ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНОВ АГАТЫ КРИСТИ
(продолжение)
|
Альберт Финни (Эркюль Пуаро) в фильме «Убийство в Восточном экспрессе». |
|
Журналисты спрашивали Агату о предстоящих съемках по роману «Убийства в Восточном экспрессе»: не беспокоит ли ее предполагаемое обилие звезд
среди исполнителей - Альберт Финни, Джон Гилгуд, Лорен Бэколл, Шон Коннери... «Да, если это так, думаю, будет раздражать». На самом деле, посмотрев фильм,
Агата Кристи не высказала к нему претензий. Приобретя стойкую идиосинкразию к кинематографу после опыта сотрудничества с MGM - она, например, неоднократно
отклоняла поступавшие от Голливуда просьбы разрешить экранизацию «Пассажира из Франкфурта», - Агата согласилась на съемки «Восточного
экспресса» отчасти потому, что с такой просьбой к ней напрямую обратился лорд Маунтбаттен, с которым она в 1969 году переписывалась относительно «Убийства Роджера Экройда» и чей зять лорд Брабурн хотел снимать фильм.
«Как вы знаете, - писал ей лорд Маунтбаттен в конце 1972 года, - вся моя семья - поклонники Агаты Кристи... И все мы считаем, что ни один из фильмов, сделанных до сих пор, не отдает должного духу Агаты Кристи».
«Должна откровенно признаться, что в отношении фильмов по моим книгам я нахожусь в сложном положении, - отвечала ему Агата. - Мне больно смотреть их - такие ужасные сценарии, такой плохой подбор актеров... Твердо отказывать в разрешении всем, кто делает кино, и строго придерживаться этой позиции гораздо легче, но, несмотря на все это, я с удовольствием познакомлюсь с Вашим зятем».
В 1974 году фильм вышел и произвел фурор.
Американскому режиссеру Сидни Люмету удалось воссоздать в фильме атмосферу тридцатых годов - атмосферу книг Агаты Кристи. А какие актеры там играли! Начнем с Альберта Финни в роли Эркюля Пуаро. Среди прочих - Лорен Бэколл, Шон Коннери, Майкл Йорк, Ингрид Бергман, Ванесса Редгрейв, Джон Гилгуд... великолепное созвездие, сумевшее придать фильму таинственность, романтичность и шик.
«Столько ярких звезд мы пригласили не ради коммерческого успеха, - рассказывал Сидни Люмет, - нам важно было выдержать стиль. Огромное спасибо спонсорам, рискнувшим нанять знаменитостей, ведь это очень опасно. Звезде не скажешь, что денег не хватает и поэтому гонорар придется урезать».
У критиков картина тоже в целом имела успех, хотя Дороти Оулдинг он не понравился («но я чувствовала, что мне следует помалкивать»), а журнал «Тайм» выступил с едкой рецензией, в которой содержался следующий язвительный, хотя и не совсем несправедливый пассаж: «Похоже, все было бы куда интереснее, если бы Шона Коннери или Ингрид Бергман, а не исполняемых ими персонажей, подозревали в совершении бесчестного поступка».
Винсент Кэнби из «Нью-Йорк таймс» сравнил фильм «Убийство в Восточном экспрессе» с «упоительным любовным посланием»,
рассыпая похвалы притягательному, всколыхнувшему память о былом духе ушедшей эпохи. Дань восхищения была адресована не только книге Кристи, но и блеску
старого Голливуда. Недаром голливудская «Киноакадемия» отметила этот фильм шестью номинациями на «Оскар».
Фильм «Убийство в Восточном экспрессе» положил начало новой манере экранизации книг Агаты Кристи: «Смерть на Ниле» и «Зло под солнцем» стали замечательными блокбастерами, обладавшими высочайшими доступными экранизации достоинствами.
Актерский состав фильма «Убийство в Восточном экспрессе».
На лондонскую премьеру «Убийства в Восточном экспрессе» Агата прибыла на инвалидной коляске. Тем не менее почтенная Дама Британской империи выглядела очень элегантно в своем норковом палантине и держалась молодцом. На показе присутствовала королева Елизавета и сопровождающие Ее величество лица. Когда Агату представили королеве, она поднялась на ноги и простояла достаточно долго, потому что кроме королевы Англии королева детектива желала поприветствовать, как полагается, и королевскую дочь, принцессу Анну.
Это был феерический вечер. Для создателей фильма само собой. Но в особенности - для Агаты. Когда фильм закончился, ее пригласили на банкет, устроенный в честь премьеры в отеле «Клариджес».
Вот что писал Макс, муж Агаты, в своих «Мемуарах»: «Агата была безмерно счастлива. Я хорошо помню такую сцену: полночь, лорд Маунтбаттен ведет Агату к двери банкетного зала и, прощаясь, почтительно пожимает ей руку».
Это было ее последнее появление перед лондонской публикой.
После смерти Агаты Кристи ее дочь Розалинда ревностно следила за тем, чтобы репутацию Агаты не портили некачественными изданиями и фильмами. И у нее имелись для этого веские основания. Когда Агата уже серьезно болела, в ФРГ сняли фильм «И не осталось никого» (1974), съемки проходили в Иране, в них, среди прочих актеров, участвовал шансонье Шарль Азнавур и давний знакомый Агаты, сэр Ричард Аттенборо. В Америке фильм выпустили в прокат под названием «Десять маленьких индейцев». Винсен Кэнби из «Нью-Йорк таймс» заявил, что данный фильм из разряда тех, которые «позорят всякого, кто причастен к их появлению...».
В 1978 году Розалинда подала иск на компанию, приступившую к съемкам фильма «Агата» по одноименному роману Кетлин Тинан, посвященному пресловутому
исчезновению героини в 1926 году. Розалинда была удручена настолько, что даже написала письмо в лондонскую «Таймс»: «Хочу воспользоваться
возможностью уведомить всех, что согласия на съемки никто из нашей семьи не давал, никаких советов у нас не спрашивали. Мы против этих съемок и чрезвычайно огорчены
происходящим». Суд не смог остановить съемочный процесс. Фильм все-таки вышел на экраны. И хотя он получил лестные отзывы, Розалинда навсегда невзлюбила кинопродюсеров, для которых не существует элементарных этических норм.
В том же, 1978 году студия MGM, вдохновленная грандиозным успехом «Убийства в Восточном экспрессе», сняла «Смерть на Ниле».
Розалинда побывала на съемках. Говорят, она подошла к Питеру Устинову и сказала, что его Пуаро был совершенно на себя не похож. И всемирно известный актер вроде бы
ответил: «Был. Но теперь похож, мадам. Теперь похож». Фильм снимали в Египте, критики хвалили его так же пылко, как «Убийства в Восточном
экспрессе». Кассовые сборы составили примерно пятнадцать миллионов долларов, что гораздо меньше, чем сборы от первого фаворита зрителей.
Однако студию это не смутило, в 1980 году она предприняла экранизацию романа «И в трещинах зеркальный круг».
Название фильма - «Зеркало треснуло» (The Mirror Crack'd). Состав, разумеется, звездный. Мисс Марпл - Анджела Лэнсбери. А еще Элизабет Тейлор, Рок Хадсон, Ким Новак. На радость поклонникам.
Кино получилось - настроение, ритм, все в точку, все совпало. Газета «Варьете» оценила фильм: «Чуть менее энергичный, но не менее захватывающий, чем «Убийство в Восточном экспрессе»». В 1982 году ЭМИ экранизировала «Зло под солнцем», но этот фильм публика приняла уже не так горячо, хотя производители вроде бы не отступили от апробированной «формулы успеха». Пуаро снова сыграл Питер Устинов, его партнерами были великолепные Мэгги Смит и Джеймс Мейсон. Въедливый Винсент Кэнби из «Нью-Йорк таймс» написал тогда: «Фильм примечателен чувством стиля, не более того. Впрочем, это не так уж и мало».
На телеэкраны произведения Агаты Кристи попали только в начале восьмидесятых, компания «Агата Кристи лимитед» позволила наконец телевизионщикам экранизировать детективы Агаты. Сама писательница телевидение не признавала, воевала с ним, считала, что на телевизоре неплохо смотрится ваза с цветами, а смотреть на экран совсем не обязательно. Розалинда, в отличие от своей мамы, относилась к телевидению лояльно. Но согласилась на сотрудничество с лондонским «Телевидением выходного дня», лишь оговорив ряд условий. Так в развлекательных программах появился «Час с Агатой Кристи». Десять фильмов по рассказам Кристи были приняты великолепно.
|
«Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше. |
|
Успех этого сериала вдохновил компанию Си-би-эс на съемки двух телефильмов. В 1973 году зрителям показали «Карибскую тайну» и
«Сверкающий цианид» - и снова грандиозный успех. Теперь уже в Би-би-си решили, что пора браться за Кристи всерьез. Сериал «Мисс Марпл»
был начат в 1984 году, роль прозорливой старой девы исполняла Джоан Хиксон. А в 1989-м «Телевидение выходного дня» запустило сериал
«Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше. Этого актера порекомендовала Розалинда, которой он очень приглянулся в сериале по книге тома Шарпа «Блотт в помощь».
Оба сериала Розалинду порадовали, там все соответствовало книгам ее матери, и сюжеты, и антураж, и облик главных героев. Сериалы купила Америка - для Общественного телевидения, потом их приобрела и кабельная американская сеть «Артс энд энтертейнмент». В общем, сериалы про мисс Марпл и Пуаро принесли компании «Агата Кристи лимитед» немалую прибыль и продолжают приносить.
В 1993 году миссис Розалинда Хикс учредила «Общество Агаты Кристи», призванное охранять наследие ее матушки. Председателем оного стала сама Розалинда, а вице-председателями - Джон Хиксон и Дэвид Суше.
Спустя семь лет Розалинда и Мэтью подарили дом Агаты Кристи Гринвей-хауз и его замечательные сады и огород «Британскому национальному трасту», теперь за судьбу уникального особняка можно было не волноваться.
Розалинда умерла в 2004 году, принадлежащая ей собственность была оценена примерно в шестьсот миллионов долларов. Ее супруг Энтони умер через год. Мэтью Причард вскоре передал Национальному трасту и все остальные строения и службы на землях Гринвей-хауза. Ему хотелось, чтобы в дом его бабушки могли прийти все желающие, ведь интерес к ее творчеству и ко всему, что касается ее личности, по-прежнему велик.
После реставрации, которая обошлась в семь с половиной миллионов долларов, Гринвей-хауз был открыт для посетителей - в феврале 2009 года.
«Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше.
ИСПОЛНИТЕЛИ РОЛИ ЭРКЮЛЯ ПУАРО:
Эркюль Пуаро (фр. Hercule Poirot) - литературный персонаж легендарной английской писательницы Агаты Кристи, один из самых известных вымышленных детективов,
главный герой 33 романов и 51 рассказа, написанных между 1920 и 1975 годами, и поставленных по ним фильмов, телесериалов, театральных и радиопостановок.
Итак, в роли Эркюля Пуаро побывали:
Актеры и роли: Ингрид Бергман
|