|
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» |
|
Фильму помогло и то, что из-за забастовки актеров его пришлось снимать в Британии, где удалось точно соблюсти график работ (а съемки сериала «Магнум», куда ушел Том Селлек, были остановлены как раз из-за той же самой забастовки!). В Британии, прославившийся своим театральным искусством, удалось подобрать отличных актеров на роли второго плана, таких как Денхольм Эллиот, Пол Фримэн, Рональд Лэйси и Джон Рис-Дэвис, которые во многом способствовали успеху фильма.
Фильм открывается захватывающими сценами, показывающими окончание предыдущего приключения Индианы Джонса. Идея этих сцен, как и мысль вмонтировать их в рассказ о событиях, которым посвящен фильм, принадлежали Джорджу Лукасу, использовавшему подобный прием в
«Звездных войнах». Зрители сразу погружаются в рассказ о приключениях, уже порядком позабытых в Голливуде. Вступление вышло потрясающим. Получилось так, что одна из кульминаций фильма, снятая с большим искусством и развивающаяся в стремительном темпе, оказалась в начале картины, и это стало одной из ее находок.
В фильме «Искатели потерянного ковчега» использовано немало приемов, уже применявшихся прежде в приключенческих картинах, а также множество киноцитат. Как говорил Харрисон Форд:
«Искатели» - это, в немалой степени «фильм о фильмах», а уж потом - и обо всем остальном.
Студия «Paramount» с удовольствием обнаружила, что обращение к забытому жанру «Больших приключений» принесло ей 225 миллионов долларов дохода.
Первый фильм трилогии «В поисках утраченного ковчега» имел бешеный успех, а Индиана Джонс в исполнении Харрисона Форда стал новым романтическим
героем на киноэкране.
Спустя 10 лет Спилберг писал, что фильм «Искатели потерянного ковчега» не имел особенно глубокого художественного смысла:
«Это всего лишь художественный фильм, обычный фильм, а не знамение эпохи и не картина мировых событий 1936 года. Он имел целью развлечь зрителей, показывая им экзотику дальних стран и увлекая похождениями и находчивостью героя, побеждающего умных и изворотливых негодяев. Словом, это был фильм о настоящих, больших приключениях!»
Как только фильм «Искатели потерянного ковчега» вышел на экраны, сразу же стало ясно, что должен быть выпущен следующий фильм, продолжающий эту тему. Это было предусмотрено и планами Лукаса и Спилберга, намеревавшихся воскресить жанр приключенческого киносериала, процветавший в прошлом. Впрочем, по словам Спилберга,
вторая картина не рассматривалась в качестве непосредственного продолжения первой: «Это был новый фильм о новых приключениях!» Собственно говоря, второй фильм мог бы даже предшествовать первому, потому что показанные в нем события происходят за год до того, как Индиана отправился на поиски затерявшегося сокровища древности.
Спилберг понимал, что с этой работой связаны определенные трудности: «Когда ставишь продолжение известного фильма, то существует опасность того, что он не понравится никому. Если сохранить прежний стиль, показав новые события, то многие скажут: «Ну вот, опять то же самое, ему не хватает выдумки, заладил одно и то же!» Если же сделать фильм с теми же героями, переживающими новые приключения, да еще поменять тон повествования, то будет разочарована другая часть публики, желавшая увидеть копию первого фильма, только с другой девушкой и с другими негодяями. Так что в обоих случаях теряешь столько же, сколько выигрываешь!»
Спилберг все боялся, как бы публика не заскучала на фильме «Индиана Джонс и Храм судьбы» (ведь он впервые ставил фильм-продолжение), поэтому он придал действию такой головокружительный темп, что критик Джек Кролл был вынужден признать:
«Действие фильма развивается в бешеном темпе, совершенно не давая перевести дух, поэтому зритель чувствует себя так, будто ему приставили к голове пневматический молоток и хотят вышибить любые возможные сомнения!» Но больше всего критики огорчились, увидев сцены, показывающие насилие,
«излишне жестокие», по их словам; один из них высказался так: «Просто поразительно, зачем столько насилия в этом фильме! Ведь он предназначен для детей, и раньше режиссеры Спилберг и Лукас проявляли в таких работах другой подход!»
На это Спилберг ответил: «Джордж не сомневался насчет того, что в этом фильме надо будет показать черную магию и самых отъявленных злодеев. В первом фильме тоже были негодяи, но они действовали лишь с помощью грубой силы. Здесь же эти типы используют рабский труд, пытки и черную магию; это настоящее зло, и поэтому они такие гадкие!»
Но это было еще не все: Спилберг так ярко воссоздал в картине «Индиана Джонс и Храм судьбы» дух приключений времен Британской империи, что был обвинен в поощрении расизма, не говоря уже о пренебрежительном отношении к женщинам.
Эти обвинения вызвали у режиссера улыбку: ведь всех этих «черных злодеев» и «гадких типов» он рассматривал как персонажей из книжки комиксов, не вкладывая в них никаких личных или идеологических пристрастий. Тем не менее, хотя фильм очень скоро вошел в первую десятку самых кассовых картин за всю историю кино и принес доход более 100 миллионов долларов, маэстро с грустью признавал, что
«Инди-2», пожалуй, не войдет в почетный список его самых прославленных свершений.
HQ фотографии создателей Индианы Джонса:
История создания фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход»:
Итак, Спилберг, как мы знаем, был не вполне доволен вторым фильмом кинотрилогии. Что же заставило его, в таком случае, взяться за третью картину об Индиане Джонсе?
Он объясняет это так: «Теперь деньги не являются для меня главной побудительной причиной; можно даже сделать несколько не слишком кассовых фильмов, и все равно какое-то время я буду оставаться на плаву. Таков Голливуд: если ты заработал здесь репутацию, то она на некоторое время крепко засядет в головах у людей и будет существовать сама по себе.
Но у меня есть и очень веская причина, чтобы сделать третий фильма об Индиане Джонсе - это мой договор с Лукасом. Когда мы обсуждали с ним сюжет первого фильма, он спросил меня: «Если будет хит, обещаешь, что сделаешь еще две картины?» Я обещал, и это стало нашим «джентльменским соглашением», заключенным в 1979 году на пляже на Гавайях. Мы остаемся друзьями, и для меня важно, чтобы ничто не мешало нашей дружбе. Да и потом такие фильмы интересно снимать! Все делается только для того, чтобы развлечь публику, дать ей то, что она хочет -
по крайней мере, насколько мы это понимаем».
К тому же Спилбергу хотелось отделаться от собственного чувства разочарования, оставшегося после второго фильма: «Теперь я хотел сделать такой фильм, чтобы мне самому не было за него стыдно».
|
Шон Коннери - профессор Генди Джонс старший |
|
Когда Спилберг задумал снимать 3-й фильм о похождениях
Индианы Джонса, ему нужно было найти такую «формулу» будущего фильма, чтобы он вызвал
интерес публики и соответствовал требованиям времени. Лукас и сценарист Джеффри Боам
предложили ему включить в число персонажей отца Индианы. Спилбергу эта идея понравилась,
так как она давала возможность свободно маневрировать во времени и использовать эмоциональную
сторону отношений отца и сына, а эти вопросы немало занимали режиссера, которому уже
исполнилось 40 лет. Он мог показать отношения между Инди и его отцом, используя свой собственный опыт семейных отношений и связанные с ним переживания. К тому же все главные лица, причастные к фильму Лукас, Спилберг и Харрисон Форд, - сами недавно стали отцами.
Рассказывает Джордж Лукас: Сначала в основу третьего фильма об Индиане Джонсе «Последний крестовый поход» лег сюжет о замке, населенном призраками. Но Стивену не понравилась эта идея. Он только что закончил работать над
«Полтергейстом», так что призраков ему хватало. «А как на счет Святого Грааля?» - поинтересовался я. Сначала Стивен был против, полагая, что для третьего фильма нужен блестящий сюжет, а Святой Грааль для этого не годится. Но я попросил его дать мне возможность попробовать.
Рассказывает Стивен Спилберг:
Джордж предложил сделать фильм о поисках священного Грааля - и мне эта идея показалась крайне интересной. Но я не хотел снимать просто историю
еще об одном приключении Индианы, в которой не было бы никакого подтекста.
Я собирался построить весь фильм на взаимоотношении Индианы с его отцом. Так сказать, проследить линию отцов и детей. Кто вдохновлял Индиану по жизни... Джордж сказал, что это не противоречит поискам Грааля. Пусть отец Индианы ищет Святой Грааль. Мы решили показать разницу между отцом и сыном в опыте, в мировоззрении, в подходе к археологии.
Отец предпочитал научный подход и критиковал Индиану. Так что, практически, весь фильм был построен на отношении Индианы и его отца: они ищут священный Грааль, но их путешествие символизирует поиски друг друга.
Что же до выбора актера на роль Генри Джонса старшего, то тут Спилберг не
испытывал ни малейших сомнений: «Я знаю только одного человека во всем мире, способного
сыграть роль отца Индианы Джонса: конечно же, это - Джеймс Бонд! Причем первый и самый великолепный Джеймс Бонд - Шон Коннери!» В конце концов, именно бондовские фильмы
сподвигли и вдохновили Спилберга на создание его собственного сериала об Индиане Джонсе. Стивен говорил, что всегда хотел снять фильм про Джеймса Бонда.
Спилберг не был уверен в том, что Коннери воспримет положительно его предложение сыграть
роль отца своего последователя, по сценарию слабого, по-старчески немощного человека.
Отметим, что Коннери был старше Форда лишь на двенадцать лет.
|