Интервью и публикации     
На главную     


  ШЛЯПА И ВОЛШЕБНИКИ / Все об Индиане Джонсе

Эта статья впервые была опубликована в журнале «EMPIRE», апрель 2008 год.


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 »

В канун выхода четвертого и последнего фильма про Индиану Джонса EMPIRE встретился со всеми главными фигурантами лучшего на свете фильма про археологию.


Постер фильма «В поисках утраченного Ковчега».

ХАРРИСОН ФОРД / Индиана Джонс

Про то, что Джордж затеял какие-то съемки на двоих со Стивеном, мне рассказали, пока я снимался в «Империя наносит ответный удар». Известно было не так уж много: фильм приключенческий, на главную роль взяли Тома Селлека. Потом, правда, выяснилось, что Селлек играть не может. Тогда Джордж позвонил мне и говорит: «Послушай, у меня тут есть сценарий, я хочу, чтобы ты его прочел». Я проникся немедленно, как только получил текст: это было просто офигенно. Обсуждать проект и собственно роль я отправился домой к Стивену. Мы с ним до того не встречались, но общий язык нашли очень быстро: возвращаясь оттуда, я уже знал, что роль за мной.

Потом часто писали, что я якобы должен был обидеться, раз меня не позвали с самого начала. Полная чушь. По мне, так предлагать роль актеру, с которым ты только что снял три абсолютно разноплановых фильма, - действительно не очень здорово. Тем более что Индиану изначально предполагалось закрепить за одним актером. Со «Звездными войнами» вышло иначе: ни на какие сиквелы я не подписывался и про каждый новый фильм принимал решение отдельно. А с Индианой сразу было ясно, что потенциал у него огромный, так что я с ходу заключил контракт на сиквелы.

Различие вот в чем: с Ханом Соло мне было особо не разбежаться. Там все просто, как дважды два. Имеется волшебная сказка про юношу, принцессу и мудрого старого воина; ее надо чем-то разбавить, ввести в сюжет жулика, который отвечал бы за комический элемент. У моего персонажа была определенная функция, и я четко ее осознавал. Это было даже вполне забавно, но мне хотелось чего-то новенького, и тут «Потерянный Ковчег» пришелся как нельзя более кстати.

Больше всего мне понравилось, что Индиана - персонаж очень многоплановый и по ходу действия поворачивается все время по-разному. Первым делом он человек из академического мира, который всякий раз поначалу теряется, оказавшись в очередной опасной переделке. Тут, правда, есть нечто общее с Ханом Соло - но профессорство Индианы давало возможность сыграть его совершенно иначе. И показать, как, неожиданно для самого себя, он приходит в азарт и начинает получать кайф от гонок с преследованиями.

Меня радовала физическая, телесная сторона персонажа. Меня возбуждала идея перемещения по всему свету и съемок в разных экзотических местах. И наконец, мне нравилось, в каких отношениях Индиана находится с героиней, Мэрион Рэвенвуд. Благодаря им в полуфантастическом приключенческом фильме появился вполне серьезный, даже драматический конфликт. История сразу делалась более взрослой - становилось ясно, что дело не просто в спецэффектах, что она имеет отношение к реальному миру.

Постер фильма
«Индиана Джонс и Храм Судьбы».

Я подключился к проекту всего за шесть недель до начала съемок; приступать нужно было почти сразу, так что времени на подготовку почти не осталось. Мне удалось только почитать немножко о той эпохе (я не хотел вносить в историческую картину ничего современного) и пролистать пару-тройку книжек, чтобы понять, чем в ту пору интересовалась археология и что там вообще была за история с Ковчегом Завета.

Какое-то время пришлось потратить на освоение кнута: недели две я сек все вокруг до посинения, пока наконец не понял, в чем суть. Оказалось, главное - прежде чем поднимать руку, сообразить, в какой момент хвост вытянется на всю дину. На то, чтобы поработать над внешним видом персонажа, времени не хватало. Довольно странно, если вдуматься: человек не вылезает из жарких стран, а ходит при этом в кожаной куртке. Но если есть кнут, отчего бы не быть и куртке: все равно никакой логики нет ни в том, ни в другом.

С животными у меня никаких проблем не было: сами по себе они не страшные, тут вся штука в том, как их снять. Одно дело - просто крыса, и совсем другое - венецианская сточная канава, где таких крыс тысяч шесть. Вот там уже не просто страшно - там начинаются натуральные фобии. В принципе, разбираться с пауками, крысами, змеями и жуками было, конечно, неприятно, но такая уж работа.

Зато очень здорово работать со Стивеном, это одно из самых приятных воспоминаний за всю мою актерскую карьеру. «Поиски Ковчега» стали классикой именно благодаря его манере. В чьих-нибудь других руках мог выйти полный кошмар, а у него не просто получилось размышление о природе кино - он превзошел те фильмы, к которым «Индиана» отсылает. И потом, с ним было очень легко. Он постоянно что-то предлагает: а что, если сделать вот так? А может, эту фразу лучше начать вот оттуда? И вы вдвоем придумываете, как будет лучше.

Интереснее всего получилось с арабским бойцом на саблях. У меня (равно как и у всей остальной съемочной группы) случился чудовищный понос. Я был не состоянии прожить вдали от унитаза больше десяти минут. А надо было снимать бой: кнут против сабли. Меня эта сцена изначально не вдохновляла - слишком стандартный ход, как мне казалось. Вдобавок, вся эта бодяга - последний эпизод, который нам оставалось снять, - грозила затянуться дня на три. Каскадер - его звали Терри Ричардс - тренировался несколько месяцев и стал главным спецом по саблям во всем Голливуде. Но я мог отойти от трейлера с туалетом очень ненадолго - за это время можно было отснять где-то сто метров пленки, то есть минут десять, а потом я мчался обратно в сортир. Дальше мне приходилось возвращаться обратно на трон.

И тут нас со Стивеном осенило: раз уж у меня имеется пистолет за поясом, отчего бы мне просто не выстрелить? В первый раз, когда я пальнул, Терри умирал целых полторы минуты. «Не вставляет», - сказал Стивен. Я согласился. В следующий раз, как только оператор произнес «Мотор!», я тут же выстрелил - а Терри так растерялся, что просто упал. Вышло классно (особенно в том виде, в котором Стивен все снял и смонтировал), но у меня до сих пор не идет из головы этот бедолага, которого лишили его пяти минут славы. Он же так долго бился над этим эпизодом с саблей.

Вообще, несмотря на весь мой опыт со «Звездными войнами», «Отрядом 10 из Наварона» и «Ганновер-стрит», с каскадерскими трюками в больших количествах я столкнулся только на «Поисках Ковчега». Я эти трюки воспринимал как упражнения на технику актерской игры - и Вик Армстронг с парнями отлично меня натаскивал. Мне было важно, чтобы в разгар драки или погони зритель видел лицо - и именно мое лицо.
 

ДЕННИС МАРРЕН / Создатель спецэффектов в «Индиане Джонсе и Храме судьбы»

Индиана Джонс (Харрисон Форд).

Я был задействован в «Ковчеге» лишь в самом начале: у меня были идеи по поводу духов, которые появляются из Ковчега. Я предлагал делать их с помощью системы Slit-Scan (анимация на основе долгой выдержки), но это не удалось. Когда стало ясно, что традиционная анимация отпадает, Стив Голлей, один из наших художников, предложил сделать миниатюрные фигурки из шелка и снимать их в черно-белом варианте сквозь аквариум, закрепленный на специальном штативе и наполненный водой. Я был на площадке, когда Крис Уоллес снимал оплавившиеся лица нацистов: лицевые муляжи нагрели до предела, и камера снимала их в замедленном режиме - было похоже, что кожа стекает с лиц капля за каплей.

Мой самый большой вклад в «Ковчег» - то, что я там снимался. Я - шпион, который смотрит поверх журнала «Лайф», как Индиана угоняет вертолет. Думаю, меня утвердили на роль потому, что я немного похож на Рональда Лэйси, игравшего агента гестапо. Было забавно наблюдать, как все эти парни суетятся вокруг меня: Спилберг стоял за камерой, Харрисон Форд все время был рядом...

На «Храме Судьбы» я работал супервайзером. У нас всегда был крайне небольшой бюджет. Вместо полноценных автомобильных погонь мы снимали модели. Я предложил использовать никоновские камеры с нестандартным объективом - только так мы могли снять гонки в туннелях. Последние делались из фольги и картона. Том Аманд дополнял модели анимационными фигурками, а когда машинкам нужно было перелетать через перевернутый грузовик, мы их перетаскивали на проводках. Пришлось потрудиться, чтобы смоделировать потоки лавы в часовне. В итоге мы использовали расплавленную пластмассу и пробку, подсвеченную снизу оранжевым и белым. Потом сделали миниатюрную фигурку Кейт Кэпшоу и поместили ее в центр всей этой вакханалии.

Это было моей задачей: снять камерой как можно больше эффектов. В принципе, они неплохо смотрятся до сих пор, но некоторые спецэффекты я бы сейчас, безусловно, переснял. Переделал бы финал, когда злодеи падают с утеса вниз. Я считаю эти кадры неубедительными. Падающих людей трудно смоделировать.

За «Храм Судьбы» мы получили «Оскара», и это было неожиданностью: с нами в номинации соревновались фильмы «Охотники за приведениями», и я был уверен, что победят они: в конце концов, нас публика приняла не так плохо, как «Охотников». Но народу, должно быть, понравились наши эффекты. Или Харрисон Форд.


 

СТЕРАНКО / Художник «Искателей Потерянного Ковчега»

У иллюстраторов часто бывает своя, отдельная точка зрения, которую остальные люди не всегда могут принять. Подобный артистический эгоцентризм мешает в работе, поэтому у меня другие принципы. У меня есть три основополагающих вещи, которые должны присутствовать в законченном рисунке. Во-первых, определенное ощущение волшебства. Во-вторых, напряжение, созданное в художественной композиции. В-третьих, наличие персонажей со своим выразительным характером. Вероятно, именно последнее заставило Джорджа Лукаса пригласить меня для работы над афишами и прочим ки-артом «Ковчега». Лукас уже видел книги, к которым я рисовал обложки, и комиксы, которые я делал для компании Marvel. Но только после того, как я нарисовал одного из персонажей Роберта Ховарда (писателя, придумавшего Конана-варвара) - «солдата удачи» Фрэнсиса Ксавье Гордона по кличке Эль Борак, - только после этого Лукас решил, что я подхожу для дела. Лукас подумал, что угрожающий вид моих персонажей и зловещая атмосфера, получившаяся на картинках, идеально подойдут для его героя, искателя приключений Индианы.

Индиану Джордж назвал в честь своей собаки. Одно это очень меня воодушевило. Ну и те факты, что режиссером фильма стал Стивен Спилберг, а продюсером Лукас, тоже способствовало моему решению. Они, как никто другой, знают, как снять кино, достойное попадания в историю. Все фильмы «Индианы Джонса» изменили поп-культуру. Так что когда мне предложили делать для «Ковчега» то, что мой друг Ральф Маккарри сделал для «Звездных войн», я был в восторге!

В работе над фильмом я предпочитаю участвовать с самого начала, чтобы наблюдать за всем, так сказать, с момента закладки фундамента и не сковывать свое воображение лишними границами. Как показывает практика, такой процесс наиболее продуктивен и приносит наибольшее удовольствие. В работе Джордж черпал вдохновение из нескольких источников, на тот момент почти позабытых: субботних приключенческих сериалов, а также старых шедевров жанра «герой-одиночка», вроде фильмов «Слишком горячий», «Китайские моря» и «Генерал умер на рассвете». Джордж пытался возродить идеального героя из дешевых книжек 30-х годов. Этого персонажа трудно описать; это как если бы Хамфри Богарт стал играть Дока Сэвиджа. У меня был для этого опыт - я рисовал на бумаге миллион героев: Джеймса Бонда, Шерлока Холмса, Человека-паука, Майкла Хаммера, Бака Роджерса, Бэтмена, Конана, Сэма Спейда, Капитана Америку, Людей Икс, Люка Скайуокера и так далее.

Лоренс Каздан написал пару версий сценария на основе синопсиса Джорджа. Дело было в 1978 году. Из сценария Лукас выбрал несколько сцен для иллюстраций. С одной стороны, для презентации проекта студийным боссам, с другой - чтобы продумать костюмы и вообще внешний вид фильма.

«В поисках утраченного Ковчега».

Мы со Стивеном ужинали как-то вечером в Бербанке - он монтировал там «1941» - и разговаривали про «Ковчега». Он упомянул несколько европейских фильмов с темной, пугающей атмосферой. Казалось, что он хочет снять скорее нуар, чем приключенческое кино. Тем не менее когда я создал графический образ Индианы, то воплотил в нем то, что свойственно всем героям Спилберга без исключения: имидж человека самодостаточного, динамичного, на котором держится весь сюжет.

Сила картины - в чистоте и четкости ее нарратива. Это я попытался воплотить в иллюстрациях, приправив драму - как и Спилберг в кино - определенным юмором. В результате получилась серия рисунков, выполненных тонкими мазками, в монохромной палитре. Обычно мои работы более насыщены по цветовой гамме, но на этот раз я следовал пожеланиям Стивена, хоть и не в полной мере: для того чтобы создать гнетущую атмосферу, он просил меня добавить побольше теней, однако я все эти «сумерки» минимизировал. Что было очень кстати: уже до начала съемок Спилберг передумал играть в нуар и решил следовать привычному собственному стилю.

Что же касается Лукаса, то его корректировки иллюстрационного процесса были крайне незначительны. Так что я начал работу над Индианой Джонсом по собственному усмотрению, со сцен в пустыне: именно на этом фоне можно было как следует нарисовать его одежду. В итоге он носит куртку летчика (как у самого Джорджа), потертую шляпу (как у Хамфри Богарта в «Сокровище Сьерра-Мадре») и хлыст, как у Зорро. Я добавил армейский ремень из солдатской униформы Первой мировой войны, рубашку хаки и такие же брюки. Этот персонаж готов к любым неожиданностям: он стоит в боевой стойке, балансируя на ногах, как боксер. В одной руке он держит хлыст и готов им в любую секунду воспользоваться.

С последними мазками Индиана Джонс ожил! Поначалу играть его должен был Том Селлек. Однако позже, когда Том не смог совместить работу у нас и съемки в сериале «Частный детектив Магнум», роль досталась Харрисону Форду. И я до сих пор помню, как мне позвонила подружка Джорджа: «Я только что увидела Харрисона Форда, и он как будто сошел с твоих рисунков!»

Отдельные иллюстрации были сделаны под ту или иную сцену. Потом Джордж и Стивен представили проект Paramount. Дальнейшая история известна. Меня часто спрашивают, предполагал ли я, что фильм будет таким удачным? Мой ответ прост: я всегда чувствовал, что это будет невероятный блокбастер, потому что над его созданием трудились два исключительных таланта с огромным опытом в киноиндустрии. Их сердца бились в унисон, и они вдохнули жизнь в одного из самых мощных персонажей в истории кино.

Читать дальше
 

Все об Индиане Джонсе на нашем сайте:

О ФИЛЬМЕ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
О фильме «Индиана Джонс и последний Крестовый поход» 

СТАТЬИ:
«Старики-разбойники» 
«Как зовут собаку Лукаса?» 
«Новые приключения Инди» 
«Археология бессмертна!» 

ПРЕДМЕТ ПОИСКОВ - СВЯТОЙ ГРААЛЬ:
«История Святого Грааля» 
«Небесная чаша. Святой Грааль и легенды о короле Артуре» 
«Святой Грааль» 
«Нацисты и Грааль» 


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 »

Журнал «EMPIRE», апрель 2008 год


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.