было наиболее близко к созданному ею литературному персонажу.
Альберт Финни был третьим, чья кандидатура рассматривалась на роль Пуаро. Сначала на эту роль хотели пригласить Алека Гиннесса (Alec Guinness) и Пола Скофелда (Paul Scofield).
Первоначально Ингрид Бергман предлагали роль княгини Драгомировой.
Ингрид Бергман, шведка по происхождению, так хорошо говорила на английском, что пришлось нанять репетитора для придания ее репликам в фильме сильного шведского акцента.
Заключительная сцена, в которой Пуаро раскрывает преступление, требовала множества ракурсов и углов съемки. Ее невозможно было снимать большим числом камер, так как они бы просто не поместились на съемочной площадке, ограниченной
вагоном-рестораном. Тем более в сцене присутствовали все персонажи фильма. Сцену пришлось снимать большим количеством дублей, что было особенно трудно для Альберта Финни, чей монолог содержал восемь страниц текста.
Звукорежиссер «Убийства в Восточном экспрессе» пригласил «крупнейшего специалиста в мире» по звукам поездов. Он добыл подлинные шумы
не только Восточного экспресса, но и всех составов его класса. Шесть недель он ничем другим не занимался. Главной целью его была первая сцена
отбытия со Стамбульского вокзала. Были собраны все звуки: пыхтение паров и звонок, стук колес, даже едва различимое кликанье, раздающееся при
выключении осветительных приборов.
«Он клялся, что все звуки настоящие. Когда мы перешли к микшированию, (процессу сведения воедино всех
звуковых дорожек)», - рассказывает Сидни Люмет, «Симон - так звали этого виртуоза - буквально умирал от нетерпения. Только тогда я и узнал, какую работу он проделал. Но я также
слышал восхитительную мелодию, написанную Ричардом Родни Беннеттом для этой сцены. Предстоял выбор. Кому-то одному нужно было отказать. Я
повернулся к Симону. Он понял. Он вышел, и я никогда больше его не видел».
Ванесса Редгрейв, сыгравшая в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» роль Мэри Дебенхэм, возлюбленную полковника Арбатнота (Шон Коннери),
исполнила роль самой Агаты Кристи в 1979 году в английской картине «Агата» режиссера М. Гиптэда.
И еще один любопытный факт, экранизация романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» не первый фильм, в котором персонаж, сыгранный Шоном Коннери совершает
путешествие на Восточном экспрессе (и убийство!). Во втором фильме Бондианы «Из России с любовью» Джеймс Бонд (Шон Коннери) именно на Восточном экспрессе едет из Стамбула в Европу в сопровождении Татьяны Романовой. В поезде к ним присоединяется Ред Гранд, подручный террористической организации СПЕКТР.
А в одном из купе Восточного экспресса происходит знаменитая сцена драки между Бондом и Грантом, которая и заканчивается убийством последнего.
В сцене, когда Пуаро пьет мятный зеленый ликер, за окном поезда можно увидеть на дороге современный автомобиль.
Географическая ошибка: Во время размещения пассажиров в поезде можно слышать объявление остановок Восточного экспресса на нескольких языках. София, Белград,
Загреб, Брод, Триест. Брод упоминается после Загреба и перед Триестом, как будто бы он расположен между этими двумя городами. В действительности Брод расположен между Белградом и Загребом.
Время создания страницы: 24 мая 2001 года.
Последнее редактирование: 25 февраля 2012 года.
При создании раздела были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери» / 1998
«Режиссерская энциклопедия. Кино США»
Ингрид Бергман «Моя жизнь»
Джанет Морган «Агата Кристи»
«Видео-АСС Премьер», №33 1996 год.
Сидней Люмет «Как делается кино»
Лора Томпсон «Агата Кристи. Английская тайна» / 2010, Москва «АСТ»
Агата Кристи «Автобиография» / 2008, Москва «Эксмо»
Ричард Хэк «Агата Кристи. Герцогиня смерти» / 2011, Москва «КоЛибри»
«Искусство кино», №10, 11 за 1998 год О фильме на IMDb