1974 год, Великобритания / США. «20th Century Fox», «Lion International», «Rwaley Film & Theatre». В США фильм вышел под названием: «Террористы» (The Terrorists).
Слоган: «Connery Won't Pay»
Режиссер: Каспер Вреде
Продюсер: Питер Роли
Сценарий: Поль Уилер
Оператор: Свен Никвист
Художник: Свен Викман
Костюмы: Эльза Феннел
Музыка: Джерри Голдсмит
В ролях: Шон Коннери (Нильс Талвик), Ян Макшейн, Норман Бристоу, Изабель Дин, Джон Квентин, Роберт Харрис, Джеймс Максвел, Вильям Фокс, Гарри Лендис и др.
Время: 98 минут
Места съемок: Фильм снимался в Осло, Норвегия.
Премьера в Великобритании: январь 1975 год.
Премьера в Норвегии: 13 марта 1975 года.
Премьера в Швеции: 8 сентября 1975 года.
Премьера в Финляндии: 20 февраля 1976 года.
«Выкуп» - триллер, основанный на истории похищения посла Англии в Скандинавии. Мартин Шеперд со
своими сообщниками проникает в резиденцию посольства Великобритании и берет в заложники персонал. Бандиты требуют
освободить из английских тюрем своих товарищей. В это время в аэропорту отряд террористов захватывает авиалайнер с
пассажирами, чтобы вылететь из страны и взять на борт бывших заключенных. Однако при посадке самолет терпит аварию.
Преступники вынуждены ждать окончания ремонта. Теперь время работает против них, тем более, что переговоры с ними
начинает вести полковник Нильс Талвик (Шон Коннери).
Фильм почти целиком снимался в Норвегии. Режиссером стал финн Каспер Вреде, только что получивший
ряд наград за «Один день Ивана Денисовича», что без всяких сомнений стало одной из главных причин того, что Коннери
согласился сниматься у этого режиссера. «Выкуп» был противоречивым фильмом. Продюсеров обвиняли в том, что они делают
деньги на всплеске авиатерроризма.
Норвежская Ассоциация пилотов протестовала против использования аэропорта Осло для съемок. Коннери
вынужден был дать интервью, в котором он объяснял, что одной из целей создания фильма как раз являлось желание показать
пути предотвращения преступлений. Это был скромный фильм со скромным бюджетом. И реакция на него тоже была очень
скромной. В Америке, где для привлечения публики фильм получил интригующее название «Террористы», он также потерпел
фиаско.
«Выкуп» - один из самых незначительных фильмов в фильмографии Шона Коннери.
Группа международных террористов захватывает
британского посла в одной из скандинавских стран. Покуда правоохранительные службы, пикируясь с политиками, ведут переговоры, другая
террористическая группа захватывает гражданский самолёт и требует выдать им и сообщников, и пленённого посла. Однако это лишь видимая
цель акции, то есть правдивая ложь. В основании же айсберга - чудовищный спрут коррупции.
Этот старый фильм, снятый практически без использования трюков, не говоря уж о компьютерной графике, подчинившей себе весь современный
приключенческий кинематограф, этот триллер, внятно и стройно повествующий о неразрывной взаимосвязи международного терроризма и
всеобщей коррупции, о том, что правоохранительные службы могут справиться с террористами лишь в исключительных случаях, лишь
благодаря отчаянным непокорным одиночкам в собственных рядах, этот фильм, появившийся на видеокассетах только сегодня, спустя
почти тридцать лет после выхода на экраны, представляется, во-первых, именно сегодня на нашем видеорынке и очень своевременным и
весьма уместным, а во-вторых, едва ли не самым захватывающе интересным среди множества ему подобных, куда более свежих лент.
В чём причина появления именно этой старой картины на отечественном видеорынке? В участии Шона Коннери? В актуальности тематики? В
художественном качестве фильма Каспера Вреде?
Дело, думаю, не в Коннери, которого в картине могло бы и не быть вовсе (хоть и хорош Коннери, как обычно, но эту роль мог с успехом сыграть
любой другой профессионал). Дело даже не в талантливом сценарии и не в феноменальной камере Свена Нюквиста, полноправного соавтора почти
всех бергмановских шедевров. Дело в серьёзности подхода к проблеме и в зашкаливающей для развлекательного кинематографа правдивости
выдуманного сюжета. Выдуманного в 1974 году, а нынче воспринимающегося как быль. Дело в выводе, напрашивающемся вопреки непременному
для жанра хэппи-энду. А вывод таков: с организованным терроризмом, с терроризмом, намертво спаянным с властными структурами, иначе говоря -
с коррупцией, справиться невозможно. Как, например, с чеченской проблемой.
Кто из ныне живущих в мегаполисах и читающих эти строки может возразить? В том-то и ужас нашей жизни, в том-то и непреходящая ценность
честного искусства.
Впрочем, возможно, что я - вследствие плохого перевода - ничего не понял, и на самом деле вся фишка картины в дьявольской игре спецслужб.
Такой уж вот постскриптум.
«Выкуп» (Ransom / The Terrorists) Боевик / детектив. Тема - печально модная - терроризм. Сюжет и персонажи ленты вымышлены, но тем не менее, она напоминает документальную.
Понимая это, авторами фильма в качестве «оживляжа» привлечен острохарактерный герой - полковник норвежских спецслужб Тальвик (43-летний Ш.Коннери,
известный, как лучший из Джеймсов Бондов). Он имеет репутацию решительного, самостоятельного и несговорчивого даже с собственным начальством
профессионала. Несмотря на команду выполнять все условия террористов, захвативших английского посла, Тальвик затевает опасную игру. Ему претит
заведомая сдача. А противники оказываются на редкость серьезными. Впрочем, приходится сражаться не только с теми, кто по ту сторону баррикады...
Любопытно, что едва ли не главной причиной, бывшего тогда нарасхват Коннери, поучаствовать в «Выкупе» была личность режиссера - финна К.Вреде,
перед этим прославившегося экранизацией «Одного дня Ивана Денисовича» (по А.Солженицину). Кстати, во время съемок общественность бурно
протестовала против зарабатывания денег на всплеске авиатерроризма, а Норвежская Ассоциация пилотов пыталась запретить съемки в Осло.
Ситуация была столь сложной, что Коннери приходилось объясняться перед прессой, что цель создателей фильма - показать пути предотвращения
подобных преступлений. В прокат США лента вышла под «забойным» названием «Террористы», но, несмотря на громкие имена, обернулась провалом.
Конечно же, негативно сказалась и вопиющая малобюджетность этого проекта. Оператор Свен Нюквист. Композитор Джерри Голдсмит. Съемки
происходили в Норвегии.