1989 год, CША / «Gordon Company»; «Regency International Pictures»
Слоган: Ограбление - отличный повод собраться вместе!
There's nothing like a good robbery... to bring a family together.
Режиссер: Сидней Люмет
Продюсер: Лоуренс Гордон
Исполнительные продюсеры: Бертт Харрис, Дженифер Огден
Сценарий: Винсент Патрик по своему собственному роману
Оператор: Анджей Бартковяк
Музыка: Си Колеман
Художник: Роберт Гуэрра
Художник по костюмам: Энн Рот
В ролях: Шон Коннери (Джесси МакМаллен), Дастин Хоффман, Мэттью Бродерик, Розанна ДеСото, Джанет Керролл, Виктория Джексон, Билл Маккотчеон, Дебора Раш и др.
Время: 110 минут
Сборы в США: $ 12,195,695; первый уикенд: $ 2,130,024 (17 декабря 1989 года на 1201 экране).
Премьера во Франции: 13 декабря 1989 года.
Премьера в США: 15 декабря 1989 года.
Премьера в Западной Германии: 18 января 1990 года.
Премьера в Аргентине: 22 февраля 1990 года.
Премьера в Швеции: 23 февраля 1990 года.
Премьера в Финляндии: 4 мая 1990 года.
Джесси (в превосходном исполнении Шона Коннери) - бывалый вор, драчун и ловкий аферист, ему давно пора на покой, но и на склоне лет он не утратил воровского азарта. Это
весьма удручает его сына Вито (Дастин Хоффман), который давно встал на честный путь: теперь он торгует мясом,
хотя торговля ему уже порядком осточертела. Вито не желает иметь ничего общего со своим крутым папашей, и надеется,
что его сын Адам (Бродерик) станет первым членом их семьи без криминального прошлого. Поэтому, когда Адам вдруг предлагает деду и отцу, провернув
изящное ограбление, заработать целый миллион долларов, шокированный Вито отказывается наотрез. Однако Джесси `гениальная` идея Адама
кажется очень интересной. Чем станет для уникальной воровской семьи это рискованное дело - очередной причиной для ссоры или удачным поводом
собраться вместе?
Замечательный режиссер, Сидней Люмет, привык ставить на актерские работы и на динамичный сюжет. Не изменил он этому правилу и в
«Семейном бизнесе». Действие в одноименном романе Винсента Патрика (он же автор сценария), который
взялся экранизировать блестящий голливудский профессионал, развивается стремительно, и в то же время в книге имелся немалый потенциал для
создания полнокровных характеров. Это и помогло Люмету собрать по-настоящему звездную команду. Шон Коннери, который подружился с
Люметом после совместной работы над фильмами «Холм» (1965), «Пленки Андерсона» (1971) и «Убийство в Восточном экспрессе» (1974),
играет деда с богатым криминальным прошлым. Дастин Хоффман, который всего на семь лет моложе своего экранного отца, играет сына Коннери. Привлечь внимание молодежи к фильму призван был Мэтью
Бродерик в роли шустрого внука Коннери и сына Хоффмана, перед которым открывалась блестящая карьера. Криминальные гены, однако, сбили
его с толку: он задумал провернуть «крутое» дело и... позвал в подельники отца и деда. Зритель, еще не видевший картину, сразу же начнет
сопоставлять не только возраст актеров, но и их национальное происхождение: как раз это обстоятельство в фильме не сокрыто, но, наоборот,
остроумно обыграно. Люмет не зря сражался с тройкой амбициозных звезд: каждый из трех не без конфликтов притирался к напарникам, но
воистину незаменим в своей роли».
Сидней Люмет (Sidney Lumet) - американский режиссер, актер, сценарист.
Родился 25 июня 1924 года в Филадельфии (Пенсильвания). Окончил Колумбийский университет, учился в Актерской студии. Это один из наиболее
плодотворно работающих американских режиссеров второй половины 20-го века. Уже в детстве выступал на сцене. В 1942-46 гг.
служил в Вооруженных силах США. Преподавал актерское мастерство. С 1950 года ассистент режиссера, а затем ведущий режиссер
в «Си-Би-Эс». С 1951 года снимает для телевидения.
В 1957 году обращается к кинорежиссуре. Первый фильм «12 разгневанных мужчин» мгновенно
прославил Люмета, мастерски воссоздавшего на экране напряженную атмосферу совещания присяжных заседателей, от
вердикта которых завит человеческая жизнь. Действие фильма воспринимается как крайне динамичное, не смотря на то, что
разворачивается в замкнутом пространстве одной комнаты.
Подобный внутренний психологический накал характеризует все лучшие ленты Люмета, герои которого,
как правило, с трудом вписываются в общество, пребывают в конфликте с окружающей их средой, выделяясь
эксцентричностью, упрямством, постоянным отстаиванием достоинства не только личного, но и тех людей, за которых они
борются.
В 60-е годы Люмет снимает такие фильмы как: «Из породы беглецов» 1960 г. (по Теннеси Уильямсу);
«Долгое путешествие в ночь» 1962 г. (по Юджину О'Нилу); «Вид с моста» 1961 г. (по Артуру Миллеру); «Холм» 1965 г. с Шоном
Коннери.
В 70-е годы Сидней Люмет - один из ведущих американских кинорежиссеров. Лучшие работы этого
периода: «Серпико» 1973 г.; криминальная драма «Пленки Андерсона» 1972 г. с Шоном Коннери; «Должностное
преступление» 1972 г. с Шоном Коннери; «Телесеть» 1976 г.; «Убийство в Восточном экспрессе» 1974 г. (по Агате Кристи).
В 80-е годы продолжает активно работать в жанрах детективного триллера («Смертельная ловушка»
1982 г.; «На следующее утро» 1986 г.), политико-публицистической драмы («Даниэль» 1983 г.; «Власть» 1986 г.), судебного
фильма («Вердикт» 1982 г.).
Другие его фильмы: «Собачий полдень» 1975 г.; «Волшебник» 1978 г.; «Принц города» 1981 г.; «На
холостом ходу» 1989 г.; «Семейный бизнес» 1989 г. с Шоном Коннери.
В фильмах Люмета снимались такие звезды мирового экрана, как: Генри Фонда, Кэтрин Хепберн,
Марлон Брандо, Ал Пачино, Пол Ньюмен, Ингрид Бергман, Шон Коннери, Ванесса Редгрейв, Фэй Данауэй, Дастин Хоффман
и др.
Фильмы Сиднея Люмета около 50 раз выдвигались на премию «Оскар» по разным категориям. Он четырежды
представлялся к этой награде как лучший режиссер («12 разгневанных мужчин» (1957); «Скверный день» (1975); «Телесеть» (1976);
«Вердикт» (1982) и один раз как автор лучшей экранизации - «Принц города» (1981). В 1984 г. получил приз фестиваля в
Карловых Варах за достижения в творчестве. Был четырежды женат.
Шон Коннери и Мэттью Бродерик в фильме «Семейный бизнес»
В фильме «Семейный бизнес» Шон Коннери сыграл роль отца Дастина Хоффмана, который лишь на семь лет
моложе Коннери и дедушку Мэттью Бродерика. Фильм ставил старый друг Коннери Сидней Люмет. Эта компания стареющих суперзвезд
и актеров самых разных возрастов была не случайна и сформировалась она не только по причине требований сценария. Все было
наоборот - сценарий был выбран такой, чтобы дать возможность этим актерам встретиться на одной съемочной площадке. Если бы
этот сценарий не был найден, был бы написан другой.
В 80-е годы стало ясно - чтобы привлечь публику разных возрастов, в фильме вместе должны сниматься
звезды, которых обожали любители кино старше 35 лет, и кумиры молодых. Так, выглядело вполне разумно занять в картине
«Семейный бизнес» трех самых известных кинозвезд - Коннери, Хоффмана и Бродерика, что стоило примерно 12 миллионов долларов.
Коннери играл роль Джесси МакМаллена, ведущего своего сына и внука на миллионное преступление. В процессе работы возникли
некоторые трудности со сценарием. Коннери хотел придать своему герою больше твердости. Винсент Патрик, переработавший свой
роман в сценарий для фильма, рассказывал об этом так: «Мне казалось, что дед обладает достаточно твердым характером до того
момента как я встретился с Коннери». Однако даже сам автор поддался влиянию Коннери и изменил свое мнение. «Вы вдруг
чувствуете, что он ближе всех к Кларку Гейблу, что он кинозвезда старого времени. Все знают и любят его. В каждом его
появлении на экране присутствует удивительное очарование».
Шон Коннери и Мэттью Бродерик в фильме «Семейный бизнес»
Появлялись и другие трудности, которые необходимо было преодолеть. Стиль игры Хоффмана основывался на
методе, который Коннери отверг для себя, заменив строжайшей дисциплиной. Но, несмотря на это, Коннери расслабился и, по
словам режиссера Люмета, прекрасно подыгрывал импровизациям Хофмана. Бродерик же все время чувствовал себя так, как будто
Коннери, наблюдая за ним всем своим видом демонстрировал свое нежелание видеть «этого нахального парня». За спиной двух
старших партнеров Бродерик без особого пиетета изображал их. Кто-то рассказал об этом Коннери, и тот спросил: «А почему бы
ему ни сделать это для меня?» «Он вас боится», - последовал ответ. «Правильно, - сказал Коннери, - он должен меня бояться».
Фильм «Семейный бизнес» не имел такого успеха, который мог бы иметь. Несколько слабая режиссура и плохо
выстроенный сюжет, а также плохое экономическое положение в стране привели к тому, что сборы едва смогли покрыть лишь
гонорары трех звезд. Специальное исследование показало, что большую роль во всем этом сыграло появление «Бэтмена» на
видеокассетах. Люди предпочитали оставаться дома и смотреть видео, чем идти в кинотеатр.
«Семейный бизнес» был одним из трех самых значительных фильмов, появившихся на экране в конце 1989 года.
Два других - «Мы - не ангелы» с Робертом Де Ниро и «Блейз» с Полом Ньюменом. В этот год сборы были удивительно низкие. Эти
три фильма вместе собрали всего лишь 5 миллионов долларов, будучи показаны на 3349 экранах Америки, тогда как в ту же
неделю прошлого года только «Человек дождя» собрал 7 миллионов в 1248 кинотеатрах. В мае 1989 года вышел фильм «Индиана
Джонс и последний крестовый поход». Он собрал 50 миллионов долларов всего лишь за семь дней.
Башковитый Бродерик, вполне самостоятельный, не зависящий от своего отца Хоффмана, берет себе в помощники
дедулю Коннери, профессионального преступника, чтобы провернуть верное дельце. Все три ведущих персонажа
играют выше всяких похвал, хотя сюжет их местами подводит.