В фильме рассказывается о бывшем офицере английской армии (Коннери),
нанятом генералом Батистой для подавления партизанского движения в период, предшествовавший
восстанию Кастро. Тут была и любовная линия, центром которой являлась прекрасная кубинка в
исполнении Брук Адамс.
Ричард Лестер (Richard Lester)
англо-американский режиссер родился 19 января 1932 года в Филадельфии. Сын учителя и медсестры, он очень рано проявил
свои способности, поступив в школу в трехлетнем возрасте, а в Пенсильванский университет - в 15 лет. В студенческие годы
Лестер сочинял легкую музыку, пел в вокальном ансамбле и работал на телестудии рабочим сцены. Окончив университет по
специальности «клиническая психология», он продолжил работу на телевидении и вскоре стал довольно успешным режиссером
на Си-Би-Эс. Тем не менее, через несколько лет он покидает Америку и разъезжает по Европе, зарабатывая на хлеб игрой на
рояле и гитаре в кафе. Обосновавшись в 1956 году в Лондоне после женитьбы на Дайдре Смит, балетной танцовщице и хореографе,
Лестер снова поступает на телевидение и уже через несколько лет возглавляет собственную программу «Шоу Дика Лестера».
Сотрудничество с известным комиком Питером Селлерсом привело к созданию телевизионного варианта «Идиотских шоу» (1958),
с которыми Селлерс и Спайк Маллиган уже несколько лет выступали на радио.
С Селлерсом же Лестер снимает свой первый короткометражный «Бегущий, скачущий и спокойно стоящий фильм»
(1960), определивший эстетику дальнейших его работ: ослабленный сюжет, где каждый эпизод строится на трюке иле комической
репризе, необычные ракурсы, ускоренная или замедленная съемка, рваный стремительный монтаж, во многом обязанный телевизионному
методу съемки сразу несколькими камерами, сюрреалистический юмор, повышенная роль музыкальных номеров.
В творчестве Лестера в полной мере нашел отображение господствовавший в 60-е годы спонтанно-импульсивный «молодежный стиль жизни»,
отрицавший традиционные буржуазные ценности. Первый фильм, создавший Лестеру имя - «Вечер трудного дня» (1964) с участием квартета «Битлз».
В своем следующем фильме с участием «Битлз» «На помощь!» (1965), Лестер уже максимально приближается к форме видеоклипа в рамках
полнометражной эксцентрической комедии с музыкальными номерами. Комедия на молодежную тему «Сноровка и как ее приобрести» (1965),
заслужила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Лестер снял антивоенные сатирические фильмы «Как я выиграл войну» (1967); «Жилая комната» (1969).
В более поздних работах Лестера начинают преобладать черты стилизаторства, они не столь эксцентричны,
хотя и сохраняют определенную долю юмора по отношению к персонажам: «Три мушкетера: Подвески королевы» (1974),
«Четыре мушкетера: Месть миледи» (1975), мелодрама с политическим фоном «Куба» (1979), «Робин и Мэриан» (1976) с участием Шона Коннери и Одри Хепберн; «Супермен II и III»
(1980, 1983).
Ричард Лестер в 1977 году решил, что его работа
с Коннери над фильмом «Робин и Мэриан» была столь продуктивной, что он должен свой новый
фильм также делать с Коннери. Он сел за стол и придумал сюжет, а затем попросил драматурга
Чарли Вуда написать сценарий. Лестер никогда раньше не ставил фильм специально для одного
актера. Как показало время, такой опыт стал единственным в его творческой жизни.
Шон Коннери и Брук Адамс в фильме «Куба»
Оказалось, написать сценарий было непросто, и Лестер показал его Шону еще в незаконченном
виде.
В интервью, взятом во время съемок, Коннери рассказывал журналистке Мэрилин Бек, специально прилетевшей в Испанию из Голливуда, чтобы пообщаться с актером: «Когда они принесли мне
сценарий «Кубы», он не был закончен и казался слишком длинным. Но я был уверен, что сама
история потрясающая - представляет познавательный интерес, имеет политическую интригу,
насыщена приключениями, кроме того, там была прекрасная история любви». Несмотря на незаконченность работы над сценарием, продюсер Дэнис О'Делл достал 7 миллионов долларов. Казалось все складывалось замечательно.
Фильм снимался в Южной Испании, хорошо знакомой Шону, при небольшой помощи художников она
легко превращалась в Кубу 50-х годов. Здания в стиле «адобе» с гладкими белыми стенами,
политические граффити, взывающие к защите свободы, отнюдь не роскошный отель «Рим»,
место свиданий героев Коннери и Адамс, - все это было найдено на окраинах Кадиса. Это так походило на Кубу, что почти ничего не надо было добавлять или менять.
Даже площадь
Испании в Кадисе легко превращалась в площадь Гаваны, на которой тысячи местных жителей
приветствовали Кастро, когда его бойцы спустились с гор.
Сотни солдат с ближайшей военной базы Рота были наняты в массовку. Все было готово, кроме
сценария. Лестер признавался, что он не знает, чем фильм должен закончиться. Несмотря на это, Коннери полностью доверял режиссеру и вселял в него уверенность. Когда актер прибыл на съемки, возникли задержки, связанные с незаконченностью сценария. Коннери сам помогал с его перепиской. Для него в этом не было ничего странного.
«Я участвовал в написании или переписке сценариев почти каждого фильма, в котором был занят», - рассказывал Шон в интервью.
В сентябре 1978 года они должны были уже начать съемки, так как в начале европейской зимы испанская погода переставала походить на кубинскую. Шон знал, что в конце ноября дни становятся короче и начинаются дожди. В январе дожди становятся непрерывными и сильными, кроме того, в это время года возможны и другие погодные осложнения.
Съемочная группа поселилась недалеко от Кадиса, в одном из 78 мест, где должны были проходить съемки.
За день до того стало известно, что убит военный правитель Мадрида Константино Ортин Жиль.
Везде блокировались дороги, всюду стояли вооруженные солдаты. Коннери сидел в своем номере,
в то время как все остальные под проливным дождем ждали окончания мессы по Жилю в одном из
мест, зарезервированном для съемки.
Шон Коннери в фильме «Куба»
Лестер, завернувшись в водонепроницаемый плащ, позвал к себе испанского члена съемочной группы, чтобы узнать в чем дело.
«Сколько времени продлится месса?»
«Quien sabe? - ответил испанец, а затем на ломаном английском добавил: - Я не знаю. Я никогда не был ни на одной мессе».
«Ну хорошо, но может быть, вы способны узнать это? - спросил отчаявшийся Лестер. - Мы не можем ждать весь день. Посмотри на все это!» - Лестер протянул руку, указывая на кинооборудование и камеры, сваленные в грязи. Затем он поднял голову и взглянул на небо, на котором не было ни малейшего просвета,
небо было затянуто тучами, и ничто не сулило появления
карибского солнца. В конце концов, они потеряли весь день.
Дальше было хуже. Бомбардировщик В-52, нанятый для участия в финальных сценах фильма,
разбился в последний день репетиций. Лестер смог спасти только лишь одну пленку из
репетиционных кадров. В поезде, который также должен был участвовать в финальных сценах,
при первых же съемках взорвался паровой бак, что, конечно, вывело его из строя на довольно долгое
время. Затем не удалось найти тяжелое вооружение для сражения между партизанами и армией
Батисты. В самый последний момент перед съемками выяснилось, что военный дивизион, который
испанское правительство обещало предоставить для съемок, не сможет прибыть из-за убийства
мадридского правителя - солдаты требовались для военных целей.
Лестеру пришлось обходиться двумя «лендроверами» и несколькими картонными танками.
К этому моменту Коннери уже был готов паковать чемоданы и уезжать домой. Он бы сделал это,
если бы ему не было жаль Лестера. В фильме все время производились какие-то изменения, и так продолжалось вплоть до самого окончания работы, что приводило в ужас Брук Адамс.
«Вы думаете, что вы выучили роль, что вы чувствуете свой персонаж, - жаловалась она, - вы читаете и перечитываете сценарий, чтобы быть лучше подготовленной к съемкам. Однако когда вы должны играть, оказывается, что все уже изменено, и абсолютно не понятно, что, черт возьми, вам надо делать».
Английские журналисты, прилетевшие в Кадис для организации рекламной компании, нашли Коннери
обеспокоенным и раздраженным. Он уклонялся от общения с ними. Он совершенно не желал участвовать в организованных неформальных
встречах и давать интервью. «Пожалуйста, оставьте меня в покое. Я сделал все, что мог». Он садился в свой «мерседес» и уезжал домой. Продюсер О'Делл смущенно пожимал плечами, извиняясь перед ожидавшими Коннери журналистами.
«На него столько свалилось», - объяснял продюсер.
Шон Коннери в фильме «Куба»
И это было правдой. Коннери уже тогда чувствовал, что «Куба» станет еще одной неудачей на его пути. Он оказался
прав. Создание фильма было более драматичным, чем его сюжет. Коннери говорил, что это была
его самая большая ошибка в жизни - начать работу при незаконченном сценарии.
Лестер, попытавшись в одном фильме смешать драму, документальность и голливудскую «лав стори»,
старался снять нечто вроде «Касабланки», но потерпел поражение на этом пути.
В результате фильм умер почти мгновенной смертью, его показывали только две недели в Лондоне
и чуть дольше - в провинции. Америку фильм не заинтересовал совсем, так как все, кто был в курсе политических событий и общественного мнения, знали, что Куба не является местом, способным возбудить какие-либо эмоции, кроме желания сделать конфигурацию из трех пальцев.
Сегодня, спустя десятилетия, фильм кажется более интересным. Часто бывает, что когда над вами
не довлеет соотношение затрат и прибылей, когда оценки тогдашних критиков давно забыты,
фильмы такого рода воспринимаются совсем по-иному. Коннери, несмотря на все трудности съемок,
очень хорош в «Кубе». Спустя годы события, отображаемые в фильме, приобретают историческую
глубину, что придает картине несомненную ценность.
Сильно измененный римейк «Касабланки» сделан
великолепно. Мой любимый актер Шон Коннери в роли британского наемника встречает свою старую любовь Брук Эдамс и в их сердцах вспыхивает костер
новой страсти. Действие происходит на Кубе во время падения Батисты в 1958 году. Снят фильм очень красиво.
Прекрасную кубинку Александру Лопес де Пулидо должна была играть Дайана Росс. По каким-то причинам она отказалась, и эту роль сыграла Брук Адамс, о чем впоследствии очень жалела.
В начале фильма подзаголовок объявляет, что все события картины происходят в 1959 году.
Однако, фактическая дата последних событий, которые происходят в фильме, когда Фидель Кастро въезжает в Гавану, отмечая завершение революции, датируются 1 января 1959 года. Значит, все предшествующие события фильма должны были произойти в 1958, а не в 1959 году.
Действие фильма разворачивается в 1958 году, но в одной из сцен мы видим в кадре лимузин Chrysler 1961 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери»
О фильме на IMDb