В фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» было много действия и различных
трюков, от которых Коннери и Форд получили огромное удовольствие. Съемки проходили в очень веселой,
непринужденной обстановке, так как оба актера славились хороших чувством юмора они легко нашли общий язык.
Постепенно они стали
настоящими друзьями, что повлекло за собой полную совместимость на экране. Они много вместе репетировали до съемок, подобно тому, как Коннери делал это с Майклом Кейном при работе над фильмом
«Человек, который хотел быть королем».
Спилберг понимал это и снимал большинство сцен так, чтобы держать в кадре обоих актеров. Эта техника давала возможность ярче показать взаимоотношения двух ведущих персонажей.
Форд соответствовал требованиям, предъявляемым Коннери к своим коллегам - «играть по-настоящему, не халтуря».
Во время работы над картиной происходило много забавных эпизодов, так,
к примеру, во время съемок эпизода на дирижабле стояла жара, превышающая 35 градусов. Актеры просто взмокли,
сидя в пиджаках и жилетках, особенно тяжело пришлось Коннери в его твидовом костюме тройке, но Шон Коннери не растерялся и, воспользовавшись тем, что в эпизоде за столом был
виден только верх актеров, снял с себя обувь и брюки, чем немало удивил всю съемочную команду. Смутившийся
вначале Форд, однако, тоже последовал его примеру, и эпизод был снят практически с первого дубля. Актеры не сбились
ни разу, несмотря на то, что вся съемочная группа покатывалась со смеха.
Рассказывает Шон Коннери: Одну из сцен мы снимали в дирижабле. Все пассажиры были одеты в пальто и шубы, предполагалось, что стояла зима.
На самом деле была жара и на мне не было брюк. Харрисон удивился, почему это я сижу без брюк? А я снял брюки, потому что иначе придется постоянно останавливать камеру, я потею, мне жарко. В общем, Харрисон тоже разделся. Так мы и сняли этот эпизод.
В этой сцене разговора отца и сына Харрисон спрашивает: «Ты не обращал на меня внимания, когда я был ребенком. Мы двадцать лет не разговаривали!» «Ты уехал до того, как успел стать интересным собеседником» - отвечает отец. Это - потрясающая фраза. Она выявляет яркие черты в характере моего персонажа, и она к тому же получилось смешной.
В интервью Харрисон Форд говорил о съемках с Коннери: «Это было сплошное
удовольствие. Мы чувствовали себя очень комфортно в этих ролях с этими диалогами». Когда журналист
сказал, что по его подсчетам Шон должен был зачать Индиану Джонса в 12 лет (такова возрастная разница
между актерами), Форд рассмеялся: «Но вы же знаете Шона. Он бы смог».
Спилберг явно наслаждался, снимая их вместе: «Самым большим испытанием было посадить
их обоих в кадр, все устроить, сказать «Мотор!» - и не рассмеяться, чтобы все не испортить!»
Заключительные
эпизоды фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» снимались в Иордании в Петре,
столице древнего арабского племени набатийцев. Петра - это древний и таинственный город-призрак.
Этого города не было на карте около тысячи лет - и визит туда может отбросить вас на ту же
тысячу лет в прошлое. Вросший в скалу Храм (именно здесь в фильме нашли Святой Грааль Индиана
Джонс и его отец) был построен в I веке до нашей эры и служил усыпальницей царей.
Художник Пол Хьюстон раскрашивает мост
|
Съемки эпизода в тоннеле проходили на макете
|
В финальной части фильма Индиане предстоит пройти испытание веры. Чтобы спасти своего умирающего отца и добыть священный Грааль - чашу Иисуса Христа, дарующую бессмертие испившему воды из нее, ему нужно пройти
три испытания: «Дыхание Божье», «Слово Божье» и «Путь Господа». Один шаг к вере за другим. Самым трудным оказалось последнее испытание. Индиана должен был шагнуть в пустоту, сделать этот последний шаг, ступить на путь веры.
Он оказывается на каменном мосту над пропастью, за которым его ждет выбор. Среди множества золоченых кубков, чаш и потиров он должен найти святой Грааль. Чашу плотника. И, конечно, Инди делает правильный выбор. В отличие от Уолтера Донована, который
«выбрал не то».
Сцена с невидимым мостом через пропасть была довольно сложной. Как добиться того, чтобы зритель понял, что через ущелье висит мост, пусть и невидимый? Создатели картины совместили детально проработанный рисунок и миниатюрные декорации.
Были построены декорации ущелья и моста. Потом художник Пол Хьюстон, посмотрев в объектив камеры, раскрасил мост так, что он слился, и стал невидим на фоне ущелья. Когда Индиана подходит к мосту, то он видит пустоту, потом камера движется и зрители видят висящий над пропастью мост.
Рассказывает Стивен Спилберг: Отец Индианы умирает, и у Индианы Джонса мало времени, он должен найти Грааль, чтобы спасти своего отца.
Дать отцу испить воды из священной чаши, обработать его рану и увидеть, как она затягивается. Это искупление его вины, искупление отца и сына.
Это было не очень просто, мы все волновались, хотя и сценарий предполагал такое развитие сюжета. В целом было логично связать
части фильма таким вот образом, создав особое напряжение. Фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» тематически посвящен вере человека. Индиана должен поверить в любовь своего отца, хотя весь его предыдущий опыт говорит, что эта любовь ошибочна.
|
Чаша Грааля - один из самых таинственных предметов на свете, о котором до сих пор никто не может точно сказать, существует ли он на самом деле или является вымыслом, который обтачивался и украшался на протяжении многих веков.
Обладание святым Граалем всегда считалось заветной мечтой многих рыцарей орденов. Рыцари Круглого стола, тамплиеры, тевтонские рыцари - все они безуспешно занимались поисками этого мистического сосуда, чтобы овладеть тайной вечной жизни.
Возможно, что Грааль - вовсе не предмет, а метафора, с помощью которой рассказывали сказки о поиске идеала. Ведь найти его мог только безупречный рыцарь. Не смотря на то, что Грааль давно стал символом, на земле не переводятся безумцы, которые продолжают раскопки в надежде его найти. Так что же они ищут?
В фильме Индиана Джонс должен выбрать правильный Грааль из нескольких десятков поддельных. Индиана делает правильный выбор: настоящий Грааль - это простая деревянная чаша, а не кованный золотой потир.
На самом деле никто не знает, каким был Грааль, да и вообще была ли это чаша или что-нибудь другое. Легенды сходятся в одном: Грааль - это источник вечной жизни и просветления. В сознании всего христианского мира Грааль - это чаша, из которой пил Иисус во время Тайной вечери и в которую потом Иосиф Аримофейский собрал его пречистую кровь. Грааль оберегает своего владельца на суде и в битве,
он светится и парит в воздухе и различает праведников и грешников. Но эта легенда возникла почти через тысячелетие после распятия Иисуса.
Скорее всего, сознание средневековых христиан переработало таким образом древнее кельтское сказание. В средневековом романе Вольфрама фон Эшенбаха
«Парцифаль» Святой Грааль - это не чаша, а камень, привнесенный ангелами на землю и обладающий чудесной силой. Вольфрам фон Эшенбах предупреждал, что найти Грааль можно только случайно. Тот, кто ищет Грааль, никогда его не найдет, а кто найдет, никогда не узнает, что нашел.
В восточнославянских преданиях Святой Грааль превратился в корзину с рыбой и бутыль красного вина. Народ верил в существование Грааля, тысячи рыцарей пускались в крестовые походы, чтобы найти Грааль и прославить Господа, но христианская церковь никогда не признавала Грааль. Во все времена эта чаша была символом ереси и непокорности.
История чаши Грааля неотделима от истории двух рыцарей, о которых также нельзя сказать, существовали ли они на самом деле или являются вымыслом. Это Персифаль и Артур. Около 1180 года поэт Кретьен де Труа распространил свое произведение
«Conte du Graal». Герой этой книги по имени Персифаль упоминал «замок Грааля» и хранящийся там волшебный кубок. Позже о Персифале стали рассказывать как об одном из рыцарей Круглого стола легендарного короля Артура. Артур уже обладал одним магическим предметом - мечом, который получил с помощью волшебства.
Чтобы укрепить свою славу и власть, Артур посылал своих рыцарей на поиски Грааля. Британцы считали, что Грааль находится где-то на их территории. О том, как Грааль попал в Британию, рассказал Робер де Борн в поэме
«Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года.
В 13 веке появилась еще одна книга о Персефале, написанная немцем Эшенбахом. В этой книге Эшенбах утверждал, что Грааль хранится у таинственного рыцарского ордена, а поведал ему об этом некий провансальский трубадур. В Провансе, области Франции, в те времена действительно происходило нечто необычное. Там распространилось учение катаров (альбигойцев), которые утверждали, что они знают древний секрет веры, а еще владеют неким магическим предметом.
Французские короли бросили свои войска в крестовый поход против еретиков, но те спрятались в крепости Монсегюр. Под этой крепостью находилась сложная система ходов, и там, в центре лабиринта, хранилось Нечто... Почти сорок лет длилась осада Монсегюра, и наконец крепость пала. Но легенда рассказывает о том, что четверо альбигойцев убежали по тайному ходу и унесли с собой сверток. Считается, что это был Грааль и что следующим его приютом стал орден тамплиеров.
Киносериал об Индиане Джонсе сделал общеизвестным тот факт, что Грааль искали немецкие фашисты. Если бы они нашли нечто похожее, это было бы доказательством того, что немецкая нация получила благословение свыше. Первым немцем, отправившимся на поиски Грааля, был Отто Ран, автор теории о том, что колыбель цивилизации находится на севере Европы. В начале 1930-х годов он приехал в Монсегюр, но (насколько можно судить) не вел здесь серьезных поисков, а
сочинил нацистское фэнтези «Крестовый поход против Грааля». В этой книге Отто Ран назвал Грааль «чашей нибелунгов», и нибелунги, как известно, являются мифологическими предками немцев. Кстати, во время своей второй поездки за Граалем Отто Ран таинственным образом исчез.
Во время войны немцы продолжали раскопки в Монсегюре. Обнаружилось, что катары пробили в скалах столько ходов и тайных комнат, что открыть все просто невозможно... В общем, легенд о Граале великое множество. Во Франции, Италии, Испании, Британии была своя версия путешествий Грааля.
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» - это основной источник знаний о Граале для современного обывателя. В этом фильме изложены все основные сведения о священном камне. В нем есть и древние катакомбы, и фашистские археологи, и Король-рыбак, и глоток бессмертия, а также жизнеутверждающая мысль о том, что Грааль никогда не достанется никому.
Святой Грааль
Краткое содержание Легенды о Чаше Грааля по Кретьену де Труа
Поиски священного Грааля
|
|