Режиссер: Стивен Спилберг
Продюсер: Роберт Уоттс
Сценарий: Джеффри Боам (по сюжету Джорджа Лукаса и Минно Майерса)
Оператор: Дуглас Слокомб
Костюмы: Энтони Пауэлл
Художник: Эллиот Скотт
Композитор: Джон Уильямс
Исполнительные продюсеры: Джордж Лукас и Френк Маршал
В ролях: Харрисон Форд (Индиана Джонс), Шон Коннери (Профессор Генри Джонс),
Денхолм Эллиот, Элисон Дуди, Джон Рис-Дэйвис, Джулиэн Гловер и др.
Время: 127 минут
Начало съемок: 16 мая 1988 года. Альмерия, Испания.
Бюджет фильма: $ 48,000,000
Сборы за первый уикэнд в США: $ 29,400,000 (на 2 327 экранах)
Сборы в США: $ 197,171,806
Сборы в Великобритании: $ 23,900,000
Сборы зарубежом: $ 297,600,000
Мировые кассовые сборы: $ 494,800,000
Премьера в США и Канаде: 24 мая 1989 года (в 2327кинотеатрах).
Дата релиза в Австралии: 8 июня 1989 года.
Дата релиза в Аргентине: 22 июня 1989 года.
Дата релиза в Гонконге: 29 июня 1989 года.
Дата релиза в Великобритании: 30 июня 1989 года.
Дата релиза в Колумбии: 5 июля 1989 года.
Дата релиза в Японии: 7 июля 1989 года.
Премьера в Италии: 9 сентября 1989 года (Венецианский кинофестиваль).
Дата релиза в Норвегии и Западной Германии: 14 сентября 1989 года.
Дата релиза в Дании, Швеции и Финляндии: 15 сентября 1989 года.
Дата релиза во Франции: 18 октября 1989 года.
1990 год - Премия «Оскар» за звуковые эффекты Бэн Бартт и Ричард Химнс. 1990 год - Номинация на премию «Оскар» в категории лучший композитор - Джон Уилльямс. 1990 год - Номинация на премию «Оскар» в категории лучший звук - Бэн Бартт, Гари Саммерс, Шоу Мерфи, Тони Дейв. 1990 год - Номинация на премию «BAFTA» за лучшую мужскую роль второго плана - Шон Коннери. 1990 год - Номинация на премию «BAFTA» за лучший звук - Бэн Бартт, Гари Саммерс, Шоу Мерфи, Тони Дейв и Ричард Химнс. 1990 год - Номинация на премию «BAFTA» за спецэффекты - Джордж Гиббс, Майкл Дж. МакАлистер, Марк Салливан, Джон Эллис. 1990 год - Шон Коннери - номинация на «Золотой глобус» (Golden Globe) за лучшую мужскую роль второго плана.
1990 год - «Hugo Award» за лучшую драматическую картину.
1990 год - Номинация на «Young Artist Award» как лучший кинофильм в категории драма.
1990 год - Премия «BMI Film Music Award» (BMI Film & TV Awards) за лучшую музыку к кинофильму - Джон Уильямс. 1989 год - Шон Коннери - «Apex» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме жанра экшн.
1990 год - «Golden Screen» Германия.
1990 год - Номинация на награду Японской киноакадемии «Award of the Japanese Academy» за лучший иностранный фильм.
1990 год - Номинация на премию «Grammy» (Grammy Awards) за лучшую музыку к кинофильму - Джон Уильямс. 1991 год - Номинация на «Saturn Awards» премия Академии научной фантастики, фэнтэзи и фильмов ужасов
(Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) за лучшую мужскую роль - Харрисон Форд.
1991 год - Номинация на «Saturn Awards» за лучшие костюмы - Энтони Пауэлл и Джоанна Джонстон.
1991 год - Номинация на «Saturn Awards» за лучший фантазийный фильм.
1991 год - Номинация на «Saturn Awards» за лучший сценарий - Джеффри Боам.
2004 год - Премия «Saturn Award» за лучшую DVD коллекцию (The Adventures of Indiana Jones DVD Collection). Также эту награду получили DVD издания фильмов «Искатели потерянного ковчега» и «Индиана Джонс и Храм судьбы».
2004 год - Номинация на «Golden Satellite Award» за лучшее DVD издание. Также на эту награду номинировались DVD издания фильмов «Искатели потерянного ковчега» и «Индиана Джонс и Храм судьбы».
2003 год - Номинация на «DVDX Award» (DVD Exclusive Awards) за лучшее dvd издание киноклассики (включая фильмы трилогии «Искатели потерянного ковчега», «Индиана Джонс и Храм судьбы» и все дополнительные материалы).
Третья часть невероятных похождений прославленного археолога и
искателя приключений Индианы Джонса. На этот раз бесстрашный Индиана (Харрисон Форд)
разыскивает самую таинственную реликвию в истории человечества - Святой Грааль.
В этом археологу помогает его отец - профессор Джонс старший (Шон Коннери). Теперь
под бдительным оком своего отца и при помощи своих верных талисманов, неизменной шляпы
и хлыста, Индиане предстоит совершить много благородных подвигов и потрясающих открытий.
В новых странствиях храброму археологу доведется добыть чашу, которую держал в руках
Иисус Христос и получить автограф... самого Адольфа Гитлера.
Стивен Аллен Спилберг (Steven Allan Spielberg),
американский режиссер и продюсер, родился
в Цинцинати (штат Огайо) 18 декабря 1947 г. Первый фильм с сюжетом и актерами снял в 12 лет.
Первый профессиональный фильм - 20 минутная короткометражка «Эмблин» обеспечила ему
контракт с «Universal».
Спилберг - основная фигура нового американского кино; его художественная система
послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров послевоенного времени.
Снял такие фильмы, как «Дуэль» 1971 г.; «Челюсти» 1975 г.; «Близкие контакты третьей
степени» 1977 г.; трилогию об Индиане Джонс: «Искатели потерянного ковчега» 1981;
«Индиана Джонс и Храм судьбы» 1984 г.; «Индиана Джонс и последний крестовый поход»
1989 г.; «Инопланетянин» 1982 г.; «Парк Юрского периода» 1993 г.; «Список Шиндлера» 1993 г.; «Спасти рядового Райана»
1998 г.; «Искусственный разум» 2001 г.; «Особое мнение» 2002 г.; «Поймай меня, если сможешь» 2002 г., «Терминал» 2004 г., «Война миров» 2005 г., «Мюнхен» 2005 г.
и др.
В 1981 году на экранах мира появился герой, ставший одним из главных символов американского кинематографа. Неприметного профессора археологии, который, переодевшись в свой походный костюм, преображался в алчного искателя приключений, звали Индиана Джонс.
История создания знаменитой кинотрилогии восходит к майскому дню 1977 года, когда в одном из ресторанов на Гавайских островах раздался громкий смех Джорджа Лукаса. Режиссеру, который забрался в тропики, чтобы переждать провал
«Звездных войн», предрекаемый отовсюду, сообщили по телефону, что его картина собирает неслыханный кассовый урожай.
Первым, кто поздравил Лукаса с победой, был Стивен Спилберг, поехавший на Гаваи, чтобы поддержать друга в минуты горести, но в итоге разделивший его радость. Тем же счастливым вечером триумфатор поделился с коллегой своей идеей - создать серию фильмов о приключениях некоего знаменитого археолога.
На эту мысль его натолкнули приключенческие сериалы, увлекавшие его в детстве: это были остросюжетные картины, в которых действие происходило в экзотических странах, а события разворачивались стремительно, меняясь каждую секунду: «Мы подумали: почему бы не возобновить выпуск таких фильмов, ведь их и теперь смотрели бы с интересом!».
В тот день Стивен Спилберг едва ли мог предполагать, что ему доведется унаследовать этот замысел и создать картины, которые будут признаны лучшими образцами приключенческого жанра.
Через три года Джордж Лукас, поглощенный работой над «Звездными войнами», вверил Спилбергу своего героя. Сам он выступил соавтором сценария «Искателей потерянного ковчега» и написал либретто двух следующих серий - «Индиана Джонс и храм судьбы» и
«Индиана Джонс и последний крестовый поход».
Рассказывает Джордж Лукас:«Замысел Индианы Джонса родился до того, как появился сценарий «Звездных войн». Я хотел создать что-то вроде современной сказки в формате утреннего субботнего сериала. Я подумывал об истории в космосе. Второй моей задумкой было создание фильма про археолога, который путешествует по свету в поисках предметов древности, которые были бы связаны с чем-то сверхъестественным. Оба фильма должны были стать сериалами, в которых
главные герои попадали бы из одного приключения в другое. Я решил остановиться на идее с космосом, а археолога задвинул пылиться на полку.
Через некоторое время я связался с Филом Кауфманом, режиссером из Сан-Франциско, он пришел в восторг от проекта, и мы работали над фильмом три, или четыре недели. У него была идея ввести в картину некий магический священный объект. И наш герой стал искать Ковчег Завета. Выбор объяснялся тем, что
Кауфман в свое время проводил исследования на тему Ковчега. Но Фил уехал, чтобы снимать фильм с Клинтом Иствудом и не смог продолжить работу над нашей картиной. Мне снова пришлось отложить этот фильм, и я стал снимать «Звездные войны»».
«Первоначально героя звали Индиана Смит. Но когда я рассказал сюжет Стивену, он отреагировал: «Мне нравится идея, давай снимать! Но я против одной вещи». Ему не понравилось имя героя. Тогда я сказал: «Ладно, а что если мы назовем его Индиана Джонс?» И Стивен согласился».
Сейчас в это верится с трудом, но Лукасу и Спилбергу еле удалось убедить руководство крупнейшей студии принять новый фильм к постановке (хотя можно вспомнить, что и сценарий «Звездных войн» был всеми отвергнут в свое время). В конце концов
«Paramount» согласился взять фильм, но со строгим предупреждением о том, чтобы режиссер ни в коем случае не превысил бюджет в 40 миллионов и уложился бы в график съемок, рассчитанный на 87 дней.
Спилберг так увлекся фильмом, что уложился в 73 дня, поставив рекорд скоростной работы: «Быстрее я снимал только для телевидения!» Бюджет удалось сократить вдвое, потратив «всего» 20 миллионов долларов, несмотря на то, что съемочная группа вылетала и в Лондон, и во Францию, и в Тунис, и на Гавайи.
Крепкий сюжет и энергично развивающееся действие стали бесспорными достижениями первого фильма об Индиане Джонсе «Искатели потерянного ковчега», и все же «корпорация Лукасберг» (как стали в шутку называть союз двух режиссеров) могла бы и потерпеть неудачу, если бы не вклад Харрисона Форда, который буквально перевоплотился в Индиану Джонса (а ведь первым кандидатом на эту роль был Том Селлек, прошедший все пробы, но отказавшийся от съемок в
пользу роли в телесериале «Магнум» для студии «Си-би-эс»). Спилбергу очень понравилась игра Форда в «Звездных войнах» (где он исполнил роль Хана Соло); а по поводу его интерпретации образа Инди Спилберг высказался так: «Это замечательная комбинация из Эррола Флинна и Хэмфри Богарта в роли Фреда Добса из фильма «Сокровище Сьерра-Мадре», в результате получился великолепный образ несколько циничного и грубоватого, но романтического героя».
Костюм Индианы Джонса состоял, в основном, из кожаной куртки, шляпы и кнута. Эти детали были позаимствованы их сериалов поздних 30-х годов. Таким образом, костюм Инди был готов еще до того, как был нанят художник по костюмам.
Художник по костюмам Дебора Надолман сделала костюм Индианы не таким нарочитым, более подходящим для парня, которого играл Харрисон Форд.
Рассказывает Дебора Надолман (художник по костюмам):Костюм должен быть неотделим от характера, и тогда аудитория поверит в героя. Нам нужно было, чтобы зритель поверил в героя, не смотря на его несколько приукрашенную, героическую роль. Чтобы зритель принял его, как гениального археолога, который каждый день носит эту одежду, и даже спит в ней.
На самом деле куртка Индианы Джонса была абсолютно новой. Более того, это была не единственная куртка. Их было десять. Их должно было быть не меньше десяти, чтобы снимать трюки и дубли.
Накануне съемок первой сцены я сидела с Харрисоном возле бассейна, и он одолжил мне свой швейцарский армейский нож. С помощью этого ножа и металлической щетки я пыталась состарить его куртку. Занозы от этой щетки я потом выковыривала несколько недель. А что до его шляпы - она должна была быть особенной, и одновременно выглядеть, как все другие шляпы, такой, что если бы вы увидели силуэт человека в шляпе, вы бы тотчас его узнали. В Великобритании есть очень известный производитель шляп Герберт Джонсон. У него салон на Сэвил Роу. Там я увидела шляпу с очень широкими полями, и тульей чуть выше, чем обычно. Это была их австралийская модель, которую мы чуть помяли и испачкали. Харрисон Форд посидел на ней. И после всех этих манипуляций, она стала старой, доброй, любимой шляпой Индианы Джонса.
Хэмфри Богарта - Фред Добс из фильма «Сокровище Сьерра-Мадре»
При создании страницы были использованы следующие материалы:
«Стивен Спилберг» автор-составитель Е.С.Юрченко / 2000 год.
Дж.Паркер «Шон Коннери» / 1998 год.
В.Рокотов «Голливуд. От «Унесенных ветром» до «Титаника» » / 2001 год.
Дополнительные материалы к 4-х дисковому DVD изданию трилогии об «Индиане Джонсе»
Журнал «Сериал» №14, №45, 2002 год
Журнал «Цветной телевизор» № 27 (183) июнь, 2004 год.