С молодым археологом Максом Маллоуэном Агата познакомилась на Востоке, на раскопках древнего шумерского города Ур. Обратно в Англию они ехали вместе - накануне возвращения Агата подвернула ногу, и Макс
три раза в день под руку водил ее в вагон-ресторан. В Милане случилось приключение. Макс с Агатой вышли из вагона и спросили своего стюарда, сколько будет стоять поезд. «Двадцать минут», - был ответ. Парочка решила, что успеет дойти до фруктовой лавки и обратно, но когда они вернулись на перрон, оказалось, что поезда и след простыл.
«Мы испуганно переглянулись, вспоминала Агата, на помощь пришел один из станционных служащих. Он предложил нанять машину и догнать поезд на следующей станции - Домодоссоле. И началась погоня, как в кино». Путешествие еще сильнее сблизило Макса и Агату. Объяснение произошло на борту все того же экспресса. Поезд шел вдоль побережья Итальянской Ривьеры. «В полудреме я сидела в углу, откинувшись на спинку своего дивана, - вспоминала Агата. - Макс вошел в мое купе и сел напротив. Приоткрыв глаза, я обнаружила, что он внимательно меня изучает. "У вас истинно благородное лицо", - сказал он. Это меня так удивило, что я проснулась чуть больше». (Агата Кристи. «Автобиография»).
«Восточный экспресс» сделал ей два поистине бесценных подарка. Сначала вырвал ее из пучины одиночества, а после - наделил счастьем. 11 сентября 1930 года в Эдинбурге в маленькой часовне при соборе святого Коломбо Агата Кристи и Макс Маллоуэн обвенчались. Все тем же «Восточным экспрессом» молодожены направились в Венецию. Начался их медовый месяц. Макс работал на Востоке, так что Агата скоро потеряла счет своим поездкам, и все эти годы ее не покидала идея как-нибудь отблагодарить «Восточный экспресс»... Но как? Очень просто - она ведь писатель. В 1933 году она пишет свой самый знаменитый роман «Убийство в Восточном экспрессе». Сюжет ей подсказало происшествие, имевшее место в январе 1929-го года,
когда экспресс застрял в восьмидесяти километрах от Стамбула из-за снежной бури. Когда температура упала до минус двадцати пяти, пассажиры предприняли попытку пробиться сквозь заносы, но это было невозможно. Вагон-ресторан не работал, и двое пассажиров, вооружившись револьверами, отправились на охоту. Удача улыбнулась им - они подстрелили на ужин волка. Турецким властям понадобилось пять дней, чтобы вызволить людей из снежного плена. Самой Агаты Кристи в этом рейсе не было, но о нем много писали в газетах, так что она легко могла представить, как все было на самом деле. Писательница отлично знала устройство поезда, и это дало ей возможность загадать одну из своих самых удачных загадок. Снеговые завалы, задержавшие поезд, по сюжету спутают карты двенадцати убийцам. Поезд с его совершенно закрытым пространством сам уже являлся как бы персонажем книги.
Редко в каком-нибудь романе королевы детектива все расписывалось с такими подробностями. Очаровав Агату-пассажирку своими почти что театральными декорациями, «Ориент» подстегнул воображение Агаты-писательницы. Сама детективщица не собиралась упоминать «Восточный экспресс» в заголовке романа, но на этом настоял ее издатель. Роман приобрел бешеную популярность, а с ним и сам «Восточный экспресс», хотя, казалось бы, куда уж больше...
|
Агата Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», обложка книги.
|
|
В наши дни в восстановленном «Восточном экспрессе» можно встретить актера, загримированного «под Пуаро», который не дает пассажирам скучать, предлагая им сыграть в ролевую игру и самим найти убийцу. Писатели и режиссеры сделали из «Восточного экспресса» поезд шпионов и убийц. Одних только романов, действие которых происходит в нем, насчитывается около двух десятков. Если бы к полупрозрачному господину в кремовом костюме прибавились все, кто погиб в экспрессе на страницах книг, то привидений в спальных вагонах было бы больше, чем пассажиров. Флеминговский Джеймс Бонд, как истинный англичанин, предпочел покинуть Стамбул именно «Восточным экспрессом» (в романе «Из России с любовью»).
В сопровождении своей очередной возлюбленной этот шпион-джентльмен благополучно прибыл во Францию, по дороге отправив на тот свет парочку недругов.
«В купе было тихо, лишь металлический лязг отражался в стенах Симплонского туннеля. Позвякивали стаканы и деревянные панели на стенах. В соседнем купе и во всех остальных вагонах люди спокойно спали или, быть может, бодрствовали, размышляя о своих жизнях, строя свои маленькие планы... А совсем рядом - по тем же горячим рельсам, ведомая тем же мощным локомотивом, - неслась смерть». (Иен Флеминг «Из России с любовью»).
А вот Грем Грин, в отличие от скромной Агаты, специально использовал название поезда в заголовках своих романов, дабы они лучше продавались. За основу для одного из них он взял еще более экстремальное происшествие, случившееся с экспрессом осенью 1931 года. Вечером 21 сентября «Ориент»,
как обычно отправился из Будапешта в Париж. Вскоре после отъезда, когда поезд проходил по высокому виадуку, в одном из вагонов произошел взрыв. 20 человек погибли на месте, 120 были тяжело ранены. Среди оставшихся в живых была актриса «Мулен-Руж» Жозефина Бейкер, знаменитая «черная лилия». Пока к виадуку спешила помощь, она успокаивала оказавшихся в ловушке перепуганных людей импровизированным концертом.
Виновником случившегося оказался профашистски настроенный офицер венгерской армии. Он заявил, что хотел таким образом проучить разъезжающих в роскошных вагонах праздных атеистов, а заодно освободить мир от коммунизма.
По Европе снова тянуло ветром войны. Гитлер терпеть не мог «Восточный экспресс». Еще бы, ведь создателем его был бельгиец, а отправлялся он из Парижа.
«Ориент» был слишком французским. После своего прихода к власти Гитлер запретил деятельность компании Wagons-Lits на всей территории Третьего Рейха. Это стало закатом эпохи «Ориента», ведь он был символом единой Европы.
Действие в фильмах «Убийство в Восточном экспрессе» и «Из России с любовью» происходят в знаменитом поезде.
Экспрессу не суждено было пережить Вторую мировую. В 1947 году компания покойного Жоржа Нагельмакерса обнаружила, что большинство ее вагонов разбросаны по всей Европе. Одни использовались как домики рабочих путейцев, другие - как передвижные госпитали, третьи вообще потерялись. Те вагоны, которые удалось разыскать, были в ужасном состоянии. А когда над континентом опустился железный занавес, реставрировать вагоны стало незачем. Негельмакерс, должно быть, тогда перевернулся в гробу. Его мечта о том, что «Ориент» объединит Европу и уничтожит границы, рушилась на глазах. Его вагоны отправились в переплавку, все, кроме тех счастливчиков, которые обрели приют в европейских музеях. «Синий поезд»
оказался никому не нужен - он больше не был самым скоростным, с этого пьедестала его быстро потеснил авиатранспорт. Когда «Восточный экспресс» совершил свое последнее путешествие и об этом написали в газетах, первой реакцией большинства людей на это сообщение был возглас: «Господи, а я-то думал, его давно нет!»
Какие сны видели одинокие вагоны, покрывающиеся музейной пылью? ...Дамы в шелках, голубой сигарный дым в персиковом свете абажуров, музыка бель эпок, наигрываемая тапером в вагоне-салоне?..
Но в 1974 году «Ориент-экспресс» в который раз воскрес. Правда, не по-настоящему, а на киноэкране. Режиссер Сидни Люмет снял свое «Убийство в Восточном экспрессе». Съемки проходили в настоящих вагонах «Ориента», но Люмету удалось отыскать только два - купейный и вагон-ресторан. Это действительно выли раритеты. Оба вагона были 1920-х годов выпуска, оба курсировали до 1939 года между Лондоном и Венецией.
Возрожденный «Восточный экспресс».
Трудно сказать, видел ли фильм Люмета американский магнат-судовладелец Джеймс Шервуд, в 1977 году купивший большую часть лотов на аукционе Сотби, проходившем в Монте-Карло. Это был самый необычный аукцион года. Компания Wagons-Lits выставляла на продажу пять своих вагонов. Первые два вагона за приличную сумму достались королю Марокко. Шервуду достался вагон-ресторан за 290,000 франков и два спальных вагона - по 255,000 каждый. Вскоре после аукциона Шервуд связался с Wagons-Lits:
есть ли у них еще вагоны для продажи? Все в компании недоумевали. Каких же размеров сад у господина Шервуда? Однако планы американца простирались гораздо дальше - он задумал реанимировать «Восточный экспресс» и открыть линию Лондон - Париж - Венеция. 400 мастеров со всей Европы более двух лет реставрировали экспресс. Это обошлось Шервуду в тридцать один миллион долларов. Заново была создана инфраструктура для двух оживших поездов. Вагоны Шервуда имели имена - Люсиль, Вера, Гвен. В 1982 году «Синий поезд» восстал из мертвых.
Свое первое путешествие он совершил из Лондона в Венецию 25 мая. Все тот же синий бархат сидений, панели красного дерева. Казалось, круг замкнулся. Но новый «Восточный экспресс» стал не более чем игрушкой для богатых туристов, которые, заплатив большие деньги, готовы предаться на его борту элегантной игре со временем. Что и подтвердили люди, собравшиеся проводить поезд. Перрон вокзала Виктории пестрел костюмами 20-х годов прошлого века - это было похоже на карнавал. Шервуд хотел, чтобы, как и прежде, поезд завершал свой путь в Стамбуле на вокзале Сиркези. Но Европа все еще была разделена на Восток и Запад, поэтому конечным пунктом маршрута стала Венеция. Только после падения Берлинской стены путь на Стамбул был открыт.
Пусть в «Ориенте» больше не ездят магнаты, дипломаты, короли и шпионы.
На него стоит сесть хотя бы ради того, чтобы почувствовать, как «время теряет сколько-нибудь важную роль», как говорила Агата Кристи. Замечательные слова...
Агата Кристи не успела увидеть возрожденный «Ориент». Последнее свое путешествие на Восток они с Максом совершили в 1960 году - уже не на «Восточном экспрессе». «Жаль, что сегодня уже никто не относится к паровозу как к другу», - вздыхала седая леди Агата (королевой ей было пожаловано дворянство). По ее словам, одним из самых дорогих ее воспоминаний была остановка «Восточного экспресса» у Киликийских ворот в вечерней тишине, которые оказались для нее воротами в новую жизнь.
В январе 1976 года королева детектива сошла на той станции, которая рано или поздно ожидает всех.
«Восточный экспресс» сегодня.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПАССАЖИРУ
Обслуживание «на борту» строится по принципу «все включено».
- В поезде ныне существует три типа купе - двухместное с диваном-кроватью, двухместное с кроватями на двух уровнях и сьют со спальней и гостиной.
- Ванной комнаты в купе вы не найдете, только умывальник. Купе - точная копия старых, на рубеже веков ванн в «Ориенте» не было
- Завтрак по традиции сервируется в купе, ланч и ужин проходят в ресторанах
- Их в «Восточном экспрессе» три: «Лалик», «Китайский» и «Северная Звезда».
- Будьте готовы к тому, что за алкогольные напитки придется заплатить - они не входят в стоимость билета.
Цены на билеты варьируются в зависимости от класса купе и времени гола.
- Маршрут до Стамбула (6 дней, 5 ночей) обойдется приблизительно в 5000 евро.
- Более короткий вариант - Лондон - Париж - Венеция (2 дня, 1 ночь) - стоить будут около 2000 евро.
- Существуют также однодневные поездки по Британии с посещением какой-нибудь достопримечательности - всего за 250-400 евро.
- В стоимость билета обязательно входит посещение музеев.
В повседневные обязанности стюарда входит встретить пассажира, проводить его до купе, позаботиться о паспорте для таможни, утром - сервировать завтрак, вечером - превратить купе из гостиной в спальню. Правда, ночных туфель у кровати в
«Ориенте» больше не ставят.
Каждое утро вас будет посещать метрдотель, чтобы получить распоряжения относительно ланча и ужина.
К привычному набору «Ориента» - библиотека, рестораны, салон, клуб - ныне прибавился бутик, где можно купить сувениры с символикой компании Wagons-Lits.
А также все, что может понадобиться путешественнику, то есть зонты, портфели, дорожные фляги, наборы ручек, несессеры и портмоне.
СТРАНИЦЫ:
1 |
2 »
О фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Еще статья по теме: «Убийство в Восточном экспрессе» - роман Агаты Кристи и фильм Сидни Люмета
О фильме «Из России с любовью»
«STORY», № 2, февраль 2008 год.
Наталья Клевалина
Официальный сайт журнала «STORY»
Эмблема на вагоне «Восточного экспресса».
|