Режиссер: Терри Гиллиам
Продюсеры: Терри Гиллиам и Джорж Харрисон
Сценарий: Майкл Палин и Терри Гиллиам
Оператор: Питер Бизио
Музыка: Де Вулф, Джордж Харрисон, Тревор Джонс, Майк Моран
Художник: Норман Гарвуд
Костюмы: Джеймс Ачесон
В ролях: Джон Клиз, Ральф Ричардсон, Шон Коннери (царь Агамемнон / пожарник Фиреман), Шели Дювалл, Кэтрин Хелмонд, Ян
Холм, Майкл Палин и др.
Время: 116 минут, в США 110 мин.
Бюджет: $ 5,000,000
Сборы в США: $ 42,365,581, первый уик-энд, 8 ноября 1981 года (на 821 экране) - $ 6,507,000
Сборы в Испании: ESP 127,460,272
Сборы в Швеции: SEK 2,991,409
Прокатная плата (чистая прибыль, полученная продюсерами после расчета с дистрибъютерами фильма и членами съемочной
группы): $ 20,533,500 США
Премьера в Великобритании: 13 июля 1981 года.
Премьера в США: 13 ноября 1981 года.
Премьера в Швеции: 12 февраля 1982 года.
Премьера в Западной Германии: 18 марта 1982 года.
Премьера в Финляндии: 11 февраля 1983 года.
Премьера в Португалии: февраль 1983 года. (Fantasporto Film Festival)
Выход в прокат во Франции: 12 декабря 2001 года (повторный показ).
1982 год - номинация на премию Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов
(Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Awards» за лучшую режиссуру - Терри Гиллиам.
1982 год - номинация на премию Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов
(Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Awards» за лучший фильм.
1982 год - номинация на премию Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов
(Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Awards» за лучшие спецэффекты - Джон Бункер.
1982 год - номинация на премию Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов
(Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Awards» за лучшую мужскую роль второго плана - Крейг Варнок.
1982 год - номинация на премию Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов
(Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) «Saturn Awards» за лучший сценарий - Терри Гиллиам, Майкл Палин.
1983 год - номинация на премию международного кинофестиваля Fantasporto (President's Award) - за лучший фантастический фильм, Терри Гиллиам.
1982 год - номинация на «Hugo Awards» за лучшее драматическое представление.
«Бандиты времени» - это насыщенный спецэффектами
капустник о шести карликах протаскивающих обычного английского
школьника Кевина по туннелям времени. Они владеют волшебной картой, с помощью которой путешествуют во времени, карту карлики украли у их бывшего хозяина -
Верховного Существа (Ральф Ричардсон), сотворившего мир. Во время своего путешествия они попадают в самые фантасмагорические ситуации и переживают безумные приключения,
оказываясь то на корабле морского чудовища Огра, то в лагере Наполеона, которого карлики грабят, то в Шервудском лесу в компании с Робин Гудом, который, в свою очередь,
промышляет тем же. Кевин же оказывается в Древней Греции и невольно вмешавшись в поединок между царем Агамемноном (Шон Коннери) и
Минотавром, становится приемным сыном царя. Карлики, найдя Кевина и забрав все богатство царя, снова скрываются,
чтобы перенестись на борт «Титаника». Чем этот рейс закончился - известно. В конце концов, компания оказывается в
Веке Легенд...
Помимо хозяина карты, ею хочет завладеть и Воплощение Зла, заточенное Высшим Существом в крепость
Вечного Мрака ...
Терри Вэнс Гиллиам (Terry Gilliam) появился на свет 22 ноября
1940 года в Миннеаполисе, штат Миннесота. Режиссер, актер, сценарист, мультипликатор, художник, живущий и работающий в Англии.
Учился в Occidental College в Лос-Анджелесе. Затем уезжает в Англию. Гиллиам
вместе с Эриком Айдлом, Джоном Клизом, Грэмом Чепменом, Терри Джонсом и Майклом Палином создали
шоу «Летающий Цирк Monty Python».
Еще в питоновский период своего творчества Терри Гиллиам сделал два фильма как режиссер: «Jabberwocky» (1977)
и «Бандиты времени» (1981). После распада группы Гиллиам в 1984 году снимает фантастический фильм «Бразилия», который
вошел в двадцатку лучших лент 80-х.
Режиссер фильмов: «Страх и ненависть в Лас Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas), «Двенадцать обезьян» (Twelve Monkeys),
«Король рыбак» (The Fisher King), «Братья Гримм» (The Brothers Grimm) и др.
В конце 1980 года Терри Гиллиам предложил Коннери
весьма необычный проект. Долгое время Коннери восхищался Летающим цирком Монти Питона. Проект Гиллиама был очень
близок по духу к предприятию Питона. Это была сюрреалистическая фантазия под названием «Бандиты времени». Студия
Джоржа Харрисона «Хэнд Мейд Филмс» согласилась финансировать съемки, определив бюджет картины в 2,5 миллиона фунтов
стерлингов. Майкл Палин вместе с Гиллиамом написали сценарий, рассказывающий о мечтательном школьнике Кевине, который
в своих фантазиях участвует в удивительных приключениях - его похищает банда карликов, совершающих с ним путешествие
во времени.
В фильме должны были появиться разнообразные персонажи. Джон Клиз изображал Робин Гуда, Ян Холм -
Наполеона. Сэр Ральф Ричардсон играл Высший Разум. Но им был необходим актер на роль героя, царя Агамемнона.
Палин вспоминал: «Для меня и Терри Гиллиама было жизненно необходимо найти на роль Агамемнона сильного харизматического
актера и, что очень важно, обладающего чувством юмора. Коннери идеально подходил к роли, хотя идеал в нашем деле
редко достижим. Шон, в конце концов, согласился сниматься в нашем фильме в обмен на несколько курсов гольфа. Сочетая
героику и юмор, он вызывал своей игрой именно то ощущение приключения, реальности и фантазии, которое пронизывало
и являлось сущностью всего фильма. Я думаю, немногие актеры способны выразить силу и глубину легендарной исторической
личности, когда ему на голову падает мальчик Кевин из двадцатого столетия».
Сказано довольно точно и выразительно. Коннери согласился сниматься, и, так как Гиллиам и Палин собирались
растянуть деньги, он смирился с невысокой оплатой и процентами от прибыли, несмотря на свой недавний опыт, показавший,
что эта часть заработка чаще всего очень незначительна.
«Бандиты времени» - это внешне легкомысленная, а на деле крайне глубокая работа Терри Гиллиама.
Итак, двенадцатилетний ребенок испытывает жестокий прессинг вполне патологических мамы и папы,
зараженных технотронным вирусом. Родители непрерывно смотрят телевизор, где их вниманию предлагаются развлекательные
программы, одна дебильнее другой. Родители озабоченны тем, как бы максимально облегчить собственную жизнь, довести ее
технологическую оснащенность до предела и тем самым достигнуть состояния нирваны, то есть комфорта. В центре внимания
взрослых людей - загадочные, неподконтрольные человеку существа под названием «тостер» и «миксер», а не живой ребенок,
который позабыт позаброшен. Мало того, что позаброшен, иногда ему все же приходится вступать с родителями в контакт
и принимать к сведению бессмысленную информацию, которую родители получили из «ящика», как все бессмысленное приняли
близко к сердцу и теперь агрессивно навязывают беззащитному, зависящему от них мальчику.
И вот однажды ночью, когда мальчик Кевин отправился спать, происходит чудо. Вдруг выясняется, что платяной шкаф в его комнате, не просто предмет мебели, а
некая дверь во времени. Оттуда и появляются волшебные персонажи фильма, банда из шести карликов путешествующих во времени. Они похищают Кевина, и он начинает сопровождать карликов в их приключениях.
Они владеют волшебной картой, с помощью которой путешествуют во времени, карту карлики украли у их бывшего хозяина - Верховного Существа
(Ральф Ричардсон), сотворившего мир. Во время своего путешествия они попадают в самые фантасмагорические ситуации и переживают безумные
приключения, оказываясь то на корабле морского чудовища Огра, то в лагере Наполеона, которого карлики грабят, то в Шервудском лесу в компании
с Робин Гудом, который, в свою очередь, промышляет тем же. Кевин же оказывается в Древней Греции и невольно вмешавшись в поединок между
царем Агамемноном (Шон Коннери) и Минотавром, становится приемным сыном царя. Карлики, найдя Кевина и забрав все богатство царя, снова
скрываются, чтобы перенестись на борт «Титаника». Чем этот рейс закончился - известно.
Дальнейшее путешествие маленького героя во времени с группой разудалых, но все же безобидных бандитов-карликов
заканчивается в Замке Вечной Тьмы, которым управляет еще одно патологическое создание - дьявол. Как водится,
он намерен узурпировать функции Творца, завладев секретной картой времен, оказавшейся в руках мальчика и его спутников.
По Гиллиаму, все, на что дьявол способен, - это повелевать любой техникой, от смертоносных арбалетов и танков до миксеров
и компьютеров, над освоением которых враг человека усидчиво работает. Не случайно поэтому приспешники злодея, заманивающие
героев в ловушку, неожиданно принимают облик родителей мальчика.
К счастью, в дело вовремя вмешался Создатель, устроивший всю эту заварушку, чтобы развлечься. Он появляется,
как требуют того правила приличия и национальные традиции этикета, в строгом костюме, галстуке и жилете, истинный седовласый
джентльмен, что-то вроде председателя Палаты лордов. Ирония американца Гиллиама в отношении английской самоуверенности
вполне обоснованна. На эту тему, кстати, есть роскошный анекдот: в литературной гостиной беседуют о поэзии; англичанин
спрашивает, кто такой Гете, о котором столько говорят. «Гете - великий немецкий поэт, - отвечают ему с придыханием, -
разве вы об этом не слышали?» «О да, но мы в Англии называем его Шекспиром».
Итак, Создатель прочитал краткую лекцию,
популярно объяснив, что зло он вынужден был создать для того, чтобы у человека всегда была свобода выбора, и предложил
карликам аккуратно собрать осколки обуглившегося, еще дымящегося зла, чтобы, не дай Бог, не спровоцировать новые
проблемы. Однако кусочек зла завалился в уголок и спровоцировал пожар в доме юного героя, где тот и оказался, очнувшись
от своих грез. Пожарные спасают мальчика, спасают родителей, которые не перестают выяснять, по вине какого из электронных
устройств случилось несчастье. Выясняется, по вине тостера, именно в нем неожиданно оказывается тот самый дымящийся
кусочек зла. «Мама, папа, не трогайте, это - зло!» - пытается предупредить безумцев мальчик, но родители, как всегда,
слушают лишь свой (или - чей?) внутренний голос, хватают зло голыми руками, и - полетели клочки по закоулочкам. Мальчик,
отправившийся в романтическое путешествие на поиски того, кто бы мог заменить ему равнодушного отца, оказывается еще
более одиноким, чем раньше: дом сгорел, ближайшие родственники - того хуже.
Взгляд Терри Гиллиама на общество окрашен юмором отчаяния. «Лично я не хотел бы, что бы у зрителей
сложилось впечатление, что мир - это чудесное место», - усмехается режиссер. В конечном счете, его юмор, все же вполне
английский, не что иное, как форма вежливости. Зрители заплатили деньги, они, черт возьми, имеют право на удовольствие,
но никогда, утверждает Гиллиам, я не сдам действительность в угоду грезе, зрелищу, комфорту. Все его картины восхищают
тем, что на каком-то этапе законы отвлеченной фантастики, произвольные и потакающие человеческой слабости, резко
отменяются, и сию же секунду является другой, подлинный Гиллиам, жестокий и неподкупный реалист.
Необходимо добавить, что как всегда, восхищает визуальная проработка сюжета. Художник по профессии и
по духу, Гиллиам обращает внимание на изобразительное качество. Скажем в «Бандитах времени» Гиллиам добивается
«подлинности» фантастической атмосферы, помещая в центр повествования карликов. Таким образом, двенадцатилетний
мальчик оказывается рядом с этими бородатыми мужиками подлинным великаном. Дело здесь не только в том, что, по словам
самого Гиллиама, «пропорции тел карликов взяты прямо из мультипликации: большие головы, маленькие тела», а значит,
в кадре появляется анимационная экспрессия. Важно еще и то, что дополнительное визуальное обеспечение получает
центральная идея картины: не испорченный миксером, телевизором и тому подобным человеческим злом ребенок оказывается
по-настоящему взрослым, сильным, неуязвимым, а люди, кичащиеся жизненным опытом, на деле черпают его из телешоу
«Сделай мне больно» и не способны поэтому отличить зло от безобидного печного уголька.
Шону Коннери было очень приятно работать в этой картине, полной навеянными Питоном шутками. Сцены с
его участием снимались в течение нескольких дней в Марокко.
«Бандиты времени» были впервые показаны в Великобритании в 1981 году и имели неплохие сборы.
В Америке же, после вклада в «промоушен», организованный фирмой «Акво», суммы, превышающей бюджет всего фильма,
картина попала на первое место в списке лучших и держалась там целый месяц - высочайшее достижение для британской
кинопродукции.
Сюжет: 10-летний Кевин, мальчик из обычной английской семьи, внезапно оказывается вовлеченным в похождения банды карликов-грабителей,
путешественников по времени. Будучи помощниками Высшего Существа, они похитили Карту времени, и, пользуясь отмеченными на ней дырами
в эпохах, перемещаются между Наполеоном и Агамемноном, Робин Гудом и легендарными существами, пока не попадают в лапы Гения Зла,
который давно за ними следит, желая завладеть картой и изменить лицо мира по своему образу и подобию...
Это единственный в своем роде фильм Терри Гиллиама — детская сказка. По крайней мере, внешне. Соблюдены каноны литературной сказочной
истории, использованные и в кэролловской «Алисе», и в роулинговском «Гарри Поттере»: обычный ребенок встречает волшебное существо,
увлекающее его в необыкновенную страну, полную опасностей и приключений, откуда не так-то просто вернуться в реальный мир (да и надо ли?).
Юный Кевин пытается жить интересной жизнью, но удается ему это только в играх и фантазиях — его родители одержимы лихорадкой потребления
и на новый тостер обращают больше внимания, чем на родного сына. Стоит ли удивляться, что Кевин предпочел скитания с бандой бывших садовников
(а ныне грабителей) скучной жизни в родном доме, а в небольшом, но гостеприимном дворце царя Агамемнона захотел остаться навсегда?..
Однако, Гиллиам, верный традициям «Монти Пайтона», а значит — своим собственным, вплетает в эту сказку злободневные сатирические нотки,
которые не только смешат зрителя, но и придают фильму нехарактерный для детской сказки подтекст. Чего стоит Злой Гений, одержимый новинками
прогресса, мечтающий весь мир построить с помощью техники, и противостоящее ему Высшее Существо, заставляющее неудачливых грабителей
сажать деревья и цветы? А карикатурный Наполеон (Йан Холм), болезненно реагирующий на любое упоминание его роста, но спокойно — на
человеческие смерти? А добряк Агамемнон (Шон Коннери), хороший семьянин, едва ли не стыдящийся своей победы над Троей? В рецензиях режиссеру
«Бандитов времени» приписывают ревизионистский взгляд на историю; но как знать, может, так все и было? И Робин Гуд был не такой уж good?
В конце фильма Кевина спасает пожарный, который очень похож на царя Агамемнона из недавних приключений мальчика...
Маленький Крейг Варнок, играющий Кевина, получил эту роль случайно. После долгих поисков маленького мальчика для картины «Бандиты времени», агент увидел брата Варнока и послал тому приглашение на прослушивание. Со своим братом пошел и маленький
Крейг. Режиссеру больше понравился Крейг, чем его брат. Терри Гиллиам заметил, что мальчик казался довольно интеллектуальным, задумчивым и тихим в противоположность своим сверстникам.
В этом фильме можно увидеть точно такие же клетки, как и та, в которую заключена Джилл в фильме
Терри Гиллиама «Бразилия».
В первоначальном варианте сценария о царе Агамемноне было написано так: «...Воин снял шлем и показал свое лицо, очень похожее на Шона Коннери».
Для режиссера было неожиданностью, когда Коннери заинтересовался сценарием этого фильма и согласился сыграть царя Агамемнона.
Костюм, в котором появляется Ральф Ричардсон в фильме - его собственный.
Госпожа Огр по сценарию должна была походить на своего супруга - морское чудище Огра, что предполагало сложный грим. Кэтрин Хелмонд, играющая эту роль, предложила режиссеру идею: почему бы вместо этого не сделать так, что бы госпожа Огр
напоминала обычную домохозяйку Новой Англии. Гиллиам согласился.
Терри Гиллиам хотел снимать продолжение «Бандитов времени», но после смертельного случая, произошедшего с
Джеком Парвисом и Девидом Раппапортом, двумя карликами из первого фильма, он отказался от этого проекта.
Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 9 июня 2012 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Дж.Паркер «Шон Коннери» / 1998 год.
Игорь Манцев «БЫТЬ!» «Искусство кино» 2000 № 11
«Искусство кино» «Видео-АСС Известия» 1998 № 42
О фильме на IMDb