Стивен Спилберг: человек, воплотивший свою мечту.
Его называют взрослым человеком с душой ребенка или так и не повзрослевшим вундеркиндом. Все свои фантазии он запечатлевал на пленке. Его мечты должны были овладеть умами как можно большего числа людей. Всю жизнь он шел к заветной цели -
созданию гигантской фабрики по изготовлению мечты. «Dreamworks», то есть «Мастерская Грез», первая самостоятельная студия, созданная в Голливуде за последние 75 лет. Самая влиятельная и богатая, она вот уже 12 лет снабжает мир первосортными, высокотехнологичными, дух захватывающими фантазиями.
Стивен Аллен Спилберг (Steven Allan Spielberg),
американский режиссер и продюсер, родился
в Цинцинати (штат Огайо) 18 декабря 1947 г. Он был старшим и единственным сыном в семье. И больше всего любил пугать трех своих сестер, что делал весьма эффективно: одна из сестричек даже лишилась дара речи на целый год.. Однако родители - пианистка Леа и инженер Арнольд Спилберг - вместо строгого
наказания сделали сыну подарок, 8-миллиметровую кинокамеру. Стивен снимал все подряд: семейные праздники и будни, крушение поезда (с помощью игрушечной железной дороги), фантастические сюжеты с участием сестер.
Вскоре Стивен замахнулся на «большой проект» - фильм о Второй мировой войне, «Побег в никуда», в котором снималась вся семья. Маленький 14-летний продюсер составил смету будущего фильма, потом максимально урезал ее. Позаботился он и о прокате: дом Спилбергов на несколько дней превратился в кинотеатр. Все желающие могли посмотреть фильм Стивена за скромную плату.
«Побег в никуда» не только полностью окупился, но и принес автору прибыль.
Следующим продюсерским ходом стала картина об инопланетянах, в которой главные роли дальновидный Стивен отдал своим одноклассникам. После этого тощий, неуклюжий мальчишка, к тому же единственный еврей в школе, мгновенно превратился из изгоя в кумира. Как видим, еще подростком он выбрал профессию и судьбу: Спилберг стал режиссером и продюсером, покорял и пугал зрителей, ставил цель и
с завидным упорством шел к ее осуществлению.
По настоянию родителей он поступил в университет, но кино уже владело всеми его помыслами. На кинофакультет его не приняли «за полное отсутствие таланта». Ну и пусть! Отсутствие специального образования не стало для него препятствием.
Стивен уговорил богатого приятеля вложить деньги в кино, снял 20 минутную короткометражку «Эмблин», которая так понравилась руководству студии «Universal», что с двадцатилетним Стивеном тут же был заключен контракт.
Став режиссером на телевидении, он некоторое время работал в сериалах. Первый же самостоятельный телефильм, «Дуэль» 1971 г. оказался столь удачным, что даже был выпущен в кинопрокат. В фильме интересно варьировался кафкинский мотив обреченности безвинного. Только вместо господина К. - героя
«Процесса» - выступил владелец небольшого легкового автомобиля, неизвестно за что преследуемого на шоссе огромным грузовиком. Режиссер с большим психологическим и кинематографическим мастерством воссоздал здесь атмосферу ужаса, ничем не мотивированного и от этого еще более страшного.
Но дебютом Спилберга на большом экране считается «Шугарленд экспресс» 1974 г., замеченный и обласканный критикой. Но что ему критика? «Зритель - вот мой босс», заявил будущий великий продюсер, раз и навсегда сделав ставку
на самого надежного партнера - публику.
Спилберг знал, что зритель любит, чтобы его пугали, и снял фильм «Челюсти» - экранизацию романа Питера Бенчли - о гигантской акуле, терроризировавшей жителей маленького американского городка. Напряжение умело нагнеталось здесь постоянным сочетанием мирных бытовых сцен и неожиданных шоковых эффектов вроде внезапно всплывшего мертвеца.
Фильм стал финансовым рекордсменом 1975 года. Всеобщий интерес к НЛО и космическим пришельцам натолкнул его на мысль о постановке «Близких контактов третьей
степени» 1977 г. Молодому режиссеру удалось то, что во второй половине 70-х казалось невозможным: оторвать зрителей от телеэкранов, привлечь в кинотеатры молодежь и, таким образом, спасти Голливуд от реальной угрозы кризиса.
Неистребимая детскость души помогала Спилбергу попадать в самую сердцевину зрительских ожиданий. Его «И.Т.Инопланетянин» 1982 г., в сущности, был всего лишь сказкой о пришельце из космоса, трогательном уродце, которого взрослые боялись и преследовали, а дети полюбили и спасли.
«Сказочка» с невиданным успехом прошла по экранам мира и стала самым кассовым фильмом в истории кино. Тем самым Спилберг продемонстрировал недюжинный продюсерский талант. На студии «Universal» он создал свою кинокомпанию, назвал ее
«Amblin Entertainment» в честь своей первой взрослой картины «Эмблин». Логотипом компании стал знаменитый кадр из «И.Т.Инопланетянин» - мальчик и инопланетянин, взмывающие в небо на велосипеде.
В своей продюсерской деятельности Спилберг ориентировался на молодого зрителя, отдавая предпочтение фантастическим сказкам, таким как «Гремлины», «Батарейки в комплект не входят», «Назад в будущее», «Дорогая, я уменьшил детей».
Стивен поощрял молодых Роберта Земекиса, Джо Данте - режиссеров той же, что и у него, «группой крови»: фантазеров с детской душой и азартом новаторов. «Невозможного нет!» - словно утверждала эта компания. Можно соединить в одном кадре рисованных персонажей и живых актеров - получится суперхит
«Кто подставил кролика Роджера?». Можно взять сюжет фильма 60-х, использовать новые технологии и создать смешной и увлекательный «Внутренний космос». Если проект удачен, пусть появятся «Гремлины-2», «Назад в будущее-2,-3».
В начале 80-х Спилберг придумал героя, чудаковатого профессора, по совместительству бесстрашного авантюриста Индиану Джонса. Соединив приключенческий и фантастический жанры с пародией, переполненной киноцитатами, он снял трилогию
«Индиана Джонс». В результате довольны были и дети, и взрослые, и даже отъявленные киноманы.
Но и такого счастливчика, как Спилберг, могла постигнуть творческая неудача. «Пурпурный цвет» 1985 г. получил 11 номинаций и ни одного «Оскара», правда, открыл для кино несравненную Вупи Голдберг. Всем бы такие неудачи!
Использование новых компьютерных возможностей предопределило успех Спилберга в 90-е годы, где самым большим его кассовым успехом стал «Парк Юрского периода» 1993 г. как и в одноименном романе Майкла Крайтона в фильме воскрешенные учеными динозавры, поселенные в национальном заповеднике, вышли из-под контроля и начали крушить всех и вся.
Спилбергу удалось органично совместить управляемые компьютерами фигуры животных с живыми актерами, что помогло созданию захватывающего зрелища. Мир охватила динозавромания, а четыре года спустя режиссер выпустил продолжение
«Затерянный мир» - где чудеса технологий пошли еще дальше: доисторические рептилии как бы окружали, обволакивали сидящих в зале, от чего казались удивительно достоверными.
Талант Спилберга, его понимание природы кинематографа, предельно развитое образное мышление, умение пользоваться компьютерными эффектами позволили ему занять первое место среди мастеров американской массовой продукции. Но режиссер этим не удовлетворился. Он начинает ставить и проблемные фильмы.
«Список Шиндлера» 1993 г. и «Спасение рядового Райана» 1998 г. имели огромный успех и у зрителей, и у критиков. Первый - черно-белый, лишь с несколькими цветовыми пятнами в ударных сценах, рассказывает историю реального человека, немецкого предпринимателя-католика, члена нацистской партии, спасшего в годы войны евреев, работавших на его заводе в Польше, от уничтожения в фашистских концлагерях.
Трагическая тема массового истребления людей, необычный и неоднозначный образ главного героя (Лайам Нисон), эмоциональная прямота и откровенность принесли этой ленте не только семь «Оскаров», но и сделали ее центром полемики.
«Спасение рядового Райана» - тоже о Второй мировой войне, но уже показанной глазами американских солдат, ищущих пропавшего собрата. Великолепные военные съемки (особенно высадка союзников в Нормандии), запоминающиеся детали, выразительная музыка - все это принесло картине славу одной из лучших о том страшном времени. Однако, как и
«Список Шиндлера», фильм тоже грешит сентиментальностью, излишней нравоучительностью, прямолинейным патриотизмом. И это - не издержки вкуса, а сознательная позиция автора, хорошо знающего своего зрителя.
В 1994 году вместе с Джеффри Катценбергом и Дэвидом Геффеном Спилберг открыл независимую студию «Dreamworks». Теперь Стивен был не просто обладателем Премии имени Ирвинга Тальберга, великого голливудского магната 20-х годов. Он сам стал великим киномагнатом.
Словно в пику всему Голливуду детище Спилберга выпускало фильмы «оскароносцы»: «Красота по-американски», «Гладиатор». Человек-торнадо, так назвал Спилберга его друг, актер Том Хэнкс, вел как продюсер десятки картин, одновременно оставаясь режиссером.
Видавший виды Хэнкс был потрясен работой Спилберга на съемочной площадке: «Он умеет приспособиться к любым условиям, ни на минуту не останавливая работу и не снижая темпа съемок. Если неожиданно начинается дождь, Стивен на ходу меняет сценарий и снимает под дождем, отчего эпизод только выигрывает».
Спилберговская «Мастерская Грез» не забывает и о самых маленьких зрителях. Заботливый отец шестерых детей, Спилберг с удовольствием занимается анимационными проектами. Достаточно назвать «Принца Египта», «Болто», «Побег из курятника» и, наконец, «Шрека», чтобы сложилось представление о качестве мультфильмов, созданных на
«Dreamworks».
Уже в 1998 году Стивен Спилберг стал самым богатым представителем индустрии развлечений. Тогда его состояние оценивалось в 313 миллионов долларов, а к 2002 году выросло до 2 миллиардов. При этом благотворительная деятельность великого киномага достаточно широка для того, чтобы пресечь
пересуды о его скупости. Даже английская королева возвела американского режиссера в рыцари - Спилберг много сделал для развития британской культуры.
Остается только удивляться, как за всеми этими заботами он успевает снимать по 1-2 фильма в год: «Искусственный разум» 2001 г., «Особое мнение» 2002 г., «Поймай, меня если сможешь» 2002 г., «Терминал» 2004 г., «Война миров» 2005 г., «Мюнхен» 2005 г.
Сочетание интимного, личностного видения мира с эпичностью коммерческих блокбастеров, умение воздействовать на чувства и эмоции аудитории не только с помощью современных технических и визуальных средств, но и проверенных годами психологических стереотипов, создание собственной кинематографической школы - все это обеспечило Спилбергу ведущее место в современном кино США.
|
|
Стивен Спилберг с женой, актрисой Кейт Кэпшоу |
|
Стивен Спилберг поддерживает Демократическую партию. В 1996 году пожертвовал в ее фонд $ 100,000.
Один из двух самых богатых людей в Голливуде. По данным журнала Forbes за 2001 год, его состояние оценивается примерно в
$ 2,1 млрд.
Рост Спилберга: 5' 7½" (1.71 см.)
Не раз признавался самой влиятельной персоной в американском шоу-бизнесе.
Джонатан Норман, преследовавший Спилберга и угрожавший ему расправой, был осужден в июне 1998 года на 25 лет тюрьмы.
Спилберг заплатил на аукционе (в декабре 1996 года) $ 550,000 за «Оскар», завоеванный Кларком Гейблом за роль в фильме Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» 1934 года. Он подарил его Киноакадемии.
Спилберг - отец шестерых детей (двое из них приемные), отчимом Джессики Кэпшоу и крестным отцом Дрю Бэрримор. Дети (с Кэпшоу): Тео Спилберг (1988, приёмный), Саша Спилберг (1990), Сойер Спилберг (1992), Микаэла Спилберг (1996, приёмная) и Дестри Спилберг (1996).
Сын (с Ирвинг): Макс Спилберг (1985).
Был женат на актрисе Эми Ирвинг (1985-1989). Сейчас женат на актрисе Кейт Кэпшоу (с 12 октября 1991 года).
Жена Стивена Спилберга, Кейт Кэпшоу снималась вместе с Шоном Коннери в фильме «Правое дело».
В 1995 году, снимая сцену родов, получил по телефону сообщение о том, что его жена Эми Ирвинг родила сына Макса.
Называет Ричарда Дрейфуса своим альтер-эго.
Дважды поступал в киношколу Университета Южной Калифорнии и оба раза не был принят. Сейчас же состоит в Совете этой школы.
31 мая 2002 года получил звание бакалавра киноискусств Калифорнийского Университета Лонг Бич. Он бросил колледж ради карьеры в кино, но закончил образование благодаря независимым проектам. Он надел мантию и прошел торжественную церемонию вместе с другими выпускниками.
Когда Спилберг торжественно получал свой диплом об окончании колледжа (через 35 лет после первого поступления в колледж), оркестр играл музыку из фильма «Индиана Джонс».
У него хранится один из экземпляров санок «Розовый Бутон», фигурировавших в фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941).
По итогам телефонного опроса, проведенного журналом Entertainment Weekly в сентябре 1999 года, был назван лучшим режиссером 20-го века. Позади него остались Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик.
Возглавил список 100 лучших режиссеров всех времен, опубликованный журналом Empire (2001).
В детстве он во время экскурсии проник в один из павильонов студии Universal и подружился с монтажером, который дал ему несколько советов относительно того, как следует снимать кино.
Гвинет Пэлтроу зовет его дядей Морти.
Во время съемок «Ночной галереи» подарил Джоан Кроуфорд одну красную розу в бутылке из под «пепси».
Во время встречи с репортёром Detroit Free Press Ширли Эдер, Крауфорд, указав на Спилберга, сказала: «Лучше возьмите интервью у этого парня, потому что он станет величайшим режиссёром всех времён!». Они оставались добрыми друзьями в плоть до ее кончины в 1977 году.
|
Стивен Спилберг и Шон Коннери во время съемок фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» |
|
В 2001 году награжден орденом Британской империи за вклад в развитие британской киноиндустрии.
Утверждает, что фильмы Дэвида Лина оказали огромное влияние на его творчество.
В течение пяти месяцев работал вместе с Роном Бассом над сценарием «Человека дождя», но, заключив контракт на съемку фильма
«Индиана Джонс и последний крестовый поход», передал все свои наработки Барри Левинсону, который в итоге стал режиссером «Человека дождя».
Собирался снимать комедию «Большой» с Харрисоном Фордом в главной роли, но отказался от этой идеи, чтобы не вступать в конфликт со своей сестрой Энн Спилберг, соавтором сценария этой картины.
Спилберга назвали основоположником летних блокбастеров после того, как его фильм «Челюсти» стал первым хитом 1975 года, собравшим свыше $ 100 млн.
Он сам предложил Сэму Мендесу сценарий «Красоты по-американски» («Американская Красавица»). Мендес впоследствии получил Оскара за лучшую режиссуру за фильм «Красота по-американски».
Работал с монтажером Майклом Каном на всех своих картинах, кроме одной.
Открыл Кэтрин Зету-Джонс и предложил ей роль в «Маске Зорро».
Прислал за Уиллом Смитом вертолет, чтобы предложить актеру роль в фильме
«Люди в черном».
Как правило, берет актеров на главные роли без проб.
После того, как у него попросили дать разрешение на использование музыкальной темы «Челюстей» в
«Тусовщиках» (Swingers), посмотрел эту ленту и, увидев Винса Вона, пригласил его в «Затерянный мир».
В «Затерянном мире» сыграл в эпизоде («камео») человека с попкорном, а в «Индиане Джонсе и храме судьбы» -
туриста в аэропорту. Исполнил эпизодическую роль («камео») в «Ванильном небе».
В 1998 году получил Большую Звезду Бундесвера (высшая гражданская награда
Федеративной Республики Германия) за ощутимый вклад в немецкую историю своим фильмом «Список Шиндлера».
После автомобильной аварии (23 сентября 1997) лечил повреждённое плечо.
В 1995 получил награду Американского Института Кинематографии за жизненные достижения.
В 1995 г. награждён второй ежегодной Премией Джона Хьюстона.
Совладелец (совместно с Джеффри Каценбергом и Дэвидом Геффеном) студии DreamWorks.
|
Стивен Спилберг и Шон Коннери во время съемок фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» |
|
Болен синдромом Аспергера.
Награждён Distinguished Public Service Award - высшей гражданской
наградой ВМС США - на Дне ветеранов, в 1999 г., за его фильм «Спасение рядового Райана».
Являясь Скаутом-Орлом, он был членом Совета Скаутов Америки. Однако покинул Совет, потому что был не согласен с агрессивной позицией Бойскаутов Америки относительно гомосексуалистов.
С 27 мая 2002 - почётный доктор гуманитарных наук Ельского Университета.
Всегда использует в своих фильмах спецэффекты группы Industrial Light and Magic, принадлежащей его другу Джорджу Лукасу.
Владеет правами на книгу Стивена Кинга «Талисман». Экранизация романа должна увидеть свет в 2007 году.
Его отец воевал во время Второй Мировой войны на Юго-восточном Азиатском фронте.
В фильме «Близкие контакты третьей степени» люди общаются с пришельцами посредством музыки и компьютера. Отец Спилберга был учёным-компьютерщиком, а мать - музыкантом.
Собирался стать режиссёром фильма «Гарри Поттер и Философский Камень», но продюсеры не получили согласия Джоаны Роулинг, которая настаивала только на британском персонале съемочной группы.
Несмотря на то, что его близкий друг Джордж Лукас поклялся, что все свои будущие фильмы будет снимать только на цифровую камеру, Спилберг громче всех заявлял, что будет все свои фильмы снимать на обычную киноплёнку. Многие режиссёры, включая Мартина Скорсезе и Оливера Стоуна, разделили точку зрения Спилберга.
Его старый друг Джордж Лукас изначально планировал его в качестве режиссёра
фильма «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая», и Спилберг дал своё согласие, однако Лукас не смог предоставить ему эту работу из-за его
разногласий с Гильдией Режиссёров.
|