Очевидно, это была плохая идея - сделать фильм на основе знаменитого телесериала «Мстители».
Еще одна серия. Конечно, все мы хотели ее увидеть, но именно потому, что были уверены - фильм получится плохим. Осуществление давнего и заветного желания не может не разочаровать, а зрители телесериала, смотревшие его еще с 60-х
годов, превратились за это время почти в фанатичную секту. Бог безгрешен только в воображении; когда вы приходите к нему, оказывается, что ему нужны деньги. Тоже самое нужно голливудским продюсерам. Время, разумеется, не позволило снова пригласить героев телевизионных
«Мстителей» Патрика Макни и Диану Ригг на роли, которые оказались главными в их жизни. Ностальгия идеализирует прошлое, и мы уже не найдем той же искорки в глазах Умы Турман и той же жалобной улыбки у Рэйфа Файнса.
Лучшее в этом фильме - это ожидание, потому что любая новая версия так хорошо знакомого сериала будет хуже оригинала. Конечно, в Европе люди моложе 30-ти сериал знают меньше, но повторные показы сделали свое дело, и сегодня можно считать, что все уже встречались с Джоном Стидом, Эммой Пил, Тарой Кинг и Перди
(в России часть сериала «Мстители» показывалась около трех лет назад). То есть почти все знают, что сериал был сделан вдохновенно, с тонким юмором, фантазией, великолепными диалогами, декорациями, костюмами, деталями и мизансценами. Это был не просто популярный сериал, «Мстители» - это воспоминание, состояние духа и даже почти философия.
В ОЖИДАНИИ «ПИФ-ПАФА»
|
Телевизионные «Мстители» с участием Дианы Ригг и Патрика Макни.
|
|
Конечно, глупо предаваться ностальгии и причитать: «Ах, это доброе старое время!» Самым главным в оригинальных «Мстителях» было его настроение. Имя этому настроению - предвкушение.
Именно предвкушение доминирует не только в истории никогда не утоляемой любви Стида и Эммы, но и в самом построении серий. Каждый диалог, каждое действие, каждый костюм и декорация имеют здесь такое же, если не большее значение, чем развязка интриги (обычно решаемая внезапным
«пиф-пафом»). Брайан Клеменс, духовный отец, продюсер и сценарист сериала, был уверен: самое большое удовольствие - это ожидание удовольствия. Поэтому «Мстители» - это прежде всего вдохновенный гимн прелюдии, бесконечным обещаниям, которые создают и лелеют сладкое желание, чтобы удовлетворить его в самом конце.
И не случайно мы говорим о сладости желания: «Мстители» - очень сексуальный сериал. Иеремия Чечик, постановщик фильма и давний поклонник сериала, совершенно с этим согласен. На вопрос: «Что для вас было самым привлекательным в сериале, когда вам было 13 лет?» - он отвечает: «Секс».
СНАЧАЛА ЭММА БЫЛА МУЖЧИНОЙ
Во Франции культовый сериал шел под названием «Котелок и кожаные сапоги». Он был настолько популярным, что когда кто-то в разговоре упоминает «котелок», ему по привычке отвечают: «кожаные сапоги», а иногда: «Эмма Пил» и при этом сразу вспоминается актриса Диана Ригг, которая ее блистательно сыграла.
Эмма Пил была в некотором смысле Женщиной с большой буквы. Сексуальной, блестящей и непредсказуемой. Женщиной-пряностью, немного старомодной на сегодняшний вкус, но гораздо менее вульгарной, чем нынешние Spice Girls. Но это были 1965 и 1967 годы, и нужно было обладать некоторой дерзостью, чтобы выпустить на телеэкраны героиню в облегающем кожаном комбинезоне
во время, которое тогда еще называли «прайм-тайм». Сериал во многом обязан своим успехом именно главной исполнительнице и не остался перед ней в долгу - Эмма Пил стала самой знаменитой из всех героинь, сыгранных Дианой Ригг.
Впрочем, в самом начале Эмма Пил была мужчиной. А точнее ее не было вообще.
В те давние времена на ее месте был Джон Стид (актер Патрик Макни). Он сам был тогда спутником главного героя, доктора Дэвида Кила (Йен Хендри). Настоящим героем Стид стал лишь на следующей год, когда он встретил Кэти Гэйл (Онор Блекман), которая помогала ему до конца третьего сезона (1964). Эти первые 78 серий не были очень популярными. Настоящий успех сериала начался
в четвертом сезоне (1965-66) - первого, в котором-то и появилась Эмма Пил, и первого, отвечавшего новым правилам Брайана Клеменса и его сопродюсера, сценариста, друга и помощника Альберта Феннелла:
«Ни одна женщина не должна быть убита (хотя их можно связывать, затыкать рот и унижать); в кадре не должно быть ни одного статиста (главные герои настолько необычны, что при столкновении с реальностью
не могут не показаться смешными); никаких расовых различий, наркотиков и социальных проблем. Это должен быть мир той сказочной Англии, какой ее воображают иностранцы».
|
Шон Коннери в фильме «Мстители»
|
|
На следующий год Диана Ригг уже предстала перед зрителями в цвете. Это был момент рождения мифа. Миф этот не очень пострадал от замены Эммы Тарой (Линда Торсон) в шестом и последнем сезоне (1968-69) и пострадал от возвращения «Мстителей»
в 1976-м (и еще больше - в 1977-м) с Перси (Джоанна Ламли) и Гэмбит (Гарет Хант).
Что породило миф, так это, безусловно, качество сериала. Что породило качество, так это стиль. А что продило стиль, так это, как ни парадоксально - недостаток средств! «Мстители» были «нищим» сериалом, а голь, как известно, на выдумки хитра. Как сказал Брайан Клеменс: «Очень во многом стиль сериала объясняется вынужденной экономией. Например,
не имея денег на постройку целого банка, мы воссоздавали его часть, на передний план помещали банкноты и снимали «через» них».
Шон Коннери и Ральф Файнс в фильме «Мстители»
60 МИЛЛИОНОВ ЗА ДВА САПОГА
В случае с «Мстителями» беспокойство от ожидания фильма - двойное. Во-первых, спорна уже сама идея сделать фильм с началом и концом по сериалу, принцип которого состоял именно в нескончаемости. Все серии, кроме одной, не последние, и зрители надеются, что однажды...
Второй повод для беспокойства - все тот же недостаток финансов. Хотя новые сапоги и из кожи, но стоят ли они 60 миллионов долларов, в которые их оценивают? Этот вопрос пока остается открытым. Яркий и технологично сделанный рекламный ролик вызывает опасения, что нас ждет еще один
«Джеймс Бонд». Отзывы после первых пробных показов также были неутешительными, хотя это обстоятельство скорее даже радует: большая часть молодежной американской аудитории никогда не видела сериала, и если она разочарована, значит, фильм не прост.
Последняя загадка - режиссер, канадец Иеремия Чечик. Стремился ли он сохранить дух сериала, и если да, то разрешили ли ему это на студии Warner Bros? Продюсер фильма Джерри Вейнтрауб, как известно, не миндальничает со своими режиссерами: выпуская
«Голубую бездну» на американские экраны, он переделал финал на хэппи-энд и изменил музыку, не спросив режиссера Люка Бессона.
Когда мы встретились с Чечиком, он держался довольно осторожно. Со времени «Дьявольщины» (его неудачного ремейка фильма «Дьяволица») и стычек на съемках с Шэрон Стоун его положение в Голливуде стало весьма непрочным.
Кстати, хотите знать, что он думает о Джерри Вейнтраубе? «Отличный парень и прекрасный продюсер». Может, он действительно так считает, но, когда говоришь с Чечиком, лучше прислушиваться к тому, чего он не говорит.
Текст Жан-Ив Катлан
|