Двадцать лет, проведенных вдали от публики, не пощадили Индиану Джонса. Здоровье не то, нервишки пошаливают, да и к новым противникам приспособиться трудно. Столько лет археолог воевал с нацистами, а теперь на тебе - агенты КГБ.
Но искатель приключений не сдается. Ведь он работает с прежней командой - режиссером Стивеном Спилбергом и сценаристом Джорджем Лукасом. А это значит, что «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» обречен стать главным весенним хитом!
Постер фильма «В поисках утраченного ковчега».
ТАКОЙ ЖЕ, КАК ВСЕ: Когда Лукас и Спилберг придумывали Индиану Джонса, они оба стремились создать персонажа, далекого от суперменства. Джонс не должен был знать и уметь больше, чем хороший ученый. Он не должен был драться лучше, чем обычный физически развитый человек. Наконец, он не должен был безупречно разбираться в людях, и ему не должно было везти с женщинами. Авторам цикла очень хотелось, чтобы зрители могли олицетворять себя с героем. Этот подход пригодился при создании четвертой серии, когда Форд уже даже при желании не мог правдоподобно сыграть супергероя.
РИСК - ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ
Стивен Спилберг и Джордж Лукас сделали все, чтобы о четвертой части «Индианы Джонса» было мало что известно. Но кое-что о том, что касается общей эстетики, они сообщили. Так, известно, что в фильме чуть ли не все трюки будут делать по старинке - без использования компьютерной графики. Причем все, что можно, 65-летний Форд сделает сам. Что ж, если бы у меня была шляпа, как у прославленного археолога, я бы ее снял.
Не дабы почтить память, а из уважения, конечно. Во первых, это, безусловно, волевое решение, которое может как оказаться единственно правильным, так и ударить по карману. Ведь на одной чаше весов аутентичность продолжения, а на другой - заведомая архаичность на фоне последних достижений компьютерной графики вроде «Кинг Конга» или «Трансформеров». Во-вторых, живые трюки - это всегда риск. И в наше время на съемках гибнут каскадеры.
Взять хотя бы «Ван Хельсинга».
Так или иначе, противостояние каскадерских трюков и спецэффектов, для которых уже, кажется, нет ничего не возможного, на глазах становится серьезной проблемой. Конечно, каскадеры без работы не останутся - все-таки компьютерные штучки не всем по карману, да и в кино все еще остается масса такого, ради чего проще привлечь рискового парня. И все же смертельно опасные трюки потихоньку уходят в прошлое. Пройдет еще немного времени, и шутка о том, что в Гонконге обнаружено тайное кладбище дублеров Джеки Чана, ни у кого не вызовет даже улыбки.
Это грустно, потому что мы всегда будем знать, что очередной герой боевика лишь делает вид, что он герой, и в кино нет ничего, чтобы заставило покачать головой и сказать:
«Да-а-а, вот это мужик!» А значит, звезды экшена невольно превратятся в подобие Бруно Феррари, жеманного героя Жана-Поля Бельмондо в фильме «Чудовище» (1981). Как же тогда быть с ролевыми моделями? Кем должны хотеть стать, когда вырастут, мальчишки? Оптимусом Праймом?
Возможно, я излишне драматизирую. Было бы здорово, если бы оказалось, что каскадеры - вовсе не уходящая натура и в кино XXI века для них тоже найдется место. В конце концов, погоня на вагонетках в «Храме Судьбы» не зря считается одним из самых ярких трюковых эпизодов в мировом кино - с такими головокружительными «живыми» постановочными сценами и в эпоху CGI мало что сравнится.
Александр Фолин
КУРОРТНЫЙ РОМАН
Когда Лукас писал «Приключения Индианы Смита», он видел главного героя элегантным плейбоем вроде Джеймса Бонда.
Как и многие истории поразительного успеха, судьба «Индианы Джонса» началась на минорной ноте. Когда в начале 1977 года Джордж Лукас приехал в отпуск на Гавайи, он видел будущее в мрачных тонах. Режиссер выбился из сил, ставя «Звездные войны», но когда фильм был завершен, студийные боссы сочли его провалом. Говорили даже, что ленту не следует выпускать в прокат, не порезав на спецэффектные фрагменты - для вклеивания в более удачные картины.
Разумеется, для Лукаса, который много лет вынашивал «Войны», подобная критика была страшным ударом.
Но когда начали поступать первые сведения о прокатных сборах, на лице Лукаса вновь появилась улыбка. Он понял, что десятая муза его не подвела и что теперь он сможет реализовать не только
«звездные», но и многие другие сценарные задумки.
Когда в жизни случается радость, ее хочется разделить с лучшим другом. К счастью, у Лукаса такой друг был. На том же океанском курорте отдыхал Стивен Спилберг, который тоже только что совершил творческий подвиг - пробил через продюсеров артхаусную фантастику «Близкие контакты третьего вида». Тогда еще не было известно, что «Контакты» не только станут хитом, но и спасут студию Columbia от банкротства. Но создание картины уже было событием.
Правда, Спилберг все равно приехал на Гавайи угнетенным. Он хотел после «Контактов» заняться новым «бондовским» фильмом, но продюсеры приключений британского суперагента ему отказали. Потом, наверно, долго кусали себе локти... Однако в то время Спилберг еще не был главным человеком в Голливуде, и эту неудачу он воспринял очень болезненно.
Постер фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы».
Тут-то Лукас и вспомнил, что в 1973-м, когда он только начинал писать «Звездные войны», он набросал сценарий «Приключения Индианы Смита». Историю предприимчивого археолога режиссер «родил» вместе со сценаристом и постановщиком Филипом Кауфманом, будущим создателем лент «Восходящее солнце» и «Генри и Джун». Кауфман предложил поставить в центр событий библейский Ковчег Завета, а Лукас дал главному герою имя Индиана. Так звали собаку режиссера. А Смит - в честь заглавного героя популярного вестерна 1966 года «Невада Смит».
Странное имя Невады объяснялось тем, что его матерью была индианка.
В 1973-м из «Приключений» ничего не вышло, потому что Кауфман занялся другой работой, а Лукас сосредоточился на «Войнах». В 1977-м ему тоже было не до самоличного развития проекта - нужно было снимать сиквел «Войн». Так что он решил подарить перспективный сюжет загрустившему другу. «Зачем тебе Джеймс Бонд? У меня есть герой круче Бонда!» - сказал Лукас Спилбергу. И не ошибся.
Создатель «Челюстей» с радостью принял подарок, но заметил, что имя «Индиана Смит» звучит слишком уж нарочито и глупо. «Тогда пусть будет Индиана Джонс!» - ответил Лукас. На том и порешили.
Однако откуда взялась идея картины об ученом - искателе приключений? Из киносериалов 1930-х и 1940-х, которые в детстве с удовольствием смотрели Спилберг, Лукас и их сверстники. Когда голливудский Золотой век был в разгаре, воскресные киносеансы занимали полдня. В программу входили новостная хроника, мультфильмы, две полнометражные картины («звездная» и малобюджетная), а также киносериал - порезанный на короткие фрагменты полнометражный фильм. Каждую неделю показывался новый фрагмент, который почти всегда заканчивался в середине захватывающей сцены, дабы в следующую субботу зрители вновь пришли в кино.
Обязанность каждые несколько минут вставлять в сюжет погоню или драку не позволяла сценаристам придумывать по-настоящему хитроумные сюжеты, и потому основой киносериалов были яркие персонажи. Некоторых из них мы знаем. Флеш Гордон, Зорро, Дик Трейси, Фантом, Бэтмен, Тень, Бак Роджерс - все это популярные герои киносериалов довоенных и военных лет. Другое дело, что мало кого из них можно назвать интеллектуалом. Но были и такие.
Например, «человек Возрождения» Кларк «Док» Сэведж, герой серии бульварных романов и радиосериалов.
Когда в конце 1960-х телевидение превратило голливудское кино в нишевое искусство для взрослых, киносериалы канули в Лету. Но как только стало ясно, что публика вновь готова смотреть бодрые «комиксные» истории о харизматичных героях, которые ищут сокровища, спасают красавиц и побеждают фашистов, постановщики поколения Спилберга и Лукаса с удовольствием бросились возрождать стиль, который застали и полюбили в отрочестве. Стоит заметить, что те же «Звездные войны» не слишком далеко ушли от этой классической эстетики.
НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ
Том Селлек (Tom Selleck) - претендент на роль Индианы Джонса. После Тома Селлека на главную роль в «Поисках утраченного ковчега» претендовали Ник Нолт, Тим Мэтисон, Ник Манкузо и Питер Койот.
Когда Лукас писал «Приключения Индианы Смита», он видел заглавного героя элегантным плейбоем вроде Джеймса Бонда. Но Спилберг не хотел состязаться с проектом, куда его не взяли. К тому же плейбои были не в его стиле (как, впрочем, и не в стиле Лукаса). Он видел Индиану мрачным, циничным героем в духе персонажей поздних вестернов. Джонс должен был быть алкоголиком с тяжелым детством. Ведь не секрет, что некогда намучившийся с родителями Спилберг изображает почти всех своих героев конфликтующими с отцами.
Однако Лукас и примкнувший к создателям ленты сценарист Лоуренс Кэздан, параллельно работавший над сиквелом «Звездных войн», убедили Спилберга, что 1970-е заканчиваются и что алкоголик в кадре никому не понравится. Кино нужны были позитивные герои. К тому же профессор университета и искатель приключений в одном флаконе был достаточно сложным и интересным персонажем и без любви к бутылке. Да и особая мрачность Индиане не шла. Вполне достаточно было легкой небритости.
С самого начала Спилберг хотел поручить главную роль Харрисону Форду. Но Лукас был против. Он не хотел, чтобы все его проекты были на одно лицо, а Форд и так уже снимался в «Звездных войнах» и «Американских граффити». Поэтому после долгого кастинга Спилберг и Лукас согласились поручить роль Индианы Тому Селлеку, в то время малоизвестному актеру. Он и впоследствии не смог выбиться в звезды первой величины. К счастью для проекта, продюсеры телесериала «Частный детектив Магнум» не отпустили Селлека на съемки «Индианы Джонса», и Лукасу пришлось смириться с приглашением Форда.
Пока шел увлекательный, но долгий препродакшн «Индианы Джонса», Спилберг успел снять и провалить масштабную военную комедию «1941». В последующем картина обзавелась множеством поклонников, но тогда, в 1979-м, Спилберг был всеобщим посмешищем. Естественно, это поставило под вопрос съемки «Индианы Джонса», еще более дорогого и амбициозного проекта. Студии отказывались не только полностью финансировать ленту, но и вкладываться в прокатные права - при условии, что большую часть бюджета авторы картины выложат из своего кармана.
Лишь один человек сохранил веру в Спилберга. Это был Майкл Айзнер, в то время босс Paramount, а позднее глава Walt Disney, ответственный за возрождение студии во второй половине 1980-х. Айзнер вложился в проект, потребовав в замен, чтобы сиквелы, буде они появятся, тоже делались с участием Paramount. Обычно специально оговаривать это условие не нужно, но случай
«Индианы Джонса» был особенным, ибо основную часть производства брала на себя компания Лукаса Lucasfilm.
«Индиана Джонс и Последний крестовый поход».
Шону Коннери предлагали вновь сыграть отца Индианы в небольшом эпизоде четвертого фильма, но актер отказался - он уже пять лет не снимался в кино.
18-миллионный бюджет был по тем временам существенным, но и проект был грандиозным. Поэтому от некоторых задуманных эпизодов сразу пришлось отказаться. Несколько лет спустя они были использованы в сиквеле - например, перестрелка в Шанхае. Однако даже после всех сокращений Спилберг мог позволить себе не более трех-четырех дублей на сцену. Для режиссера-перфекциониста это было непривычно, но позднее он говорил, что сжатые сроки и съемочный драйв позволили ему сделать классный фильм, а не впасть в грех бесконечной полировки второстепенных деталей. Приложил руку к съемкам и Лукас - он несколько раз выступил в роли второго режиссера.
Работа над «В поисках утраченного ковчега» велась буквально по всему миру - от Англии до Египта и от Калифорнии до Туниса. Африканские съемки дались команде тяжелее всего. Хотя у Лукаса уже был опыт работы в Тунисе над «Звездными войнами», все трудности предусмотреть не удалось, и группа непрестанно страдала от жары и дизентерии. Проблем с желудком не было только у Спилберга, который питался одними консервами. Впрочем, эти лишения стимулировали творчество. Так, знаменитый эпизод, в котором Джонс убивает из револьвера воина с мечом, родился, когда стало ясно, что больной Форд не справится с задуманной сценой рукопашного боя.
Все страдания авторов постановки полностью окупились, когда летом 1981 года фильм вышел в мировой прокат и собрал почти 400 миллионов долларов. Удача сопутствовала ленте и на церемонии «Оскар». Картина была номинирована в восьми номинациях и получила пять «технических» статуэток, включая специальный приз за монтаж звуковых эффектов.
В наше время постановщики норовят взяться за продолжение сразу после успеха оригинала, но в начале 1980-х голливудская конкуренция была не столь сильна, и Спилберг после «В поисках утраченного ковчега» сделал две сверхуспешные ленты в ином стиле - «Инопланетянин» и «Полтергейст». Лишь в 1983-м он вернулся к Индиане Джонсу и поставил картину «Индиана Джонс и Храм Судьбы».
Лукас в то время развелся с женой, Спилберг порвал с девушкой, и потому они оба решили сделать сиквел (точнее, судя по хронологии, приквел) более мрачным, чем оригинал. И действительно, лента получилась настолько суровой, что с трудом вписалась в рамки прокатного рейтинга PG. В результате Киноассоциация Америки ввела новый рейтинг PG-13, в дальнейшем ставший базовым для многих подростковых блокбастеров.
Рисунок Дрю Струзана к плакату «Индиана Джонс и Последний крестовый поход».
Бывший реслер Пэт Роуч играл во всех фильмах об Индиане Джонсе, причем разных персонажей. Однако в четвертой части он не появится - актер скончался в 2004 году от рака гортани.
Основыным дублером Харрисона Форда в первых трех фильмах был легендарный Вик Армстронг, но участвовать в четвертой ленте он не смог - был занят на съемках третьей «Мумии».
Когда в 1984-м «Храм Судьбы» добрался до экранов, у критиков нашлось в его адрес много нелестных слов. Фильм укоряли и за менее динамичный сюжет, чем в первой части, и за некорректное изображение индийской культуры. Однако это не помешало ленте с 28-миллионым бюджетом заработать в мировом прокате более 330 миллионов долларов. Заодно картина решила семейные проблемы Спилберга, ибо на съемках режиссер познакомился со своей будущей женой Кейт Кэпшоу. Правда, сразу после завершения «Храма» Спилберг женился на другой женщине - актрисе Эми Ирвинг. Брак с Кэпшоу состоялся лишь в 1991-м, но зато оказался намного более успешным. Что касается «Оскаров», то лента получила приз за лучшие визуальные эффекты.
Несмотря на финансовые достижения «Храма», Спилберг считал, что не оправдал ожиданий зрителей. Поэтому он решил превратить дилогию в трилогию и новым фильмом «извиниться за предыдущий». Впрочем, извиняться ему надо было не только за «Храм». Поставленные в промежутке между вторым и третьим «Индианами» драмы «Цвет пурпура» и «Империя Солнца» порадовали критиков и номинировались на множество «Оскаров», но в прокате выступили не столь удачно, как хотелось инвесторам.
Создавая «Последний крестовый поход», Спилберг вернулся к истокам проекта. Он перенес на экран придуманные много лет назад сложные отношения Индианы с отцом и напомнил о корнях цикла, доверив образ Джонса-старшего лучшему исполнителю роли Джеймса Бонда Шону Коннери. По мнению режиссера, это должно было спасти ленту от «синдрома второго сиквела».
Так оно и вышло. Вышедший в 1989-м году фильм не стал общим любимцем, но все оценили игру Шона Коннери и дополнительную энергию, которую пожилой актер подарил проекту. 48-миллионный бюджет превратился в почти 500-миллионные сборы, а Киноакадемия присудила ленте «Оскар» за лучший монтаж спецэффектов. Трудно вспомнить случай в истории мирового кино, когда третий фильм в цикле оказывался столь успешен, не будучи частью изначально задуманной саги, - как было, например, с картиной «Властелин Колец: Возвращение короля».