1979 год, США / American International Pictures (AIP), MGM/UA
Режиссер: Рональд Ним
Продюсеры: Арнольд Арголини и Теодор Парви
Исполнительные продюсеры: Сенди Хоуард, Габриэль Кацка
Сценарий: Стенли Манн и Эдмунд Х. Норт
Оператор: Пол Ломан
Музыка: Лоуренс Розенталь
Художник: Девид А.Констебль
Декорации: Барбара Крюгер
Костюмы: Альберт Вольски
В ролях: Шон Коннери (Доктор Пол Бредли), Натали Вуд (Татьяна Николаевна Донская), Карл Малден,
Генри Фонда, Брайан Кит, Мартин Ландау, Ричард Дизард, Тревор Ховард, Ричард А. Дисард, Джозеф Кампанелла, Кэтрин Де Хетр и др.
Время: 107 минут
Бюджет: $ 16,000,000
Кассовые сборы в США: $ 8,400,000
Кассовые сборы в Швеции: 1,035,592 шведских крон
Премьера в Швеции: 19 октября 1979 года.
Премьера в США: 19 октября 1979 года.
Премьера в Норвегии: 27 ноября 1979 года.
Премьера в Австралии: 20 декабря 1979 года.
Премьера в Финляндии: 21 декабря 1979 года.
Премьера в Западной Германии: 21 февраля 1980 года.
Космический корабль с астронавтами на борту уничтожен обломками астероида, которые образовались при столкновение между кометой и астероидом «Орфей».
Пятимильный астероид изменил свое направление и движется по направлению к Земле, катастрофа неизбежна.
Действие фильма происходит в эпоху Холодной войны, и успех в спасении человечества зависит от того, смогут ли две свехдержавы СССР и США договориться перед лицом всемирной катастрофы.
Ученые из разных стран, объединив свои усилия, стараются предотвратить
катастрофу, которая может повлечь за собой гибель
нашей цивилизации.
Главные герои в исполнении Шона Коннери (британский ученый Доктор Пол Бредли) и Натали Вуд (ученый-переводчик при советском астрофизике, Татьяна Николаевна Донская) помогают американским военным рассчитать массированный ракетный удар по гигантскому астероиду, летящему к Земле и грозящему ей гибелью.
Но осколки астероида упали на Землю, вызвав снежные лавины
в Швейцарии, затопление водными потоками Гонконга и разлив реки Гудзон, разрушивший
целые районы Нью-Йорка...
Рональд Ним (Ronald Neame) - английский оператор, режиссер, продюсер. Родился 23 апреля 1911 года в Лондоне в семье известного
фотографа-портретиста и кинорежиссера Элвина Нима и актрисы Айви Клоуз. После смерти отца ему пришлось оставить школу и самостоятельно
зарабатывать на жизнь. Поиски работы привели его на киностудию Elstree, где он на первых порах подрабатывал посыльным. Впоследствии
был ассистентом кинооператора Джеймса Кокса и в качестве члена съемочной группы участвовал в создании первого звукового фильма Альфреда Хичкока
«Шантаж» (1929). В течение нескольких лет он снимал малобюджетные фильмы, и лишь позднее ему доверили быть оператором более престижных картин студии
Ealing.
С 1941 года началось его многолетнее сотрудничество с известным режиссером Дэвидом Лином. Их первыми совместными работами
были комедийная лента «Майор Барбара» (1941), поставленная по пьесе Бернарда Шоу и патриотическая военная картина «...в котором мы служим» (1942)
снятая совместно с режиссером и сценаристом Ноэлем Коуардом. В 1943 году Ним был выдвинут на соискание премии «Оскар» за операторские спецэффекты в фильме
Майкла Пауэлла «Один из наших самолетов пропал» (1942), и тогда же вместе с продюсером Энтони Хэйлоком-Алланом и Дэвидом Лином он организовал
независимую компанию Cineguild под покровительством Rank Organization.
Рональд Ним (Ronald Neame)
В качестве оператора Ним работал еще над двумя картинами Лина, поставленных по пьесам Ноэля Коуарда, - «Это счастливое семейство» (1944) и
«Неугомонный дух» (1945), после чего выступил как продюсер его фильмов «Большие надежды» (1946) и «Оливер Твист» (1948). В конце сороковых
Ним дебютировал как режиссер с криминальными триллерами «Возьми мою жизнь» (1947) и «Золотая саламандра» (1949), однако настоящий успех
принесли ему комедии «Карта» (1952) c Алеком Гиннессом в главной роли и «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов» (1953) с приглашенной
голливудской звездой Грегори Пеком.
После военной драмы «Человек, которого никогда не было» (1956), Ним отправился в Голливуд, где приступил к съемкам
«Седьмого греха» по Соммерсету Моэму, однако опыт оказался неудачным, и заканчивать работу над фильмом пришлось другому режиссеру, американцу
Винсенту Миннелли. Вернувшись в Великобританию, Ним снял колониальный фильм «Метод Уиндома» (1957), и вместе с художником-постановщиком
Джоном Брайаном основал киностудию Knightsbridge Films.
Вслед за этим он поставил два фильма, которые считаются лучшими в его режиссерской карьере, - комедийный
«Устами художника» (1959) по роману Джойса Кэри и психологическую драму из жизни военных «Мелодии славы» (1960). Звездой этих картин стал
популярный британский актер Алек Гиннесс, сыгравший в «Мелодиях славы» шотландского офицера Джока Синклера - одну из лучших своих ролей.
В шестидесятые годы Ним снял целый ряд картин, из которых наиболее удачными стали криминальная комедия «Гамбит» (1966) с Майклом Кейном и Ширли Маклейн и психологическая драма
«Мисс Джин Броуди в расцвете лет» (1969), которая принесла первую премию «Оскар» исполнительнице главной роли актрисе Мэгги Смит.
Следующее десятилетие режиссер открыл мюзиклом «Скрудж» (1970) по повести Чарльза Диккенса, который во многом напоминал
появившийся двумя годами раньше «Оливер» Кэрола Рида. Сделанный в США фильм «Приключения Посейдона» (1972) стал самой известной и коммерчески
успешной режиссерской работой Нима. Эта история о пассажирах терпящего бедствие океанского лайнера, не только обрела широкую популярность,
но и во многом определила дальнейшее становление жанра «фильма-катастрофы». Столь же благосклонно был воспринят и политический детектив
«Досье Одесса» (1974), поставленный по одноименному роману Фредерика Форсайта, однако последовавший за ним научно-фантастический «Метеор»
(1979) с Шоном Коннери и Натали Вуд, на создание которого были затрачены огромные средства, провалился в прокате и имел отрицательные отзывы кинокритиков. В 1976 году поставил фильм «Другая сторона полуночи» (по С. Шелдону).
Поначалу проект казался весьма впечатляющим. О нем говорили как о
фильме катастроф, который станет непревзойденным в этом жанре. Так оно и случилось, но
совсем не по тем причинам, как ожидалось. Шон Коннери возглавил список звезд, задействованных в фильме. (Это были первые съемки фильма Коннери в США со времен «Молли Магуайрс» 1969 года).
На роль русской героини, переводчицы Татьяны Донской, производителям фильма нужно было найти актрису, которая могла убедительно произносить по-русски свой текст. На эту роль была выбрана
Натали Вуд, американская актриса русского происхождения. Хотя она и родилась в Америке, но ее родители были русскими иммигрантами и часто говорили по-русски дома.
Также в фильме снимались Карл Малден, Генри Фонда, Брайан Кит, Ричард Дизард и старый друг Шона Тревор Ховард.
Рональд Ним согласился занять кресло режиссера после того, как его друг и коллега Вильям Клебер попросил его принять участие в картине.
Компания «MGM» финансировала съемки, надеясь на то, что режиссер «Приключения Посейдона» поставит новый фильм, который будет не хуже его предыдущей картины. Все предвещало успех.
Разрушения Башен Близнецов в фильме «Метеор»
Однако ни в чем нельзя быть уверенным на съемках такого широкомасштабного фильма. Сам сюжет выглядел неплохим - ученые из разных стран, объединив свои усилия, стараются предотвратить столкновение астероида с Землей, которое может повлечь за собой гибель нашей цивилизации. В создании
этой очень драматичной истории участвовал Эдмунд Х. Норт, написавший классический научно-фантастический роман
«День, когда мир остановился» («The Day The World Stood Still»). Также к созданию сценария был привлечен Стэнли Манн («Коллекционер» 1965), он работал над окончательным вариантом сценария в течение трех месяцев.
Через некоторое время из-за разногласий с производителями фильма покидает проект Вильям Клебер.
Именно Клебер пригласил Нима стать режиссером картины, он был его главным помощником и единомышленником. Режиссер воспринял уход Клебера, как большую потерю для фильма.
Как пишет Рональд Ним в своей автобиографии «Straight from the Horse’s Mouth» (2003): «Возможно, этот уход должен был подсказать мне, что нас ждет впереди».
Во время съемок фильма Рональд Ним постоянно конфликтовал с продюсерами, спорил с Натали Вуд о количестве косметики на ее лице. Режиссер считал,
что Вуд злоупотребляет косметикой, он потребовал, чтобы актриса удалила часть макияжа. На что Вуд передала ответ: «Сообщите режиссеру, что я буду счастлива сделать это, если Шон (Коннери) будет работать без его парика». На этом вопрос был исчерпан.
Многое в фильме было основано на спецэффектах, что вызвало превышение первоначального
бюджета. В конце выяснилось, что картина стоила почти 15 миллионов долларов. Актеры месяцами
ждали, когда же, наконец, начнутся съемки, а когда их работа была закончена, продюсеры должны
были снимать спецэффекты, на которые денег уже не хватало. В результате декорации, различные сооружения делались так,
что даже самый неискушенный взгляд обнаруживал в них клей и фанеру.
Срочно была организована встреча, чтобы обсудить дальнейшие действия по спасению фильма.
«Я высказал свое мнение, что мы нуждаемся в дополнительных инвестициях в проект, чтобы улучшить спецэффекты», - говорил режиссер. «Исполнительный продюсер Сенди Хоуард не соглашался. Встреча, начавшаяся в джентльменской манере, быстро сменила тон.
Друг в друга бросались обвинения. Люди во внешнем офисе слышали вопли, доносившиеся из кабинета. Компромисс и понимание так и небыли достигнуты. Это была катастрофа, фильм был уничтожен и я ушел». Впоследствии были сделаны некоторые улучшения по спецэффектам, но они не удовлетворили режиссера.
«Не смотря на мое обращение в суд, чтобы мое имя не появлялось в титрах фильма «Метеор», меня все равно продолжают указывать, как режиссера картины», - говорит Рональд Ним.
Во время последней катастрофы, происходящей в фильме, персонажи
Коннери и Натали Вуд жили в подземной секретной станции и должны были часами пробираться сквозь грязь и
ил. Съемки этих эпизодов продолжались в течение десяти дней - очевидно, трудно было
получить необходимую консистенцию грязи, и стоили 1,5 миллиона долларов.
Один миллион фунтов желеобразной грязи, похожей на ту, что получается при бурении скважин, был доставлен на съемочную площадку студии «MGM». Во время съемок эпизодов в подземке через специальные трубочки это вещество
постепенно наполняло декорацию, располагающеюся в огромном бассейне. Все это безобразие лилось сверху на актеров.
Первоначально грязь должна была быть подогретой, что было удобно для актеров, которые должны были проводить на съемочной площадке в желеобразном месиве несколько часов.
Однако когда попробовали подогреть эти тонны грязи, от высокой температуры полностью запотели камеры. От нагретой грязи пришлось отказаться.
Как рассказывает исполнитель одной из главных ролей Карл Малден, во время съемок этих эпизодов актерам заложили уши хлопком, и после каждой сцены приходилось промывать глаза водой. «Это были трудные сцены для каждого. Все было очень реалистично, настоящая тяжелая грязь налипала на вашу одежду, руки, ноги, было тяжело двигаться, это требовало больших усилий».
Это очень походило на фарс, хотя нельзя сказать, что все в фильме было
плохо. В нем было несколько очень сильных сцен, однако говорили, что «Метеор» упал на землю
как тяжелый камень, предоставив критикам широкие возможности для убийственной критики.
Для Коннери случившееся не стало неожиданностью. Он и Натали Вуд ощущали запах провала
уже в середине рабочего периода.
Когда фильм после нескольких задержек, связанных с титаническими усилиями по
улучшению спецэффектов, наконец вышел на экраны в 1979 году, Коннери, давая интервью журналистам и репортерам,
напрасно пытался привлечь внимание зрителей к картине. «Метеор» быстро попал в список
крупных финансовых неудач - к стоимости съемок прибавились затраты на рекламу, полиграфию,
и так далее, и в конце концов на фильм ушло примерно 30 миллионов долларов, из которых
удалось вернуть лишь 15 миллионов.
Результатом всеобщих усилий стал полный провал и несчастливый опыт для всех участников и создателей фильма «Метеор». Актеры и съемочная команда, однако, пробовали сохранять их чувство юмора, нося футболки с надписью:
«Есть Жизнь После Метеора» (There is Life After Meteor).
Фильм «Метеор», разруганный критиками и зрителями, стал одним из самых больших провалов десятилетия. Но вот интересно, в 1980 году картина получила номинацию на премию Американской Киноакадемии
«Оскар» в категории «лучший звук». Забавно наблюдать, как от этого повысился статус картины, которая, по существу, является фильмом класса B.