Персонажи ирландского фольклора в фильме «Дарби О'Гилл и маленький народец».
ЛЕПРЕКОН:
Лепрекон. (Картинку можно увеличить)
Из фильма «Дарби О'Гилл и маленький народец» мы узнаем, что большинство лепреконов больше всего любят три вещи:
танцы, виски и охоту. Об этом Дарби рассказывал еще его дед. Так же мы узнаем, что лепреконы могут творить свое волшебство лишь по ночам, а с восходом солнца их чары не действуют.
И лепрекон может выполнить ваши любые три желания, но если вы загадаете четвертое, ваши предыдущие пожелания отменяются, и вы останетесь ни с чем.
Лепрекон / Лепрехун (ирл. Leprechaun, Lurachmain, Lurican, Lurgadhan) - персонаж ирландского фольклора похожий на гнома, традиционно изображаемый в виде небольшого коренастого
человечка (около 2 футов ростом), одетого в зеленый костюм, шляпу и высокие башмаки с серебряными пряжками. Лепреконы живут в холмах Ирландии, а зеленую одежду они носят, чтобы было легче прятаться в траве родных
«зеленых холмов». Кстати, в зеленое лепреконы оделись совсем недавно! Еще в девятнадцатом веке они поголовно носили красную одежду - и она различалась у жителей разных районов Ирландии.
Еще они держат при себе трубку - и курят крепкий, вонючий табак.
Лепреконы сапожники-любители, отсюда и этимология названия, от leath brogan - башмачник (англ.).
Лепрекона часто можно застать за изготовлением ботинка, и что интересно - всегда одного, левого, никогда пары. Это зловредный и хитрый
маленький паршивец, но есть смысл попытаться его перехитрить, поскольку у каждого лепрекона обязательно есть ловко припрятанный
горшок, полный золотых монет. Будучи пойманным, лепрекон обещает огромное богатство взамен за
свободу. Но еще никому и никогда не удавалось обмануть лепрекона: он всегда найдет способ вывернуться и удрать.
С собой лепреконы носят два кожаных кошелька. В одном из них - серебряный шиллинг, магическая монетка, которая всегда возвращается
в кошелек, если ею расплатиться. В другом они носят золотую монету, которую использует для подкупа честных людей, оказавшись в
трудной ситуации. Эта монетка обычно превращается в листья или пепел, как только лепрекон с ней расстается. С лепреконов нельзя
сводить глаз, ибо они могут исчезнуть за секунду.
Лепрекон. Художник Жан-Батист Монж. (Картинку можно увеличить)
Известно, что лепреконы не прочь выпить, поэтому их частенько можно встретить в винных погребах. Они часто бывают навеселе, но
увлечение потином (poitin - ирландский самогон) не влияет на их мастерство сапожников.
Вообще лепреконы существа хоть и не очень дружелюбные, но безобидные, они сами избегают людей. Но стоит их обидеть (а обижает их не
выставленное на ночь блюдце с молочком, не снятая перед пыльным смерчем шляпа, убитая малиновка, срубленный терновый куст,
присвоенный горшок золота...), и они тут же продемонстрируют свой мстительный характер и виртуозное владение волшебством. Спокойной
жизни вам больше не видать. Самое разумное в этом случае хватать семью и нажитое добро, и бежать подальше.
Лепреконов женского пола в кельтской мифологии нет, это всегда мужчины, причем немолодые - как минимум, достаточно взрослые, чтобы обзавестись бородой. Одни говорят, они живут в среднем 300 лет, другие источники называют цифру 1000, а точно никто не знает. Чем старше лепрекон, тем он вреднее и больше склонен к пакостям.
Лепреконы, как и многие другие волшебные существа ирландского фольклора, появились на Изумрудном острове задолго до кельтов, во времена Племен богини Дану. Уильям Йейтс писал, что, когда с приходом христианства ирландцы перестали почитать древних богов, те уменьшились в размерах. Так что, возможно, маленькие человечки в зеленом когда-то были большими.
Современная маскультура по-своему интерпретирует ирландские легенды о лепреконах.
Например, в популярном телесериале «Зачарованные», а именно эпизод 5.17 «Lucky Charmed»: Лепреконы живут в собственном царстве, в которое путешествуют по радуге. Люди не могут туда попасть, так как видят радугу лишь во время дождя. Лепреконы зажигают радуги при помощи своих тростей.
Они подобно пчелам опыляют мир удачей, она может быть как доброй, так и злой. Лепреконы обманщики, но, безусловно, не злые. Удачу, кстати, они дарят при помощи волшебного золота.
В 1959 году Уолт Дисней продюсировал фильм «Дарби О’Гилл и маленький народец», где фигурируют лепреконы. Фильм отличался великолепными для
своего времени спецэффектами и имел большой успех. Это была первая роль молодого Шона Коннери в Голливуде - так что для него знакомство с лепреконами оказалось
счастливым.
Вышедший в 1999 году фильм «Страна фей» в оригинале носил название «Волшебная легенда лепреконов» (Magical Legend of the Leprechauns). Это хорошая сказка для
семейного просмотра - юный лепрекон влюбляется в принцессу эльфов, между племенами разгорается война, а тут еще американский бизнесмен хочет построить парк
развлечений, походя уничтожив волшебную страну. Вупи Голдберг играет в фильме Великую Баньши, колдунью.
А фильм «Лепрекон» - точнее, франшиза, целых шесть фильмов, выходивших с 1993 по 2003 годы, плюс связанные с ними комиксы - это комедия-ужастик.
Страшненького, но обаятельного Лепрекона играет Уорвик Дэвис. Люди постоянно посягают на его золото, а лепрекон в ответ мстит им, делает разные гадости и даже убивает.
А в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня» лепреконы являлись талисманами сборной команды Ирландии по Квиддичу. Они рассыпали болельщикам
золотые монеты, которые по окончании матча исчезли. Рон Уизли, не зная о свойствах лепреконского золота, расплатился ими с Гарри,
который даже не заметил, как золото исчезло.
Указатель «Переход для лепреконов».
В современной массовой культуре лепрекон является языческим символом Дня святого Патрика и Ирландии вообще. День святого
Патрика отмечается 17 марта в Ирландии, Северной Ирландии и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор как государственный
праздник.
В ротации этот образ находится благодаря Уолту Диснею, создавшему в 1959 году фильм «Дарби О'Гилл и маленький народец»,
где плутоватые кельтские гномы неожиданно предстали симпатичными и доброжелательными существами. Благодаря фильму Ирландия
(а затем и День св. Патрика) у многих американцев стала ассоциироваться именно с лепреконами. По одной из версий, их популяризации
способствовали производители открыток, которым был просто необходим какой-то забавный персонаж (сам святой Патрик выглядел слишком
уж торжественно и серьезно).
Странное, все-таки, бывает происхождение у традиций.
Клурикон (Кларихун, Cluricaun, Klurikaun) -
родственные лепреконам существа, как бы подвид лепреконов - это клуриконы. Клуриконы могут украсть или позаимствовать
практически все, что угодно, по ночам клуриконы обчищают кладовые и винные погреба, запрягают овец, коз, собак и даже домашнюю
птицу и катаются по округе. Хотя лепрекон обычно описывается как ирландский национальный персонаж, изначально это название
употреблялось только в северном Лейнстере.
Клурихон - шотландский домовой (он же хохлик) - разновидность брауни, в отличие от которого, однако, никогда не помогает в домашнем
хозяйстве. Впрочем, и не мешает, по крайней мере до тех пор, пока не наберется горячительного. А
надобно знать, что клурихон обожает подвалы, в которых хранится спиртное. Клурихон большой любитель отпить винца из разных бочек,
бочонков и бутылок, не зная меры. Поэтому все обычно заканчивается тем, что поднабравшийся клурихон рычит, верещит, вопит, поет,
отрыгивает и шумит сильнее, чем полтергейст.
Распространяемые всяческими вредными бабами слухи - мол, безобразничает в подвале вовсе не клурихон, а хозяин со дружками - должно
считать клеветой и демагогией.
ЛЕПРЕКОНЫ / Сканы статей из прессы:
Журнал «Мир фантастики», №8 2011 год.
Лепрекон, иллюстрация. Художник Жан-Батист Монж.
А вот две известные ирландские сказки про лепреконов:
«Поле ромашек»
В один солнечный денек - то был не просто денек, а праздник, самый любимый в Ирландии весенний праздник - Благовещенье, - вдоль живой
изгороди по солнечной тропинке прохаживался молодой паренек. Звали его Том. Гуляя по полю, он вдруг услышал негромкое тук-тук,
тук-тук, где-то у самой земли за изгородью.
«Неужели каменка щелкает? - подумал Том. Для нее будто бы рановато».
И Тому захотелось взглянуть на раннюю пташку, чтобы своими глазами убедиться, правильно он угадал или нет. Вот он подкрался на
цыпочках к изгороди, раздвинул кусты и... И увидел, но только не пташку, а огромнейший прямо с ведро, бурый глиняный кувшин.
Однако самое удивительное было другое: рядом с кувшином сидел маленький-премаленький, совсем крошечный старичок. На нем был
замусоленный, затасканный кожаный фартук, а на голове красовалась маленькая треуголка.
У Тома на глазах старичок вытащил из-под себя деревянную скамеечку, встал на нее и маленьким кувшинчиком зачерпнул в большом
кувшине, потом поставил полный кувшинчик рядом со скамеечкой, а сам сел на землю возле большого кувшина и начал прибивать каблук к
башмаку из грубой коричневой кожи - тук-тук, тук-тук.
Это и было то самое «тук-тук», что услышал Том.
«Силы небесные! - воскликнул про себя Том. - Лепрекон! Ей-ей, лепрекон! Слыхать-то я про них слыхал, но вот не думал, что они на самом
деле встречаются!»
Вы уж, наверное, догадались, что Том имел в виду веселого эльфа-сапожника, которого в Ирландии называют лепрекон. Но самое
интересное, что лепреконы умеют шить башмак только на одну ногу - или на правую, или на левую, - так, во всяком случае, о них говорят.
«Мне удача! - подумал Том. - Только теперь нельзя с него глаз спускать, а не то он исчезнет, словно его и не бывало».
И Том подкрался к лепрекону поближе тихо-тихо, словно кошка к мышке, а сам глаз с него не спускал.
- Бог в помощь, соседушка, - сказал он, а сам уж руку протянул к маленькому сапожнику.
- Спасибо на добром слове, - ответил лепрекон, поглядев на Тома.
- Вот только дивлюсь я, чего это вы в праздник работаете! - говорит Том.
- Это уж мое дело, - отвечает старикашка.
- А не будете вы так любезны сказать, что у вас в этом большом кувшине?
- Отчего ж не сказать, - говорит старичок с ноготок. - В нем прекраснейшее пиво.
- Пиво? - удивился Том. - Гром и молния! Где это вы его
раздобыли?
- Где я раздобыл его? Сам сделал! А из чего, угадай!
- Ну, ясно из чего, - говорит Том. - Из хмеля да из солода, из чего же еще.
- А вот и промахнулся! - говорит старичок с ноготок. - Из
вереска!
- Из вереска? - удивился Том еще больше, да так и прыснул со смеху. - Ты, видно, за дурака меня принимаешь, так я и поверил, что из
вереска!
- Не хочешь - не верь,- говорит старичок. - Но я тебе правду сказал. Ты разве не слыхал историю про датчан?
- Ну, слыхал, а что, собственно, про них слыхать-то? - спросил Том.
- Когда датчане в старину жили на нашем острове, они научили нас варить пиво из вереска, и с тех пор моя семья хранит этот секрет.
- Ну и умный вы народец! - воскликнул Том. - А попробовать твое пиво можно? - спросил он.
Но маленький старикан глянул на него сердито и, нахмурившись, ответил:
- Лучше вам, молодой человек, беречь отцовское добро, чем приставать к честным людям с глупыми вопросами! Оглянись-ка! Не видишь
разве, в твой овес забрались коровы и весь его потоптали. - И с этими словами старичок указал пальцем на что-то у Тома за спиной.
Том от неожиданности чуть было не обернулся. Да хорошо, вовремя спохватился, протянул руку - и хвать малыша лепрекона.
Да вот беда: впопыхах он опрокинул кувшин с вересковым пивом, а стало быть, ему уж не отведать его никогда в жизни! Том ужасно
рассердился на старичка лепрекона и пригрозил, что отомстит ему за такие шутки если лепрекон не покажет, где прячет свои сокровища.
Том был уверен, что у каждого лепрекона, так же как у всех эльфов - в Ирландии их называют еще дини - ши - зарыт где-нибудь в укромном
месте кувшин с золотом.
- Ну, так где же твое золото? - очень грозно спросил Том.
Малютка сапожник притворился испуганным и сказал:
- Через два поля отсюда. Идем, я провожу тебя туда, раз уж так все получилось.
И Том зашагал через поле, не выпуская лепрекона из рук и не спуская с него глаз ни на секунду, хотя ему приходилось и через изгороди
перелезать, и прыгать через канавы, и огибать болота.
Уф, наконец-то он добрался до широкого ромашкового поля, и лепрекон, указав на высокую ромашку, сказал со вздохом:
- Рой здесь и найдешь большой кувшин. В нем полным-полно золотых гиней.
Но вот досада, в спешке Том позабыл захватить с собой лопату. Что же теперь делать?
Подумав, он решил, что не остается ничего другого, как бежать домой за лопатой. А чтобы не ошибиться, где потом копать, он достал из
кармана красную ленточку и обмотал стебель той ромашки, на которую указал лепрекон. Но тут у него родились кое-какие сомнения, и он
сказал лепрекону:
- Поклянись, что не снимешь мою ленточку с этой ромашки!
Лепрекон поклялся верой и правдой, что пальцем не тронет ее, и спросил очень вежливо:
- Надеюсь, я больше не нужен вам?
- Нет. Дело сделано, теперь можешь идти. Скатертью дорожка, желаю удачи.
- Будь здоров. Том, - сказал лепрекон. - Пусть на пользу пойдет тебе мое золото, когда ты его откопаешь.
Том опустил маленького сапожника на землю, и тот оправился восвояси.
А Том, как вы сами можете себе представить, кинулся со всех ног домой, нашел лопату и вернулся тут же на ромашковое поле.
Но что это? Что увидел он, вернувшись на поле? Лепрекон свое слово сдержал: красной ленточки Тома он не трогал, что верно, то верно.
Но зато обвязал точно такой же красной ленточкой стебель каждой ромашки на поле!
Бедняга Том! Что же ему теперь оставалось - перекопать все поле? Но это было невозможно. В поле было не меньше добрых сорока
ирландских акров!
Пришлось Тому возвращаться домой с пустыми руками и с лопатой на плече.
Лепреконы, иллюстрации. Художник Жан-Батист Монж. (Картинки можно увеличить).
«Лепрехун - маленький обманщик»
Как-то очень давно один ирландский поселянин шел через двор в конюшню, чтобы задать своей лошади корм; подходит и слышит, что
кто-то в конюшне песенку поет, да словно молоточком постукивает:
стук, стук, стук, стук, — ну, точно как башмачники, когда башмаки тачают. Он послушал — пенье и постукивание не прекращаются.
«Эээ, — подумал он, — да это же, наверно, лепрехаун — кому же другому быть? Подкрадусь-ка я к нему потихоньку, схвачу его да
отниму у него сумку, что он на поясе носит, — так тогда и заживем!».
Сказано — сделано: тихонько вошел поселянин в конюшню, подкрался к тому стойлу, откуда слышна была песня лепрехауна, заглянул в
него и видит, что у самых ног его лошади сидит крошечный человечек в красном колпачке, с молотком в одной руке, с маленьким башмачком
в другой, и преспокойно мурлычет себе под нос песенку. Поселянин осторожно нагнулся и ухватил лепрехауна обеими руками.
— Ну, теперь уж не уйдешь! — закричал он. — Не скупись, отдавай кошелек-то! Ну!
— Погоди, отдам, — отвечал очень спокойно лепрехаун, - дай мне только отвязать его от пояса!
Поселянин и поверил ему, расставил руки, а тот засмеялся да и пропал... Только оставил он после себя башмачок, который поселянин с
горя сунул в карман и сбыл потом за сущую безделицу.
Лепреконы, иллюстрация. Художник Жан-Батист Монж.
Банши и другие вестники смерти в фильме «Дарби О'Гилл и маленький народец».
БАНШИ:
В фильме «Дарби О'Гилл и маленький народец» призрак банши является старику Дарби, предвещая близкую смерть его дочери Кэти.
Банши, баньши (banshee от ирландского bean - женщина, и si - Ши, что вместе переводится как женщина из сидов, из потустороннего мира) - фигура ирландского фольклора, женщина,
которая, согласно поверьям, является возле дома обреченного на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями
оповещает, что час его кончины близок.
Банши, как полагают специалисты по ирландскому фольклору, не имеет прямых аналогов в верованиях других народов. Однако в
бретонском фольклоре есть нечто схожее с банши - вестник смерти Анку, также подобные персонажи встречаются в валлийской
мифологии. Это дает основания предполагать, что образ банши уходит корнями в древнюю кельтскую мифологию.
Самой распространенной версией является, та, где банши не что иное, как призрак (дух) женщины-плакальщицы,
так как оплакивание и рыдание одна из ее характерных черт. Зловещий вой банши, наполняющий ужасом ночи Ирландии и (согласно «Демонологии и колдовству»
сэра Вальтера Скотта) нагорья Шотландии, пророчит смерть кого-то из членов семьи или очень талантливого человека.
Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши - это дух-покровитель той семьи,
которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.
По поверьям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши,
обозначаются как семьи с «О'» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список
фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи,
которые поселились в Ирландии до XVII века.
Что касается описания внешнего вида банши, то тут мнения диаметрально противоположны.
Одно остается неизменным - женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах детей, что это
молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами в длинном белом плаще с капюшоном. Банши описывают
также как маленькую старушку, но опять же с длинными волосами, белыми или седыми. Вообще длинные волосы - это такая же
отличительная черта банши, как и ее крик. Нередко банши держит в руке серебряный или костяной гребень, которым расчесывает свои длинные волосы.
Реже встречается описание черных или темных волос банши, также как и темных или цветных одежд, так как совершенно очевидно,
что в сумерках или темноте, времени, когда появляется банши, ее проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми,
волосами, что также подтверждает легенду о банши-старухе.
КАРЕТА СМЕРТИ:
Призрачная черная карета смерти в фильме «Дарби О'Гилл и маленький народец» появляется, чтобы забрать Кэти О'Гилл.
Но старик Дарби, воспользовавшись последним, третьим, желанием, просит короля лепреконов отослать ее. Как объясняет король Брайан, он не в силах этого сделать, так как карета смерти, явившись в этот мир, не может уехать пустой.
Тогда Дарби О'Гилл сам садится в карету-призрак, чтобы отправится в царство мертвых...
Образ Черной Кареты-призрака, предвестника скорой смерти, часто встречается в европейских «готических» романах,
посвященных загадочным, зловещим и сверхъестественным событиям, связанным с потусторонним миром. Каретой, запряженной черными лошадьми управляет призрачный возница без головы.
В некоторых «готических» романах Черная карета - навевающий ужас при одном его созерцании транспорт, управляемый демонами и привидениями, запряженный
конями-призраками. Она предназначается для перевозки убитого вампира к местам битв, где пало множество жертв, а, следовательно, пролилось
много крови, чтобы его соратники и прислужники при помощи ужасных ритуалов снова могли оживить своего мертвого господина.
В XIX столетии графство Норфолк полнилось зловещими историями о каретах-призраках. Согласно легенде, однажды шайка браконьеров, возглавляемая Джорджем Мэйсом, разделилась для ночного
промысла возле Бреклз Холла. Члены шайки собрались и с нетерпением дожидались Мэйса, когда, громыхая, к дому подкатила карета с
жутковато светящимися фонарями. Они услышали, как дверца открылась, опустились ступеньки, и дверца тут же с шумом захлопнулась.
Карета неожиданно исчезла, а напуганные браконьеры разбежались.
На следующее утро Мэйс был найден мертвым у парадной двери Бреклз
Холла без каких-либо следов насилия. История эта была записана в 1896 году священником, автором рассказов о привидениях, доктором
Августом Джессопом, избравшим в герои одного из своих прихожан.
Более известна легенда о карете-призраке, в которой раз в год ночью
выезжал сэр Томас Болейн, отец Анны Болейн, и совершал круг по 12 мостам Норфолка под визг демонов, скакавших позади. Если
кто-нибудь заговаривал с сэром Томасом, последний, как правило, забирал его с собой.
Возможно, кареты-фантомы были отражением «адской повозки» XVI в. - телеги-призрака, которая, по рассказам,
раскатывала по округе, собирая души мертвых. Отсюда возникло поверье, что кареты-призраки забирают в могилу живых людей или
что они - предвестники смерти. Таинственной каретой обычно правит кучер без головы, и запряжены в нее безголовые лошади.
Из кнута кучера, из-под копыт лошадей и изо ртов пассажиров вырывается адский огонь.
Пассажирами зачастую являются исторические личности, несущие наказание за дурные поступки. Джордж Мэйс, мошенник из низшего
сословия, наказанный за браконьерство, - исключение. Кареты-фантомы графства Норфолк обычно возят господ. Пример этому - сэр Томас
Болейн, который искупает вину за причастность к казни своей дочери Анны.
Также образ Кареты-призрака не единожды появляется в европейском и американском кинематографе.
Анку.
Образ призрачной кареты, возможно, берет свое начало в бретонской народной мифологии, в которой Анку в своей
карете увозил тела умерших.
Анку (Ankou - валл. angau - смерть), вестник смерти в кельтской мифологии, выглядел как мертвец или скелет с длинными белыми волосами, закутанный в плащ
с наброшенным капюшоном, или в шляпе, надвинутой на лоб. На плече у него лежала остро заточенная коса, а рядом с грохотом и
скрипом двигалась похоронная повозка, которую тащил скелет лошади. Услышать скрип повозки Анку – недобрый знак.
Первые известные нам упоминания об Анку содержатся в ученых трактатах, философских размышлениях о бренности земного мира.
Поскольку первые документы на бретонском языке относятся к достаточно позднему времени - самый ранний из дошедших до нас
литературных текстов написан в середине XIV века - никаких сведений о том, как представляли Анку в древности и в эпоху раннего
средневековья нет. Однако, Анку часто упоминается в литературных произведениях XVI и последующих веков.
В отличие от известной во всей Франции и многих других странах смерти в образе костлявой старухи, Анку всегда представлялся
мужчиной. Постоянный атрибут Анку в фольклоре - плохо смазанная повозка, которую везут тощие лошади.
Для своих передвижений Анку использует особые дороги. А. Ар Браз в «Легенде о смерти» говорит о том, что тропинки, проходящие
параллельно большим дорогам и использовавшиеся в дождливое время, когда большие дороги заливало водой, а после реконструкции
больших дорог ставшие ненужными, считались дорогами Анку. По местным поверьям, по старым тропинкам и души умерших
отправлялись в последний путь. Часто именно этими тропинками пользовались, чтобы отвозить покойников на кладбище.
Также по этим дорогам ездил Анку, и поэтому ни в коем случае заброшенные тропинки нельзя было перегораживать.
Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 23 июня 2012 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери» / 1998
«The Films of Sean Connery», Lee Pfeiffer and Philip Lisa / 1997
О фильме на IMDb