На склоне лет королева детектива вспоминала: «Я с восторгом вдыхала этот запах серы, так не похожий на запах парохода, немножко маслянистый, легкий, далекий - запах, который меня всегда угнетал, потому что обещал морскую болезнь.
А поезд - большой торопливый поезд, шумный, дружеский, со своим пузатым пыхтящим паровозом, выбрасывающим к небу облака пара, как будто говорящий мне: «Надо ехать, надо, надо ехать!» - поезд - это друг. Всю жизнь я мечтала проехаться в «Восточном экспрессе».
Часто, направляясь во Францию, Испанию или Италию, я видела его в Кале. И мне всегда хотелось сесть в него. «Симплон - Милан - Белград - Стамбул»...» Но то были лишь мимолетные встречи. А судьбоносное знакомство 1928 года - еще впереди.
И до и после леди Кристи множество людей попадались на этот крючок. «Папа» Orient-Express, инженер Жорж Нагельмакерс, умел продавать свой товар.
Название «Восточный экспресс» отлично передает суть и приковывает внимание. Восток всегда ассоциируется с тайной, волшебством. Кто знает, не умчит ли он пассажиров в зачарованное место, где летают ковры-самолеты, журчат фонтаны и цветут диковинные цветы?
«... Если эта идея привлекает вас и вы не боитесь пуститься в путешествие длиной в две тысячи километров, движимые одной только энергией пара, мы будем рады, если вы присоединитесь к нам во вторник 10 октября. В среду ночью мы предполагаем быть в Вене...» - письма такого содержания получили в начале осени 1883 года сорок
богатых и знаменитых, избранных Нигельмакерсом. Они должны были стать свидетелями его триумфа - первого рейса «Восточного экспресса». Мужчинам-пассажирам рекомендовалось взять с собой в дорогу оружие, дамам - спать в своих купе одетыми (в путешествии все могло случиться). Гости Нигельмакерса отбыли со Стамбульского вокзала в Париже в поезде номер 505, в состав которого входило два спальных вагона, вагон-ресторан, багажный вагон и вагон для персонала.
...«Вагон сильно дернулся... Они припали к окну, вглядываясь в темноту длинного перрона, наблюдая, как мимо них медленно проплывают тусклые станционные огни. «Восточный экспресс» отправился в свой трехдневный путь через всю Европу...» (А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»).
|
Жорж Нигельмакерс, тот кто придумал «Восточный экспресс».
|
|
«Восточный экспресс» отчаливал в Лондонском тумане и высаживал своих пассажиров через три дня среди минаретов и пальм. Из вокзальных громкоговорителей до них доносились названия легендарных городов, и жили они в восхитительно замкнутой и приглушенной атмосфере купе, салон-вагонов и вагонов-ресторанов. Негельмакерс объединил Европу неподражаемым стилем своего поезда. В начале 80-х годов XIX века передвижения на большие расстояния были для европейца настоящей проблемой.
Бесконечные пересадки, экипажи, паромы превращали путешествие в весьма рискованное предприятие. Идею «Восточного экспресса» Нагельмакерсу навеяли составы, придуманные американцем Джоном Пульманом, - чтобы пересекать Соединенные Штаты со всеми удобствами катящихся по рельсам гостиниц. Рельсы уже объединили Северную Америку. Теперь очередь за Европой, решил Нигельмакерс и, вооружившись эскизами и расчетами Пульмана, а также заручившись поддержкой короля Бельгии Леопольда II, основал Compagnie Internationale des
Wagon-Lits et des Grands Express Europeens - «Международную компанию спальных вагонов». «До сих пор состоятельные любители приключений, если у них выпала пара свободных недель, отправлялись в лес Фонтенбло или к Ла-Маншу. Теперь они едут в Константинополь», - писал корреспондент «Фигаро», один из участников самого первого рейса 1883 года. Нигельмакерс был коварен. Он вознамерился создать не просто поезд, а уютный мирок, из которого пассажиры просто не могут найти выхода, запутавшись в занавесках генуэзского бархата,
задохнувшись в ароматах haute cuisine («высокая кухня». - Прим. ред.). В ход пошло все - кожа из Кордовы, красное дерево, итальянский велюр, столовое серебро. Все это великолепие озаряли хрустальные газовые рожки. За короткое время была проделана титаническая работа - создана новая инфраструктура, станции, вокзалы, мосты. Wagons-Lits владела не только поездами, но и целой сетью отелей в стиле Orient-Express. После всей роскоши, которую пассажиры вкушали «на борту» поезда, им требовалась некоторая помощь, чтобы вернуться к реальности.
Лучшие отели Каира, Константинополя, Остенда, Монте-Карло, Парижа и Лиссабона взяли на себя эту миссию. Для «Ориента» не существовало границ. В то время (ах, эта бель эпок!) европейцу, направлявшемуся в Стамбул, достаточно было просто вручить свою визитную карточку стюарду, дабы он позаботился обо всем, и... предаться блаженному трехдневному отдыху.
Или вообще остаться инкогнито - персонал экспресса славился своей деликатностью в подобных вопросах, так как купе часто занимали люди с громкими именами. Такой сервис приобрел политическое значение. Германский кайзер избрал
«Восточный экспресс» для своего визита к последнему оттоманскому султану. Глава Германии строил всяческие интриги, желая, чтобы отправной точкой на пути из Европы в Стамбул был Берлин, а не его недруг Париж.
У королевы Румынии были иные мотивы для путешествия на «Ориенте».
Всем было известно, что свободное время она посвящает сочинению стихов. Всякий раз по окончании вояжа королева приглашала всех пассажиров к себе во дворец - послушать ее стихи. А отказать ей не осмеливался никто. Но самым экстравагантным пассажиром «Восточного экспресса» был царь Болгарии Фердинанд.
Когда поезд прибывал в его страну, он торжественно встречал его, сопровождаемый большой свитой, после чего... залезал в кабину машиниста и брался за рычаги. Любитель быстрой езды, царь гнал так, что пассажиры начинали жаловаться. Пришлось Нагельмакерсу с максимальной дипломатичностью напомнить Фердинанду, что поезд все же не игрушка.
В 1901 году, когда умерла английская королева Виктория, «Восточный экспресс» оказался заполнен королями, принцами, царями, герцогами и князьями, в который раз оправдав свое прозвище - «Поезд монархов». Все они, отправляясь на траурную церемонию, предпочли воспользоваться этим видом транспорта. Перед персоналом сразу встала проблема соблюдения протокола. Было очень трудно определить, кто из королей или принцев имеет право проходить по вагону другого, а кто - нет. Что касалось самых титулованных пассажиров, то по их коридору не имел права проходить никто, что, безусловно, создавало определенные трудности.
Бичом поезда были клопы, жившие во всех щелях деревянных вагонов и набрасывавшиеся на сочных пассажиров, невзирая на чины и титулы. Поезд также не раз спасал жизнь своих пассажиров. Так, свергнутый король Румынии бежал из своей страны именно на «Восточном экспрессе». А армянского нефтяного магната Гульбенкяна «Ориент» спас от гнева турецкого паши. Всю дорогу из Стамбула в Европу Гульбенкян прятал в купе своего сына, завернутого в персидский ковер.
Пока Агата Кристи подрастала в родном Девоншире, «Синий экспресс» переживал свои лучшие времена. На стыке веков среди английской знати стало модно снимать или покупать итальянские палаццо, и поезд Жоржа Нигельмакерса пришелся очень кстати. Роскошная публика легко заполняла в Кале дорогие купе. Сара Бернар, Бальзак, Флобер, Теофиль Готье, Георг V, Мата Хари, Кемаль Ататюрк - каждый в свое время воздал должное уютным купе «Ориента». Все закончилось в Первую мировую войну. Изысканные вагоны стали перевозить солдат. Компания Wagons-Lits находилась на грани краха. В эти тревожные времена особая судьба выпала вагону номер 2419, когда-то бывшему обычным вагоном-рестораном на линии Париж - Шербур. С началом военных действий он превратился в передвижной штаб генерала Фоша.
Именно в нем в Компьенском лесу близ станции Ретон было подписано соглашение о перемирии.
«Восточный экспресс»
После войны вагон вернулся на линию, но его приключения на этом не закончились. Спустя много лет этому же вагону суждено было сыграть довольно унизительную роль в триумфе Адольфа Гитлера, который после оккупации Франции настоял на том, чтобы вагон номер 2419 доставили на станцию Ретон - и в нем снова было заключено перемирие. Затем по приказу Гитлера вагон вместе с договором доставили в Берлин и выставили на всеобщее обозрение. В 1945 году, поняв, что поражение неизбежно, фюрер распорядился взорвать несчастный вагон номер 2419 - Гитлер не хотел, чтобы история повторилась...
После Первой мировой казалось, что Европе уже никогда не стать прежней. Большинство вагонов подвижного состава «Восточного экспресса» оказалась утерянным. Но компания Wagons-Lits не дремала. Люди должны воспрянуть духом, осознать, что мир наконец наступил. И помочь в этом должен «Восточный экспресс». Компания построила новые вагоны, на сей раз из металла. Менее роскошные? Как бы не так! Внешне они будут напоминать прежние - синие, с позолотой, но внутри...
«Нет слов, кухня была отменной. Лишь когда они наконец перешли к нежному сыру, собеседник Пуаро позволил себе отвлечься от еды. Он был в той степени сытости, когда обычно уже тянет пофилософствовать. «Обладай я гением Бальзака, - вздохнул он, - я описал бы все это!» - повел он рукою вокруг». (А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»).
Роскошнее «Восточного экспресса» мог быть только сам «Восточный экспресс».
Новый, возрожденный. Приглашенные компанией Wagons-Lits знаменитые дизайнеры, в том числе Рене Лалик, взялись за создание шедевра «ар-деко». Такое не снилось даже покойному Жоржу Нагельмакерсу. Лалик сотворил и подарил «Восточному экспрессу» сказочное стеклянное панно, обилие бронзовых украшений и знаменитые розовые абажуры. На стенах висели акварели Делакруа, к услугам читающей публики была библиотека. Отдельного внимания заслуживал ресторан в стиле салонов времен Людовика XV.
«Ориент экспресс» был раем для гурманов. «Еда здесь, надо признать, удивительно хороша», - замечал Эркюль Пуаро, знавший в этом толк. Доходило до того, что люди специально садились на поезд в Базеле, обедали и выходили в Инсбруке. Пока пассажиры наслаждались ужином, стюарды превращали их купе из гостиной в спальню и ставили возле кровати ночные туфли. В экспрессе, как в старинном замке, имелось свое приведение - некий джентльмен средних лет в костюме бежевого цвета, который занимался всем, чем положено заниматься добропорядочному приведению, то есть возникал ниоткуда, проходил сквозь стены и исчезал...
«Восточный экспресс»
1928 год был нелегким годом для Агаты Кристи. К этому времени она уже признанный автор детективных романов. Начало им положило «Таинственное происшествие в Стайлз», за ним последовали «Убийство на поле для гольфа», «Тайна замка Чимниз», «Убийство Роджера Экройда».
У супругов Кристи подрастает дочь Розалинда, в свободное время они играют в гольф в своей усадьбе «Стайлз» в пригороде Лондона. Ничего не предвещало беды. Череда несчастий началась со смерти горячо любимой матери писательницы. Неожиданно муж Агаты Арчибальд признается в связи со своей секретаршей и просит развода. В апреле 1928 года суд принял решение о разводе супругов Кристи. Агата чувствует себя опустошенной, она даже не может писать. И тогда она решает уехать. «Прежде мне не приходилось, да и желания не было, - но теперь я подумала: сейчас или никогда. Или я вечно буду привязана лишь к тому, что надежно и хорошо известно, или проявлю инициативу и стану более самостоятельной. Я поеду совершенно одна. Вот теперь-то и станет ясно, что я за человек - слишком ли зависима от других, чего всегда опасалась. Я могла дать волю своей страсти к путешествиям по новым местам - какие приглянуться. Я могла в любой момент изменить свое решение. Мне ни с кем, кроме себя, не нужно было считаться. Посмотрим, как мне это понравится. Я ведь знала, что у меня характер, как у собаки - пока кто-нибудь не поведет, сама гулять не пойду. Может такой мне и суждено навсегда остаться? Я надеюсь, что это не так», - вспоминала Агата Кристи в старости.
Она забронировала купе в «Восточном экспрессе». Это путешествие, на которое Агата решилась, чтобы прийти в себя, подарило ей сюжеты для новых романов и нового мужчину, который стал ее самой большой любовью...
«Путешествие оправдывало все мои ожидания. После Триеста поезд шел через Балканы, по Югославии. Я с восторгом наблюдала из окна совершенно новый для меня мир - горные ущелья, по которым двигался поезд, запряженные осликами тележки и живописные фургончики, группы людей на вокзальных платформах... Иногда я выходила из вагона на станции... и наблюдала, как отцепляют от нашего состава огромный локомотив и заменяют его на нового монстра с совершенно другими надписями и эмблемами. На второй вечер поезд сделал остановку, и пассажиры высыпали полюбоваться Киликийскими воротами. Перед нами передстала картина фантастической красоты...». (Агата Кристи «Автобиография»).
Читать дальше
СТРАНИЦЫ:
1 |
2 »
О фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Еще статья по теме: «Убийство в Восточном экспрессе» - роман Агаты Кристи и фильм Сидни Люмета
О фильме «Из России с любовью»
«STORY», № 2, февраль 2008 год.
Наталья Клевалина
Официальный сайт журнала «STORY»
«Восточный экспресс» сегодня.
|