1981 год; Великобритания / США / «Outland Productions», «The Ladd Company», «Warner Bros»
Рабочее название «Io» 1980, Великобритания
Режиссер: Питер Хайамс
Продюсер: Ричард Рот
Исполнительный продюсер: Стэнли О'Тул
Сценарий: Питер Хайамс по роману Алана Дина Фостера «Outland» .
Оператор: Джеффри Голдблатт
Художник: Малколм Миддлетон
Костюмы: Джон Молло
Композитор: Джерри Голдсмит
В ролях: Шон Коннери (Шериф Уильям Т.О'Нил), Питер Бойл, Франциска Стернхаген,
Джеймс Сиккинг, Кика Маркхэм, Кларк Петерс, Стивен Беркофф и др.
Время: 109 минут
Бюджет: $ 16,000,000
Сборы в США: $17,374,595
Премьера в США: май 1981 год.
Премьера во Франции: 2 сентября 1981 года.
Премьера в Западной Германии: 15 октября 1981 года.
Премьера в Финляндии: 30 октября 1981 года.
Премьера в Швеции: 25 декабря 1981 года.
Премьера в Норвегии: 8 января 1982 года.
1981 год - Номинация на премию «Оскар» за лучший звук - Джон Вилкинсон, Роберт В. Глесс младший, Роберт Тирлвелл, Робин Грегори.
1982 год - Награда Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Award» за лучшую женскую роль второго плана - Франциска Стернхаген.
1982 год - Номинация на награду Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Award» за лучшую мужскую роль - Шон Коннери.
1982 год - Номинация на награду Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Award» за лучшую музыку к кинофильму - Джерри Голдсмит.
1982 год - Номинация на награду Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Award» за лучший научно-фантастический фильм.
1982 год - Номинация на награду Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Award» за лучшие спецэффекты - Джон Стирс.
1982 год - Номинация на награду Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Award» за лучший сценарий - Питер Хайамс.
1982 год - Номинация на награду «Hugo» (Hugo Awards) за лучшую драму.
Этот фантастический фильм рассказывает о шерифе (Шон Коннери)
затерянной на одном из спутников Юпитера станции. Он обнаруживает махинации компании по добыче руды, которая
распространяет среди шахтеров некий допинг, повышающий производительность труда, но имеющий опасные побочные эффекты.
В конфронтации с руководителем компании у шерифа нет союзников, так что он готовится один вступить в схватку с наемными убийцами,
ожидаемыми с Земли.
Питер Хайамс (Peter Hyams) кинорежиссер, продюсер и сценарист. Родился 26 июля 1943 г.
в Нью-Йорке. Окончил Хантер Колледж, затем Сиракузский университет. Работал на телевидении Си-Би-Эс в редакции новостей,
затем приобщился к писанию сценариев для телефильмов, а потом и к режиссуре. В кино дебютировал сначала в качестве продюсера и сценариста фильмом
«Т.Р.Баскин» (1971 г., реж. Г.Росс). Кинорежиссер с 1974 г. («Полицейский налет»). В этом «фильме действия» с элементами комедии Эллиот Гулд и Роберт Блейк играют двух агентов из полиции нравов, часто работающих нетрадиционным образом.
Критики назвали фильм «фарсовой версией «Серпико»». Таким же слегка карикатурным подражанием роману Чандлера был «Соглядатай» (1976), где детектив (Майкл Кейн) в Лос-Анджелесе 40-х годов попадает в сложный переплет в ходе розысков пропавшей дочери своего клиента.
Подражанием известнейшему вестерну «Ровно в полдень» стал фильм «Чужая земля» («С другой планеты» 1981), правда шериф, которого играет Шон Коннери, живет в 21 веке на одном из спутников Юпитера. Он обнаруживает махинации компании по добыче руды, которая распространяет среди шахтеров некий допинг, повышающий производительность труда, но имеющий опасные побочные эффекты.
В конфронтации с руководителем компании у шерифа, как и у его прообраза, нет союзников, так что он готовится один вступить в схватку с наемными убийцами, ожидаемыми с Земли. Знакомый земной конфликт Хайамс решает в рамках научно-фантастического жанра, впрочем визуальным образцом для него становится изобразительное решение фильма Р.Скота «Чужой».
Более оригинальной была концепция первого фантастического фильма Хайамса «Козерог-один» (1978). Предположение, что все так называемые «съемки из космоса» могут быть просто фальсификацией, реализовано режиссером очень убедительно. Репортер, герой фильма, обнаруживает, что, зная о технической ошибке, которая должна погубить экспедицию на Марс, и не желая лишаться дальнейшего финансирования, руководители полета организуют телерепортажи о ее деятельности из специально оборудованного ангара.
Космонавтам, узнавшим о своей обреченности во время возвращения, удается покинуть корабль и приземлиться где-то в пустыне, после чего их преследуют с воздуха, боясь, чтобы подлог не раскрылся. Фильм, начавшийся как расследование в духе Уотергейтского из «Всей президентской рати», кончается в духе бондовского боевика, что несколько снижает его общий разоблачительный эффект.
Шон Коннери в фильме «Чужая земля»
Еще более амбициозным был проект создать продолжение знаменитой картины Кубрика «2001: Космическая одиссея». Хайамс, очень часто сам пишущий сценарии для своих фильмов, адаптировал для этого продолжение романа Артура Кларка, где советско-американская экспедиция на корабле «Леонов» отправляется для выяснения судьбы «Дискавери». Тем не менее, результат оказался разочаровывающим. Режиссер, добросовестно следующий за перипетиями сценария, не смог подняться до уровня философского обобщения классического фильма Кубрика (впрочем, достаточно интересных ответов на волновавшие всех в течение 17 лет вопросы не дал и сам Кларк),
так что «2010» (1984) оказался рядовым научно-фантастическим фильмом, где, как это уже стало типичным для Хайамса, маленькая группа сплачивается против заговора, происходящего на Земле.
Режиссер продолжал снимать фантастику и в 90-е годы. На сей раз уже без серьезных претензий, о чем говорит присутствие Жана-Клода Ван Дамма в «Полицейском во времени» (1994). Не чужды ему и «земные» триллеры (впрочем, тоже часто не без элемента фантастики), которые он трактовал иногда с иронией, иногда всерьез («Звездная палата», 1983; «Испуг», 1986; «Президио», 1988; «Внезапная смерть», 1996).
В целом
стиль Хайамса отличается динамикой и искусно выстроенной интригой, он ироничен, однако
нередко подражателен. Везде он проявил себя добросовестным профессионалом, однако не поднимающимся выше среднего
уровня, несмотря на проявляемые иногда претензии на несколько большую значимость.
Снял такие фильмы как: «Наше время» 1974 г.; «Соглядатай» 1976 г. с Майклом Кейном; «Козерог-один» 1978 г.; «Гановер стрит» 1979 г.; «Смертельная цель» 1983 г.; «Звездная палата» 1983 г.; «Испуг» 1986 г.; «Президио» 1988 г. с Шоном Коннери; «2010» 1984 г.;
«Едва-едва» 1990 г.; «Будьте с нами» 1992 г.; «Полицейский во времени» 1994 г. с Жан-Клодом Ван Даммом; «Внезапная смерть» 1995 г.; «Ископаемое» 1997 г.; «Конец света» 1999 г. и др.
В фильме «Чужая земля» акцент делался в большей степени на истории,
сюжете, чем на каких-либо особенных приспособлениях и спецэффектах, и, возможно, это было
ошибочное решение. Хайамс признавал, что картина была явной переделкой классического
вестерна с Гэри Купером «Ровно в полдень», только все действие происходило на планете
Ио, спутнике Юпитера.
Коннери прочел сценарий, и ему показалось, что его роль может оказаться интересной с
точки зрения создания на экране интересного характера. Его слегка смущала уверенность
Хайамса в том, что все, связанное с космосом, сейчас приносит деньги, однако Шон соглашается
сниматься в фильме, надеясь, что это снова вернет его в основной поток кинопроцесса после
долгих месяцев добровольного затворничества.
Коннери работал с Хайамсом над сценарием, давал советы по оформлению сценической площадки
и по выбору актеров. Такой стиль работы становился для него обычным. Коннери также
уговорил Хайамса снимать фильм в Англии на студии «Pinewood», которая, как он знал,
имела лучших в мире специалистов по спецэффектам. Надо сказать, что это уже обнаружили
многие продюсеры, снимавшие фильмы о космосе. Спецэффекты в фильме выполнены на высоком уровне.
Журнал «Тайм» опубликовал довольно одобряющие рецензии на картину. Критики писали, что
Коннери, возможно, является «единственным романтическим героем кино». В других изданиях
оценки нового фильма были разными. Так, «Санди Телеграф» назвал фильм лучшим триллером года,
а также интересным и интеллектуальным развлечением. Кинокритик Анвар Бретт включил
фильм «Чужая земля» в список 50-ти лучших с его точки зрения фантастических фильмов. Ежемесячный кинобюллетень
отозвался о фильме как о «том же самом наскучившем электронном мусоре и том же самом старом, отдающим преисподней,
наборе металлических приспособлений».
Сам Коннери был разочарован конечным результатом. Бюджет фильма составлял $14 млн., и большая
рекламная компания была проведена в Америке, однако «Чужая земля», фильм довольно высокого уровня, не нашел у
публики приема, соответствующего его художественным достоинствам.
Кадр из фильма «Чужая земля»
Действие этой картины происходит в рудничном
поселке на Ио, третьем спутнике Юпитера. После нескольких несчастных случаев новый начальник полиции (Шон Коннери) обнаруживает, что управляющий
рудником (Питер Бойл), желая поднять выработку, при помощи своих подручных поставляет рабочим сильнейшие амфетамины, от которых они постепенно
сходят с ума и кончают жизнь самоубийством. Управляющий вызывает с другой станции группу киллеров, которые должны убрать настырного шефа
полиции. Однако шахтеры, ради которых шериф начал борьбу, не очень-то спешат ему на помощь; единственный человек в поселке, кто хоть как-то ему
помогает - это женщина-врач (Фрэнсис Стернхаген).
Шон Коннери в фильме «Чужая земля»
Распространенное среди кинокритиков мнение, что свою основную коллизию этот зрелищный
НФ боевик заимствует из классического вестерна Фреда Циннеманна «Ровно в полдень» («High Noon», 1952), абсолютно верно. Если в фильме
Циннеманна катализатором напряжения являлись настенные часы, стрелки которых приближали момент, когда прибудет поезд с главарем бандитов,
поклявшимся отомстить местному шерифу, то в картине Хайамса ту же роль играет электронное табло, показывающее, сколько времени осталось до
прибытия «шаттла» с убийцами на борту.
Также весьма любопытна перекличка фильма Хайамса с давней повестью братьев Стругацких «Стажеры» (1962),
где действие одной из глав происходит в рудничном поселке на астероиде Бамберга - по своей антикапиталистической направленности оценки событий
на Бамберге и на Ио звучат чуть ли не в унисон.
Из прочих достоинств картины, поднимающих ее над уровнем стандартной кинопродукции, следует
отметить богато сделанный антураж. С одной стороны, это сама станция, интерьеры которой выполнены с поразительной достоверностью: именно так,
возможно, и будет выглядеть типичное индустриальное поселение будущего в космосе - грязное, шумное, переполненные людьми и механизмами,
совершенно неромантичное. С другой - потрясающе живописные космические пейзажи, на фоне которых происходит финальная схватка. Режиссер
Питер Хайамс, снявший эту ленту, известен зрителям по целому ряду других остросюжетных НФ фильмов, среди которых «Козерог-1» (1977), «2010»
(1984) и «Патруль времени» (1994), а также по нескольким добротным триллерам и боевикам.
Литературная версия фильма - роман Алана Дина Фостера «Чужая земля» («Outland», 1981).
В фильме «Чужая земля» компания горнодобывающей промышленности, занятая добычей руды на Ио, где и происходят все события фильма, носит название «Con-Amalgamate».
Точно такое же название носит компания, которая произвела дефектное оборудование для жизнеобеспечения и упоминается в фильме «Козерог-один» 1978 г., так же режиссера Питера Хайамса.
Название наркотика, который контрабандой ввозят на станцию, носит название «poly-dichloric-euthynol», точно такое же название носит взрывчатое вещество в фильме
«Терминатор - 2».
Сначала рабочее название фильма было «IO», так называется один из спутников Юпитера, где происходит действие картины. Но многие люди читали название как «10», и его пришлось заменить на «Outland».
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери»
«Режиссерская энциклопедия. Кино США»
О фильме на IMDb