Filmography Фильмография      

ЗАРДОЗ

Zardoz


 

СЮЖЕТ ФИЛЬМ НАГРАДЫ РЕЖИССЕР ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ
АКТЕРЫ И РОЛИ



Страницы: 1 | 2 | 3 »


1974 год; Великобритания / Ирландия, при участии «XX век Фокс»

Режиссер: Джон Бурмен
Продюсер: Джон Бурмен
Сценарий: Джон Бурмен
Оператор: Джеффри Энсуорт
Музыка: Дэвид Манроу, Людвиг ван Бетховен «7-я симфония»
Декорации: Джон Хосли
Художник по костюмам: Кристэл Крус Бурмен
В ролях: Шон Коннери (Зэд), Шарлотта Рэмплинг, Сара Кестелман, Салли Энн Ньютон, Нилл Бугги и др.
Время: 105 минут

Бюджет: $ 1,000,000

Выход в прокат в США: февраль 1974 год.
Выход в прокат в Швеции: 16 сентября 1974 года.
Выход в прокат в Финляндии: 25 октября 1974 года.
27 марта 2001 – выход в Великобритании (на DVD)

 
 
НАГРАДЫ

1975 год - Номинация на премию «BAFTA» в категории лучший оператор - Джеффри Энсуорт.

1975 год - Номинация на «Hugo Award» за лучшую драму.

 
СЮЖЕТ

В притче Джона Бурмена «Зардоз», осовремененной версии сказки Френка Баума «Волшебник из страны Оз», герой Шона Коннери оказывается в некоем тоталитарном государстве (по типу мрачной утопии Джорджа Оруэла «1984»), подавляющем в людях все человеческое.

2293 год. Перед нами антиутопия: мир разделен на две неравные части, в одной, именуемой Вортекс, созданной искусственным разумом, царят бессмертие, благополучие и спокойствие. Вторая, населенная рабами, насильственно лишенными знаний, погружена в войны и хаос, там царят голод и отчаянье. После ядерной катастрофы от мировой культуры остались только разрушенные здания старых городов, да обрывки книг в заброшенных библиотеках. Смертных, населяющих этот мир, называют Бруталами, они производят пищу для Бессмертных. Чтобы Бруталы трудились и выращивали пшеницу для Вортекса, над ними стоят надсмотрщики - Истребители, сокращающие поголовье Бруталов и насилующие их женщин. Все они поклоняются своему богу - Зардозу.

Иное мы видим в Вортексе. Там обитает масса голых бессмертных небожителей в футуристических декорациях компьютерного мира. Но и высшем мире не все гладко. Их общество делится на Декадентов, Апатичных и Ренегатов, пытавшихся покончить с собой, но возрожденных компьютером, контролирующим все и вся. Бессмертные жители Вортекса хранят знания, накопленные за всю человеческую историю, и не открывают их жителям нижнего мира, находящегося за невидимой глазу стеной, пройти через которую простой смертный не может. Варвар Зэд (Шон Коннери) по случаю обретает знания и становится опасным. Он разрушает утопический мир Вортекса и восстановит естественный цикл жизни-смерти. Актуальная иллюстрация к вечной теме о сне разума.



 
РЕЖИССЕР

Джон Бурмен (John Boorman): кинокритик, продюсер и режиссер. Родился 18 января 1933 года в Шеппертоне, Англии. Начинал как кинокритик в женском журнале и на радио. После армии поступил в 1955 г. работать на телевидение в качестве помощника монтажера. Сменив несколько провинциальных студий, Бурмен вскоре становится заметным режиссером-документалистом на Би-Би-Си. В игровом кино дебютировал фильмом «Поймайте нас, если сможете» 1965. Два американских фильма - «В упор» (по гангстерскому роману Ричарда Старка) и «Ад в Тихом океане» создали ему международную репутацию. Другие его фильмы: «Лев Последний» 1970 г. (приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру) с Марчелло Мастрояни; «Избавление» 1972; «Изгоняющий дьявола-2»; «Экскалибур» 1981 г. (по мотивам легенд о короле Артуре) - один из самых удачных фильмов о рыцарских временах; «Изумрудный лес» 1985 г.; «Надежда и слава» 1986 г.; «Там, где сердце» 1990 г.

Подробнее о Джоне Бурмене читайте на стр. 2

 
ФИЛЬМ

Шон Коннери в роли Зэда

Шон Коннери в роли Зэда

Коннери согласился сниматься в «Зардозе» почти без раздумий. Берт Рейнолдс не смог играть в фильме из-за травмы спины, и Джону Бурману, только что номинированному на «Оскар» за фильм «Избавление» с участием Рейнолдса, срочно требовался известный актер. «Зардоз» был полностью проектом Бурмена - он стал и режиссером и продюсером и сценаристом. «Зардоз» планировался как научно-фантастический фильм, наполненный всеми видами футуристических фантазий, показывающих, как будет выглядеть мир в 2293 году. Нельзя было сказать, что бюджет фильма был очень мал, однако желания и потребности Бурмена ограничивались условиями его спонсоров, компанией «XX век фокс». Бурмен был вынужден пойти на соглашение с этой компанией после того, как две другие крупные компании отклонили его проект из-за стремления режиссера полностью контролировать творческий процесс. Коннери же эта черта Бурмена восхищала. Он был готов ему подчиниться. Бурмен считал, что давление неблагоприятной обстановки дает возможность людям проявить свои самые лучшие качества, особенно это справедливо для звезд.

«Действительно грустно, - говорил редактор Джон Меррит, - «Зардоз» задумывался как дорогая картина, которой был необходим большой бюджет для выполнения всех поставленных задач». Фильм почти полностью снимался в Ирландии. Денег не хватало до такой степени, что вместо того, чтобы одеть актеров массовки в необходимые по сюжету красные сапоги, приходилось их рисовать на ногах ирландцев, принимавших участие в съемках.

Бурмен говорил о Коннери: «Он очень интеллигентный актер. Он все понимает с самого начала. Его игра была настоящим откровением... В нем было нечто мистическое, что лишь ожидало удобного момента, чтобы проявиться. Он следует инстинкту во всем, что делает. Одним из основных его качеств как актера является то, что он четко знает, что будет делать в каждой сцене».

Зардоз Трудно объяснить сюжет и идею «Зардоза». Непросто сформулировать даже причины, по которым этот фильм был снят. Фильм стал самым артистичным и скандальным, самым причудливым созданием Бурмена. В нем было множество экспериментов со светом, цветом, различными отражениями и странными изображениями, созданными специальными зеркалами. Все это позволило критикам в популярных среди интеллигенции журналах писать о фильме в напыщенном и снобистском стиле, претендуя на то, что они все поняли. Их ревю были насыщены терминами, относящимися к науке и проблемам морали. Другие журналисты, мыслящие более приземлено, утверждали, что картина представляет собой претенциозную чушь. Даже обычно весьма терпимый к новаторству в искусстве журнал «Нью-йоркер» назвал «Зардоз» «Блестящей корзиной культурного мусора».

Многие фанаты Коннери, пришедшие на премьеру фильма в кинотеатр «Одеон» на Лейсестер-сквер, разочарованные увиденным, ушли из зрительного зала, не дождавшись окончания фильма.

Несмотря ни на что, Коннери заявил, что получил удовольствие от работы над фильмом, который, как он полагает, очень хорош, но существенно обогнал свое время. Как и Бурмен, он, чтобы понизить стоимость фильма, получил маленький гонорар, рассчитывая на проценты от прибыли.

Фильм «Зардоз» не принес успеха своим создателям, при этом значительно опустошив их карманы. Благодаря своей оригинальности, яркости и нестандартности, а также тому, что почти весь фильм Коннери играл полуобнаженным, картина, несомненно, останется в памяти знатоков кино.  

Эскизы декораций и костюмов к фильму «Зардоз»:

4715x201 38kb 473x314 29kb 475x198 36kb
1204x558 141kb


 

  Джон Бурмен - режиссер удивительный. Снимает он нечасто, но практически каждый его фильм попадает в разряд «важных вех» мирового кино. Причем, большинство из них откровенно скучны - парадоксальным образом скучны. Идея гениальна, способы воплощения гениальны, а захватывающей истории, действа не получается.

Ему, наверное, нужно было избрать другую профессию или жанр - художник, дизайнер, перфомансист. Но он избрал кино, и практически каждый его фильм - находка для кинокритика и киномана. Я могу через пару лет и не вспомнить, о чем та или иная работа, но отдельные кадры так и стоят перед глазами.

Британец Бурмен работает в дорогостоящем производстве, да еще стремящемся к примитиву, каковым является Голливуд. Поэтому его «идеальный фильм» вряд ли сможет появиться на свет. Он просто отрабатывает контракт. Но в его душе настоящего художника постоянно накапливаются феерические образы, головокружительные эстетические решения. И время от времени происходит творческий взрыв...

Снять «Зардоз», каковой и можно считать максимально приближенным к идеальной модели, Бурмену удалось лишь благодаря тогдашней моде на антиутопии. Благодаря жесткой конкуренции множества студий, когда не скупились и не регламентировали. (К сожалению, последний «творческий выброс» режиссера произошел аж в 1990-м году - «Дом там, где сердце». После чего его работы вообще потеряли вкус. Полагаю, что «За пределами Рангуна» (1995) и «Портной из Панамы» (2001) «вехами кино» уже не станут.)

Идея «Зардоза» наверняка возникла при первых упоминаниях термина «золотой миллиард». Ибо о таковой модели общества идет в фильме речь. Здешнее человечество (23 век по Р.Х.) делится на три категории: бруталы, экстерминаторы и бессмертные. Первые - просто чернь, «бесконтрольно» размножающаяся и носящая одежды черных и серых цветов. Вторые - эдакие живописные крепыши с револьверами, в двуликих масках и опоясанные красными пулеметными лентами. Они едят только мясо и «контролируют» рождаемость первых с помощью непрерывной резни. Третьи живут в идиллических оазисах, окруженных невидимыми защитными полями, носят ну совершенно древнеегипетские одежки и действительно бессмертны. По-моему именно отсюда растут ноги вот этой фигни со Шварцнеггером... как ее?.. а, «Шестой день»! Считка памяти погибшего, до последней секунды, точная реконструкция прототипа и т.д. - только слово «клон» не употребляется. Но здесь ресурс «избранных» побогаче - они обладают сверхъестественными способностями и не стареют. Биологический возраст добавляют только в качестве наказания - за вольнодумство, например.

Экстерминаторов «курирует» один из избранных, ставший для них богом по имени «Зардоз» (по названию сказки Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз» - «The wiZARD of OZ»). Только он способен остановить бойню и с помощью экстерминаторов заставить бруталов заниматься земледелием. Потому что даже среди бессмертных идут диалектические процессы. Кроме бессмертных старцев-ренегатов есть еще «апатики». Эти биологически молоды, но совершенно безжизненны. И те и другие живут в своеобразных резервациях и нуждаются в еде. Стало быть, не все благополучно и среди избранных, не все управляемо. У них может обнаружиться нечто общее - усталость от бессмертия, например. И тогда у идеальных с генетической точки зрения экстерминаторов, детей жесткого природного отбора, появляется третья задача.

Антиутопия Бурмена в некотором роде уникальна. В ней весьма умело соединены элементы типичного коммерческого фильма и элитных конструкций в духе Кубрика и Годара. Столь идеального их баланса, по-моему, никто не достиг. После банальной конной атаки нам вдруг предлагают некую схватку умов и воль в эзотерическом духе. Никто не будет вульгарно рвать рубильник для отключения защитного поля - процесс происходит на каком-то фрейдистском подуровне, непонятно даже на каком из подуровней...

Честно говоря, не знаю как обстояли дела на Западе, но у этой работы есть все кондиции для статуса культовой. Даже удивительно, почему она так скромно представлена в нашем видеообороте. Ее можно пересматривать бесконечно, и что самое ценное - в разных качествах. То как экзотический боевик, то как философскую притчу, то просто как красивую штучку, а то и как чувственную работу, вроде «Ночного портье». (Недаром Шарлотта Рэмплинг практически одновременно снималась в обоих этих фильмах. Вообще, специфический эротизм Рэмплинг заслуживает отдельной монографии).

Я вот именно так «Зардоз» и смотрю.

John Silver Personal Video - Игорь Галкин


 

 
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  Роль Зэда должен был играть американский актер Берт Рейнолдс, но он отказался от съемок из-за болезни.

  Имя «Зардоз» образовано из двух слов, взятых из заглавия известной сказки Лаймона Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз» (The Wonderful WiZARD of OZ).

  Фильм снимался в графстве Уиклоу (Ирландия), а начальные кадры фильма – пейзаж Земли будущего – были сняты рядом с домом режиссера Джона Бурмена в Ирландии.

  Во время подписания бумаг правительство Ирландии сначала отказало режиссеру и продюсерам завезти в страну оружие, необходимое для съемок картины, из-за высокой террористической активности того времени.

  Финальные кадры картины, где постаревшие Зэд и Консуэлла умирают и превращаются в скелеты, переснималась три раза подряд. Первый раз повредилась пленка, во второй – помощник режиссера случайно засветил негативы. Эти задержки чрезвычайно раздражали актеров, которые должны были оставаться в гриме довольно продолжительное время.

  Режиссер картины появляется здесь в небольшом камео в роли раба, занимающегося земледелием и застреленного героем Коннери.

  Револьвер Зэда - Webley Fosbery. Револьвер Webley - Fosbery 1896 года был разработан для вооружения армии английским конструктором Винсентом Фосбери (Vincent Fosbery). В июле 1900 года началось серийное производство револьвера конструкции Винсента Фосбери, получившего название «Webley - Fosbery Automatic Revolver». С производства револьвер был снят в 1918 году, хотя и числился в каталогах фирмы Webley & Scott Revolver and Arms Co. до 1939 года. Всего в период с 1900 по 1918 год было выпущено около 4 750 револьверов Webley - Fosbery 1896. Официально револьвер не состоял на вооружении Англии по причине того, что в случае осечки патрона барабан револьвера невозможно повернуть вручную.
(Webley Fosbery)

  После окончания съемок в фильме «Бриллианты вечны» (1971) Шон Коннери отказался играть Джеймса Бонда. Как рассказывал Бурмен, в тот период Коннери было трудно найти работу в кино, таким образом, Бурмен смог нанять Коннери очень дешево для этого проекта. Денег на фильм было выделено мало, и чтобы сократить траты Шон Коннери отказался от услуг шафера и сам приезжал на съемки на своей машине.

Дальше о режиссере


 

 

Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 7 февраля 2009 года.

При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери»
О фильме на IMDb



Страницы: 1 | 2 | 3 »

 

 
 

СЮЖЕТ ФИЛЬМ НАГРАДЫ РЕЖИССЕР ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ
АКТЕРЫ И РОЛИ

Постер к фильму


ФОТОГРАФИИ


Фотографии из фильма »

Постеры к фильму »

GIF анимация »

 
 
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


О фильме на IMDb »

Rottentomatoes.com »

Starpulse.com »

Архив фантастики »

Zardoz »

Badmovies.org »

Zardoz »

Zardoz - utc.fr »


Видео:

Видеоролик »

 
 
 

 
 
 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2015 © Irina Kabanova_Anna   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.